родительское собрание "Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм?"
материал (10 класс) по теме

Шигарева Татьяна Николаевна

родительское собрание подготовлено для родителей десятиклассников, но может быть проведено и в других классах.

В современном обществе все больше внимания уделяется патриотическому воспитанию. Что такое патриотизм? Нужен ли он нашим детям? эти вопросы предстояло решить на собрании.

Перед собранием проводилась большая подготовительная работа: был подобран материал из книг, из Интернета,  проведено анкетирование родителей, учащимся было предложено написать сочинение о их отношении к патриотизму 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patriotizm.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

г.Зарайска

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

"НУЖНО ЛИ ВОСПИТЫВАТЬ В РЕБЕНКЕ ПАТРИОТИЗМ?"

Классный руководитель

Шигарева Т.Н.

«НУЖНО ЛИ ВОСПИТЫВАТЬ В РЕБЕНКЕ ПАТРИОТИЗМ?»

Родительское собрание в 10 классе

Цели: определить основные ошибки родителей в воспитательном процессе,

раскрыть сущность и необходимость патриотического воспитания,.

        

Наши дети – это наша старость. Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной

1. В современном обществе все больше внимания уделяется патриотическому воспитанию. Что такое патриотизм? Нужен ли он нам и нашим детям? Недавно в классе проводилось исследование – учащимся предлагалось написать мини-сочинение «Патриотизм, как я его понимаю» Давайте посмотрим, что думают дети по этому поводу.

Анализ сочинений

Когда мы говорим о патриотическом воспитании, прежде всего приходит на ум воспитание будущих защитников Родины, то есть людей, готовых встать на вооруженную защиту Отечества. Но ведь не все наши дети пойдут в армию. И как часто под предлогом этого родители (вольно или не вольно) отказываются от воспитания мужественности в своих детях! Злую шутку сыграло с нами безбожное советское прошлое: после страшной Отечественной войны, принесшей поистине неисчислимые потери, мы с подачи тогдашних властей стали исповедовать принципы: "Лишь бы не было войны!", "Все лучшее - детям!" и тому подобные. Попытки родителей уберечь детей от трудностей и невзгод ("Мы страдали, недоедали, пусть хоть наши дети получат всего вдоволь!..") создали условия, в которых сформировалось целое поколение, не желающее и не способное к созидательной деятельности. Боязнь и нежелание иметь воинский дух сказывается и на том, что многим сегодня не достает сил и желания бороться со своими проблемами. Представьте такую ситуацию: вы покупаете что-нибудь вкусное. Кому из всех членов семьи это прежде всего достается? Думаю, я знаю ответ. Интересно, что в Японии в подобной ситуации самое вкусное достается прежде всего старикам.

В нашем классе почти половина детей воспитываются в неполных семьях. Беда сегодняшнего времени в том, что воспитанием детей как в школе, так и дома занимаются в основном женщины. Отсюда и воспитание чересчур уж не мужественное. Не имеет современный человек мужества бороться со страстями и соблазнами. Не оттого ли эта эпидемия разврата, наркомании, пьянства?.. А закладывается это в семье. Матери, беззаветно любящие своих детей, готовы не просто помочь ребенку справиться с трудным заданием, но иногда выполнить  всю работу за него, наивно полагая, что могут рассчитывать на благодарность. Но получается прямо противоположный результат: ребенок начинает считать, что окружающие обязаны всегда и во всем помогать ему, ищет виновных в своих неудачах, не желает признавать свои недостатки. И становясь взрослым не меняет своей позиции. Верно говорится «Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует много жертв» Как же этого избежать? Может быть, нужно возвратиться к опыту прошедших поколений?

Традиции русского православного общества - это не музейные экспонаты, а живая культура, способная дать многое для возрождения нашего Отечества. Нужно воспитывать мужественность в своих детях. Только подлинно мужественный человек способен любить. Что значит любить? Любовь - это способность ради того, кого ты любишь, пожертвовать собой, своими силами, комфортом, временем, материальными благами, а иногда и самой жизнью... Если бы мы действительно так жили - служили бы друг другу всегда и везде - в семье, на службе, в бизнесе, в политике!.. Поэтому воспитание здорового, подлинного патриотизма призвано решить главным образом не только проблему обороноспособности страны, но и гораздо более глубокие задачи - семейные, общественные, культурные.

Что же имеет патриотизм в качестве своей основы - поэтические "три березки" и прочие "дрожащие огни печальных деревень"? Нет, само слово "патриотизм", как и многое в нашей обыденной жизни, имеет в своей основе евангельские истины. Слово "патриотизм", происходит от латинского "pater" - "отец". Отсюда и слова отечество, отчизна, земля отцов… Физические, земные отцы-то у нас всех разные, а Отечество - одно. Термин же "Отечество" исходит из Евангелия: "Преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле" - пишет апостол Павел. (Еф.,3, 14-15). Как и всю свою жизнь верующий человек строит на основании заповедей Божиих, так и свое отечество земное он созидает по образцу своего Отечества Небесного. Здесь - основа истинного патриотического воспитания.

3. Анкетирование родителей

«Опросник — показатель уровня семейного воспитания»

(Для выявления характера контактов с ребёнком, в частности его негативных сторон, родителям предлагается опросник. В нём содержится ряд утверждений, на каждое из которых нужно ответить «Да» или «Нет»).

  1. Я контролирую каждый шаг ребёнка.
  2. У меня часто не хватает времени уделить внимание своему сыну (дочери).
  3. Стараюсь загружать ребёнка различными делами.
  4. В детстве нужно освободить детей от всяких обязанностей.
  5. Нельзя оставлять безнаказанным ни одного проступка ребёнка.

6. Я против любого наказания.

7. Если настроение у меня хорошее, то я обычно прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время он был бы наказан.

8. Стараюсь удовлетворить все желания своего ребенка.

9. Мой сын (дочь) обычно не спрашивает у меня разрешения пойти погулять.

10.Мой сын (дочь) должен делать только то, что нужно, а не то, что хочется.

11.Часто приходится заканчивать начатую ребенком работу самому.

12.Прежде всего у детей нужно воспитать страх перед родителями.

13.Часто я закрываю глаза на проступки сына (дочери).

14.По отношению к ребёнку иногда мы очень строги, иногда всё разрешаем.

15.Я во многом отказываю себе ради своего сына (дочери).

16.За неимением времени я почти не заглядываю в школу, чтобы поговорить о своём ребенке.

17. Жизнь детей в семье должна быть организована так, чтобы у них не оставалось личного времени.

18. Я не могу решиться поручить своему ребенку ответственное дело.

19. Считаю допустимым и физическое наказание ребенка.

20. Всякое наказание приносит ребенку страдание.

21. Я не всегда последовательна в своем воздействии на сына (дочь).

Ответы на эти вопросы помогут выявить издержки, недостатки семейного воспитания.

Утверждения

1, 8, 15 определяют чрезмерную опеку родителей над ребенком (гиперопека);

2, 9, 16 выявляют недостаточную оценку (гипоопека);

3, 10, 17 помогают выяснить, насколько завышен уровень требований, предъявляемых в семье к ребенку;

4, 11, 18. напротив, определяют отсутствие требовательности и процессе воспитания;

5, 12, 19 выявляют чрезмерность наказаний;

6, 13, 20 говорят о либерализме, попустительстве во взаимоотношениях родителей и детей.

7, 14, 21 свидетельствует о неустойчивости стиля воспитания.

Обработка данных: подсчитайте число положительных и отрицательных ответов по каждому из направлений. Выявите преобладающий вид нарушений семейного воспитания. Ситуация благоприятна, если отрицаний предложенных утверждений большинство.

Какие вы родители?

Если вы — родители —

Ласкатели, хвалители,

Если вы — родители –

Прощатели, любители.

Если разрешители,

Купители, дарители,

Тогда вы не родители,

А просто восхитители!

А если вы — родители –

Ворчатели, стыдители,

А если вы — родители

Ругатели, сердители,

Гулять — неотпускатели,

Собакозапретители,
То, знаете, родители,

Вы просто крокодители!

М. Шварц

3. Стили семейного воспитания (опросник С. Степанова)

Из четырех вариантов ответа выберите самый предпочтительный для вас:

  1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека -наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

  1. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

  1. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу).

Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Хоу).

В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер).

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).

  1. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

  1. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Если попросит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

  1. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более, что их обиде не долги.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше вести себя в таких ситуациях.

  1. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка надо впредь оградить.

В. Подумаешь, все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значение, пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

  1. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь.

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

  1. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

Обработка результатов

Стиль воспитания

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Авторитетный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

        Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

        Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

Авторитетный стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.

Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

4. Подведение итогов

Наши дети – это наша старость. Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Поддержка ребенка во время экзаменов".

Материалы на тему "Поддержка ребенка во время экзаменов" помогут при проведении родительского собрания в старших классах. Здесь рассматриваются проблемы при подготовке к экзаменам, а также даются реко...

Как обучать и воспитывать гиперактивного ребенка

В статье даны рекомендации по организации сопровождения гиперактивного ребенка в условиях коррекционной школы....

Как воспитывать своего ребенка?

Родительское собрание в форме брейн-ринга для родителей учащихся 5-6 классов...

Как воспитывать капризного ребенка

Рекомендации родителям по воспитанию капризных детей...

Сообщение на родительском собрании по теме: "Здоровый ребенок-успешный ребенок" (средний возраст)

В сообщении предложены рекомендации по самомассажу, говорится о значении ритмизации артикуляционной гимнастики, о  роли командного взаимодействия специалистов и родителей  в коррекции речи....

Как воспитывать гиперактивного ребенка

Памятка для родителей при воспитании гиперактивного ребенка....