Методическая разработака факультативного занятия: «Предмет экологической химии, химической экологии».
методическая разработка по химии (9 класс)

В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов  проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает информацию о роли металлов и неметаллов в загрязнении окружающей среды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1_ponyatie_himicheskoy_ekologii.pptx2.39 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Факультативный курс « Химия окружающей среды» 8 класс Ломакина Галина Алексеевна

Слайд 3

Загадка: Сапоги мои того, пропускают Н 2 О

Слайд 4

Загадка: А в лесу живет сова, выдыхает СО 2

Слайд 5

Загадка: Тогда услышал я (о диво!) запах скверный, Как будто тухлое разбилось яицо, Иль карантинный страж курил жаровней серной. Я, нос себе зажав, отворотил лицо. Н 2 S

Слайд 6

Занятие № 1 Тема: «Предмет экологической химии, химической экологии»

Слайд 7

План работы: 1. Предмет и задачи экологической химии (ЭХ), химической экологии. 2. Экологические факторы. 3. Антропогенное загрязнение природной среды.

Слайд 8

Основные понятия : Термин «экология» предложил немецкий зоолог Э. Геккель в XIX веке , но как наука экология возникла в начале ХХ века, а в широкий обиход это слово вошло в 60-х годах, когда стали говорить об экологическом кризисе как кризисе во взаимоотношениях человека со средой его обитания.

Слайд 9

Экология – наука о местообитании живых существ, их взаимоотношении с окружающей средой , - наука об основах рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Слайд 10

Химическая экология — раздел экологии, изучающий последствия прямого и побочного воздействия на окружающую среду химических веществ и возможные пути уменьшения их отрицательного влияния. 2. Химическая экология – изучает разнообразные химические процессы в окружающей среде, естественные кругообороты веществ и влияние на них деятельности человека 3. Химическая экология – разрабатывает химические методы и средства защиты окружающей среды.

Слайд 11

Экологическая химия - это наука , изучающая химическую основу экологических явлений. ЭХ - наука об антропогенных (вызванных деятельностью человека) загрязнениях и механизмах их превращений в окружающей среде, а также о последствиях этих превращений.

Слайд 12

Задачи ЭХ Разработка новых химических технологий, имеющих минимальное негативное влияние на окружающую среду. Создание технологий утилизации и обезвреживания разного вида отходов. Разработка критериев и нормирование содержания вредных веществ в окружающей среде. Конструирование новых экологически безопасных материалов для использования в технике, медицине, косметике, сельском хозяйстве и др. отраслях деятельности человека.

Слайд 13

Экологические факторы Экологические факторы (ЭФ) - это условия среды, оказывающее прямое или косвенное влияние на живые организмы. химические : газовый состав воздуха, солевой состав воды, концентрация веществ, кислотность окружающей среды

Слайд 14

Наиболее опасные токсиканы К наиболее опасным, загрязняющим окружающую среду компонентам относятся: 1. Соединения тяжелых металлов 2. Радионуклиды 3. Органические вещества

Слайд 15

Экологическая задача Задание 1. Дефолиантами называются вещества, вызывающие искусственный листопад . Их применение облегчает машинную уборку урожая. Но соединения хлора наносят вред окружающей среде. В составе одного из дефолиантов обнаружено 21,6% натрия, 33,3% хлора и 45,1% кислорода. Определите химическую формулу этого вещества. Дано: Решение: 1 . Предположим, что образец имеет массу 100 г, W (Na) = 21,6 % тогда m (Na) = 21 ,6 г., m ( Cl ) = 33 ,3 г., m ( О ) = 45 ,1 г. W (Cl) = 33,3 % n = m / М , Ar (Na)= 23 , Ar (Cl) = 35,5 , Ar (O)= 16 W (O) = 45,1 % n(Na) : n (Cl) : n (O) = 21,6 / 23 : 33 ,3/ 35,5 : 45,1/ 16 Na x Cl y Oz - ? 0,93 : 0,93 : 2,8 ( сокращаем на 0,93) 1 : 1 : 3 Ответ: Na Cl O 3 (хлорат натрия)

Слайд 16

Роль химической экологии в общей системе экологических знаний и природоохранной деятельности Факторы, нарушающие природные равновесия, химические вещества различного происхождения (чаще всего антропогенного) Химические факторы более заметны и легче поддаются анализу Химическим методам и средствам (химической технологии ) принадлежит ведущая роль в охране окружающей среды.

Слайд 17

Биогеохимические круговороты В отличие от энергии, которая однажды использована организмом, превращается в тепло и теряется для экосистемы, вещества циркулируют в биосфере , эти процессы называется биогеохимическими круговоротами . вода воздух почва

Слайд 18

Химическое соединение Их источники и особенности негативного влияния Оксид углерода (IV) , углекислый газ При контакте с азотом в воздухе газ провоцирует формирование «парникового эффекта». Также обладает самостоятельным токсическим воздействием. Сернистый и серный ангидрид (оксиды серы (VI) ) Под влиянием сернистого ангидрида теряется плодородность почвы за счет возрастания кислотности. Сероводород Основной источник – вулканический газ. Способен окисляться на воздухе. Относится к токсическим соединениям – влияет на легкие и слизистые оболочки. Оксид азота ( II), (IV) Опасность – отсутствие цвета и запаха. Смешиваясь с углеродом, продуцирует фотохимический смог, отрицательно воздействующий на бронхо-легочную систему . Приводит к отеку легочной ткани. При взаимодействии с оксидом серы становится причиной кислотных дождей. Двуокись серы , оксид серы ( IV) Обладает острым запахом, но абсолютно не различим глазом. На человека действует аналогично сероводороду. № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 Вещества, вызывающие химическое загрязнение окружающей среды

Слайд 19

Химическое соединение: № 1 CO 2 №2 SO 3 №3 H 2 S №4 NO NO 2 №5 SO 2

Слайд 20

Анализ воды и почвы. Индикаторы: Название индикатора Нейтральная среда Кислая среда Лакмус Фиолетовый Красный Метиловый оранжевый Оранжевый Красный Фенолфталеин Бесцветный Бесцветный

Слайд 21

Фенолфталеин: Кислота- не меняет окраску Щелочь- малиновый

Слайд 22

Экологическая задача В бензине марки АИ-93 содержится около 0,8 г/л тетраэтилсвинца. Это вещество, которое улучшает качество топлива. В нем содержится 64 % свинца . Сколько свинца попадет в окружающую среду в результате 1000-километрового пробега легкового автомобиля, если средний расход бензина во время пробега составляет 10 л на 100 км? Решение 100 л бензина на 1000 км, 0,8 Х 100 = 80 г . бензина 80:10 Х64= 51,2 г свинца Ответ: 51,26 г.

Слайд 23

Загрязняющие химические продукты классифицируют по природе загрязнителей (физические, химические, биологические); по агрегатному состоянию (газы, жидкости, твердые отходы); по стойкости загрязнения в естественной среде ( разлагаемые, устойчивые); по виду или качеству природной среды, в которой распространяется загрязнение, (загрязняющие вещества в атмосфере, гидросфере, литосфере); по способу поражения организма (через пищу, при кожных контактах, при дыхании и т. д.) по источникам поступления, областям применения и характеру воздействия.

Слайд 24

Загрязняющие вещества Ксенобиотиками (от греч. xenos – чужой и bios- жизнь) называют вещества, по биологическим свойствам чуждые биосфере и полученные исключительно в результате химического синтеза. Пыль – это система, состоящая из твердых частиц, образующихся при дроблении, размоле, перегрузке сыпучих материалов. В составе пыли преобладают: SiO2, Al2O3, CaO, MgO, C, K2O, Na2O, PbO, ZnO, Fe2O3, SeO2, As2O3. Размеры твердых частиц могут варьироваться в широких пределах. Дым – это дисперсная система, состоящая из твердых частиц, 12 образующихся в процессе горения угля, нефти, древесины. Такие частицы имеют размер

Слайд 26

Задание № 1 В биохимические процессы, протекающие в организмах, наиболее активно вступают: А) физические загрязнители; Б) химические загрязнители; В) биологические загрязнители; Г) механические загрязнители ; Ответ: Б

Слайд 27

Задание № 2 Химическая экология изучает А ) вещества и их свойства Б) последствия прямого и побочного воздействия на окружающую среду химических веществ В) наука о местообитании живых существ, их взаимоотношении с окружающей средой Ответ: Б

Слайд 28

Задание № 3: Кислотные дожи в большей степени образованы кислотами: уксусной и азотной Б. азотной и серной В. соляной и ортофосфорной Ответ: Б

Слайд 29

Задание № 4 : Экологичекие факторы это условия среды, оказывающее прямое или косвенное влияние на живые организмы за счет деятельности человека А)биотические Б)абиотические В)антропогненнные Ответ: В

Слайд 30

Химическая экология

Слайд 31

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие элективного курса "Химия и экология" по теме "Кислотные осадки"

Данное занятие раскрывает сущность химико-экологического понятия "кислотные осадки". В ходе занятия сочетаются фронтальная, групповая (работа в паре при выполнении лабораторных опытов), индивидуальная...

Методическая разработка факультативного занятия по обществознанию по теме "Анализ политического события"

Формирование умения разбираться в публичной политике; формирование гражданского отношения к восприятию политиков.Учащиеся развивают умения анализировать выступления политических лидеров и выявлять их ...

Методическая разработка факультативного занятия по английскому языку на тему «Intercultural Communication. Gestures in Russia and America» c презентацией

Данный материал может быть использован на внеклассных занятиях по английскому языку с целью развития социокультурной компетенции учащихся....

Методическая разработка факультативного занятия по теме "Химические свойства спиртов и фенола"

Занятие по теме «Химические свойства спиртов и фенола» рассчитано на 2 часа, проводится в 11 классе на факультативе. Состоит из теоретической, экспериментальной и практической части. Теоретическая час...

Методическая разработка факультативного занятия . Занятие 1: "Неметаллы и их роль в окружающей среде"

В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов  проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает информацию о роли металлов и не...

Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие № 2: «Металлы в природе и жизни человека»

В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов  проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли металлов ...

Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие 3: «Роль окислительно-восстановительных реакций в загрязнении окружающей среды."

В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов  проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли различных...