Урок "Электролитическая диссоциация", химия 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс)

Масалович Михаил Владимирович

Урок "Электролитическая диссоциация",  химия 8 кл с использованием цифровой лаборатории Центра "Точка роста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

8 класс

Урок . «Теория электролитической диссоциации»

Учитель Масалович Михаил Владимирович, МБОУ «Новотроицкая ООШ»

Связана со знакомством обучаемых с методами научного (учебного) исследования. При выполнении работы учащиеся получают экспериментальные данные (фактический материал), которые возможно классифицировать. Затем проводят теоретический анализ, в результате которого обосновывается разделение веществ не только на основе экспериментальных фактов, но и на основании строения вещества. На последующих уроках учащиеся будут знакомиться с дальнейшими этапами исследования.

Тип урока: урок-исследование (экспериментальное изучение нового материала).

Цель урока: создать условия для определения принадлежности веществ, смесей веществ и растворов веществ к электролитам и неэлектролитам, сформировать у обучающихся познавательные универсальные учебные действия.

Продолжительность урока: один академический час.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • раскрыть положения теории электролитической диссоциации (распад веществ на ионы при растворении или расплавлении, катионы и анионы);
  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
  • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов, пользоваться лабораторным оборудованием и посудой.

Метапредметные:

  • познавательные: создавать (совместно с учителем) алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера; уметь организовывать исследование с целью проверки гипотез; уметь делать умозаключения и выводы;
  • регулятивные: контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить коррективы в их выполнение;
  • коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать и поддерживать диалог; эффективно работать в паре или группе при решении учебных задач.

Личностные:

  • развивать практические умения, связанные с изучением основных положений теории электролитической диссоциации;
  • проявлять познавательный интерес, направленный на изучение основных положений теории электролитической диссоциации.

Оборудование, программное обеспечение и расходные материалы

Компьютер, программное обеспечение Releon Lite, цифровой датчик электропроводности, стаканы на 50 мл; стеклянная палочка; промывалка; шпатель — 2 шт., дистиллированная вода; по 20 мл этилового спирта; 5%-ного раствора сахарозы; раствора спирта (1:1); 5%-ного раствора хлорида натрия; 5%-ного раствора хлороводорода; 5%-ного раствора гидроксида натрия, поваренная соль (твёрдая), сахар (твёрдый).

Ход урока

Этап урока 1. Организационный

Предполагаемая продолжительность: 1—2 мин.

Педагогическая деятельность учителя:

проверяет готовность к уроку, организует работу класса на уроке, создаёт положительный эмоциональный настрой у обучающихся.

Учебная деятельность обучающихся:

эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность

Этап урока 2. Актуализация и обобщение знаний

Предполагаемая продолжительность: 10 мин.

Педагогическая деятельность учителя:

проводит фронтальную беседу; актуализирует имеющиеся знания, помогает обобщению знаний о растворах;

создаёт для обучающихся проблемную ситуацию; побуждает к высказыванию предложений о способе и средствах достижения поставленной цели.

Работа с терминами и понятиями.

Повторить и обобщить знания учащихся о растворах, растворяемом веществе и растворителе; о типах кристаллических решёток — молекулярной, ионной; видах химической связи — ионной, ковалентной полярной, ковалентной неполярной

Описание проблемной ситуации.

Общеизвестно, что растворы веществ в воде имеют более высокую температуру кипения и более низкую температуру замерзания по сравнению с чистой водой. Известно, что температура замерзания раствора зависит от концентрации растворённого вещества. Если в 1 кг воды растворить 1 моль вещества, например глюкозы, то температура замерзания этого раствора понизится на 1,86. То есть раствор будет замерзать при — 1,86. Понижение температуры на такую же величину можно наблюдать при растворении 1 моль глицерина, 1 моль этилового спирта в 1 кг воды.

Однако если в 1 кг (литре) воды растворить 1 моль хлорида натрия, то температура замерзания раствора станет ниже —1,86. А температура замерзания раствора, состоящего из 1 кг воды и 1 моль хлорида бария, еще ниже температуры замерзания раствора хлорида натрия. Как объяснить эти явления?

Учебная деятельность обучающихся:

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, предлагают и согласовывают с учителем тему и цель урока; обсуждают способы и средства достижения цели. Предполагаемое объяснение проблемной ситуации.

Если раствор замерзает при более низкой температуре, то концентрация вещества повышается. Повышение концентрации вещества происходит за счёт образования новых частиц — ионов. При этом концентрация частиц в растворе повышается. Другие вещества не распадаются на ионы, концентрация вещества остается постоянной, поэтому температура замерзания этих растворов будет одинакова.

Способ решения.

Ионы — заряженные частицы. Раствор, содержащий ионы, будет проводить электрический ток. Растворы, содержащие молекулы, не электропроводны

Этап урока 3. Применение знаний в новой ситуации

Предполагаемая продолжительность: 17 мин.

Педагогическая деятельность учителя:

  1. Учитель знакомит учеников с методикой проведения исследования, даёт задание, раздаёт оборудование и инструкцию по работе, обращает внимание на особенности работы с датчиком электропроводности.
  2. После проведения экспериментальной части обсуждаются вопросы о типах кристаллических решёток и видах связи в электролитах и неэлектролитах.
  3. Организует обсуждение вопроса, почему вещества с ионным типом связи (а также ковалентным полярным) проводят электрический ток.
  4. Объясняет процесс образования ионов при растворе. Даёт определения терминов «катион» и «анион». Обращает внимание на образование ионов при расплавлении веществ с ионным типом связи.
  5. Задаёт вопросы:

Какие ионы образуются при растворении хлорида натрия и хлорида бария в растворе? Сколько моль катионов натрия и анионов хлора образуется при растворении в воде 1 моль хлорида натрия?

Возвращается к описанию проблемной ситуации, просит объяснить явления.

  1. Предлагает выполнить задания.

Учебная деятельность обучающихся:

  1. Ученики выполняют экспериментальную работу; заносят результаты измерений в таблицы.
  2. Определяют тип кристаллических решёток и вид химической связи в электролитах и неэлектролитах.
  3. В ходе обсуждения вопроса приходят к выводу, что электролиты проводят электрический ток за счёт заряженных частиц — ионов.
  4. Изображают в тетрадях схему образования ионов, записывают определения.
  5. Отвечают на вопросы учителя. Объясняют проблемную ситуацию.
  6. Выполняют задания учителя

Этап урока 4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных

ошибок и их коррекция

Предполагаемая продолжительность: 10 мин.

Педагогическая деятельность учителя:

организует обсуждение результатов исследования, наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между характером химической связи в веществе и принадлежности вещества к электролитам или неэлектролитам.

Учебная деятельность обучающихся:

делают выводы и оформляют лабораторное исследование в тетрадях

Этап урока 5. Информация о домашнем задании и рефлексия

Предполагаемая продолжительность: 6—7 мин.

Педагогическая деятельность учителя:

информирует о домашнем задании, даёт комментарий по его выполнению;

предлагает анкету рефлексии к уроку и предлагает рассчитать «Индивидуальный индекс качества урока»;

подводит рефлексивную статистику урока по количеству учеников, у которых индекс качества выше значения 5;

демонстрирует запись проблемы и цели урока, спрашивает: «Как вы думаете, решена ли проблема, достигнута ли цель?» Если проблема не решена и цель не достигнута, предлагает объяснение и задаёт в дополнение к домашнему заданию подумать над причинами этого.

Учебная деятельность обучающихся:

задают уточняющие вопросы о выполнении домашнего задания;

рассчитывают индивидуальный индекс качества урока;

определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; степень своего продвижения к цели;

высказывают оценочные суждения и соотносят результаты своей деятельности с целью урока

Материалы для подготовки к уроку

Инструкция к лабораторному исследованию «Электролиты и неэлектролиты».

  • Запустите на регистраторе данных программное обеспечение Releon Lite. Подключите датчик электропроводности из комплекта цифровой лаборатории Releon к регистратору данных.
  • В стакан поместите поваренную соль и опустите в стакан датчик электропроводности. Проводит ли соль электрический ток?
  • Аналогичные действия проведите с сахарозой.
  • В стакан налейте 20 мл 5%-ного раствора сахарозы. Опустите в него датчик электропроводности, закреплённый в лапке штатива. Наблюдайте за изменением значения электропроводности. Когда показания датчика перестанут изменяться, запишите его значение в таблицу.
  • Обратите внимание! Датчик тщательно промойте водой.
  • Затем датчик опустите в следующий раствор. Аналогичные действия проделайте со всеми растворами.

ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

Материалы для копирования

Таблица результатов работы

Результаты измерений

№ опыта

Название вещества, раствора

Значение электропроводности, мкСм/см

Электролит или неэлектролит

1

Поваренная соль (тв.)

2

Сахароза (тв.)

3

Сахароза 5 %-ный раствор

Теоретическое пояснение

При растворении в воде ионных соединений полярные молекулы воды окружают («сольватируют») заряженные ионы, переводя их в раствор. Молекулярные соединения сольватируются, но не распадаются на ионы. В первом случае раствор проводит электрический ток, во втором нет.

Определить принадлежность вещества или раствора вещества к электролитам можно при помощи измерения электропроводности. Если электропроводность велика, то исследуемый объект — электролит. Если значение электропроводности меньше 20 мкСм/см, то это неэлектролит.

Методические комментарии

Число исследуемых на уроке веществ и растворов можно уменьшить. Можно исследовать как минимум неэлектролит, его раствор, раствор соли, кислоты и щелочи, а также твёрдые вещества. Так как невозможно организовать исследование веществ одновременно всеми учениками ,то распределяем работу по группам. Полученные результаты учащиеся заносят в таблицу, изображённую на доске.

Используем технологию смешанного обучения. В классе организуются несколько рабочих зон, в которых будут располагаться разные растворы и вещества. Группы учащихся поочерёдно выполняют исследования в одной зоне, затем переходят во вторую зону и т. д.

Задания к уроку

  1. Задание на развитие функциональной грамотности

Вы часто замечали, что во время гололёда тротуары и дороги посыпают антигололёд- ным реагентом. В качестве реагента используют поваренную соль или хлористый кальций (CaCl2). Какой реагент будет более эффективным для уничтожения льда, если было по

трачено одинаковое количество вещества поваренной соли и хлористого кальция (стоимость реагентов не учитывается)? Ответ поясните.

Решение:

При попадании на лёд вещество постепенно растворяется. При растворении в воде 1 моль хлорида натрия даёт по 1 моль ионов натрия (Na+) и хлора (Cl-). При растворении 1 моль CaCl2 образуется 1 моль ионов кальция и 2 моль ионов хлора. Раствор хлорида кальция будет замерзать при более низкой температуре (при условии одинаковой концентрации моль/кг воды) по сравнению с раствором хлорида натрия. А значит, и эффективность его будет выше.

  1. Задание для подготовки к ГИА, ВПР
  1. К хорошо растворимым электролитам относится:
  1. гидроксид бария;
  2. фосфат магния;
  3. сульфид меди(11);
  4. карбонат кальция.

Ответ: 1.

  1. Электрический ток проводит раствор:
  1. этилового спирта;
  2. глицерина;
  3. глюкозы;
  4. гидроксида кальция.

Ответ: 4.

  1. Установите соответствие между веществом и образовавшимися ионами (с учётом коэффициентов).

ЭЛЕКТРОЛИТ

А) H2SO4

Б) Na2SO4

В) NaOH

ИОНЫ

  1. Na+ + SO24"
  2. Na+ + OH"
  3. 2Na+ + SO24"
  4. 2H+ + SO42"
  5. H+ + SO42"

Ответ: 4, 3, 2.

А

Б

В

Темы проектных и исследовательских работ

  1. Гидратная теория растворов Д. И. Менделеева.
  2. Становление основных положений теории электролитической диссоциации С. Аррениуса и В. Оствальда.
  3. Определение электропроводности растворов веществ в неводной среде.
  4. Определение молярной массы неэлектролита криоскопическим методом.
  5. Выявление зависимости электропроводности от концентраций ионов в растворе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии "Электролитическая диссоциация" 8 класс. Презентация

В презентации размещены материалы по теме " Электролитическая диссоциация".Слайды: Теория электролитической диссоциации. Степени диссоциации.Сильные и слабые электролиты. Сванте Аррениус.Тесты: ...

Презентация к уроку "Электролитическая диссоциация" химия 9 кл

История ТЭД. Элетролиты и неэлектролиты. Механизм ЭД веществ с различными типами химической связи....

Контрольная работа по химии "Строение вещества. Диссоциация" 9 класс

Предлагаю контрольную работу в 9 классе по теме "Строение вещества. Диссоциация" к УМК "Химия-9 класс" к учкбнику Минченкова Е.В....

Презентация к уроку химии на тему Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация 9 класс

Презентация к уроку химии на тему Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация 9 класс...

Методическая разработка интегрированного урока химии и физики: «Электролитическая диссоциация» 9 класс

Предметы естественнонаучного цикла отличаются тесным межпредметным взаимодействием. Интеграция в обучении позволяет воспринимать информацию целостно и способствует формированию у обучающихся единой ес...

Технологическая карта урока химии "Электролитическая диссоциация" 9 класс

Ф.И.О. учителя: Леушина Н.А.Предмет: химияКласс: 9Тема урока: «Электролитическая диссоциация»Тип урока: Открытие новых знаний.Методы: проблемный, частично-поисковый, репродуктивныйФормы ра...

Разноуровневая контрольная работа по теме "Электролитическая диссоциация". Химия . 9 класс

Разноуровневая контрольная работа по теме "Электролитическая диссоциация". Химия . 9 класс...