Обобщение опыта по теме: "Классный руководитель - организатор видов деятельности учащихся, способствующих духовно-нравственному воспитанию"
статья по классному руководству (7 класс) на тему

 

 

Обобщение опыта классного руководителя 7 класса по теме:

"Классный руководитель – организатор видов деятельности учащихся,

способствующих духовно-нравственному воспитанию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon OBOBShchENIE_OPYTA.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Классный руководитель – организатор видов деятельности учащихся,

способствующих духовно-нравственному воспитанию

Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием
в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного,
как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.

 В. Сухомлинский

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.  Все мы родом из детства.  А детство и школа – во многом тождественные понятия.  И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те, чья память хранит самые добрые и тёплые воспоминания о любимом классе, родной школе.  Школа – это  место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребёнка.

Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути  могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. И в этом большую роль играет человек, который находится рядом. Этим человеком являются  родители и педагог: учитель, классный руководитель. Роль классного руководителя остается неизменной.  Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Как воспитать ученика, чтобы ежедневно можно было отмечать положительные изменения и помогать преодолевать те черты характера, которые, к сожалению, приходится видеть гораздо чаще. Это возможно только в том случае, когда педагог неформально относится к своему делу, когда процесс воспитания  носит системный характер, когда педагог понимает, что процесс воспитания человека – это  процесс создания личности, причём личности, способной впитать культуру своего народа, человечества и способной шагнуть дальше в развитии себя, своей собственной культуры.

Что такое воспитание? В своей педагогической деятельности я исхожу  из такого определения воспитания:  “Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении”.

Само определение воспитания основано на том, что всякая воспитательная система может быть состоятельна в том случае, если она создаёт условия для развития и становления ребёнка, его лучших человеческих качеств.

Чтобы  процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка,      вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где  ему будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что  там его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.   Воспитанника должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым   своих потенциальных возможностей. Поэтому моя  педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое  «Я».  Используя слово, дело и наблюдение, я, как классный руководитель, создаю  условия, чтобы ребенок в той или иной мере проявил себя.

 Что такое духовное воспитание? Часто под этими словами подразумевается несколько совершенно разных подходов к воспитанию:

  1. Воспитание души ребёнка через культуру, литературу, историю, музыку, живопись
  2. Воспитание в ребёнке сильной духом личности, умеющей найти своё место в современном мире

           Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт нравственного воспитания.  Что же   такое нравственность?   В словаре С.И. Ожегова мы можем прочитать, что “нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках”.  Но разве в жизни возможно отделить нравственное воспитание от духовного? Если исключить духовное воспитание, кто ответит детям на такие вопросы:  Что такое человек? Зачем он живёт и умирает?   По мнению В.А. Сухомлинского, “духовно-нравственное воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями”. Духовно-нравственное воспитание направлено на “возвышение сердца” ребёнка как центра духовной жизни.  

           В наше время актуальными вопросами являются сохранение нравственности в обществе, восстановление и развитие исторического и культурного наследия.   Поэтому, организуя воспитательную работу в своём классе, я выработала систему определённых правил:

  1. Нравственное воспитание должно быть ориентировано на духовное развитие ребёнка.
  2. В воспитании нравственности ребёнка не должно быть мелочей
  3. Нравственное воспитание должно строиться не на порицании качеств личности ученика, а на поддержке тех положительных черт и качеств характера, которые ему присущи

        Определяющую роль в процессе становления личности занимает семья.      “Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим   миром, связано с моей семьёй”, - писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт. В сегодняшнем мире, рассматривая значение семьи для ребёнка, многие учёные, педагоги и психологи считают, что только семья закладывает основы нравственности.  Тот дух, который царит в семье,   оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Суть  взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.  Это поможет классному руководителю и родителям объединить свои усилия в создании условий для воспитания у детей нравственных ценностей. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Для этого с помощью родительского комитета организую лектории, тематические конференции по нравственному воспитанию. А для родителей, испытывающих трудности в воспитании нравственных ценностей, организую беседы в микрогруппах или индивидуальные беседы. Просвещение родителей проводится с привлечением специалистов: психолога, педагога-организатора, учителей-предметников, медицинских работников.

Для меня, классного руководителя 7 класса, большим подспорьем   стала работа по программе  “Доброград”  (город доброты), которая была разработана для  учащихся среднего звена  и рассчитана на 3 года.

Цель  программы:  

  1. Воспитать высоконравственных, образованных, творческих детей, умеющих и желающих проявлять заботу друг о друге, коллективе, родине

Задачи  программы:

  1. Создание условий для самовыражения и самоутверждения каждой личности
  2. Формирование активной гражданской позиции
  3. Развитие инициативы и творчества
  4. Воспитание трудолюбия, бережного отношения к труду других людей
  5. Построение отношений дружбы и заботы друг о друге

Данная программа воспитания нравственных ценностей состоит из трёх блоков. Первый блок включает классные часы под общим названием “Нравственные корни”; второй блок – “Нравственные основы общения”; третий – “Я – человек,  но какой?”. Программа реализуется в различных формах взаимодействия: на классных часах, дискуссиях, беседах, турнирах знатоков, часах общения, устных журналах и т.д. Работа по программе раскрывает содержательную сущность данной модели, ориентированную на воспитание нравственных ценностей у учащихся.

1-ый год

5 класс  (2008 – 2009 уч. г.) – “Нравственные корни”

  1. Добро и зло.
  2. Милосердие и гуманность.  Нравственные заповеди Библии.
  3. Нравственные нормы и ценности людей.
  4. Как стать честным?
  5. Душа обязана трудиться.

Задачи блока:

  1. воспитание нравственных ценностей человека;
  2. решение психолого-педагогических задач по воспитанию нравственных норм взаимоотношений,  проявлению терпимости и чуткости

   2-ой год:

  6 класс  (2009 – 2010 уч. г.) – “Нравственные основы общения”

  1. Роскошь человеческого общения.
  2. История этикета.  Современные правила этикета.
  3. Создаём традиции нашего класса
  4. Семья. Эстетика и нравственность быта

Задачи блока:

  1. объяснение понятия “общение”, содержания общения, функций и видов общения;
  2. формирование представлений учащихся о нравственном климате семьи;
  3. создание крепких традиций классного сообщества

   3-ий год:

  7 класс (2010 – 2011 уч. г.) – “ Я – человек, но какой?”

  1. Человек – существо мыслящее.
  2. Человек – это звучит гордо.
  3. Человек и его будущее.
  4. Человек и его духовно-нравственные ценности

Задачи блока:

  1. показать величие Человека как существа мыслящего, творческого, нравственного;
  2. выяснить основные противоречия, окружающие человека:  жизнь – смерть, добро – зло, истинное – ложное, умный – глупый, прекрасное – безобразное

   Ожидаемые результаты:

  1. Повышение уровня воспитанности учащихся.
  2. Усиление ориентации воспитанников на духовные ценности.
  3. Сплочение классного коллектива.
  4. Сплочение родительского коллектива единомышленников.
  5. Повышение познавательной активности учащихся.

            Воспитательная система класса  основана на концепции ярославского учёного Г. К. Селевко «Самовоспитание школьников», т.к. она нацеливает на воспитание нравственного человека, уверенно идущего по жизни, ибо, как утверждали древние, все победы в мире начинаются с победы над собой.   Исходя из этого, нравственными ценностями для детей становятся: гуманность, доброта, любовь, милосердие, чуткость. Главная характеристика нравственных ценностей – ориентация на добро (во благо).    

Планируя воспитательную работу с классным коллективом, определила те направления воспитательной системы, руководствуясь которыми я строила свою работу с детьми.  В своей воспитательной работе выделяю  следующие направления:

  1. Духовно-нравственное
  2.  Эколого-краеведческое
  3. Гражданско-патриотическое
  4. Художественно-эстетическое
  5. Физкультурно-оздоровительное

Духовно-нравственное

Формы работы: классные часы,  экскурсии,   беседы,   встречи с интересными людьми, конференции, конкурсы, концерты, работа литературного кружка “Зелёная лампа”

      В классе проводится работа  по приобщению детей к духовно-нравственным  ценностям, традициям, формированию у них основных нравственных правил и идеалов, понятий добра и зла.  Ежегодно класс участвует в школьных научно-практических конференциях, где представил  работы: “Есенин – певец русской природы”, “Строка, оборванная пулей”; является организатором ежегодного поэтического часа, посвящённого А.С. Пушкину, единого часа общения “Если душа родилась крылатой”. Под моим руководством учащиеся подготовили и провели литературные гостиные: “Вначале было слово”, “Строки, опалённые войной”, “Прекрасный мир прекрасного человека” (к юбилею А.П. Чехова), “Нет, я не Байрон…” (к юбилею М.Ю. Лермонтова), “А душу можно ль рассказать?” ( посвящённая С.А. Есенина) и др.  Такие классные часы   способствуют развитию у детей интереса к истории своей страны и  малой родины. Нравятся детям встречи с интересными людьми. Например, с кинорежиссёром Яцкиным, которая прошла в этом году на Фестивале в д. Рожново, с главным редактором журнала “Литература в школе” Н.Л. Крупининой.  С удовольствием посетили спектакли театра “Пилигрим” (г. Коломна), кукольный театр из г. С.-Петрбург.  С большим интересом мои воспитанники принимают участие в постановке мини-спектаклей, которые они готовят на литературном кружке “Зелёная лампа” (по произведениям А.П. Чехова “Хамелеон”, “Лошадиная фамилия”; И.А. Крылова  “Свинья под дубом”, “Ворона и лисица” и др.)  Учащиеся принимают участие в различных конкурсах, концертах. Все  мероприятия направлены на воспитание у детей отзывчивости, ответственности, милосердия.

Эколого-краеведческое

Формы работы:  экскурсии, поездки, беседы, тематические классные часы,   встречи с интересными людьми, конференции, конкурсы,   поисковая работа; творческие дела, трудовые десанты.

Одним из важных направлений в моей работе  считаю эколого-краеведческое направление.  Проводится работа по   воспитанию любви  к малой Родине, формированию позиции: кто уничтожает природные ценности – тот безнравственный человек.   Большое значение   уделяю  воспитанию у детей бережного  отношения к природе.  Ежегодно учащиеся принимают участие в  различных акциях:  “Птичья столовая”, “Помним о ветеранах” (благоустройство аллеи Победы,  кладбища, где покоятся земляки – ветераны Великой Отечественной войны и лейтенант С.В. Бирюков, погибший в Афганистане), проводится работа по благоустройству территории социокультурного комплекса.  Ученики   моего класса приняли участие в проектах: “Алые тюльпаны”  (посадка тюльпанов к обелиску), “Школьный музей” (сбор материала для школьного историко-краеведческого музея) и пополнили следующие витрины: “Ф.Д. Константинов”, “Родной край в годы Великой Отечественной войны”, “Храм Успения Божией Матери”, приняли участие в оформлении альбома  “Грозные сороковые”.  

Гражданско-патриотическое

Формы работы:  экскурсии, беседы, классные часы, просмотр фильмов, встречи с интересными людьми, патриотические акции, военно-спортивные игры, конкурсы, торжественные линейки.

Работая в этом направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к  Родине, к традициям и истории своей страны. Поэтому в классе проводятся  уроки Мужества, приуроченные к знаменательным датам (Битве под Москвой, Дню Защитника Отечества, Дню Победы).  Например, “Мы будем помнить”, “Строки, опалённые войной”, “Сталинградская битва”.    Поездки по местам боевой Славы (Волгоград, Беларусь) объединяют все большее количество детей, воспитывают в них дух патриотизма. Встречи с ветеранами и участниками войн, участие в конференциях, конкурсах, посвященных Великой Отечественной войне.  Учащиеся моего класса приняли  активное  участие в проекте “Книга Памяти”, где вместе со старшеклассниками и учителем истории  пополнили школьную Книгу Памяти именами земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны. Ежегодно ребята участвуют  в спортивно-конкурсной программе “А ну-ка, мальчики!”  Прошли классные часы “Я гражданин и патриот своей страны”, “Мои права и обязанности” др.   Все это формирует у учащихся устойчивые жизненные позиции, сознательное отношение к своему долгу перед защитниками Отечества, перед своей страной.  

Художественно-эстетическое

Формы работы:  посещение  музеев, выставок, классные часы; конкурсы.

Все  учащиеся класса посещают детскую  школу искусств: музыкальное отделение – 6 человек (50%), художественное отделение – 4 человека (33,3%); декоративно-прикладное творчество – 3 человека (25%).  В 2007 – 2008 учебном году учащиеся приняли участие в фотоконкурсе “Моё родное Подмосковье”, посетили  Третьяковскую галерею (г. Москва), выставки Зарайских художников.  Сами  дети неоднократно   принимали  участие в выставках детского рисунка в школе.

Физкультурно-оздоровительное

Формы работы:  походы, спортивные мероприятия, уроки здоровья, соревнования, утренняя гимнастика, физкультминутки на уроках, работа спортивных кружков и секций.

Очень важная роль в нашем классе отводится укреплению здоровья учащихся и развитию физической силы и ловкости. Мой класс участвует  во всех спортивных мероприятиях и соревнованиях, которые проводятся  в школе. Ребята посещают спортивные кружки и секции, вместе с родителями организуем  походы   по родному краю, посещаем  бассейн.  В классе есть свои спортсмены, которые регулярно принимают участие в районных мероприятиях – это Конькова Виктория  и  Жарова  Анна.  Участие в спортивных мероприятиях помогает сплочению коллектива, осознанию своих возможностей, выработке терпения, настойчивости, достижения цели.  

  Моя задача как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности и необходимости развития его индивидуальности, содействовать саморазвитию личности, реализовывать её творческий потенциал.

Работая по данной программе, в классе проходят мероприятия, которые проводятся в разнообразных формах. В своей практике применяю такие формы классных часов, как

  1. Ролевые игры:  
  1. “Утро в вашем доме”  (5 класс)  
  2. “Суд над наркоманией” (6 класс)
  3. “Семейный совет” (7 класс) – совместно с родителями
  1. Заочные  путешествия:
  1. “От Георгия Победоносца до Георгия Жукова”  (5 класс)
  2. Путешествие в Третьяковскую галерею  (6 класс)
  3. Путешествие на родину С.А. Есенина, в село Константиново (7 класс)
  1. Дискуссии, диалоги, часы общения:
  1. “О красоте души и сердца” (5 класс) – ко дню пожилого человека;
  2. “Как научиться жить в мире людей” (6 класс)
  3. “В дорогу за знаниями”  (7 класс)
  1. Устные журналы:
  1. Музыкальная гостиная “Соприкоснись с прекрасным” (5 – 6 класс)
  2. Литературная гостиная “Прекрасный мир прекрасного человека” (6 класс) – к юбилею А.П. Чехова
  3. Литературно-музыкальная гостиная “А душу можно  рассказать?” (7 класс) – к юбилею С.А. Есенина
  1. Встречи с интересными людьми:
  1. с кинорежиссёром Яцкиным;
  2. с ветеранами Великой Отечественной войны;
  3. узником концлагеря;
  4. с Л.М. Тимошиловой  (бывшим учителем школы)

В классе регулярно проводятся разнообразные соревнования, конкурсы, семейные праздники, вечера, огоньки, “круглые столы”, викторины.

С целью развития индивидуальных особенностей ребёнка, использую в своей деятельности личностно-ориентированный подход. Содержание проводимых классных часов включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребёнка.  В моём арсенале  существует немало приёмов и методов, помогающих обеспечить субъективную позицию учащихся и их родителей:

1.Метод социологического опроса.

В ходе анкетирования или беседы мною выясняется мнение учеников и родителей.  Например, задаю вопрос:

-Что следует обсудить в первую очередь в нашем классе?

-На какой вопрос вы хотели бы получить ответ на классном часе?

2. Пословицы и поговорки

 являются прекрасным материалом для проведения классных часов, часов общения, индивидуальных собеседований с учащимися. С  их помощью можно провести диагностическое исследование в коллективе. Как ребёнок понимает то или иное высказывание, какими примерами  он его аргументирует, как он определяет нравственную подоплёку пословиц и поговорок – всё это даёт возможность активно использовать пословицы и поговорки в воспитательной работе.

Я использую следующие пословицы и поговорки:

  1. Учение и труд всё перетрут
  2. Что посеешь, то и пожнёшь
  3. Береги платье снову,  а честь смолоду
  4. Болтуна видать по слову, а рыбака по улову
  5. Большому уму и в маленькой голове не тесно
  6. В тесноте, да не в обиде     и т.д.

3.  Социометрические исследования

  1. Учащемуся предлагается ответить на вопросы и сделать выбор только в пользу одного человека при ответе на каждый вопрос.  Такое исследование позволяет не только изучить привязанности учащихся в коллективе, но и определить нравственные приоритеты во взаимоотношениях детей.

-С кем из ребят класса тебе хотелось бы сидеть за одной партой?

-С кем из ребят класса тебе хотелось бы обсудить прочитанную книгу, увиденную передачу?

-Кого из ребят тебе хотелось бы пригласить к себе  домой?

4. Методика незаконченного предложения

Учащимся предлагается продолжить предложение:

Наш класс – самый……

Нам нравится, когда….

Добро – это… 

5.Тест-рисунки

6. Анкетирования

        Значительную роль в воспитательном процессе играет организация самоуправления в классе. Эта форма работы с классным коллективом помогает осуществить воспитание у ребят чувства  личной ответственности за коллективные дела класса, позволяет каждому ребёнку проявить свои способности, способствует развитию личности, помогает определить своё место в коллективе.

Я стремлюсь создать коллектив с благоприятной нравственной и эмоционально-психологической средой, способствующей развитию познавательных интересов учащихся, формированию у них потребности в самообразовании и самовоспитании, становлению и проявлению индивидуальности  каждого ребёнка. Поэтому в моём классе важная роль (роль системообразующего фактора в жизнедеятельности классного сообщества и построении воспитательной системы класса ) отводится самоуправлению. Основа его организации – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими индивидуальными особенностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность, полезную для него, класса, школы. Высший орган – классное собрание, которое подводит итоги и планирует жизнедеятельность коллектива, решает возникшие проблемы, проводит выборы. В организации классного самоуправления принимают участие не только  ученики класса и классный руководитель, но и их помощники: родители, администрация школы, учителя-предметники.

Родители оказывают помощь в создании уюта  комфортной обстановки в классном помещении, помогают проводить праздники, участвуют в подготовке и проведении КТД.  

Учителя-предметники выступают консультантами для группы “Умники и умницы”.

Наши традиционные дела:

  1. Осенний капустник  (I четверть)
  2. Новогодний калейдоскоп  (II четверть)
  3. Масленица  (IIIчетверть)
  4. Поход (IV четверть)

           Самоуправление в классе организуется с учётом взаимоотношений учащимися. Исходя из этого, они самостоятельно распределяют обязанности в классе. Благодаря этому, дети делают то, что им интересно, то, что у них получается.

         Каждое утро, идя в школу, я знаю, что  там, возле кабинета, меня ожидают уже они, мои воспитанники.  Дети торопятся, перебивая друг друга, рассказать о том, чему я не была свидетелем. Хотят поделиться всем новым, что у них появилось, что их озадачило.  И я старюсь  дать полезный совет каждому, направить на тот единственно правильный путь.

          Мой педагогический девиз: «Люби, твори, прощай!». Я твердо верю в силу воспитания, которая складывается из очень простых компонентов: любви к детям, слова учителя, силы личного примера, справедливости – основы доверия;  способности прощать ребенка.  Учитель – ученик –  единая духовная общность, а жизненный путь ребёнка – путь радости. Главное в моей работе – воспитание ученика как личности. И в это понятие я вкладываю духовное  богатство, широкое мировоззрение, эрудицию, высокую нравственность, общительность, способность влиять на решения и деятельность коллектива.

          Я хочу, чтобы мой цветок зацвёл всеми цветами радуги, а это зависит от того, насколько благодатна  почва, на которой он будет расти.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Метод проектов и исследовательская деятельность учащихся"

В основу «технологии проектов» положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретическ...

Летняя школа как образовательная среда по формированию творческой деятельности учащихся и духовно- нравственному воспитанию

В данной статье  представлен опыт работы  учителя в  летней школе  по формированию творческой деятельности учащихся  и  их духовно- нравственному воспитанию...

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

Классный руководитель – организатор видов деятельности учащихся, способствующих духовно-нравственному развитию личности».

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и слож...

«Организация различных видов деятельности детей по духовно-нравственному воспитанию»

Совместная деятельность с детьми самое обширное и самое благодатное направление в духовно-нравственном воспитании. Разнообразие форм позволяет нашим воспитанникам с большим интересом  прикас...

Виды деятельности учащихся, способствующие формированию УУД

Материалы для проведения практического занятия для учителей географии в рамках курсов повышения квалификации на базе ИМЦ...