Урок по химии в 8 классе. Тема «Химические реакции»
план-конспект урока по химии (8 класс)

Чилданова Ольга Александровна

Комбинированный урок с лабораторными опытами, направлен на обобщение и систематизацию знаний по теме «Химические реакции».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл him_reaktsii_-_razrabotka_uroka_8_kl.docx36.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по химии

Тема «Химические реакции»

Тип урока: комбинированный урок с лабораторными опытами, направлен на обобщение и систематизацию знаний по теме «Химические реакции».

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции», продолжить формирование знаний о свойствах веществ разных классов неорганических соединений.

Задачи урока:

Обучающие: Повторение и закрепление знаний о типах химических реакций, умения классифицировать и давать названия веществам. Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций с участием веществ разных классов. Научить учащихся самостоятельно проводить эксперимент с использованием инструкций по проведению опытов и соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Развивающие: Развивать учебно-познавательный интерес к предмету, умения формулировать гипотезы и проверять их опытным путём. Совершенствовать умение работать с лабораторным оборудованием и реактивами. Продолжить формирование умений обрабатывать и анализировать экспериментальные данные, делать выводы о свойствах вещества.

Воспитывающие: Формировать потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям. Воспитать культуру общения через работу в парах «ученик - ученик», «учитель - ученик». Воспитать у учащихся наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу и культуру эксперимента.

Методы: Лабораторный опыт, частично-поисковый, проблемный, практический

Оборудование:

На столах учащихся: рабочая тетрадь, чистые листы для самостоятельной работы и теста, таблица Менделеева, таблица растворимости, сводная таблица для заполнения, набор реактивов для проведения эксперимента (штативы, пробирки, растворы соляной кислоты, сульфата меди (II), карбоната калия, нитрата бария, гидроксид натрия, хлорид железа (III), цинк, свежеприготовленный гидроксид меди (II), спиртовка, инструктивная карточка.

На демонстрационном столе: Растворы щёлочи, кислоты, фенолфталеина и свежеприготовленный гидроксид меди(II)

На доске: зашифрованное слово, ключевые слова на магнитной доске, сводная таблица для заполнения

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

Цель: Активизация каждого обучаемого, вызов интереса к теме и определение цели ее рассмотрения.

1. Учитель: На доске представлены слова в произвольном порядке: реакция, основания, кислоты, замещение, оксиды, разложение, вещества, соединение, соли, обмен. Разделите эти слова на две группы и дайте пояснение. Как связаны между собой слова из этих двух столбиков?

Ученик: 1 столбик- вещества: основания, кислоты, оксиды, соли;

2 солбик: реакция – замещение, разложение, соединение, обмен.

Вещества вступают в разные реакции.

Учитель:

Итак, у нас сегодня необычный урок. Вы на 40 минут становитесь исследователями. Вам предстоит исследовать классы неорганических веществ по их причастности к химическим реакциям. Записываем число и тему урока: Обобщение по теме «Химические реакции».

Но чтобы перейти к исследованию, нам необходимо разрешить некоторые вопросы из теории.

II. Фронтальный опрос учащихся.

Вопросы:

1.На какие группы делятся неорганические вещества?

2.Назовите простые вещества.

3.Какие вы знаете сложные вещества.

4.Что такое оксиды? Основания? Кислоты? Соли? Приведите примеры.

5.Что такое химическая реакция?

6.Что такое реакция соединения, разложения, замещения, обмена?

Учитель: Хорошо, теоретический материал повторили. Продолжаем. У вас на столах есть таблица, которую необходимо заполнить в процессе выполнения лабораторного опыта, ставя плюсы в графы с типами реакций, в которые вступают указанные слева вещества. Такая же таблица продублирована на доске.

Итак, приступаем к практической части.

III. Лабораторный опыт:

Учитель: Для этого исследования вы проведёте несколько опытов. Методика у вас на столе в карточке-инструкции, в которой также указаны правила техники безопасности. Перед проведением опытов внимательно их прочитайте. Также у вас на столах таблица, которую надо заполнить

Определите возможность протекания реакции между цинком и раствором сульфата меди (II), цинком и соляной кислотой, растворами карбоната калия и нитратом бария, гидроксида натрия и хлоридом железа (III), разложения гидроксида меди (II).

Ученики:  приступают к выполнению лабораторного опыта, пользуясь инструктивной карточкой.

Пример инструктивной карточки.

Инструктивная карточка. 1 вариант.

Определите возможность протекания реакции между растворами хлорида бария и серной кислоты. Запишите свои наблюдения, составьте уравнение реакции, расставьте коэффициенты и укажите тип реакции. Перед выполнением опыта ознакомьтесь с правилами техники безопасности:

1.Твердые вещества нельзя брать руками.

2.Растворы веществ из пузырьков наливайте аккуратно и не более 1 мл, держа пузырек этикеткой в ладошку.

3.Если реактива налито больше нужного количества, обратно из пробирки в пузырек его нельзя отливать.

4.Открыв пузырек, крышку положите на стол тыльной стороной, а, налив нужное количество вещества, сразу же закройте его и отставьте в сторону.

5.Пробирку держите над столом и на уровне глаз, чтобы видеть сколько реактива вы наливаете.

6.Следите, чтобы раствор вещества не попал вам на руку.

7.В случае попадания реактива на руку, немедленно обратитесь к учителю.

8.Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Работу оформляете в виде таблицы.

Что делали

Что наблюдали

Уравнения реакций

1) Zn +2HCl →

2) K2СO+ Ba(NO3)2 →

3) Сu(OH)2 →t

Инструктивная карточка. 2 вариант

Определите возможность протекания реакции между растворами хлорида бария и серной кислоты. Запишите свои наблюдения, составьте уравнение реакции, расставьте коэффициенты и укажите тип реакции. Перед выполнением опыта ознакомьтесь с правилами техники безопасности:

1.Твердые вещества нельзя брать руками.

2.Растворы веществ из пузырьков наливайте аккуратно и не более 1 мл, держа пузырек этикеткой в ладошку.

3.Если реактива налито больше нужного количества, обратно из пробирки в пузырек его нельзя отливать.

4.Открыв пузырек, крышку положите на стол тыльной стороной, а, налив нужное количество вещества, сразу же закройте его и отставьте в сторону.

5.Пробирку держите над столом и на уровне глаз, чтобы видеть сколько реактива вы наливаете.

6.Следите, чтобы раствор вещества не попал вам на руку.

7.В случае попадания реактива на руку, немедленно обратитесь к учителю.

8.Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Работу оформляете в виде таблицы 1вариант.

Что делали

Что наблюдали

Уравнения реакций

1) Zn +CuSO4 →

2) NaOH + FeCl3 →

3) Сu(OH)2 →t

После проведения лабораторного опыта, ребята докладывают о ее результатах, записывая на доске уравнения реакций, дополняя таблицу и приходя к выводу о том, что основные классы веществ вступают в реакции указанных типов, реакции сопровождются теми или иными признаками.

Ученик: 1 вариант: Zn +2HCl → ZnCl2+ H2 - наблюдается выделение газа, тип K2СO+ Ba(NO3)2 → BaCO3 + KNO- наблюдается выпадение белого осадка, тип реакции обмена реакции замещения

Учитель: Как определить, какое из веществ выпадает в осадок? Чем мы можем воспользоваться?

Ученик: Воспользуемся таблицей растворимости

Учитель: отметьте осадки и газы соответствующими символами.

Ученик: 2 вариант: Zn +CuSO4 → ZnSO4 + Cu - на грануле цинка заметна красноватая медь, тип реакции замещения

3NaOH + FeCl3 → Fe(OH)3 + 3NaCl – выпадает бурый осадок, тип реакции обмена

Ученик: общее задание Сu(OH)2 → CuO + Н2О – изменение цвета осадка, реакция разложения

Учитель: Ребята, молодцы, с поставленной задачей вы справились!

Ребята, как вы думаете, все ли реакции протекают с видимыми признаками?

 Демонстрация опыта реакции нейтрализации.

Оборудование: растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, фенолфталеина, свежеприготовленный гидроксид меди(II)

Ученик 1: проводит реакцию нейтрализации, отмечает, что нет видимых признаков и записывает уравнение на доске:

НCl + NaОН = NaCl + Н2О

Учитель: Как нам доказать, что произошла химическая реакция?

Ученик 1: Фенолфталеин прилить в раствор щёлочи, раствор становится малиновым, так как является индикатором на щёлочи, а потом аккуратно прилить кислоту, раствор обесцветится. Это доказывает, что произошла реакция между кислотой и щёлочью.

Ученик 2: демонстрирует реакцию между кислотой и гидроксидом меди(II)

И отмечает признакрастворение осадка

Учитель: Какой вывод можно сделать после увиденного? Как называются реакции между кислотами и основаниями?

Ученик 3: Реакции нейтрализации-это реакции не только между кислотами и щелочами, но и реакция между кислотами и нерастворимыми гидроксидами. В первом случае между кислотой и щёлочью реакция протекают без видимых признаков, а во втором случае, в кислотах происходит растворение нерастворимого гидроксида.

IV. Рефлексия. Цель: систематизация знаний через творческие задания на основе обобщенной информации.

1. Самостоятельная работа: «Восстанови записку». Около кабинета химии были найдены записки, в которых отсутствуют некоторые формулы. Ваша задача – их восстановить и указать тип реакций. После выполнения задания вы мне их сдаете.

Вставьте вместо пропусков формулы веществ, укажите тип реакции.

I вариант

II вариант

1) … + … → AgCl + KNO3

2) CaO + … → CaSO4

3) CaCO3 → … + …

4) … + Н2SO4 → ZnSO4+ Н2

1) Fe(OH)2 → … + …

2) Mg + … → MgCl2 + H2

3) … + N2O5→ 2NaNO3

4) … + … → AgI + KNO3

I вариант

II вариант

1)KCl + AgNO3→ AgCl + KNO3

2) CaO + SO3 → CaSO4

3) CaCO3 → CaO + CO2

4) Zn + Н2SO4 → ZnSO4+ Н2

1 – обмена

2 – соединение

3 – разложение

4 – замещение

1) Fe(OH)2 → FeO+ H2O

2) Mg + 2HCl → MgCl2 + H2

3) Na2O + N2O5→ 2NaNO3

4) KI + AgNO3 → AgI + KNO3

1 – разложение

2 – замещение

3 – соединение

4 – обмена

А теперь вам предстоит очень ответственное задание.

Итак, мы с вами доказали о причастности классов неорганических веществ к химическим реакциям, все подтверждено экспериментально, записки восстановлены и теперь вам предстоит сдать тест.

2. Выполняем тест-шифровку и затем осуществляем взаимопроверку.

Тест-шифровка

Учитель: На мои вопросы вы будете отвечать буквами, соответствующими типам химических реакций: соединения – С, замещения – З, разложения – Р, обмена – О.

1. В реакцию вступает одно простое и одно сложное вещество.

2. Образуется одно сложное вещество.

3. Образуются два сложных вещества.

4. Вступают два или несколько простых, или сложных веществ.

5. Вступает только одно сложное вещество.

6. Одно из двух образовавшихся веществ - простое.

7. Образуется несколько простых или сложных веществ.

8. Вступают два сложных вещества.

1

2

3

4

5

6

7

8

З

С

О

С

Р

З

Р

О

«5» - нет ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки.

3. Дополнительные задания:

Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и укажите их тип.

I вариант

II вариант

1) N2O5 + H2O → 2НNO3

2) Na + H2O → NaOH + H2

3) НgО → Нg + О2

4) Ca(ОН)2+ Н3PO4 → Ca3(PO4)2 + Н2О

1) P2O5 + H2O → H3PO4

2) Al+ НCl → AlCl3 + Н2

3) Fe(OH)3 + H2SO4→ Fe2(SO4)3+ Н2О

4) H2O → H2 + O2

I вариант

II вариант

1) N2O5 + H2O → 2НNO3

2) 2Na + 2H2O → 2NaOH + H2

3) 2НgО → 2Нg + О2

4) 3Ca(ОН)2+ 2Н3PO4 → Ca3(PO4)2 + 6Н2О

1 – соединение

2 – замещение

3 – разложение

4 – обмена

1) P2O5 + 3H2O → 2H3PO4

2) 2Al+ 6НCl → 2AlCl3 + 3Н2

3) 2Fe(OH)3 + 3H2SO4→ Fe2(SO4)3+6 Н2О

4) 2H2O → 2H2 + O2

1 – соединение

2 – замещение

3 –обмена

4 – разложение

По мере выполнения заданий ученики выходят к доске и пишут уравнения реакций, указывая их тип и заполняя таблицу. Все доказательства собраны. Чтобы их подтвердить, доказать причастность классов неорганических веществ к химическим реакциям, был проведён лабораторный опыт и к концу урока таблица заполнена.

Проверяем таблицу:         тип реакции

вещества

соединение

разложение

замещение

обмен

оксиды

+

+

+

основания

+

+

кислоты

+

+

+

соли

+

+

+

Итак, менее заметными в причастности к химическим реакциям оказались основания. Больше всех «наследили» оксиды, кислоты и соли и занимают одинаковое положение.

 «5» - нет ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки.

Подведение итогов. Всем спасибо за работу. Самые активные получают оценки за работу у доски. Кроме этого вы получите оценку за восстановленную записку и за тест-шифровку.

V. Домашнее задание. Цель: обеспечить понимание цели и задачи содержания и способов выполнения д/з.

Повторить параграфы 19-21, 27, 29-32, подготовиться к контрольной работе.

Приложение

Тема «Химическеие реакции»

Инструктивная карточка. 1 вариант.

Определите возможность протекания реакции между растворами хлорида бария и серной кислоты. Запишите свои наблюдения, составьте уравнение реакции, расставьте коэффициенты и укажите тип реакции. Перед выполнением опыта ознакомьтесь с правилами техники безопасности:

1.Твердые вещества нельзя брать руками.

2.Растворы веществ из пузырьков наливайте аккуратно и не более 1 мл, держа пузырек этикеткой в ладошку.

3.Если реактива налито больше нужного количества, обратно из пробирки в пузырек его нельзя отливать.

4.Открыв пузырек, крышку положите на стол тыльной стороной, а, налив нужное количество вещества, сразу же закройте его и отставьте в сторону.

5.Пробирку держите над столом и на уровне глаз, чтобы видеть сколько реактива вы наливаете.

6.Следите, чтобы раствор вещества не попал вам на руку.

7.В случае попадания реактива на руку, немедленно обратитесь к учителю.

8.Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Работу оформляете в виде таблицы.

Что делали

Что наблюдали

Уравнения реакций

1) Zn +2HCl →

2) K2СO+ Ba(NO3)2 →

3) Сu(OH)2 →t

1. Самостоятельная работа: «Восстанови записку». Около кабинета химии были найдены записки, в которых отсутствуют некоторые формулы. Ваша задача – их восстановить и указать тип реакций. После выполнения задания вы мне их сдаете.

Вставьте вместо пропусков формулы веществ, укажите тип реакции.

I вариант

1) …    + …     →     AgCl +    KNO3

2) CaO +     …   →   CaSO4

3) CaCO3 →   …   +    …

4) …   +  Н2SO4   →   ZnSO4   +  Н2

2. Выполняем тест-шифровку и затем осуществляем взаимопроверку.

Тест-шифровка

 На вопросы вы будете отвечать буквами, соответствующими типам химических реакций: соединения – С, замещения – З, разложения – Р, обмена – О.

1. В реакцию вступает одно простое и одно сложное вещество.

2. Образуется одно сложное вещество.

3. Образуются два сложных вещества.

4. Вступают два или несколько простых, или сложных веществ.

5. Вступает только одно сложное вещество.

6. Одно из двух образовавшихся веществ - простое.

7. Образуется несколько простых или сложных веществ.

8. Вступают два сложных вещества.

1

2

3

4

5

6

7

8

3. Дополнительные задания:

Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и укажите их тип.

I вариант

1) N2O5 + H2O → 2НNO3

2) Na + H2O → NaOH + H2

3) НgО → Нg + О2

4) Ca(ОН)2+ Н3PO4 → Ca3(PO4)2 + Н2О

  реакции

Заполняем таблицу: Ставим  «+» , там где вещества вступали в реакции

                 тип реакции

вещества

соединение

разложение

замещение

обмен

оксиды

основания

кислоты

соли

Инструктивная карточка. 2 вариант

Определите возможность протекания реакции между растворами хлорида бария и серной кислоты. Запишите свои наблюдения, составьте уравнение реакции, расставьте коэффициенты и укажите тип реакции. Перед выполнением опыта ознакомьтесь с правилами техники безопасности:

1.Твердые вещества нельзя брать руками.

2.Растворы веществ из пузырьков наливайте аккуратно и не более 1 мл, держа пузырек этикеткой в ладошку.

3.Если реактива налито больше нужного количества, обратно из пробирки в пузырек его нельзя отливать.

4.Открыв пузырек, крышку положите на стол тыльной стороной, а, налив нужное количество вещества, сразу же закройте его и отставьте в сторону.

5.Пробирку держите над столом и на уровне глаз, чтобы видеть сколько реактива вы наливаете.

6.Следите, чтобы раствор вещества не попал вам на руку.

7.В случае попадания реактива на руку, немедленно обратитесь к учителю.

8.Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Работу оформляете в виде таблицы 1вариант.

Что делали

Что наблюдали

Уравнения реакций

1) Zn +CuSO4 →

2) NaOH + FeCl3 →

3) Сu(OH)2 →t

1. Самостоятельная работа: «Восстанови записку». Около кабинета химии были найдены записки, в которых отсутствуют некоторые формулы. Ваша задача – их восстановить и указать тип реакций. После выполнения задания вы мне их сдаете.

Вставьте вместо пропусков формулы веществ, укажите тип реакции.

II вариант

1) Fe(OH)2 →     …    +    …

2) Mg  +    …     → MgCl2 +  H2

3) …   +  N2O5 → 2NaNO3

4) …  +  …  →  AgI +  KNO3

2. Выполняем тест-шифровку и затем осуществляем взаимопроверку.

Тест-шифровка

 На вопросы вы будете отвечать буквами, соответствующими типам химических реакций: соединения – С, замещения – З, разложения – Р, обмена – О.

1. В реакцию вступает одно простое и одно сложное вещество.

2. Образуется одно сложное вещество.

3. Образуются два сложных вещества.

4. Вступают два или несколько простых, или сложных веществ.

5. Вступает только одно сложное вещество.

6. Одно из двух образовавшихся веществ - простое.

7. Образуется несколько простых или сложных веществ.

8. Вступают два сложных вещества.

1

2

3

4

5

6

7

8

3. Дополнительные задания:

Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и укажите  их тип.

II вариант

1) P2O5 + H2O → H3PO4

2) Al+ НCl → AlCl3 + Н2

3) Fe(OH)3 + H2SO4→ Fe2(SO4)3+ Н2О

4) H2O → H2 + O2

Заполняем таблицу: Ставим  «+» , там где вещества вступали в реакции

                 тип реакции

вещества

соединение

разложение

замещение

обмен

оксиды

основания

кислоты

соли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии 9 класс "Скорость химических реакций"

Конспект урока создан для учащихся с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий и профориентации....

Урок по химии 8 класс тема: " Химические свойства воды".

Данное пособие  рекомендовано при проведении  урока в 8 классе при изучении темы : «Вода. Химические свойства воды".  Адаптировано для уащихся со слабой успеваемостью. Химические свойст...

Разработка урока по химии, 9 класс: "Типы химических реакций на примере свойств воды"

Цель урока: закрепление и углубление знаний о типах химических реакций на примере свойств воды....

Технологическая карта урока для учащихся 8 класса "Типы химических реакций"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Он входит в первую тему «Первоначальные химические понятия» и логически следует за уроком «Химические уравнения». В о...

химия 8 класс "Типы химических реакции" Рудзитис

химия 8 класс "Типы химических реакций" Рудзитис...

Контрольная работа по химии 8 класс "Уравнения химических реакций" (гл 4)

Контрольная работа составлена по учебнику Габриелян О.С по главе 4 "Уравнения химических реакций",.в 3 вариантах. Работа состоит из 5 заданий, расставить коэффициент и определить  тип р...

Урок по химии 8 класс "Типы химических реакций"

В рамках изучения темы "Типы химических реакций", реакции замещения занимают связующие звено между реакциями соединения, разложения и реакциями обмена. Механизм реакции отрабатывается на эле...