Образовательные стандарты и ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ
методическая разработка по химии

Степаненко Валентина Сергеевна

Внедрение информационных технологий на уроках химии сегодня это насущная и объективная потребность. Современное образование должно соответствовать требованиям информационного общества. Система образования исторически развивается в ситуации «шока от будущего», – человек рождается и учится в одном мире, а самостоятельно действовать ему придется в другом Внедрение информационно-коммуникативных технологий в учебный процесс - объективная реальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_na_urokah_himii.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Степаненко В.С.

Образовательные стандарты и ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ

МБОУ СОШ№9  г. Краснотурьинск

Внедрение информационных технологий на уроках химии сегодня это насущная и объективная потребность. Современное образование должно соответствовать требованиям информационного общества. Система образования исторически развивается в ситуации «шока от будущего», – человек рождается и учится в одном мире, а самостоятельно действовать ему придется в другом Внедрение информационно-коммуникативных технологий в учебный процесс - объективная реальность.

Для учителя и учеников открыт доступ к электронным ресурсам знаний: библиотекам и научным и творческим лабораториям.

Но  интернет несет не только положительное, но и отрицательное начало, поэтому роль учителя здесь неизмеримо высока.
Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет:

  1. обрабатывать различные виды информации при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, чертежи, рисунки и т.д.);
  2. создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point, уметь использовать различные варианты анимации;
  3. использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
  4. организовать работу с электронным учебником на уроке, применить учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
  5. осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям и организовать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;
  6. разрабатывать тесты, используя готовые программы - оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.

При этом сегодня  для  учеников 8-11 классов не является новым и неизвестным ни работа с различными редакторами и процессорами, ни использование ресурсов Интернета, ни компьютерное тестирование. Со всем этим ученики знакомятся как на уроках,  так и в работе на персональном компьютере  дома (они имеются сегодня у 100% обучающихся).
В курсе химии средней школы есть сложный материал, изучение и понимание которого требует развитого образного мышления, умения анализировать и сравнивать. Но многие учащиеся не владеют необходимыми мыслительным навыками для глубокого понимания явлений, обладают недостаточным образным мышлением и не понимают материал, если не увидели и не потрогали объект изучения. И здесь на помощь приходят современные информационные технологии.

Применение компьютера на уроках химии является очень важным методом организации активной и осмысленной работы учащихся, делая занятия более наглядными и интересными. Оно позволяет: интенсифицировать деятельность учителя и ученика;  повышать качество обучения предмету;  отражать существенные стороны химических объектов, зримо воплощая в жизнь принцип наглядности; выдвигать на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Использование Интернет - ресурсов помогает реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал.

Компьютер – средство, используемое учителем в учебном процессе, который может выполнять разнообразные функции в процессе обучения химии:

  • Средство тренировки;
  • Средство создания текстов;
  • Средство обработки и хранения статистической информации   об учебной деятельности;

Основными направлениями использования ИКТ учителями химии являются:

  • Мультимедиа-уроки
  • Тестирование на компьютерах.  
  • Дистанционные олимпиады.  
  • Телекоммуникационные проекты.
  • Уроки на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, семинаров,  докладов учащихся.
  • Проектная деятельность.

Всё это, я применяю на различных этапах урока.

Мультимедиа-уроки  провожу на основе компьютерных обучающих программ: Виртуальная лаборатория.  

Тестирование на компьютерах.  С помощью тестов и онлайн-тестов проверяю, как хорошо ученик знает тот или иной материал.

         Одной из возможностей использования мультимедийных технологий на уроке является мультимедийная презентация с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком).

          Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски проецирование слайд-фильмов и опорных таблиц с экрана компьютера на большой настенный экран.

Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.

В основу использования на уроках химии мультимедийных презентаций положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами химической науки: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным.

Презентацию я могу подготовить сама или поручаю создание презентации обучающимся. Эта презентация может быть использована во время проведения разных форм уроков или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы обучающихся при подготовке к уроку.

Использование электронных ресурсов учебном процессе предполагает, что учитель умеет:

обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов, чтобы применять их на уроке;

2) создавать слайды по учебному материалу, используя редактор презентаций MS Power Point и демонстрировать презентации на уроке;

3) использовать имеющиеся готовые программные продукты по своему предмету;

4) осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

 5) разрабатывать тесты и проводить компьютерное тестирование.

Использование образовательных ресурсов в преподавании химии, это, прежде всего, — подготовка к ЕГЭ, дистанционное образование, профильное обучение и проектная деятельность учащихся, а также организация работы с электронными учебниками.

Использование образовательных ресурсов на уроках превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)- http://fcior.edu.ru и Цифровые образовательные ресурсы(ЦОР) - http://school-collection.edu.ru

Внедрение и применение образовательных ресурсов в учебный процесс позволило выделить:

1. Практическую направленность. По всем разделам и учебным модулям;

 2.Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активнодеятельностных форм обучения.

Для проектирования учебного занятия с применением образовательных ресурсов важно: научиться осуществлять поиск и отбор образовательных ресурсов в соответствии с имеющимися условиями; определять целесообразность использования ЭОР на различных этапах урока.

Классификация ЭОР:

1) ЭОР - «И» - для получения информации;

2) ЭОР - «П» - для поддержки практической деятельности учащихся;

) ЭОР - «К» - для аттестации и контроля знаний учащихся.

ЭОР, ЦОР - это всего лишь современный инструментарий для грамотного использования на уроке.

Полноценное внедрение электронных образовательных ресурсов, с их встраиванием в учебный процесс позволяет гармонично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми

Банк электронных ресурсов по химии


http://school-collection.edu.ru/
 - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://him.1september.ru/  - электронная версия газеты "Химия" приложение к "1 сентября"

http://pedsovet.org/ - Педсовет.org. Живое пространство образования. Интернет-ресурс содержит теоретические и практические материалы для проведения уроков, внеклассных мероприятий

http://festival.1september.ru/subjects/4/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Разработки уроков по химии

http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000755 - Сетевое объединение методистов – это сайт, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников. В нем размещаются различные материалы по химии: методические разработки уроков, лабораторные работы, тесты и контрольные работы, олимпиады, видеоопыты, химические задачи, интернет-учебники по химии и многое другое

http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК. Электронный журнал для преподавателей, школьников и студентов, изучающих химию. Включает методические рекомендации для учителей химии, справочники, биографии великих химиков, разделы "Веселая химия", "Химия на каждый день" и много другой интересной и полезной информации

http://www.chemistry.narod.ru/ - Мир химии. Содержит химические справочники, историю создания и развития периодической системы элементов (ссылка "Музей"), описание химических опытов с различными элементами, сведения из основных областей химии (ограническая, агрохимия, геохимия, экохимия, аналитическая химия, фотохимия, термохимия, нефтехимия), раздел химических новостей, ссылки на полезные ресурсы Интернета и т.д.

http://hemi.wallst.ru/ - Химия. Образовательный сайт для школьников и студентов. Электронный учебник по химии для средней школы, пригодный для использования как в обычных, так и в специализированных классах, а также для повторения материала в выпускном классе и для подготовки к экзаменам. На сайте опубликован ряд приложений: таблица Менделеева, таблица электроотрицательностей элементов, электронные конфигурации элементов и др., а также задачи для самостоятельного решения

http://www.college.ru/chemistry/ - Открытый Колледж: Химия. Электронный учебник по химии (неорганическая, органическая, ядерная химия, химия окружающей среды, биохимия); содержит большое количество дополнительного материала. Учебник сопровождается справочными таблицами, приводится подробный разбор типовых задач, представлен большой набор задач для самостоятельного решения

http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ -  Органическая химия - учебник для средней школы.  В учебнике излагаются теоретические основы органической химии и сведения об основных классах органических веществ. Приводятся рекомендации по решению задач. Учебные тексты сопровождаются большим количеством графических иллюстраций и анимаций, в том числе трехмерных

http://www.informika.ru/text/database/chemy/Rus/chemy.html - Электронные учебники по общей химии, неорганической химии, органической химииПредоставляются справочные материалы (словарь химических терминов, справочные таблицы, биографии великих химиков, история химии), а также тестовые вопросы

http://rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Chemistry - Образовательный сервер тестирования. Бесплатное оn-line тестирование по химии, требует регистрации в системе. Тестовые задания включают в себя составление уравнений и выбор условий проведения химических реакций, классификацию элементов и сложных веществ, вопросы по структуре молекул, количественный расчет реагентов, способы идентификации веществ

Список литературы

[1] Химия и жизнь: научно–популярный журнал http://www.hij.ru.

[2] Газета “Химия” http://www.1september.ru.

[3] Экспериментальная химия http://www.chemexperiment.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления использования информационных технологий на уроках химии в школе

В современных условиях требуется подготовить школьника к быстрому восприятию и обработке поступающей информации, успешно ее отображать и использо...

Использование информационных технологий на уроках химии

Применение компьютера на различных этапах урока химии...

Использование информационных технологий на уроках химии.

Использование информационных технологий на уроках химии....

Методическая разработка "Использование информационных технологий на уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии"

Химия вводится в курс школьных предметов одной из последних, т.е. у учащихся должны быть сформированы начальные представления об окружающем мире, о месте человека в нем. На этом возрастном этапе учащи...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ...

статья "Использование информационных технологий на уроках химии и биологии"

В статье приводятся примеры из педагогической практики использования ИКТ и компьютерной техники открывающие огромные возможности, так как позволяют применять совершенно новую методику обучения на школ...

Использование информационных технологий на уроках химии и биологии.

Использование ИКТ технологий способствует развитию самостоятельности учащихся, учету индивидуального темпа обучения, применению личностно-ориентированного подхода к обучению....