Программа курса внеурочной деятельности «Чудеса химии в повседневной жизни человека» 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс)

Поздеева Василиса Васильевна

Программа курса

внеурочной деятельности

«Чудеса химии в повседневной жизни человека»

9 класс

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа курса

внеурочной деятельности

«Чудеса химии в повседневной жизни человека»

9 класс

срок реализации 1 год

Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения курса

Предметными результатами освоения курса являются:

  • в познавательной сфере: описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык химии; наблюдать демонстрационные и самостоятельно проведенные опыты, химические рекции, протекающие в природе и в быту;
  • в ценностно-ориентационной сфере: строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе;
  • в трудовой сфере: планировать и проверять химический эксперимент; использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами;
  • в сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Личностными результатами освоения программы является:

  • в ценностно-ориентационной сфере - чувство гордости за рассийскую науку, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
  • в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  • в познавательной сфере – мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами являются:

  • владение универсальными естественнонаучными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование;
  • умение генерировать идеи определять средства, необходимые для их реализации;
  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
  • использовать различные источники для получения химической информации.

Занятия рассчитаны для проведения 1 раза в неделю по 1 часу, всего 35 занятий за учебный год.

Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием. Сообщения учащихся, тематика которых приводится в программе, позволяют сформировать у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.

Изучив программу данного кружка, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни.

4. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование темы

Всего

В том числе

Лекции

Семинарские занятия

Практические занятия

1

Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком

2

1

1

2

Вода

2

1

1

3

Смеси в жизни человека

2

1

1

4

Поваренная соль

2

1

1

5

Химия пищи

6

1

1

4

6

Спички

1

1

7

Бумага

3

1

1

1

8

В мире красок и карандашей

2

1

1

9

Стекло

2

1

1

10

Керамика

2

1

1

11

Химия стирает, чистит и убирает

4

1

3

12

Химия – хозяйка домашней аптечки

2

1

1

13

Химия – помощница садовода

2

1

1

14

Химия и ювелирные украшения

2

1

1

15

Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии

1

_

_

_

16

Итого

35

14

2

18

Программа

Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (2 ч).

Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.

Практическая работа № 1: получение каучука из листьев фикуса.

Тема 2. Вода (2 ч).

Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.

Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников.

Тема 3. Смеси в жизни человека (2 ч).

Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.

Практическая работа № 3: Самодельные духи.

Тема 4. Поваренная соль (2 ч).

Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.

Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка.

Тема 5. Химия пищи (6 ч).

Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.

Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.

Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.

Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах.

Практическая работа № 8: Анализ прохладительных напитков.

Тема 6. Спички (1ч).

Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России.

Тема 7. Бумага (3ч).

От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.

Практическая работа № 9: Изучение свойств различных видов бумаги.

Тема 8. В мире красок и карандашей (2 ч).

Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.

Практическая работа № 10: Изготовление минеральных пигментов разных цветов.

Тема 9. Стекло (2 ч).

История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол.

Практическая работа № 11: Изучение физических свойств различных стекол.

Тема 10. Керамика (2 ч).

Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.

Практическая работа № 12: Исследование физико-химических свойств глины.

Тема 11. Химия стирает, чистит и убирает (4 ч).

Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.

Практическая работа № 13: Определение среды в мылах и шампунях.

Практическая работа № 14: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.

Практическая работа № 15: Выведение пятен с ткани.

Тема 12. Химия – хозяйка домашней аптечки (2 ч).

Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.

Практическая работа № 16: Определение витаминов в препаратах поливитаминов.

Тема 13. Химия – помощница садовода (2 ч).

Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.

Практическая работа № 17: Изучение состава различных почв.

Тема 14. Химия и ювелирные украшения (2 ч).

Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью.

Практическая работа № 18: Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов.

Тема 15. Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии (1 ч).

Календарно-тематическое планирование (35 часов)

№  урока

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения занятия

35

По плану

По факту

Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (2 ч).

1

Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.

1

2

Практическая работа № 1: получение каучука из листьев фикуса.

1

Тема 2. Вода (2 ч).

3

Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.

1

4

Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников.

1

Тема 3. Смеси в жизни человека (2 ч).

5

Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.

1

6

Практическая работа № 3: Самодельные духи.

1

Тема 4. Поваренная соль (2 ч).

7

Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.

1

8

Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка.

1

Тема 5. Химия пищи (6 ч).

9

Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.

1

10

Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.

1

11

Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.

1

12

Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах.

1

13

Практическая работа № 8: Анализ прохладительных напитков.

1

14

Урок - семинар

1

Тема 6. Спички (1ч).

15

Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России.

1

Тема 7. Бумага (3ч).

16

От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.

1

17

Практическая работа № 9: Изучение свойств различных видов бумаги.

1

18

Урок - семинар

1

Тема 8. В мире красок и карандашей (2 ч).

19

Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.

1

20

Практическая работа № 10: Изготовление минеральных пигментов разных цветов.

1

Тема 9. Стекло (2 ч).

21

История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол.

1

22

Практическая работа № 11: Изучение физических свойств различных стекол.

1

Тема 10. Керамика (2 ч).

23

Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.

1

24

Практическая работа № 12: Исследование физико-химических свойств глины.

1

Тема 11. Химия стирает, чистит и убирает (4 ч).

25

Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.

1

26

Практическая работа № 13: Определение среды в мылах и шампунях.

1

27

Практическая работа № 14: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.

1

28

Практическая работа № 15: Выведение пятен с ткани.

1

Тема 12. Химия – хозяйка домашней аптечки (2 ч).

29

Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.

1

30

Практическая работа № 16: Определение витаминов в препаратах поливитаминов.

1

Тема 13. Химия – помощница садовода (2 ч).

31

Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.

1

32

Практическая работа № 17: Изучение состава различных почв.

1

Тема 14. Химия и ювелирные украшения (2 ч).

33

Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью.

1

34

Практическая работа № 18: Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов.

1

Тема 15. Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии (1 ч).

35

Урок обобщение.

1

Требования к усвоению учебного материала

В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны расширить свои знания о:

  • составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни;
  • нахождении воды в природе, свойствах воды, аномалиях воды, способах ее очистки, роли воды в природе и способах ее рационального использования;
  • составе и свойствах химических веществ, входящих в организм человека;
  • составе и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли;
  • видах спичек и ОВР, протекающих при их горении;
  • видах и свойствах бумаги, а также способах изготовления ее различных сортов;
  • видах и свойствах красок, способах их изготовления; классификации, свойствах и способах получения пигментов; видах и свойствах масел и восков, применяющихся в живописи;
  • составе стекла, видах стекол и способах их получения;
  • истории возникновения керамики и ее видов;
  • составе и свойствах мыла, механизме действия, свойствах СМС;
  • видах и назначении некоторых лекарственных препаратов;
  • видах и свойствах удобрений, их химическом составе, а также экологических и медицинских проблемах, связанных с их применением.

В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны уметь:

  • применять методы качественного и количественного анализа;
  • самостоятельно осуществлять химические эксперименты;
  • соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;
  • составлять отчет о проделанном эксперименте.

Примерные темы проектных работ учащихся

  1. Имеет ли вода память.
  2. Влажность воздуха и самочувствие человека.
  3. Физиологический раствор в медицинской практике.
  4. БАД. Минералы, необходимые человеку.
  5. Особенности приготовления пищи в микроволновой печи.
  6. Продукты, старящие организм.
  7. Отравление препаратами бытовой химии.
  8. “Соляные бунты” в России.
  9. Синтетическая бумага – альтернатива целлюлозной.
  10. История бумажных денег.
  11. История спичек.
  12. Реставрация знаменитых картин.
  13. Стеклянные и керамические изделия в вашем доме (слайд-шоу).
  14. Поиск химических веществ - препаратов против СПИДа.
  15. Полимеры в медицине. Химические материалы для создания искусственных органов.
  16. Выращивание растений на питательных растворах.
  17. Проблемы выращивания экологически чистой сельхоз продукции.
  18. История ювелирных украшений: от древности до наших дней.

Литература

  1. Химическая энциклопедия. Т. 1. М., 1988 г.
  2. Кукушкин Ю.Н. “Химия вокруг нас”. М.: “Высшая школа”, 1992 г.
  3. Петрянов И.В. “Самое необыкновенное вещество в мире”. М.: “Педагогика”, 1985 г.
  4. Скурихин И.М., Нечаев А.П. “Все о пище с точки зрения химика. Справочное издание”. М.: “Высшая школа”, 1991 г.
  5. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. “Домашняя химия, химия в быту и на каждый день”. М.: “РЭТ”, 2001 г.
  6. Ольгин О.В. “Опыты без взрывов”. М.: “Химия”, 1986 г.
  7. Быстров Г.П. “Технология спичечного производства”. М.: “Гослесбумиздат”, 1981 г.
  8. Розен Б.Л. “Чудесный мир бумаги”. М.: “Химия”, 1991 г.
  9. Титова И.М. “Вещества и материалы в руках художника”. М.: “Мирос”, 1994 г.
  10. Сопова А.С. “Химия и лекарственные вещества”. М.: “Высшая школа”, 1982 г.
  11. Дудоров И.Г. “Общая технология силикатов”. М.: “Стройиздат”, 1987 г.
  12. Владимиров Л.И. “Всеобщая история”. М.: “Книга”, 1988 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Химия в повседневной жизни человека"

Элективный курс рассчитан на обучающихся 9 класса и направлен на расширение представлений о химических веществах и материалах, окружающих человека в его повседневной жизни...

Программа внеурочной деятельности по теме "Чудеса химии в повседневной жизни человека" 9 класс

Программа включает в себя несколько разделов личностные, метопредметные и предметные результаты освоения курса; учебно-тематический план; календарно тематическое планирование; требования к усвоению уч...

Программа элективного курса по химии “Чудеса химии в повседневной жизни человека”

Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не тол...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по химии "Решение расчетных задач по химии в повседневной жизни"

Программа курса внеурочной деятельности по химии включает тематическое и поурочное планирование....