"Здоровьесозидающий потенциал образовательной среды школы "
статья по химии

Ченцова Наталья Николаевна

"Здоровьесозидающий потенциал образовательной среды  школы "

 

«Школа-это мастерская, где формируется мысль

подрастающего поколения. Надо крепко держать ее в руках,

 если не хочешь выпустить из рук будущее»

Д.И. Менделеев

Приоритетной целью  российской государственной политики  является решение проблемы здоровья участников образовательного процесса.  Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве главного направления деятельности образовательного учреждения.

Здоровьесберегающая  образовательная  среда  –  это  идеальная  модель,  к  которой стремятся все участники образовательного процесса – учителя, учащиеся и их родители.

Одним из направлений  развития  здоровьесозидающего потенциала образовательной среды является развитие сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса. Сетевое взаимодействие в образовании - это сложный механизм, благодаря которому происходит вовлечение в учебный или внеурочный процесс сразу нескольких организаций: школ, учреждений дополнительного образования, университетов, общественных организаций, родительской общественности.  

Параметры сетевого взаимодействия:

  • совместная деятельность обучающихся (воспитанников) и преподавателей (воспитателей), законных представителей обучающихся, в результате которой происходит  прямое или косвенное воздействие субъектов данного процесса друг на друга
  • преобразование  в эмоциональном настрое, волевой составляющей характера, познавательной деятельности, личностной сфере у участников сетевого взаимодействия;
  • учет личностных характеристик участников сетевого взаимодействия, социальная адаптация;
  • использование принципов сотворчества, взаимодоверия  и сотрудничества;
  • взаимодействие на основе  поддержки, взаимного партнерства.

Сетевое взаимодействие позволяет сформировать  здоровьесберегающую образовательную среду, направленную на воспитание гармонически развитой, деятельно-активной, социально адаптированнной личности ребенка.

При этом происходит формирование оптимальных методик, позволяющих воздействовать на воспитательный и образовательный процесс, повысить их эффективность и результативность.  

Необходимо учесть, что лишь совместные взаимоусилия, направленные на улучшение условий, качества  образовательного процесса, процесса воспитания, повышение качества материально-технической базы, совершенствование  и разнообразие внеурочной деятельности, могут дать желаемый результат. Подобная система должна стать прекрасным стимулом для саморазвития подрастающего поколения россиян.

 

  В нашей школе сетевое  взаимодействие осуществляется  при вовлечении обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность во внеурочное время. Большой интерес у обучающихся среднего и старшего школьного возраста вызывает потребительская корзина типичного россиянина. Каково качество продуктов, потребляемых нами? Как улучшить его? Над этими вопросами задумываются наши ребята. Именно поэтому большая часть проектной деятельности связана с химическими процессами. В качестве примера можно привести работы над  проектами по химии: «Физико-химический и санитарно-микробиологичкский анализ колбасных изделий», «Исследование качества молока, продающегося  в магазинах Санкт-Петербурга», «Рыба как один из основных продуктов здорового питания человека.  Мифы и реальность» и т.д. 

  Лабораторные исследования по этим  работам  проводились на базе школы и санитарно-биологической лаборатории. Учащиеся посетили  заводы  по производству пищевых продуктов, «Пит-продукт» и «Балтийский берег».  Результаты своих исследований они представили на площадках разного уровня:

  • школьном – ГБОУ школа №436
  • районном - ИМЦ Петродворцового района (конкурс  исследовательских работ «Ломоносовские чтения»)
  • городском – конкурс «Лицейские чтения», «Ломанская линия»
  • всероссийском – Санкт-Петербургский государственный университет СПбГУ (Всероссийская научно-практическая конференция школьников «Химия и охрана окружающей среды»)
  • международном - Санкт-Петербургский государственный технологический институт,   конкурс научных работ учащихся школ, гимназий и лицеев «Химия: наука и искусство», имени В.Я. Курбатова

 

Задачей современной системы образования является освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности реальных видов деятельности.  

При работе над проектами происходит формирование  универсальных учебных действий: умений целеполагания, выдвижения гипотез, планирования своей деятельности, нахождения алгоритма решения, проверки и оценивания конечного результата, корректировки самостоятельной работы с информацией для выполнения конкретного задания.

Результатом учебной исследовательской деятельности можно считать формирование у обучающихся  исследовательской компетентности, достижение суммы планируемых образовательных результатов, при приоритете метапредметных и личностных, а также формирование и развитие универсальных учебных действий

 

Работа над подобными  проектами и их защита способствует получению участниками  проекта разнообразного социального опыта, профориентации,  созданию стойкого положительного эмоционального состояния. А развитие сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса является прочным фундаментом, способствующим развитию здоровьесозидающего потенциала школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

"Здоровьесозидающий потенциал образовательной среды  школы "

«Школа-это мастерская, где формируется мысль

подрастающего поколения. Надо крепко держать ее в руках,

 если не хочешь выпустить из рук будущее»

Д.И. Менделеев

Приоритетной целью  российской государственной политики  является решение проблемы здоровья участников образовательного процесса.  Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве главного направления деятельности образовательного учреждения.

Здоровьесберегающая  образовательная  среда  –  это  идеальная  модель,  к  которой стремятся все участники образовательного процесса – учителя, учащиеся и их родители.

Одним из направлений  развития  здоровьесозидающего потенциала образовательной среды является развитие сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса. Сетевое взаимодействие в образовании - это сложный механизм, благодаря которому происходит вовлечение в учебный или внеурочный процесс сразу нескольких организаций: школ, учреждений дополнительного образования, университетов, общественных организаций, родительской общественности.  

Параметры сетевого взаимодействия:

  • совместная деятельность обучающихся (воспитанников) и преподавателей (воспитателей), законных представителей обучающихся, в результате которой происходит  прямое или косвенное воздействие субъектов данного процесса друг на друга
  • преобразование  в эмоциональном настрое, волевой составляющей характера, познавательной деятельности, личностной сфере у участников сетевого взаимодействия;
  • учет личностных характеристик участников сетевого взаимодействия, социальная адаптация;
  • использование принципов сотворчества, взаимодоверия  и сотрудничества;
  • взаимодействие на основе  поддержки, взаимного партнерства.

Сетевое взаимодействие позволяет сформировать  здоровьесберегающую образовательную среду, направленную на воспитание гармонически развитой, деятельно-активной, социально адаптированнной личности ребенка.

При этом происходит формирование оптимальных методик, позволяющих воздействовать на воспитательный и образовательный процесс, повысить их эффективность и результативность.  

Необходимо учесть, что лишь совместные взаимоусилия, направленные на улучшение условий, качества  образовательного процесса, процесса воспитания, повышение качества материально-технической базы, совершенствование  и разнообразие внеурочной деятельности, могут дать желаемый результат. Подобная система должна стать прекрасным стимулом для саморазвития подрастающего поколения россиян.

  В нашей школе сетевое  взаимодействие осуществляется  при вовлечении обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность во внеурочное время. Большой интерес у обучающихся среднего и старшего школьного возраста вызывает потребительская корзина типичного россиянина. Каково качество продуктов, потребляемых нами? Как улучшить его? Над этими вопросами задумываются наши ребята. Именно поэтому большая часть проектной деятельности связана с химическими процессами. В качестве примера можно привести работы над  проектами по химии: «Физико-химический и санитарно-микробиологичкский анализ колбасных изделий», «Исследование качества молока, продающегося  в магазинах Санкт-Петербурга», «Рыба как один из основных продуктов здорового питания человека.  Мифы и реальность» и т.д. 

  Лабораторные исследования по этим  работам  проводились на базе школы и санитарно-биологической лаборатории. Учащиеся посетили  заводы  по производству пищевых продуктов, «Пит-продукт» и «Балтийский берег».  Результаты своих исследований они представили на площадках разного уровня:

  • школьном – ГБОУ школа №436
  • районном - ИМЦ Петродворцового района (конкурс  исследовательских работ «Ломоносовские чтения»)
  • городском – конкурс «Лицейские чтения», «Ломанская линия»
  • всероссийском – Санкт-Петербургский государственный университет СПбГУ (Всероссийская научно-практическая конференция школьников «Химия и охрана окружающей среды»)
  • международном - Санкт-Петербургский государственный технологический институт,   конкурс научных работ учащихся школ, гимназий и лицеев «Химия: наука и искусство», имени В.Я. Курбатова

 

Задачей современной системы образования является освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности реальных видов деятельности.  

При работе над проектами происходит формирование  универсальных учебных действий: умений целеполагания, выдвижения гипотез, планирования своей деятельности, нахождения алгоритма решения, проверки и оценивания конечного результата, корректировки самостоятельной работы с информацией для выполнения конкретного задания.

Результатом учебной исследовательской деятельности можно считать формирование у обучающихся  исследовательской компетентности, достижение суммы планируемых образовательных результатов, при приоритете метапредметных и личностных, а также формирование и развитие универсальных учебных действий

Работа над подобными  проектами и их защита способствует получению участниками  проекта разнообразного социального опыта, профориентации,  созданию стойкого положительного эмоционального состояния. А развитие сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса является прочным фундаментом, способствующим развитию здоровьесозидающего потенциала школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы".

Выступление на педагогическом совете школы по теме:«Воспитывающий потенциал образовательной среды современнойшколы: проблемы и пути развития». 1.     Рассмотрены основны...

статья "Повышение здоровьесозидающего потенциала уроков ОБЖ"

Глава 1. Теоретические основы здоровьесозидающих технологий  в образовательном процессе        Глава 2.  Применение здоровьесозидающих технологий  в изучении пр...

Реализация здоровьесозидающего потенциала урока (на примере урока географии)

Статья, посвященная реализации здоровьесозидающего потенциала на любом уроке в средней школе, на примере урока географии...

Роль концертмейстера дополнительного образования в формировании толерантности посредствам творческого потенциала образовательной программы

Высшим результатом образования является терпимость.Хелен Келлер, американская писательница ХХ в....

Значение психолого-педагогических компетенций учителя в реализации воспитательного и развивающего потенциала образовательного процесса

Нельзя переоценить значение психолого-педагогических компетенций учителя  в реализации воспитательного и развивающего потенциала образовательного процесса. Следует подробнее рассмотреть эти одни ...

Здоровьесозидающий потенциал логопедического занятия

Осуществить все мероприятия по здоровьесбережению невозможно без привлечения к данной работе не только педагогов, но и других специалистов. К числу специалистов, чья деятельность направлена на здоровь...

Здоровье поддерживающий потенциал образовательного транзактного анализа

Выбранный метод, образовательного транзактного анализа,   используется нами как средство психолого-педагогической поддержки учителя и обучения его определенным навыкам, которые могут предотв...