Проектно-исследовательская работа
проект по химии (9 класс)

Подкопаева Елена Александровна

Как создать свои духи? Почему у каждого свой аромат? Как сохранить запах подольше? Ответы на эти вопросы можно найти в работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

лицей № 408 Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

Проектно-исследовательская работа

(название работы)

                                    Выполнила:

(фамилия, имя), ученик(ца) 9 в класса

                                         Руководитель:

                                                                            Подкопаева Елена Александровна,

                                          учитель химии

Санкт-Петербург,

Пушкин

2023 год

Оглавление

  1. Введение ..................................................................................................
  • Актуальность
  • Проблема
  • Цель
  • Задачи
  • Объект исследования
  • Предмет исследования
  • Методы исследования
  • К основным методам экспертизы парфюмерных и косметических средств относятся:
  • Органолептические методы, с помощью которых устанавливается часть признаков исследуемой жидкости.
  • Физико-химические методы, посредством которых определяются состав продукта и его физические свойства.
  • Дополнительные методы анализа: спектрографический, хроматографический и пр.

  1. Теоретическая часть ................................................................................

2.1 История создания парфюмерии

2.2 Влияние духов на организм человека

2.3 Из чего состоят духи?

2. 4 Производство духов

2. 5 Как правильно выбирать духи?

  1. Практическая часть
  2. Заключение
  3. Список литературы

Введение

Актуальность темы.

Рынок парфюмерии стремительно растёт, развиваясь с каждым днём всё больше и больше, и тем самым увеличивает границы своих возможностей. При создании современной композиции все больше допускают отступление от точной имитации природы и внедряют как синтетические душистые вещества, идентичные природным компонентам эфирных масел, так и совершенно новые продукты.

Далеко не каждый может позволить себе покупать дорогостоящую парфюмерию люксового сегмента. При этом, ароматы за низкую стоимость, у которых хорошее качество, да и к тому же подходящие для определённого человека, найти очень тяжело.

Цель: создать свой дизайнерский аромат с эфирными маслами в домашних условиях и на основе органолептических и физико-химических методов оценить качество созданного продукта, сравнив с образцами из магазина.

Задачи:

1. Узнать историю создания, состав и влияние духов на организм человека.

2. Изучить особенности технологических процессов создания духов на основе эфирных масел.

3. Выяснить основные отличие химического состава духов, туалетной воды и парфюмированной воды и научиться определять ароматы по характерным  признакам

4. Используя органолептические и физико-химические методы анализа оценить качество созданного продукта, сравнив с образцами из магазина.

5. Составить свою собственную коллекцию композиций

Объект исследования: парфюмированная вода авторского производства на основе эфирных масел ванили, розы, пачули, сандала и бергамота.

Предмет исследования: органолептические и физико-химические свойства авторских духов

Методы исследования:

эмпирические: эксперимент, анализ, сравнение и описание полученных результатов; систематизация теоретических и практических знаний по теме;

теоретические: поиск и анализ литературы, контент-анализ (анализ документов);

математические: построение таблиц или диаграмм.

  1. Теоретическая часть

        Парфюмерия (франц. parfumerie, от parfum - приятный запах, духи) - это изделия, применяемые для ароматизации кожи, волос, одежды, а также как гигиенические освежающие средства.

Слово «парфюмерия» заимствовано из латыни: слово «фумус» обозначало «дым». Чтобы получить необходимый аромат, древние люди, сжигали приятно пахнущую древесину, смолы или листья. Ароматические вещества впервые стали применять в странах Востока, благодаря изобилию сандалового и камфорного дерева, мускатного ореха и ароматического тростника.

  1. 1 История создания

В древнем Египте употребление ароматных растений достигло больших успехов в производстве душистых веществ. Найденные в гробнице флаконы с духами двухтысячелетней давности до сих пор источают приятный аромат.

Революция в парфюмерном деле произошла в восемнадцатом веке с изобретением одеколона. Одеколон – это смесь душистых трав на спиртовой основе. Новый толчок в развитии парфюмерии произошёл  в девятнадцатом веке в связи с развитием химии. Стали огромными темпами развиваться промышленности по производству сырья для производства духов.  

Первым химиком, чьё имя осталось в истории, была, женщина по имени Таппути - изготовитель духов, которая проводила многократную дистилляцию цветов, масел и аира с другим ароматическими веществами.

Влияние на организм человека

АРОМАТЕРАПИЯ- это

Нос играет в нашей жизни практически незначительную роль, ведь более 70 % информации мы получаем с помощью глаз, около 15 % с помощью слуха и остальные 15 % распределены между остальными видами чувств. 

Однако, обоняние является одним из самых деликатных чувств, а относиться к нему нужно с чрезвычайной осторожностью, ведь самый короткий путь к  участку коры головного мозга, ответственному за чувственное восприятие, проходит через носовые рецепторы.

Вдыхая аромат, эфирного масла мы стимулируем обоняние, что влияет на наши эмоции и наделяет нас энергией.

Запах лимонного и апельсинового эфирных масел успокаивает, помогает избавиться от депрессии, чувства тревоги, головной боли. Плоды лимона считались отменным средством, замедляющим одряхление и старение организма, а бергамот – для улучшения настроения. Во время второй мировой войны французские врачи использовали эфирное масло лимона для дезинфекции палат  и для стерилизации хирургических инструментов.

Большинство пряных масел, являются антисептиками и мощными природными антибиотиками, противовирусными и противовоспалительными средствами. Все пряные масла без исключения проявляют тонизирующее и согревающее действие. Они стимулируют поверхностные рецепторы и усиливают кровообращение.

Линалоол, отвечающего за ароматы, присутствующие в цветах апельсина, винограда, манго, лимона или лаванды, применяют в промышленном производстве. Но, как показали эксперименты, это вещество подавляет некоторые изменения в клетках крови и генах, отвечающих за стрессовые состояния. По мнению учёных, тот факт, что эффект от воздействия пахучего вещества выявляется через анализ крови, может позволить в будущем перейти к изучению этого эффекта на человеке.

Из чего состоят духи?

Парфюмерные композиции

Духи - содержат 20-35% парфюмерной композиции, растворённой в 90% спирте, и фиксатор. В составе духов используются наиболее дорогие и ценные натуральные эфирные масла и синтетические душистые вещества.

Парфюмированная вода - дневные духи, 5-25% концентрата растворённые в 90% спирте.

Туалетная вода - 6-15% концентрата и 85% спирт.

Одеколон - 6% парфюмерной композиции в 70-80%спирте. Такого вида парфюм выпускают для мужчин.

Парфюмерная пирамида

Верхние ноты – это вступление аромата, первое, что чувствует человек, вдыхая запах духов. Они раскрываются мгновенно и звучат от 5 до 15 минут, пока испаряются самые летучие компоненты. Для начальной ноты чаще всего используются свежие цитрусовые эфирные масла,такие как: апельсин, бергамот, лаванда, лайм, лимон, мандарин, флёрдоранж и некоторые столь же легко испаряющиеся.

Вначале парфюмер создает основной или ведущий запах. Затем к основному запаху подбирает индивидуальные душистые вещества, дополняющие и гармонично сочетающиеся с основным запахом, т. е. начальные, серединные, конечные ноты [3].

«Нота сердца» (или «средняя») гораздо более стойкая. Она зазвучит спустя 10-20 минут после нанесения духов на кожу и будет ощущаться в течение часа-двух, пока испаряются эфирные масла средней летучести. Для средней ноты подбираются цветочные, древесные или пряные компоненты: розовая эссенция, жасмин, герань, гальбанум, вербена, некоторые альдегиды.

«Базовая нота» (или «нижняя») держится до 10-15 часов, а иногда и дольше. Именно база остаётся на одежде и волосах, когда испарятся другие ноты. Базовую ноту создают при помощи труднолетучих компонентов - «тяжёлой артиллерии парфюмерии». В ход идут пахучие вещества растительного происхождения (ваниль, ветивер, дубовый мох, пачули, сандал, шалфей) или животного (амбра, бобровая струя, мускус, цибет), а также продукты синтеза (ванилин, искусственный мускус, иононы, кумарин, салицилаты ). Они же - и самые чувственные в любой парфюмерной композиции.

Производство духов

Ароматические сырьевые материалы подразделяют на следующие виды:

Экстракты - душистые вещества: животные вещества, сухие растения, бальзамы и смолы, полученные посредством летучих растворителей

Эфирные масла -  создают основу композиции или её часть

Особенные душистые вещества - химические соединения, получаемые парфюмерами в чистом виде, являющиеся  секретами парфюмеров

Отдушки - вещества, полученные искусственным путём для добавления в продукцию низкого качества

Композиции - вещества, получаемые искусственно, представляющие собой смесь душистых соединений

Спирт

Вода

Закрепители - вещества,  которые призваны замедлить испарение масел и соединений с телами. К ним относят, чаще всего, вещества животного происхождения – мускус, амбру, ондатру. Именно такой состав позволяет аромату духов раскрываться постепенно.

Для производства парфюмерии нужно оборудование, набор которого сильно зависит от того, по какому методу создают конкретную композицию или отдельные ингредиенты для неё. В частности, даже эфирные масла, являющиеся одним из главных ароматических компонентов почти любых духов, производят на фабрике одним из следующих  способов.

Механический отжим – самая старая технология, для которого использовали метод получения масел ручным прессом, сегодня же он во многом потерял популярность, а немногие производители перешли на механические аналоги.

Дистилляция – источник потенциального масла кипятится в воде, пока жидкость не начнёт испаряться, захватывая с собой ароматные частички.

Анфлераж – использование свойства жира впитывать в себя аромат, источаемый растениями или любыми другими ароматизаторами. Поверхность стеклянного подноса смазывается тонким слоем жира, поверх которого выкладываются ароматические агенты. Если растение увядает, его заменяют другим, и так до тех пор, пока жировой слой не потеряет способность захватывать запах. После этого жир соскабливают и очищают от кусочков растений – получается так называемая помада. Помаду растворяют в спирте и с помощью вибростолов, которые позволяют одинаково хорошо обрабатывать смесь в формах любого размера, на протяжении длительного времени трясут, пока не получится очень густая жидкость, представляющая собой ароматический концентрат.

Специалист обязан знать, какой именно спирт сумеет эффективно растворить ароматизатор, не влияя на его первоначальный аромат и не провоцируя чрезмерное удорожание продукции. Для улучшения свойств парфюма в рецепт может быть добавлен антиокислитель, благодаря которому повышается стойкость аромата.

Массе надо дать отстояться не меньше двух-трёх недель. Получившаяся жидкость подлежит последующей фильтрации, призванной удалить из состава то, что не растворилось или может считаться посторонними вкраплениями. На выходе получается прозрачная, но всё-таки не лишённая определённого оттенка жидкость. После этого сам парфюм фактически готов, но нужно правильно его разлить, но для этого надо использовать только идеально сухую тару. 

Как правильно выбирать духи?

Важно помнить, что у каждого человека химический состав кожи индивидуален, железы работают по–разному, и соответственно различны те комбинации, которые духи составляют с кожей. Выбирая духи, думайте только о том, что нравится именно вам, а не о том, какие новинки рекламирует журнал. Пользуйтесь тестерами, наиболее понравившиеся запахи наносите на запястье, и тогда сразу поймёте, какой аромат будет для вас стойким, а какой на вашей коже не держится.

Потребительские свойства парфюмерных товаров

Качество парфюмерных товаров напрямую зависит от качества используемого сырья. Это и определяет разницу между престижной маркой, где используются в основном натуральные и качественные компоненты от продукции, изготовляемой для потребителя с более низкой покупательной способностью, где использование подобных компонентов невозможно по причине высокой цены.

Критерии запаха:

- стойкость;

- крепость;

- шлейф;

- узнаваемость, возможность распознать;

- возможность ассоциировать запах с фирмой;

- со стилем.

Свежие, цитрусовые, травяные и цветочные ароматы менее стойкие по сравнению с восточными, ванильными, амбровыми и мускусными. Чтобы усилить любимый запах надо использовать изделия одной парфюмерно-косметической серии.

Душистые вещества животного происхождения применяются в парфюмерии в виде настоев и значение их очень велико: они облагораживают и обогащают запахи и увеличивают время восприятия их. Кроме того, они устанавливают гармонию между запахами духов и кожи человека. Духи надо пробовать в свободном, летучем состоянии и никогда - в концентрированном. Выбирая духи, необходимо слушать аромат не их, а себя в них. Лучше подождать некоторое время, чтобы запах полностью проявил себя. Каждый воспринимает запахи по-своему. Одни и те же духи звучат совершенно по-разному в зависимости от типа кожи, цвета волос, темперамента и, даже, времени года. Выбирая духи, слушать надо только себя и свои ощущения. Такие индивидуальные особенности влияют на потребительские свойства.

Пользуясь духами, следует считаться со временем года, с одеждой, с местом пребывания:

- дневные духи мягче, прозрачнее;

- вечерние - томные, насыщенные, дурманящие;

- пряные, чувственные ароматы более уместны на приеме, в театре;

- офисе, на прогулке подойдут более нежные легкие ароматы.

Ночью лучше употреблять духи с фруктовыми нотами, они вызывают не только обонятельные, но и вкусовые ощущения. Зимой хороши шипровые ноты, их терпкие, древесно - мховые запахи подчеркивают тепло. Летом уместны скорее сладкие, медовые, цветочные, цитрусовые, свежие, легкие ароматы.

Парфюмеры тесно связывают ароматы духов с цветом волос, с темпераментом человека:

- жгучим брюнеткам, особенно восточного типа, подойдут пряные, дурманяще-знойные ароматы (жасмина, туберозы, лилии, нарцисса, белой сирени с нотой мускуса, амбры, кожи, сандала);

- блондинкам следует пользоваться духами с чистыми, природными, свежими нотами (фрезии, лаванды, ландыша, фиалки, голубой сирени, бергамота, мимозы, резеды, цитрусовых).

Огненно-рыжим женщинам свойственен темперамент. В духах они ищут крепость, яркость и в тоже время ласкающие и дурманящие волны свежести. Большинство россиянок - шатенки. Таким женщинам подойдут цветочные духи с теплыми нотами гардении, акации, жимолости, душистого горошка. Шатенки ищут в духах страстную мускусность в сочетании с цветочной свежестью. Темным шатенкам подойдут медово - пряные ароматы розы, цикламена. Каждая женщина ищет в аромате что-то личное, близкое только ей. Какие запахи подходят, это подскажет только собственное восприятие [15].

Методы исследования парфюмерных жидкостей

Согласно ГОСТ 27429-87 Изделия парфюмерно-косметические жидкие. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение. Изделия фасуют в стеклянные, фарфоровые, керамические, полимерные, металлические флаконы, бутылки, баллоны, пробирки, ампулы (потребительская тара). Вместимость потребительской тары для парфюмерно-косметических изделий, содержащих объемную долю этилового спирта более 15% должна быть более 255 см3. Допускается фасовать парфюмерно-косметические в пакетики вместимостью до 10 см3 из материалов, разрешенных в установочном порядке;

- потребительскую тару упаковывают всеми видами упаковочных средств, обеспечивающих сохранность продукции и при транспортировании, хранении и использовании, не взаимодействующих с жидкостями. Ампулы- запаивают;

- потребительскую тару и укупорочные средства изготавливают из материала, разрешенных органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора для применения в контакте с пищевыми продуктами или парфюмерно-косметическими изделиями, по нормативным или техническим документам и образцами, утвержденными в установленном порядке;

- потребительскую тару заполняют парфюмерно-косметическими изделиями в соответствии с массой(объемом) и воздушным пространством, установленными в техническом документе на конкретное наименование изделия, с собранием его товарного вида при температуре плюс 20єС. Допускаемое отрицательное отклонение по объему или массе устанавливается нормативным документом страны-изготовителя, но не должно превышать 6%;

- качество материалов, применяемых для оформления потребительской тары должно соответствовать действующим нормативным или техническим документам;

- потребительскую тару с изделиями допускается упаковывать в художественно-оформленные футляры или укомплектовывать художественно-оформительными открытками;

Согласно ГОСТ 27429-87 Изделия парфюмерно-косметические. Упаковка и маркировка. Транспортирование и хранение. На каждой единице потребительской тары с жидкими парфюмерно-косметическими изделиями указывают:

-наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну) и местонахождение организации (адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (при наличии);

- товарный знак изготовителя (при наличии);

- объем, смі (мл), или масса нетто, г;

-объемную долю этилового спирта, % об. (для спиртосодержащих парфюмерно-косметических изделий);

-состав изделия (с указанием ингредиентов в порядке уменьшения их массовой доли в рецептуре изделия);

-условия хранения (для продукции, требующей специальных условий хранений);

- дату изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет) или "годен" (использовать) до (месяц, год);

- обеспечение нормативного или технического документа, в соответствии с которым изготовлено и может быть идентифицировано изделие;

- информацию о сертификации, в соответствии с законодательством страны, реализующей парфюмерно-косметические изделия.

Наименование, название и назначение изделия указывают на лицевой стороне этикетки, остальные обозначения допускается указывать на оборотной стороне литографской этикетки, контр - этикетке или футляре, открытке или этикетке, наклеенной на дно потребительской тары. На флаконах сложной конфигурации, декоративно-сувенирного характера, малых размеров (вместимостью до 25 смі) допускается указывать только наименование и название изделия, остальную маркировку размещают на футляре, открытке или аннотации. Допускается наносить маркировку непосредственно на потребительскую тару.

Парфюмерно-косметические изделия должны сопровождаться информацией и применении и предостережении при использовании изделия, четко нанесенными на этикетке, футляре, потребительской таре или в аннотации в количестве, соответствующем числу изделий в ящике. Указанная информация должна быть приведена для парфюмерно-косметических изделий, правильное использование которых без этой информации вызывает затруднение. Допускается нанесение информации рекламного характера. Штрих-код наносят в соответствии с законами странами - изготовителя. Маркировку наносят на государственно языке страны, на территории которой реализуют парфюмерно-косметические изделия. Дополнительно допускается наносить маркировку по усмотрению изготовителя на государственных языках субъектов стран СНГ, а также на языках других стран. Маркировку наносят любым способом. Она должна быть четкой и легко читаемой. Перечень ингредиентов, входящих в состав парфюмерно-косметические изделия, допускается указывать в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита. Средства нанесения информации должны обеспечивать стойкость маркировки или транспортирования, хранении и использовании.

  1. Практическая часть

Цель работы: исследовать образец авторского аромата на основе ароматических масел с помощью органолептических методов  и оценить его качество, сравнив с образцами из магазина.

Гипотеза:

Оборудование

Ход работы:

Запах проверяется периодически в течение 15 минут. Несоответствие запаха эталонному образцу не допускается. Определение стойкости запаха. Стойкость запаха парфюмерных жидкостей определяют при разногласиях в оценке качества изделия.

В выпарительную фарфоровую чашку наливают 0,5-1,0 см3 парфюмерной жидкости, В ней смачивают кусочек сухой отбеленной марли размером 5x10 см, предварительно простиранной в горячей воде без мыла, вынимают ее пинцетом и, не отжимая, просушивают в помещении с температурой воздуха 15-20°С.

Стойкость запаха парфюмерных жидкостей определяют органолептически в течение исследования и далее через каждые 10 часов. Определение прозрачности. Известно, что при охлаждении парфюмерной жидкости ниже критической температуры, возможно, ее помутнение, потеря прозрачности. Такой температурной точкой для душистых вод и одеколонов является + 5°С, для остальных жидкостей + 3°С.


2. Практическая часть

2.1 Описание исследования образца №1

Рисунок 2.1

Характеристика: чистый, прохладный, искренний.

* Начальная нота: мята, зеленая сирень, мандарин.

* Нота "сердца": водяной жасмин, амариллис, нимфея, белый персик, бархатные Зёрна Рая.

* Конечная нота: мускус, голубой кедр, ваниль.

Для кого: для женственной и привлекательной современной женщины, отличающейся добротой, весельем и жизнерадостностью;

Предназначение: дневные, офисные, отдых на природе, отдых с друзьями, занятие спортом;

Упаковочная тара

Потребительскую тару и укупорочные средства изготавливают из материала, разрешенных органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора для применения в контакте с пищевыми продуктами или парфюмерно-косметическими изделиями, по нормативным или техническим документам и образцами, утвержденными в установленном порядке.

Образец №1

Потребительская тара изготовлена из стекла с пульверизатором объемом 8 мл. Имеет отрицательное отклонение по объему не более 3%.

- наименование изготовителя и его местонахождение: LAMBRE FRANCE, Франция, Париж, 75001, РюСент-Оноре, 253.

- объем, смі (мл): 8 мл.

- состав изделия: спирт этиловый высшей очистки ретификат, вода, парфюмерная композиция(GroupeTechnicoFlor).

- условия хранения: хранят в сухих складских помещениях с относительной влажностью воздуха не более 70%, при температуре не ниже 5 и не выше 25°С.

- дату изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет): 11.04.2009, срок годности: 5 лет. После открытия продукт пригоден в течение 36 месяцев.

- информацию о сертификации: ГОСТ Р 51391-99; ГОСТ Р 51578-2000.

Наименование, назначение изделия указано на лицевой стороне этикетки, остальные обозначения указаны на оборотной стороне литографской этикетки. Флакон малых размеров (вместимостью до 25 смі) на нем указано только наименование и название изделия, остальная маркировка размещена на упаковочной таре. Изделие сопровождается информацией о применении и предостережении при использовании изделия, четко нанесены на этикетке.

Штрих-код нанесен в соответствии с законами страны - изготовителя.

3760183760425

1) 7+0+8+7+2=24;

2) 24*3=72;

3) 3+6+1+3+6+4=23;

4) 72+23=95;

5) 95-90=5;

6) 10-5=5.


Получившееся число 5 совпало с контрольной цифрой штрих кода, таким образом данный товар сделан законно. Так же код страны-производителя 37, что соответствует штрих-коду Франции.

Исследования качества Образца №1 по органолептическим показателям.

В чашку наливают 0,5-1,0 см3 парфюмерной жидкости, в ней был смочен кусочек сухой отбеленной марли размером 5x10 см, предварительно простиранной в горячей воде без мыла, марля вынималась пинцетом и, не отжимая, просушивалась в помещении с температурой воздуха 15-20°С.

Запах проверялся периодически в течение 15 минут. Несоответствие запаха эталонному образцу не допускается.

Образец №1

На марле аромат менялся в процессе раскрытия, в первые 15 минут аромат был яркий насыщенный, через 10 часов и последующие 4 дня запах умеренный, потом остался шлейф. Таким образом аромат продержался около недели, далее слабый шлейф.

Вывод:

Образец №1 удовлетворяет все показатели соответствия, несмотря на то, что аромат по каталогу относится к океаническому типу, он довольно стойко, долго и правильно раскрываясь, оставался на марле. Штрих-код соответствует стране-производителю Франции. Данный аромат дал положительный результат по всем показателям, таким образом можно смело заявить, что образец №1 является оригиналом.


2.2 Описание исследования образца №2

Рисунок 2.3

-Потребительская тара изготовлена из стекла с пульверизатором объемом 30 мл. Имеет отрицательное отклонение по объему не более 3%;

- наименование изготовителя и его местонахождение: Произведено по заказу и под контролем VALERY S.A. 66 eve DES CHAMPS ELYSEES, 75008 Parish;

- объем, смі (мл): 30 мл.

- состав изделия: спирт этиловый высшей очистки ректификат, парфюмерная композиция;

- условия хранения: хранят в сухих складских помещениях с относительной влажностью воздуха не более 70%, при температуре не ниже 5 и не выше 25°С;

- дату изготовления (месяц, год)и срок годности (месяцев, лет): не указано;

- информацию о сертификации: ГОСТ Р 51578-2000.

Наименование, назначение изделия указано на лицевой стороне этикетки, остальные обозначения указаны на оборотной стороне упаковочной тары. Флакон средних размеров, на нем указано только наименование и название изделия, остальная маркировка размещена на упаковочной таре. Изделие сопровождается информацией о применении и предостережении при использовании изделия, четко нанесены на этикетке.

Рисунок 2.4

Штрих-код на упаковочной таре и самом флаконе отсутствует, продавец объяснил это тем, что продукция является собственностью компании и штрих-код не указывается.

Исследования качества Образца№2 по органолептическим показателям.

Запах проверяется периодически в течение 15 минут. Несоответствие запаха эталонному образцу не допускается. Определение стойкости запаха.

Образец №2

На марле аромат менялся в процессе раскрытия, в первые 15 минут аромат был яркий насыщенный с характерным запахом спирта, через 10 часов запах поменялся стал более спокойным, умеренным, приятным, последующие 2-4 дня запах был еле уловимым, чувствовался шлейф. Таким образом, аромат продержался около 36 часов включая остатки еле уловимого шлейфа.

Вывод:

Образец № 2, раскрылся через 20 минут, в течение 4 часов отчетливо чувствовались ноты сердца, после аромат стал более умеренным, спокойным. Таким обозом образец№2 продержался на марле 36 часов, включая базовые остатки. Образец №2 не имеет совсем штрих кода, продавец данного товара объяснила это тем, что продукция является собственностью компании, и штрих-код не указывается. Так же ни на упаковочной таре, ни на самом флаконе не было указано: даты изготовления, срока годности. Скорее всего данный товар является подделкой.

2.3 Описание исследования образца №3

Рисунок 2.5

В сочетании с цветочной нотой сердца, Мохом и Пачули, он становится символом высшей элегантности и абсолютной женственности. Головная нота: зеленый Ревень. Нота сердца: Роза, лесной Ландыш. Нота шлейфа: Пачули, древесный аккорд (мох, мускус).

-Потребительская тара изготовлена из стекла с пульверизатором-грушей, 30 мл;

- наименование изготовителя и его местонахождение: ООО "Ив Роше Восток" 125167, г. Москва, Ленинградский пр., д. 47;

- объем, смі (мл): 30 мл.

- состав изделия: спирт этиловый высшей очистки ректификат, парфюмерная композиция;

- условия хранения: хранят в сухих складских помещениях с относительной влажностью воздуха не более 70%, при температуре не ниже 5 и не выше 25°С;

- дату изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет): Годен до 07.2016 г;

- информацию о сертификации: товар сертифицирован, гост не указан.

Рисунок 2.6

Наименование, назначение изделия указано на лицевой стороне этикетки, остальные обозначения указаны на оборотной стороне упаковочной тары. Флакон средних размеров, на нем указан объем в мл, название изделия, остальная маркировка размещена на упаковочной таре. Изделие сопровождается информацией о применении и предостережении при использовании изделия, не четко нанесены на этикетке.

Штрих-код состоит из пяти цифр.

Исследования качества Образца №3 по органолептическим показателям.

Запах проверяется периодически в течение 15 минут. Несоответствие запаха эталонному образцу не допускается. Определение стойкости запаха.

Образец №3

На марле аромат менялся в процессе раскрытия, в первые 15 минут аромат был яркий насыщенный с характерным запахом спирта, через 10 часов запах поменялся стал более спокойным, умеренным, приятным, последующие 2-4 дня запах был еле уловимым, чувствовался шлейф. Таким образом, аромат продержался около 36 часов включая остатки еле уловимого шлейфа.

Вывод:

Образец №3 продержался на марле 36 часов (ноты сердца), базовые ноты почти не чувствовались. Штрих-код состоит всего из пяти цифр. Дата изготовления не указана, но указан срок, до которого годен товар. Информация о сертификации так же указана не вся, ГОСТ по которому сделан товар, отсутствует.

2.4 Описание исследования образца №4

Яркий и чувственный аромат наполнен сочностью ягод красной смородины, цитрусовых ноток, нежнейшей гуавы, элегантностью розовой фрезии, чистого тона цветущей яблони и жасмина в сочетании с нотами роскошной орхидеи. Также аромат №4 включает в себя привкус ванили и магию ладана, окутывая свою обладательницу в мир загадочности и таинственности.

Сердце: апельсин, грейпфрут, жасмин, орхидея, смородина

Шлейф: ваниль, ладан, фрезия.

Исследования качества Образца №4 по органолептическим показателям.

На марле аромат менялся в процессе раскрытия, первые 2 часа аромат был очень ярким и присутствовал резкий запах спирта. Через 10 часов запах поменялся, стал более приятным, легким, свежим, следующие пять дней аромат достойно себя показал, шлейф держится около недели. На шелковой одежде и одежде восприимчивой к пятнам, остаются следы.

Рисунок 2.7

Упаковочную тару покупатель выбирает сам, объем и метод использования (с пульверизатор или без) так же на выбор. Тара есть: стеклянная - более дорогая, пластиковая - более дешевая. Штрих код и другая информация отсутствует на этикетке, если покупатели интересуются информацией о товаре, продавец предоставляет её в устной форме. Аромат приобретен в парфюмерном салоне наливной парфюмерии. По словам продавцов, эти духи настояны на масляной основе, за счет чего держатся еще дольше.

Вывод:

Образец №4 продержался на марле 6 дней (ноты сердца). Штрих-код и другая информация отсутствует на флаконах. Если покупатель интересуется информацией о то варе, то продавец предоставляет её покупателям в устной форме.

2.5 Заключительный вывод

Согласно ГОСТ 27429-87 Изделия парфюмерно-косметические жидкие. Упаковка, маркировка, не соответствуют вышеуказанному ГОСТу, Образец №2 не имеет штрих-кода. Данные изделия фасованы в стеклянные флаконы (потребительская тара). Так же Образец №1 фасован в флакон вместимостью до 10см3 из материалов, разрешенных в установочном порядке;

- потребительскую тару заполнена духами класса А в соответствии с массой (объемом) и воздушным пространством, установленными в техническом документе на конкретное наименование изделия, с собранием его товарного вида при температуре плюс 20єС. Имеется отрицательное отклонение по объему, по нормативным документам страны-изготовителя не превышать 6%;

- потребительскую тару с изделиями упаковано в художественно-оформленные картонные упаковки;

Согласно ГОСТ 27429-87 Изделия парфюмерно-косметические. Упаковка и маркировка. Транспортирование и хранение. На каждой единице потребительской тары с жидкими парфюмерно-косметическими изделиями указаны не все необходимые нормативы, установленные ГОСТом 27429-87, но Образец №1 соответствует ГОСТу РФ 51578-200, на Образце №2 не указан ГОСТ, но имеется знак сертификации, образец №3 имеет штрих-код, состоящий из пяти цифр, но не имеет ГОСТа.

Из проделанной работы соответствует по органолептическому исследованию, нормам и стандартам только образец №1, образцы №2, №3 имеют отклонения.


Заключение

Духи обладают чрезвычайным свойством возбуждать в нас мечты и эмоции. Запахи напоминают о событиях, об интересных людях, о ярких впечатлениях. Духи - неотъемлемая часть нашей жизни. Создание нового аромата - событие в жизни фабрики и замечательный подарок любой женщине.

Был проведен опрос с помощью социальных сетей, а именно "В Контакте", этот опрос дал следующие результаты:

Рисунок 2.8

Самой популярной оказалась фирма YVES ROSHER, к этой фирме относится образец №3.

На основании проведенного исследования парфюмерных товаров в различных торговых организациях города Пермь можно произвести определенные выводы.

Состав всей парфюмерии одинаков. Ее делают из концентрата (парфюмерной композиции), спирта и воды, разница в пропорциях. Одна парфюмерная формула содержит, в среднем, порядка сотни элементов как натуральных так и синтетических. И именно дозировка их, их сочетание между собой приводит к определенному результату, нужной композиции, для достижения которой, как правило, требуется огромное количество проб.

Качество парфюма напрямую зависит от качества используемого сырья. Это и определяет разницу между престижной маркой, где используются в основном натуральные и качественные компоненты. Крепость запаха определяется % содержанием парфюмерной композиции. Характер духов проявляется медленно, в несколько этапов. Чтобы получить тот или иной вид запаха в парфюмерной промышленности используют разнообразные душистые вещества.

Содержание композиции для каждого наименования парфюмерных изделий обусловлено рецептурой, но оно должно быть не ниже норм, установленных ГОСТами.

Основными показателями, органолептического исследования, являются: для духов всех групп экстра и А -- качество запаха, его стойкость, внешнее оформление (при строгом соблюдении норм по физико-техническим показателям.

В ходе курсовой работы изучены основные понятия предмета, варианты упаковки выбранных изделий, требования, предъявляемые к ним, материалы для производства тары, органолептическое исследование трех образцов и т.д.

Упаковка даёт первое представление о товаре и несёт потребителю информацию о качестве товара.

Современная упаковка решает две главные задачи: защищает продукцию от повреждений и потерь в процессе обращения, и привлекает внимание покупателей, регламентирует товар и обеспечивает устойчивый сбыт продукции.

Производители и поставщики парфюмерных товаров предлагают большой ассортимент выпускаемой продукции.

В ходе органолептических исследований трех образцов сделан вывод: Образец №1 является самым стойким, насыщенным ароматом, отклонений не обнаружено, что касается Образцов №2,3 они не оправдали ожидания, не смотря на то, что фирма YVES ROSHER, к которому относится образец №3 относится к одной из наиболее популярных фирм по производству духов и душистых вод.

Духи - это невидимый, но зато незабываемый, непревзойденный модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она ушла...

Все мы стремимся хорошо выглядеть, и духи - это последний штрих в нашем облике.


Список используемых источников

1. ГОСТ 26891-86 Изделия парфюмерные жидкие во флаконах с колпачком-пульверизатором.

2. ГОСТ Р 51579-2000 Изделия косметические жидкие. Общие технические условия.

3. ГОСТ 29188.0-91 Изделия парфюмерно-косметические. Правила приемки, отбор проб, методы органолептических испытаний.

4. ГОСТ 27429-87 Изделия парфюмерно-косметические жидкие. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение

5. Ален Корбен АРОМАТЫ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ (Из книги "Миазмы и Нарцисс:Обоняние и общественное сознание в XVIII-XIX веках") Перевод с французского Е. Ляминой и М. Божович - НЛО №43, 2000

6. Алексеев Н.С. и др. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. - М, 2005. - 560 с.

7. Вилкова С.А. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров. С.А. Вилкова. - М.: Изд. дом "Деловая литература", 2000.

8. Волошко Н.И., Черноморец Н.А. Парфюмерно-косметические товары: ассортимент, сертификация, особенности торговли. Учебное пособие. -2006.

9. Войцеховская А.Л., Вольфензон И.И. Косметика сегодня. - М, 2008. - 456с.

10. А. Головашева.Драгоценные ароматы или духи известных ювелирных домов. - М., 2009. Екатерина Жирицкая, "Новости в мире косметики"

11. Журнал "Новости в мире косметики", №1-2/2001 г Екатерина Жирицкая,

12. Каспаров Г.Н. Парфюмерно-косметическое производство. - М, 1999. - 230с.

13. Каспаров Г.Н. Основы производства парфюмерии и косметики. - М., 2009.

14. Куприянов Е.М. Стандартизация и качество промышленной продукции. - М, 1991. - 345 с.

15. Мария Кристал Духи в граненом хрустале. - М. 2009 г.

16. Махотина Н.Г. Товароведение галантерейных и парфюмерно-косметических товаров. - М, 2000. - 239 с.

17. Натуральная косметика и парфюмерия. - М., "Экономика", 2008г.

18. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров: теоретические основы. - М,2003. - 345 с.

19. Парфюмерия и косметика от "А" до "Я". Каталог. - М., 2009. - 345 с.

20. Паршикова В.Н. Парфюмерно-косметические товары. - М., 2008. - 345 с.

21. Справочник товароведа. Непродовольственные товары. В 3-х т. - М., 2000-2004 гг.

22. Товароведение промышленных товаров. Учебное пособие. - Москва, Экономика, 1990 г.

23. Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. - М., 2006. - 620 с.

24. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами. / Под ред. А.Н. Неверова, Т.И. Чалых. - М., 2006. - 464 с.

25 А. Фридман "Парфюмерия и косметика" - М., "Пищевая промышленность", 2000 г.

26. Е. Шашина Народная экспертиза. - "Невское время" №127(2250) 15 июля 2004 г.

Показатели качества парфюмерных жидкостей

Наименование показателя

Характеристика и норма

Духи концентрированные

Духи Экстра

Духи

Парфюмерные воды

Туалетные воды

Одеколоны

Душистые воды

Внешний вид

Прозрачная жидкость

Цвет и запах

Свойственный цвету и запаху продукции данного наименования

Стойкость запаха, ч, не менее

60

60

41

50

40

24

-

Прозрачность

Отсутствие помутнения при температуре, °С

+3

+3

+3

+3

+3

+5

+5

Объемная доля этилового спирта, % об. Не менее

55,0

70,0

85,0

75,0

75,0

60,0

20,0

Сумма массовых долей душистых веществ, % не менее

30,0

15,0

10,0

10,0

4,0

1,5

1,0

Для проверки качества парфюмерных жидкостей по органолептическим и физико-химическим показателям из отобранных ранее упаковочных единиц (3% единиц для оценки качества упаковки и маркировки) составляют случайную выборку: от партии до 1000 штук - не менее 6 упаковок продукции; от партии свыше 1000 штук - не менее 5 штук упаковок от каждых 1000 штук.

Для составления объединенной пробы парфюмерную жидкость из выбранных флаконов сливают вместе в химическую посуду так, чтобы объем пробы был не менее 100 см3, а для жидкостей из пробок - не менее 25 см3.

Органолептические показатели парфюмерных жидкостей - это внешний вид, цвет и запах.

По внешнему виду парфюмерные товары должны представлять собой однородные прозрачные жидкости с цветом и запахом, свойственным данному наименованию, В качестве эталона для сравнения должен использоваться продукт, о котором достоверно известно, что он не фальсифицирован.

Определение внешнего вида и цвета. Внешний вид и цвет парфюмерных жидкостей, упакованных в прозрачные флаконы, определяют просмотром флаконов с жидкостью в проходящем или отраженном дневном свете или свете электрической лампы после перевертывания флакона пробкой вниз два-три раза.

Внешний вид и цвет парфюмерных жидкостей, упакованных в непрозрачные флаконы, определяют просмотром пробы в количестве около 20-30 см в химическом стакане на фоне листа белой бумаги в проходящем или отраженном дневном свете или свете электрической лампы.

Расслоение парфюмерной жидкости, т.е. выделение маслянистой фазы в виде осадка или взвеси, а также наличие посторонних включений, помутнение не допускается. Однако наличие единичных волокон не является браковочным фактором.

Несоответствие цвета эталонному образцу не допускается.

Определение запаха. Запах парфюмерных жидкостей определяют органолептическим методом с использованием полоски плотной бумаги размером 10x160 мм, смоченной приблизительно на 30 мм погружением в анализируемую жидкость.

Запах проверяется периодически в течение 15 минут. Несоответствие запаха эталонному образцу не допускается.

Определение стойкости запаха. Стойкость запаха парфюмерных жидкостей определяют при разногласиях в оценке качества изделия.

В выпарительную фарфоровую чашку наливают 0,5-1,0 смпарфюмерной жидкости, В ней смачивают кусочек сухой отбеленной марли размером 5x10 см, предварительно простиранной в горячей воде без мыла, вынимают ее пинцетом и, не отжимая, просушивают в помещении с температурой воздуха 15-20 °С.

Стойкость запаха парфюмерных жидкостей определяют органолептически в течение исследования и далее через каждые 10 часов.

Определение прозрачности. Известно, что при охлаждении парфюмерной жидкости ниже критической температуры, возможно, ее помутнение, потеря прозрачности. Такой температурной точкой для душистых вод и одеколонов является + 5°С, для остальных жидкостей + 3°С.

В пробирку с помощью мерного цилиндра наливают 10-20 смпарфюмерной жидкости. Пробирку закрывают пробкой, в которую вставлен термометр (шарик термометра должен быть полностью погружен в исследуемую жидкость). Пробирку с парфюмерной жидкостью охлаждают смесью льда с солью до температуры 5 °С при анализе одеколонов и душистых вод и до 3 °С - остальных групп парфюмерных жидкостей, затем ее вынимают из охлаждающей смеси, встряхивают и просматривают в проходящем дневном свете или свете электрической лампы.

Помутнение парфюмерной жидкости не допускается. Причиной помутнения может быть нарушение технологии изготовления, изменение рецептуры, уменьшение крепости жидкости.

3. ГОСТ 29188.0-91 Изделия парфюмерно-косметические. Правила приемки, отбор проб, методы органолептических испытаний.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

лицей № 408 Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

Проектно-исследовательская работа

«Парфюмерия - изысканность вкуса»

                                    Выполнила:

Зияева Алина,

ученица 9 в класса

                                         Руководитель:

                                                                            Подкопаева Елена Александровна,

                                          учитель химии

Санкт-Петербург,

Пушкин

2023 год

Оглавление

Введение .............................................................................................. стр. 1

  1. Теоретическая часть ..................................................................... стр. 2

1.1 История создания парфюмерии ....................................................стр. 4

1.2 Парфюмерные композиции ...........................................................стр. 4

1.3 Состав аромата            .....................................................................стр. 5

1.4 Производство духов .......................................................................стр. 6

1.7 Влияние духов на организм человека ...........................................стр. 7

1.8 Выбор ароматов................................................................................стр. 8

1.9 Хранение ароматов .........................................................................стр. 8

  1. Практическая часть .........................................................................стр. 11
  2. Заключение .......................................................................................стр. 13
  3. Список литературы ..........................................................................стр. 14

Введение

Актуальность темы

Запахи всегда играли важную роль в моей жизни, так как первым делом я определяю окружающую меня среду по запахам и ассоциирую людей с определёнными ароматами, которые остаются в моей памяти и неожиданно всплывают при виде знакомого человека. Восприятие запахов для меня превыше всего, из-за чего любые душистые вещества вызывают различные эмоции и изменение физических показателей: от умиротворения и спокойствия до головной боли и тошноты.

Проблема

Рынок парфюмерии стремительно растёт, развиваясь с каждым днём всё больше и больше, и тем самым увеличивает границы своих возможностей. При создании современной композиции все больше допускают отступление от точной имитации природы и внедряют как синтетические душистые вещества, идентичные природным компонентам эфирных масел, так и совершенно новые продукты, что заметно увеличивает себестоимость продукции.

Далеко не каждый может позволить себе покупать дорогостоящую парфюмерию люксового сегмента. При этом, ароматы за низкую стоимость, у которых хорошее качество, да и к тому же подходящие для определённого человека, найти очень тяжело.

Цель: изучить составы  и основы составления ароматических композиций, а также сравнить органолептические свойства духов собственного производства и парфюмерной продукции из магазинов.  

Задачи:

1. Узнать историю создания, состав и влияние духов на организм человека.

2. Классифицировать ароматы по характерным  признакам.

3. Составить собственные духи с учетом личных предпочтений.

4. Провести сравнительный анализ по органолептическим свойствам духов, произведенных самостоятельно и купленных в магазине.

Объект исследования: ароматические композиции.

Предмет исследования: физические свойства духов, которые возможно   определить органолептическим методом (качество парфюмерной продукции).

Методы исследования: анализ литературных источников, классификация ароматов на основе характерных признаков, сравнение, наблюдение, обобщение.

1. Теоретическая часть

1.1 История создания парфимерии

Согласно определению АРОМА'Т, а, м. [греч. arōma — всё благоухающее]. -  Душистый, приятный запах, благоухание. А. цветов. А. лугов и полей. Тонкий а. духов. [1]

В древнем Египте употребление ароматных растений достигло больших успехов в производстве душистых веществ. Ароматические растения и травы использовали в косметике и медицине. В Древней Греции переняли опыт египтян. К тому времени, стоимость парфюма возросла, так как в большинстве случаев он доставлялся с Востока. А в средневековье ароматы практически не использовались, кроме как в церкви.

 В XVI веке итальянец Маурицио Франжипани додумался растворять душистые вещества в чистом винном спирте. Этот момент можно считать рождением современной парфюмерии: стало возможным бесконечное количество комбинаций.

Революция в парфюмерном деле произошла в восемнадцатом веке с изобретением одеколона. Одеколон – это смесь душистых трав на спиртовой основе [3].Новый толчок в развитии парфюмерии произошёл  в девятнадцатом веке в связи с развитием химии. Огромными темпами стала развиваться промышленность для производства духов.  

1.2  Парфюмерные композиции

Духи - содержат 20-35% парфюмерной композиции, растворённой в 90% спирте, и фиксатор. В составе духов используются наиболее дорогие и ценные натуральные эфирные масла и синтетические душистые вещества.

Парфюмированная вода - дневные духи, 5-25% концентрата растворённые в 90% спирте.

Туалетная вода - 6-15% концентрата и 85% спирт.

Одеколон - 6% парфюмерной композиции в 70-80% спирте. Такого вида парфюм выпускают для мужчин.

1.3 Состав аромата

Верхние ноты – это вступление аромата, первое, что чувствует человек, вдыхая запах духов. Они раскрываются мгновенно и звучат от 5 до 15 минут, пока испаряются самые летучие компоненты. Для начальной ноты чаще всего используются свежие цитрусовые эфирные масла,такие как: апельсин, бергамот, лаванда, лайм, лимон, мандарин, флёрдоранж и некоторые столь же легко испаряющиеся.

«Нота сердца» (или «средняя») гораздо более стойкая. Она зазвучит спустя 10-20 минут после нанесения духов на кожу и будет ощущаться в течение часа-двух, пока испаряются эфирные масла средней летучести. Для средней ноты подбираются цветочные, древесные или пряные компоненты: розовая эссенция, жасмин, герань, гальбанум, вербена, некоторые альдегиды.

«Базовая нота» (или «нижняя») держится до 10-15 часов, а иногда и дольше. Именно база остаётся на одежде и волосах, когда испарятся другие ноты. Базовую ноту создают при помощи труднолетучих компонентов - «тяжёлой артиллерии парфюмерии». В ход идут пахучие вещества растительного происхождения (ваниль, ветивер, дубовый мох, пачули, сандал, шалфей) или животного (амбра, бобровая струя, мускус, цибет), а также продукты синтеза (ванилин, искусственный мускус, иононы, кумарин, салицилаты ). Они же - и самые чувственные в любой парфюмерной композиции.

1.4  Производство духов

Ароматические сырьевые материалы подразделяют на следующие виды:

- экстракты - душистые вещества: животные вещества, сухие растения, бальзамы и смолы, полученные посредством летучих растворителей;

-эфирные масла -  создают основу композиции или её часть;

- особенные душистые вещества - химические соединения, получаемые парфюмерами в чистом виде, являющиеся  секретами парфюмеров;

- отдушки - вещества, полученные искусственным путём для добавления в продукцию низкого качества;

- композиции - вещества, получаемые искусственно, представляющие собой смесь душистых соединений;

- спирт;

- вода;

- закрепители - вещества,  которые призваны замедлить испарение масел и соединений с телами.  К ним относят, чаще всего, вещества животного происхождения – мускус, амбру, ондатру. Именно такой состав позволяет аромату духов раскрываться постепенно.

Для производства парфюмерии нужно оборудование, набор которого сильно зависит от того, по какому методу создают конкретную композицию или отдельные ингредиенты для неё. В частности, даже эфирные масла, являющиеся одним из главных ароматических компонентов почти любых духов, производят на фабрике одним из следующих  способов.

Механический отжим – самая старая технология. Для этого использовали метод получения масел ручным прессом, сегодня же он во многом потерял популярность, а немногие производители перешли на механические аналоги.

Дистилляция – источник потенциального масла кипятится в воде, пока жидкость не начнёт испаряться, захватывая с собой ароматные частички.

Анфлераж – использование свойства жира впитывать в себя аромат, источаемый растениями или любыми другими ароматизаторами. Поверхность стеклянного подноса смазывается тонким слоем жира, поверх которого выкладываются ароматические агенты. Если растение увядает, его заменяют другим, и так до тех пор, пока жировой слой не потеряет способность захватывать запах. После этого жир соскабливают и очищают от кусочков растений – получается так называемая помада. Помаду растворяют в спирте и с помощью вибростолов, которые позволяют одинаково хорошо обрабатывать смесь в формах любого размера, на протяжении длительного времени трясут, пока не получится очень густая жидкость, представляющая собой ароматический концентрат.

Специалист обязан знать, какой именно спирт сумеет эффективно растворить ароматизатор, не влияя на его первоначальный аромат и не провоцируя чрезмерное удорожание продукции. Для улучшения свойств парфюма в рецепт может быть добавлен антиокислитель, благодаря которому повышается стойкость аромата. Массе надо дать отстояться не меньше двух-трёх недель. Получившаяся жидкость подлежит последующей фильтрации, призванной удалить из состава то, что не растворилось или может считаться посторонними вкраплениями. На выходе получается прозрачная, но всё-таки не лишённая определённого оттенка жидкость. После этого сам парфюм фактически готов, но нужно правильно его разлить, для этого надо использовать только идеально сухую тару. 

1.5 Влияние на организм человека

Нос играет в нашей жизни практически незначительную роль, ведь более 70 % информации мы получаем с помощью глаз, около 15 % с помощью слуха и остальные 15 % распределены между остальными видами чувств. Ароматерапия является одной из разновидностей альтернативной медицины, в основе которой лежит использование эфирных масел и других ароматических соединений с целью изменения у человека настроения, когнитивных функций и здоровья. Эфирные масла, обладающие противомикробными и противовирусными действиями, воздействуют на  физическое состояние человека при использовании ингаляций. Так, запах лимонного и апельсинового эфирных масел успокаивает, помогает избавиться от депрессии, чувства тревоги, головной боли. Плоды лимона считались отменным средством, замедляющим одряхление и старение организма, а бергамот – для улучшения настроения.        

Во время второй мировой войны французские врачи использовали эфирное масло лимона для дезинфекции палат  и для стерилизации хирургических инструментов. Большинство пряных масел, являются антисептиками и мощными природными антибиотиками, противовирусными и противовоспалительными средствами. Все пряные масла без исключения проявляют тонизирующее и согревающее действие. Они стимулируют поверхностные рецепторы и усиливают кровообращение. Линалоол, отвечающего за ароматы, присутствующие в цветах апельсина, винограда, манго, лимона или лаванды, применяют в промышленном производстве. Но, как показали эксперименты, это вещество подавляет некоторые изменения в клетках крови и генах, отвечающих за стрессовые состояния. По мнению учёных, тот факт, что эффект от воздействия пахучего вещества выявляется через анализ крови, может позволить в будущем перейти к изучению этого эффекта на человеке.

1.6 Выбор ароматов

Важно помнить, что у каждого человека химический состав кожи индивидуален, железы работают по–разному, и соответственно различны те комбинации, которые духи составляют с кожей. Выбирая духи, думайте о том, что нравится именно вам, а не о том, какие новинки рекламирует журнал. Пользуйтесь тестерами. Наиболее понравившиеся запахи наносите на запястье, и тогда сразу поймёте, какой аромат будет для вас стойким, а какой на вашей коже не держится.

1.7 Хранение ароматов

Основой современных парфюмов чаще всего становится спирт, эфир, альдегид и терпен. Эти молекулы постоянно участвуют в различных химических процессах. Прямое попадание солнечных лучей (или другого источника света) сделает реакцию более интенсивной. Уже через некоторое время консистенция жидкости и даже характер аромата изменится. Чтобы избежать подобных изменений и продлить срок использования любимого аромата следует соблюдать следующие правила:

- ограничить доступ солнца;

- не касаться горлышка бутылочки руками;

- создать идеальную температуру хранения;

- герметично  закрывать емкость с духами;

- не допускать высокого уровня влажности.

Хранить емкости с ароматом лучше в сухом, прохладном, темном месте.

2. Практическая часть

Объектами исследования являются представители парфюмерной продукции: одеколон (тройной), парфюмированная вода, духи из магазина (с высокой концентрацией бергамота) и духи собственного производства.

Цель исследования: сравнить парфюмерные жидкости по органолептическим и физико-химическим свойствам.

Оценка качества парфюмерной продукции проводится по двум группам показателей: органолептическим и физико-химическим.  

Органолептические:

1. Стойкость. Вату или кусочек сухой отбеленной марли смачивают парфюмерной жидкостью, оставляя каждый образец в чашках Петри. Запах проверяется переодически на протяжении нескольких часов (до 48 ч).

2. Прозрачность. При охлаждении парфюмерной жидкости ниже критической температуры образуются помутнения. Такой температурной точкой для душистых вод и одеколонов является +5°С, для остальных жидкостей +3°С.

Физико- химические:

1. Содержание спирта. Наибольшее содержание этилового спирта в духах - 85%, в парфюмерной и туалетной воде - 75%, в одеколоне - от 60% до 75%.

2. Сумма массовых долей душистых веществ. В тройном одеколоне содержится от 1,2% до 1,5% душистых веществ, в то время как туалетная вода содержит от 4% до 10%.

Упаковочная тара

  • первичная (тюбик, флакон и т.п.) – непосредственно содержит продукт;
  • вторичная (коробочка, пенал, пакет) – в нее вкладывается первичная упаковка.

Таблица №1 Показатели качества исследуемых жидкостей

Наименование показателя

Характеристика

и норма

Духи конц. бергамот

Парф. вода

Одеколон

«Тройной»

Духи собственного производства

Внешний вид

Прозрачная жидкость

Бледно-зелёный оттенок, прозрачная

Светло-розовый оттенок, прозрачная

Светло-жёлтый оттенок, прозрачная

Светло-жёлтый оттенок, прозрачная

Цвет и запах

Свойственный цвету и запаху продукции данного наименования

Свежий аромат цветов, яблока

Ярко выраженный аромат цветов (высокая концентрация душистых веществ)

Слабый аромат цитрусов и цветов

Свежий древесный аромат и сладость ванили

Стойкость запаха

Проявляющиеся свойства душистых веществ спустя 10  часов

Первые два часа -  резкий запах, затем - нежный цветочный

Первые два часа - резкий удушливый запах, затем - яркий цветочный

Первые два часа - запах стерильных медицинских бинтов, затем - слабый цветочный

Первые два часа - приторный ванильный аромат, затем - холодный древесный, эвкалиптовый  

Продолжительность запаха

До 48 ч

28 ч

12 ч

24 ч

24 ч

Прозрачность

Отсутствие помутнения при температуре, °С

Небольшие помутнения,+3°С

Небольшие помутнения,+3°С

Нет

,+3°С

Небольшие помутнения,+3°С

Объёмная доля этилового спирта

Количество этилового спирта в %

32

20

5

15

Сумма массовых долей душистых веществ

Количество душистых веществ  в %

12

8

1

8

Вывод по результатам исследования:

По внешнему виду  анализируемые образцы представляют собой однородные прозрачные жидкости с цветом и запахом, свойственным для данного наименования. В качестве эталона для сравнения использовался продукт, о котором достоверно известно, что он не фальсифицирован.

Внешний вид и цвет парфюмерных жидкостей, упакованных в непрозрачные флаконы соответствует эталонному образцу. Расслоение, т.е. выделение маслянистой фазы в виде осадка или взвеси, не выявлено. А наличие единичных посторонних включений (волокон), объясняет небольшие помутнения. Это можно объяснить  несоответствующими условиями хранения и использования данных образцов.

3. Заключение

В результате работы над проектом я узнала о составах парфюмерной продукции, смогла на практике понять, как создаются пробные варианты душистых веществ, и в каком пропорциональном соотношении следует добавлять спирт и концентрат, а также сравнить органолептические показатели и физико-химические показатели парфюмерных композиций. В качестве продукта проектной работы мне удалось синтезировать аромат в соответствии с собственными предпочтениями, для себя.

Еще мне удалось узнать как правильно выбрать ароматы, использовать и хранить их.

4. Список литературы:

1. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека (20.12.2022)

2.  Турин Л. и Санчес Т. 100 Лучших ароматов. Как выбирать и наносить духи. - Манн, 2014. - 180 с.

3. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека (12.12.2022)

4. статья в электронном журнале: Игнатушина Г. Душистые вещества // Живая наука. 2011-  https://vplate.ru/parfyumeriya/kak-delayut-duhi/ (23.11.2022)