"Счастливый случай" внеклассное мероприятие
методическая разработка (10 класс)

Внеклассное мероприятие. Мероприятие для учащихся 10-11 классов, можно и 9-е классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_schastlivyy_sluchay.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рачитских Светлана Петровна

Николаевский район с. Раздольное

Внеклассное мероприятие по химии  «Счастливый случай»

Цель: 

  1. формирование научного мировоззрения, расширить кругозор учащихся;
  2. развитие логического мышления, повышение познавательного интереса к предмету изучения химии;
  3. воспитание положительного отношения к знаниям, любознательности, волю к победе.

   Девиз: «Будущего скакуна ищи среди жеребят, будущего мудреца – среди сегодняшних ребят». (Казахская пословица)

Оборудование: куб, жетоны, реактивы для опытов, надпись на доске.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент

     Технология игры: по принципу телевизионной игры: «Счастливый случай».  В игре могут участвовать ребята 10 -11 классов,  команды состоят из   6 игроков, один из участников назначается капитаном команды.

     Заранее:  приготовить куб с шестью разными цветами-секторами:

  • Зелёный цвет – общие знание из области неорганической химии;
  • Красный цвет – химические элементы;
  • Желтый цвет – органические вещества;
  • Синий цвет – учёные химики;
  • Оранжевый – счастливый случай;
  • Фиолетовый – музыкальная пауза, занимательные опыты.

Если выпадает оранжевая сторона куба, то команда получает дополнительное очко, а если фиолетовая – то  незадействованные учащиеся готовят номера художественной самодеятельности или предоставляют занимательные опыты.

      Перед началом игры ведущий разыгрывает право первого хода.  Он загадывает обеим командам загадку:  Антуан Де Сент – Экзюпери. «Планета людей» писал об этом веществе: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь»  О чем идет речь?      (о воде) 

Гейм первый – знакомство

    Капитан команды кидает куб,  и на какой цвет попадает, тот сектор и выбирается. Таким образом, команды поочерёдно отвечают на 4 вопроса.  На  размышление даётся 20 секунд.  Если ответ верный, то команда зарабатывает одно очко, если неверный, то заслушивают ответ зрителей.  За правильный ответ зрителю выдаётся жетон.

   Сектор  «Общие знания из области неорганической химии»

  1. Какой газ в избытке находится на Венере, а на Земле он применяется для получения фруктовых вод? (Углекислый газ)
  2. Много ли солёных солей?  (Одна. Поваренная  соль)
  3. Какой газ выделяется при действии соляной кислоты на сульфид натрия? Какой запах он имеет? ( Сероводород, он имеет запах тухлых яиц)
  4. Какая кислота самая ядовитая?  (Синильная)
  5. Что такое «царская водка»?  (Смесь концентрированных азотной и соляной кислот.)

Сектор  «Химические элементы»

  1. Элемент, названный по имени героя древнегреческой мифологии.  (Тантал)
  2. Какой химический элемент входит в состав любого органического элемента? (Углерод)
  3. Какой элемент можно назвать элементом жизни и смерти и почему?  (Азот.  Элементом жизни его называют потому, что он входит в состав белка - носителя жизни на земле, элементом смерти называют потому, что он входит в состав многих взрывчатых веществ (аммонал, тринитротолуол и другие)
  4. Металл, обладающий бактерицидными свойствами. (Серебро)
  5. Галоген, соединения которого оказывают успокаивающее действие на нервную систему. (Бром)

          Сектор «Органические вещества»

  1. Болотный газ.  (Метан)
  2. Это средство было изобретено, как дорогое упаковочное, например, для ценных подарков цветов, ювелирных изделий. В наши дни, сохранив свои функции, это стало, чуть ли не главным мусором планеты.  (Целлофан)
  3. Непредельный углеводород, применяемый при резке и сварки металлов. (Ацетилен)
  4. Взрывчатое вещество, способное облегчить спазмы сердечных сосудов. (Нитроглицерин)
  5. Какой спирт смягчает кожу рук?  (Глицерин) 

         Сектор «Учёные-химики»

  1. Какой выдающийся русский химик являлся и гениальным композитором?  ( А.П.Бородин)  
  2. Кто является основоположником стекольной промышленности в России и открыл атмосферу на Венере?  (М.В.Ломоносов, разработал рецепт цветных стёкол)  
  3. Создатель теории строения органических соединений.  (А.М. Бутлеров)
  4. Первооткрыватель периодического закона химических элементов.  (Д.И. Менделеев)
  5. Создатель противогаза.  (Н.Д. Зелинский)

Гейм второй – видеовопросы

    Командам по очереди предлагают посмотреть по три видеозаписи поставки опытов. Учащимся необходимо определить название каждого опыта.

Гейм третий – «Ты – мне, я – тебе»

    Каждый член команды задаёт вопрос представителю команды соперника, имеющего тот же номер в команде.  В этом гейме зрители участия не принимают.  Организаторы игры выбирают наиболее  интересный вопрос; игроку, задавшему  его,  вручают приз, а всей команде дополнительное очко.

Гейм четвёртый – «Тёмная лошадка»

   Ведущий читает вопрос; если ни у одной из команд нет версии ответа, то он обращается к зрителям. Зрителю,  набравшему наибольшее число жетонов,  ведущий вручается приз.

  1. В качестве разрыхлителя в домашних условиях используется гидрокарбонат натрия (пищевая сода) (демонстрация реакции соды с кислотой), при этой реакции тесто становится рыхлым от выделяющегося углекислого газа. Но в пищевой промышленности в качестве разрыхлителя чаще всего используется другое вещество – карбонат аммония (пищевая добавка Е-503). Какие газы, образовавшиеся при разложении этого вещества, образуют пористую структуру кулинарных изделий? (аммиак и углекислый газ)
  2. Д.И.Менделеев, открывший Периодическую систему, был многогранной личностью – химии были посвящены только 9% его исследований. В 1887 году Французская Академия метеорологического воздухоплавания присудила Менделееву диплом «За проявленное мужество при полете для наблюдения …».  Что  наблюдал Дмитрий Иванович из воздушного шара на высоте более 3 километров?  (солнечное затмение)
  3. В 1865 году английский математик, поэт и писатель Льюис Кэрролл написал «Алису в стране чудес». Среди главных героев произведения был трагикомический персонаж Сумасшедший Шляпник. В Средние века среди работников шляпных фабрик действительно было распространено заболевание, названное «болезнью сумасшедшего шляпочника», так как им заболевали мастера, применявшие препараты, содержащие это вещество при изготовлении фетровых шляп. О каком веществе идет речь?   (ртуть)  

Гейм  пятый —  «Дальше,  дальше,  дальше...»

Начинает проигрывающая пока команда. Ведущий в течение 1 мин задает вопросы, требующие быстрого ответа. Задача команд: дать как можно больше правильных ответов на поставленные вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в  1 балл.

  1. Элемент с металлическими свойствами, который входит в состав поваренной соли. (Натрий.)
  2. Процесс отдачи электронов атомами или ионами. (Окисление.)
  3. Галоген, соединение которого оказывает успокаивающее действие на нервную систему.  (Бром.)
  4. Наиболее активный неметалл.  (Фтор.)
  5. Вещество, поддерживающее горение и дыхание. (Кислород.)
  6. Вещества, в растворах которых синий лакмус меняет окраску на красную. (Кислоты.)
  7. Самый легкий газ. (Водород.)
  8. Вещество, которое, дезинфицируя воду, не оставляет привкуса. (Озон.)

9.  Метод полной  очистки воды.   (Дистилляция.)

10. Приборы, применяемые при очистке воды от нерастворимых в ней примесей. (Фильтры.)

11.  Химически неделимая частица вещества.  (Атом.)

  1. Растворимые в воде основания. (Щелочи.)
  2. Свойство атомов химического элемента образовывать два или несколько простых веществ.   (Аллотропия.)
  1. Название реакции, при которой выделяется теплота.   (Экзотермическая.)
  2. «Нефть не топливо, топить можно и ассигнациями». Кто автор этих строк? (Д.И.   Менделеев.)
  3. Какое топливо заправляют в самолеты?   (Керосин.)
  4. Ионы какого металла отравляют болезнетворные  бактерии?   (Серебра.)

18.        Что такое сусальное золото? (Дисульфид олова.)

  1. Самое  распространенное  на   Земле вещество.  (Вода.)
  2. Реакция   обменного   взаимодействия между веществом и водой. (Гидролиз.)

21.        Вещества, изменяющие скорость химических реакций. (Катализаторы, ингибиторы.)

  1. Город,   названный  в  честь  ученого-химика.   (Менделеевск.)
  2. Реакции,   при  которых  поглощается теплота.   (Эндотермические.)
  3. Разрушение металлов  под воздействием окружающей среды.  (Коррозия.)
  4. Стеклянный сосуд для точного измерения объема жидкости. (Мерная пипетка.)

Заключение

   Подводятся общие итоги, вручаются призы.  Открывается доска со словами: «Мы рождены пролить все то, что льется, рассыпать то, чего нельзя пролить. Наш кабинет химическим зовется, идем мы дальше химию учить».

Список использованных литературных источников

1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии [Текст]: Пособие для учителя / В.Н. Алексинский. -  М.: Просвещение, 1980. – 96с.

2. Акимова Т.А. Интеллектуальные игры с химическим содержанием [Текст]: /Т.А. Акимова// Химия в школе. - 1996. - №5. - С. 71-73.

3. Брейгер Л.М., Предметные недели в школе. Химия. Физика [Текст] /Л.М. Брейгер., П.В. Глинская. – М.: Учитель,  2002. – 46с.

4.  http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98662819

5. http://www.uchportal.ru/load/194

6.  https://sites.google.com/site/himia162/home/zanimatelnye-voprosy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по информатике "Счастливый случай" с презентацией

Сценарий и презентация к уроку-игре в 10-11 классе "Счастливый случай", урок обобщения пройденного материала...

Внеклассное мероприятие - игра "Счастливый случай"

ФИЗИКО - МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА«СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»...

Внеклассное мероприятие по истории"Счастливый случай" 6-7 класс

«Счастливый  случай» (развлекательно – познавательная игра по истории России)6 -7 классы                          ...

Внеклассное мероприятие "Счастливый случай"

Разработка внеклассного мероприятиия...

Внеклассное мероприятие: "Счастливый случай"

Разработка внеклассного мероприятия по математике для 7 класса. Расчитано на 40 минут. Состоит из 4 конкурсов. Особой подготовки не требует, что для учителя, что для ученика....

«В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»

Родительское собрание Тема:«В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»...