Предшкола в дополнительном образовании
статья по классному руководству (5 класс) по теме

Педагог дополнительного образования Березовская Тамара Евгеньевна готовила этот материал для публикации его в журнал "Наша новая Омская школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

                                    «Предшкола» В ЦРТДиЮ.

                                                          Березовская Т.Е., педагог доп. образования,

                                                           рук. группы раннего развития  «Всезнайки»,

                                                       МОУ ДОД «Горьковский ЦРТДиЮ»

Дошкольное детство характеризуется развитием элементарных мыслительных процессов: интенсивным развитием речи, логического мышления, которое осуществляется в форме усвоения конкретных операций, группировки, обобщения, накоплением опыта в различных жизненных ситуациях. Эта стадия имеет решающее значение для социализации ребенка. Очень важно в этот период помочь ему сформировать качества, необходимые для овладения учебной деятельностью.

Дети, которые посещали детские сады, к середине первого класса так или иначе выходят на достаточно успешный уровень школьного функционирования, потому что у них была сформирована общая готовность к школьному обучению. А на их фоне выделяется группа школьников, испытывающих трудности в общении, в усвоении материала, проблемы физического и психического характера. Было выявлено, что эти ребята не посещали дошкольные общеобразовательные учреждения по разным социальным причинам. Таким образом,  возникла необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения. Это свидетельствует о целесообразности введения «предшкольного образования», создания условий для обеспечения доступности дошкольного образования для всех  детей, особенно из социально незащищенных семей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.

В нашем районе идея предшкольного образования нашла свое  воплощение. Опрос родительской общественности, учителей начальных классов показал, что необходимость его внедрения обусловлена общественными потребностями. Педагоги заинтересованы в создании условий для обеспечения преемственности дошкольного и начального образования. Для родителей из разных социальных групп это означает равные возможности подготовки детей к школе. А органы управления образованием связывают это с возможностью сохранения в современных социально-экономических условиях сети образовательных учреждений, увеличения охвата детей дошкольным образованием.

Учитывая эти обстоятельства, мы решили на базе нашего Центра развития творчества детей и юношества открыть группы кратковременного пребывания для детей 5-6 лет, которые бы выполняли функции  социализации, личностного развития и общей психологической подготовки к школьному обучению. Такие группы, а их у нас две, работают уже третий год. Количество детей в группах по 16 человек.  С детьми в этих группах работают  педагоги, имеющие дошкольное образование, хорошо знающие особенности развития детей 5-летнего возраста. В 2008 году один из педагогов прошел курсовую подготовку в ГОУ ДПО « ИРООО» на кафедре дошкольного и начального образования по программе «Предшкольная подготовка детей: содержание и организация». Работаем по программе Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора» издательства «Вентана-Граф».

Начали мы с того, что  изучили данную программу, приобрели комплект методических пособий к данной программе. Затем на первом собрании  информировали родителей (законных представителей), чьи дети  не посещают дошкольное  учреждение, о введении предшкольного образования, ознакомили с его целью и задачами, рассказали о программе «Предшкольная пора». Со стороны родителей встретили полную поддержку, заинтересованность. Было предложено ввести дополнительные занятия по хореографии и музыке. Это предложение было встречено родителями также с большим одобрением. Поскольку, реализация данной программы невозможна без комфортно организованной предметно-развивающей среды, мы постарались сделать все возможное для ее создания.  В этом большую помощь оказывают родители: они сами предлагают свою помощь в приобретении игрушек, пособий, рабочих тетрадей для детей, изготовлении атрибутов к играм, с пониманием откликаются на просьбы педагогов по любым вопросам. С удовольствием помогают не только родители, но и бабушки, дедушки. Активно работает родительский комитет. Это говорит о том, что родители заинтересованы, потому что видят реальный результат. По отзывам учителей начальных классов, дети, посещающие группы кратковременного пребывания в ЦРТДиЮ, практически ничем не отличаются от детей, посещающих ДОУ. Заинтересованность родителей поддерживается тем, что они постоянно в курсе всего происходящего в группах. В любое время они могут посетить занятия, понаблюдать за детьми во время игрового часа, получить консультацию по интересующему вопросу. Регулярно проводятся беседы, родительские собрания, семинары, посещения неблагополучных семей. Постоянно работает выставочный стенд для родителей «Наши руки не для скуки», где они могут видеть работы своих детей, следить за развитием их  творческих способностей.

В наступившем учебном году планируем провести серию круглых столов для родителей на тему: «Азбука нравственности».

Хорошей традицией стало проведение таких праздников  как: «День матери», «Новый год», «8-е Марта», «Выпускной бал» вместе с родителями.

      В конце каждого учебного года родителям на память вручается диск с фотографиями, на которых сфотографированы дети на занятиях, в различных игровых ситуациях, на праздниках и т.д.

В течение года на каждого ребенка оформляется  портфолио, причем дети сами принимают активное участие в его оформлении. А в этом году решили создать  и видеожурнал для родителей: «А это наши дети», где также будут  запечатлены  интересные моменты из жизни группы.

В этом учебном году будет продолжена такая  нетрадиционная форма работы с детьми, как «Уроки общения» по Алябьевой. Опыт прошлого года показал, что детям очень нравятся такие игры - занятия, где они учатся с помощью мимики, игр, рисунков в различной технике выражать свое настроение, эмоциональное состояние, отношение к кому-то,  или к чему-то. Это способствует в первую очередь развитию эмоциональной отзывчивости, эмпатии.  Очень любят дети и  «День именинника». Этот праздник проходит всегда весело, интересно, что очень способствует формированию детского сообщества.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед нами – это сохранение и укрепление психического и физического здоровья  детей. Поэтому с согласия родителей были введены занятия хореографией и музыкой, что благоприятно сказывается на здоровье детей. Они с большим удовольствием идут на эти занятия. Занятия проводит профессиональный хореограф. Много внимания уделяется и двигательной активности детей. Игры различной степени подвижности, прогулки в теплое время года,  динамичные паузы на занятиях -   все это удовлетворяет потребность детей в движении. Потребность детей в других играх  реализуется за счет создания так называемых уголков развития.  Сохранению психического здоровья способствует   и создание положительного микроклимата в группах.

В начале каждого учебного года проводим педагогическую диагностику готовности к школьному обучению. Используем  методику под редакцией Л.Е.Журовой. В конце года проводится повторная диагностика, что позволяет выявить результаты развития  каждого ребенка за прошедший год.

    В октябре 2009г. нами был проведен районный семинар для учителей начальных классов, работающих с дошкольниками по программе  Н.Ф.Виноградовой  «Предшкольная пора». Было показано два открытых занятия по разделам «Учимся родному языку» и «Учимся думать, играть, фантазировать», а также даны консультации по планированию, организации уголков развития и материалы по диагностике готовности детей к школе.   Поскольку по данной программе, по-прежнему, довольно таки   мало готовых методических разработок, то многие занятия приходиться разрабатывать самим, используя свой опыт работы с дошкольниками, пособия из комплекта «Предшкольная пора», дополнительную литературу для работы с детьми данного возраста. В этом году появилась возможность использования  информационных технологий на занятиях, что позволит, как мы считаем, сделать их более эффективными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...


 

Комментарии

К статье прилагаются фотографии наших дошколят!

Спасибо, Елена Павловна, за представленный опыт по организации предшкольной подготовки. Данный опыт интересен прежде всего тем, что предшкольная подготовка в дополнительном образовании занимает не последнее место. Это позволяет решить проблему формирования необходимых для успешного обучения в школе компетенций, раннему выявлению и развитию творческих способностей малышей. Думаю, что Ваш опыт будет интересен всем педагогам (школьным учителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям), которые в своей профессиональной деятельности ведут работу по подготовке к школе. Спасибо за представленный материал!