Технологическая карта урока "Генетическая связь между веществами", 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс)

Подобраны соответствиующие учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами. Указаны формы организации соответствующего этапа урока. Предложены виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), использованы соответствующие методические приемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Генетическая связь между классами веществ». 8 класс

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика 

Киселева Наталья Геннадьевна

Место работы

МАОУ «Средняя школа №5», г. Когалым, ХМАО-Югра

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

8

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

56

Тема урока 

Генетическая связь между классами веществ.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок систематизации знаний и умений

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

 Формирование добросовестного отношения к учению и умения управлять своей познавательной деятельностью

Метапредметные

Умения использовать знаково-символические средства для раскрытия сущности процессов; осуществлять наблюдения, делать выводы; осуществлять классификацию

Предметные

Умения определять понятие «генетический ряд»; иллюстрировать примерами генетическую взаимосвязь между веществами (простое вещество — оксид — гидроксид — соль); составлять уравнения реакций, соответствующие последовательности («цепочке») превращений неорганических ве ществ различных классов

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Генетическая связь, генетический ряд металлов, генетический ряд  неметаллов

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Учебник химии О.С.Габриелян,  Г.Е.Рудзитис.  ПСХЭ Д.И.Менделеева,  

Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, компьютер, экран, колонки, раздаточный материал, видеоматериал, компьютерная презентация.

Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная, групповая.

Технологии: ИКТ, технология групповой и исследовательской работы, здоровьесберегающие, проблемного обучения, игровые

Методы: упражнения, демонстрационный эксперимент, создание схем
Приемы: словесная и наглядная передача учебной информации, обмен информации между учителем и детьми, рабочей тетрадью, самостоятельное выполнение задания.

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Создание благоприятного психологического настроя на уроке. Можно обратить внимание на то, что весь мир находится в непрерывном движении, в непрерывном химическом превращении. Бесконечно из одних веществ получаются другие. В каждой клеточке, в капле воды, квадратном миллиметре воздуха происходят тысячи и тысячи химических реакций. Образуются вещества разных классов соединений.

В ходе фронтальной беседы педагог задает вопросы по: стимулированию учащихся на формулирование собственные ожидания относительно темы текущего урока и эмоционального настроя на урок
- хотите ли Вы узнать, как связаны понятия «ГЕН» и химические превращения веществ?
- как Вы думаете, можно ли из неметалла получить основание? (учитель демонстрирует образец неметалла сера и гидроксид меди (2))

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Коллективная мыслительная деятельность. Учитель предлагает написать химический диктант (функциональная, читательская грамотность) по распределению веществ на классы соединений  (4 учащихся работают у доски):

Слайд.  Из приведенных формул веществ: Al(OH)3, CO2, Mn2O7, HNO3, H2SiO3, CaO, Na3PO4,Mg(OH)2, CaCO3, RbOH, CuO, HBr. FeO, Cu(OH)2, H2SO3, K3PO4, Na2CO3, SO2, KCl, H2S, NaOH, Mg(OH)Cl, H2SO4, KOH – выпишите отдельно:

  • – формулы оксидов и подчеркните кислотные оксиды;
  • – формулы кислот и подчеркните двухосновные кислоты;
  • – формулы оснований и подчеркните щелочи;
  • – формулы солей и подчеркните основные соли.

-Учитель организует взаимопроверку  диктанта

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься 

Взаимопревращения различных веществ называют генетической связью.

Ты узнаешь о генетических рядах металлов и неметаллов, генетической связи классов неорганических соединений; научишься составлять схемы генетических рядов и решать уравнения реакций, составляющих эти схемы.

Вопрос: как можно осуществить переход данных веществ друг в друга? Давайте подумаем. Каким способом можно проверить данное предположение (на слайде формулы различных классов соединений).
На основе данных вопросов учащиеся формулируют цель урока и план работы.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Формирование конкретного образовательного результата.

Умение подтверждать существование генетической связи между веществами различных классов путем составления уравнений реакций, соответствующих ряду веществ: а) металл — основный оксид — основание — соль; б) неметалл — кислотный оксид — кислородсодержащая кислота — соль. (работа с учебником: с.259 Отличие генетического ряда металла активного на примере кальция и металла неактивного на примере меди), определять вещества, необходимые для осуществления превращений, подтверждающих генетические связи различных классов (Экспериментальное составление генетического ряда кальция).

Опыт проводит учитель.

  1. Металл→ оксид металла (основный)→ основание (щелочь)→ соль. (схему перенести в тетрадь)
  1. Осуществляем первое превращение: Ca→СаО

Аккуратно поджигаем стружку кальция, вносим ее в колбу и держим до прекращения горения. Составляем уравнение реакции (один учащийся у доски): 2СаО + О2 = 2СаО.

  1. Осуществляем второе превращение: СаО Са(ОН)2 . В колбу, где сгорел кальций, аккуратно приливаем воду с фенолфталеином. Вопрос классу. –Почему окраска приобрела малиновый цвет?

 СаО+Н2О=Са(ОН)2 (следующий учащийся у доски).

  1. Осуществляем третье превращение: Са(ОН)2 → СаСl2

 Са(ОН)2 + 2НСL= СаСl2 + 2Н2О (третий учащийся у доски). К раствору гидроксида кальция приливаем соляную кислоту. Что наблюдаем? (Фенолфталеин восстановил свой цвет – это признак химической реакции).

 -Как составить генетический ряд металла, которому соответствует нерастворимое основание?

Работа со схемой (на слайде, перенос в тетрадь). Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного.

  1. Неметалл→ оксид неметалла (кислотный)→  кислота→ соль. (схему перенести в тетрадь)

(Экспериментальное составление генетического ряда серы)

  1. Осуществляем первое превращение: S → SO2

Аккуратно поджигаем серу в ложечке для сжигания веществ, вносим ее в колбу и держим до прекращения горения. Составим уравнение химической реакции (один учащийся у доски, остальные в тетради):

S + О2 = SО2

  1. Осуществляем второе превращение: SO2   H2SO3.

В колбу, где сгорела сера, аккуратно приливаем воду с метиловым оранжевым. Вопрос классу: - Почему индикатор меняет цвет? (Розовый цвет – образуется кислота). Составим уравнение химической реакции (один учащийся у доски, остальные в тетради):

SO2 + Н2О   H2SO3.

  1. Осуществим третье превращение: H2SO3   NaHSO3.

К раствору сернистой кислоты приливаем едкий натр. – Что наблюдаем? Почему метиловый оранжевый восстанавливает свой цвет (изменение цвета – признак химической реакции).

Как составить генетический ряд неметалла, которому соответствует нерастворимая кислота?

Работа со схемой (на слайде, перенос в тетрадь). Устные ответы на вопросы учителя. Обсуждение результатов эксперимента.

Учащиеся: Совместно с учителем:

  1. Осуществляют поиск взаимосвязи между классами неорганических веществ.
  2. Осуществлять актуализацию личных знаний.
  3. Выявлять сущность генетической связи между неорганическими веществами.
  4. Уметь устанавливать связи между классами неорганических веществ.
  5. Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время беседы.
  6. Участвуют в коллективном обсуждении темы.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Технологии: информационно-коммуникативные
Формы: фронтальная, парная,
Методы: создание схем
Приемы: словесная и наглядная передача учебной информации, обмен информации между учителем и детьми, рабочей тетрадью, самостоятельное выполнение задания.

Умение систематизировать материал и применять знания в новой ситуации.

  • Сформулируйте знания о классификации неорганических веществ.
  • Дайте определение понятию «Генетическая связь»
  • Установите, какие формы соединений присутствуют в генетическом ряду металла и неметалла.

Составьте генетические ряды для металла и неметалла. Рабата в парах. (проверка,  у доски двое учащихся).

Cu, С, CuO, СO2, CuSO4, Н2СО3, Cu(OH)2, Na2CO3

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Какие общие признаки можно выделить для генетического ряда?

1. С помощью упражнения «перетаскивание», используя слова для справок, вставьте пропущенные слова и сделайте выводы

1.     Все ..............генетического ряда должны быть образованы ……. …химическим элементом.

2.     Вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, должны принадлежать к ………… классам

3.     Вещества, образующие генетический ряд одного химического элемента, должны быть ………… взаимопревращениями.

Слова для справок: разным, одним, связаны, вещества

2. По аналогии с генетическим рядом меди составьте генетический ряд цинка  (работа в парах)

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Химические соединения во имя победы над фашизмом.

Магний использовали не только для создания осветительных ракет. Основным потребителем этого металла была военная авиация. Магния требовалось много, поэтому его добывали даже из морской воды. Технология извлечения магния такова: морскую воду (в составе есть MgCl2) смешивают в огромных баках с известковым молоком (Са (ОН)2), затем, действуя на выпавший осадок соляной кислотой, получают хлорид магния. При электролизе расплава MgCl2 (пропускание тока через него) получают металлический магний. По уравнениям реакций составьте генетический ряд

                    

C:\Users\школа 5\Desktop\магний.jpg

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

1. В генетическом ряду CuSO4 X CuO веществом Х является вещество с формулой

A. CuOH.

Б. Cu(OH)2

B. CuCl2

2. Генетическим рядом является ряд, схема которого

А. Cu(OH)2, CuO,  Cu

Б. FeSO4, Fe(OH)2, H2O

3. В схеме превращений CaO  Ca(OH)2 CaCl2

A. X – H2O, Y – HCl.

Б. X – H2, Y – HNO3

B. X – O2, Y – HCl

4. Из приведенного перечня веществ:, P2O5, AlCl3 , Ba, H3PO4, N2, BaO, Na3PO4, Ba(OH)2, MgO , P, KOH,    BaCl2, – выпишите формулы веществ, составляющих генетический ряд:

1 вариант – бария, 2 вариант – фосфора.

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ:    
1.  Для лечения малокровия (пониженного содержания гемоглобина в крови) издавна применяли препараты железа, в т.ч. сульфат железа (II), а иногда восстановленное железо в порошке. Известен и старинный народный рецепт средства от малокровия - «железное» яблоко: в яблоко втыкают несколько гвоздей и выдерживают сутки. Затем гвозди вынимают, а яблоко съедают. Как вы можете объяснить эффективность «железного» яблока с точки зрения химии?

2. При приготовлении ваших любимых булочек мама производит процесс гашения пищевой соды уксусом. При этом мама использует 2 г соды. Определите объем выделившегося углекислого газа. Сколько углекислого может выделиться в течение года, если булочки мама печет 2 раза в неделю. Может ли этот объем углекислого газа повлиять критически на увеличение его в атмосфере? Проведите опыт, опишите наблюдаемые явления, предложите уравнение реакции.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Работа в группах (по 4 человека). Выполните задание: обсудите и предложите уравнения реакций на осуществление превращений для генетического ряда меди (четные номера групп) и кремния (нечетные номера групп). Составляют уравнения реакций, правильность анализируют по слайду.

Метод обучения – систематизирующая беседа.

Форма организации деятельности обучающихся- коллективная мыслительная деятельность.

Основные виды деятельности учителя – коррекция, координация деятельности обучающихся.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Карточка самонаблюдения (продвижение по теме).

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями

- Что иллюстрируют данные опыты?
- Чему мы научились?
- Какова была цель урока?
- Достигли цели урока?
- Какой метод познания мы сегодня использовали?
В природе все взаимосвязано, поэтому и в химии все вещества взаимосвязаны друг с другом из одних можно получить другие вещества.
Какой из видов деятельности тебе понравился больше всего?
- Получилось ли у тебя то, что ты хотел?
- Покажи свое настроение в виде смайлика.
- Я все понял и справился с заданием.
- Я все понял, но было трудно.
- У меня не все получилось.
Что сделать , чтобы знания стали более прочными?

Этап 5.2. Домашнее задание

 Прочитать параграф 43, выполнить задание, выданное на отдельном листе – сказка.

По желанию:

Выполнить дополнительное задание.

Введите рекомендации по домашнему заданию.

СКАЗКА

В одном далеком государстве жил злой падишах, захотел он выкрасить весь свой дворец в белый цвет и позвал мастера. Выслушал мастер и спрашивает: «Где же я такой краски возьму, чтобы не портилась и на весь дворец хватило?» Рассердился падишах и дал мастеру сутки сроку. Взял мастер металлическую пластину с крыши (цинк), растворил её в желудочной микстуре (3%-й раствор соляной кислоты), зашипел в колбе газ; добавил щелочи едкой (NaOH), выпал осадок белоснежный. Отделил он этот осадок, затем прокалил на печке. Так и получил он знатную краску (ZnO), падишах остался доволен.

 Пронумеровать уравнения и составить генетический ряд по ним.

      ZnCl2 + 2NaOH = 2NaCl + Zn(OH) 2

         Zn(OH)2 = H2O + ZnO

      Zn + 2HCl = ZnCl2+ H2

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:
Проблема. Большинство оксидов металлов нерастворимы в воде и поэтому осуществить переход от основного оксида к основанию не представляется возможным, как быть в этом случае? Ответ: Для этого необходимо добавить ещё одно звено в цепи (СОЛЬ)!
Металл - основный оксид - …соль… - нерастворимое основание - основный оксид- металл (Привести пример)
Запишем уравнения реакций этого генетического ряда.
1.
2.
3.  
4.
5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе «Химические вещества клетки»

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Химические вещества клетки" по учебнику Пономарёва И.Н. ( по требованиям ФГОС)....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Инструктивная карта: «Генетическая связь между классами неорганических соединений»

Инструктивная карта: «Генетическая связь между классами неорганических соединений»...

Урок по теме "Генетическая связь между основными классами неорганических веществ"

Урок-обобщения по основным классам неорганической химии....