Родительское собрание на тему " Сквернословие" 9 класс
методическая разработка (9 класс) по теме

Малинина Нина Владимировна

1. Эстафета добрых слов.

2. Памятка " Почему нельзя сквернословить?"

3. Антиреклама мату.

4. Заключение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skvernoslovie.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Родительское собрание в 8-9 классах

  Тема «Долой сквернословие!»

  Цель: познакомить родителей с губительным влиянием сквернословия на здоровье ребёнка, с пагубным влиянием на его личность; наметить пути решения данной проблемы.

Ход

Эпиграфы:

1. Нет ничего заразнее слова.

Восточная мудрость

2. От гнилого сердца и гнилые слова.

Русская пословица

     Сквернословие…  Сейчас эта вредная привычка приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением. Но нецензурная брань не совместима со здоровым образом жизни. Попробую это доказать.

1. Россия - страна православной традиции. Православная церковь всегда учила бережно относиться к слову. Народная мораль осуждала многословие. Празднословие, пустословие, суесловие, болтовня - вот сколько слов, в которых содержится осуждение пустопорожних разговоров. Много на эту тему и пословиц: «Слово - серебро, а молчание - золото», «Словом оправдаешься, словом и осудишься», «Слово не воробей: вылетит - не поймаешь», «Не торопись языком - торопись делом», «От доброго слова язык не отсохнет», «Кроткое слово гнев побеждает», «Ласковое слово, что вешний день».

 -   Давайте проверим эти утверждения.

     Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое - нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека - это тоже очень хорошее и доброе слово. ( Игра - эстафета добрых слов).

     Мне кажется, что у нас сразу потеплела  атмосфера, спало напряжение, стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!

 Но, к  сожалению, чаще мы и наши дети слышим совсем другие слова…

2. Скверные слова присутствуют в лексике большинства народов. Присутствуют они и в русском языке. Современные учёные, используя новейшее оборудование, попытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты над растениями: на одни растения направлялись добрые, ласковые, молитвенные слова, классическая музыка, на другие - матерщину. В результате несчастные, «обруганные» растения хуже развивались, больше болели, давали меньший урожай. Подобные опыты учёные проводили и с водой. Вода, «заряженная» молитвой, становилась целебной, святой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой. Некоторые учёные утверждают, что мат опасен и для человека. Он влияет на наследственность, ведёт к гормональным нарушениям (например, у женщин грубеет голос, появляются мужские признаки). Все учёные согласны в одном -   в России нецензурная брань приобрела характер эпидемии.  Есть специальный термин «копролалия» для обозначения болезненного, иногда непреодолимого влечения к циничной, нецензурной брани безо всякого повода. Это психическое заболевание, название происходит от греческого копрос - кал, грязь и лалiа - речь.

3. Психологи заметили, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются  такие три стадии:

- первая стадия: когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

- вторая стадия: когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или ради напускной удали;

- третья стадия: человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. Ещё позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

4. Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова - раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас всё это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов.  Невольно вспоминаешь  пословицы: «Нет ничего заразнее слова», «От гнилого сердца и гнилые слова».

 5. Как можно решить проблему сквернословия? Я предлагаю вам  первое творческое задание:

- Составьте памятку «Как избавиться от сквернословия?» (Работа в группах. Обсуждение)

 Вывод:  У вас получилось много пунктов, а психологи утверждают, что достаточно четырёх:

1. Перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию.

2. Избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова.

3. Читать русскую классическую литературу.

4. Запоминать стихотворения, афоризмы.

Нельзя вместо нецензурных слов употреблять заменители («ёлки-палки», «блин», «фиг», «облом» и т.д.). Это всё равно, что вырвать сорняк, а корень оставить  в земле.

А теперь я могу предложить и  второе творческое задание:

- Составьте антирекламу мата, например, « чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться».  Рифма для антирекламы:

1. МАТ - ад, брат, богат, девчат, дрожат, небогат, ушат, глуповат, слабоват, концентрат.

2. МАТЕРИТЬСЯ - добиться, злиться, больница, лечиться. ( Работа в группах. Чтение и обсуждение антиреклам).

6. Сейчас в России много трудностей и проблем. Но не следует взваливать на свои плечи ещё одну - сквернословие.  Пресекайте сквернословие среди взрослых, среди детей. Давайте прислушаемся к древней библейской мудрости: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит  и тело от болезней и вредных привычек. Здоровые люди - это здоровый народ, процветающая страна.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле - печаль

И долговечней - царственное слово.

А. Ахматова

Спасибо всем за активное обсуждение проблемы!

Литература:  Классные часы: 9  класс / Авт.-сост. А.В. Давыдова.- М.: ВАКО, 2008.- 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 9-ом классе. Тема собрания: Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам

«Экзамен — проверка знаний ученика и мудрости преподавателя»  Вопросы для обсуждения:1. Обсудить с родителями результаты успеваемости учащихся за год.2. Подготовить родителей учащихся к новой жиз...

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

Родительское собрание на тему "Родительский авторитет" для 5/6 класса.

Родительское собрание на тему "Родительский авторитет" для 5/6 класса....

Родительское собрание на тему "Детско-родительские отношения"

Каждый из нас знает, что любовь к ребенку формируется в процессе жизни человека. Путь этого формирования может оказаться не только сложным, но и внутренне конфликтным, противоречивым. Ребенок растет, ...

Родительское собрание в 8 «Б» классе Тема : «Родительский авторитет.»

О родительском авторитете. Истинный авторитет есть не что иное, как истина, изысканная силой разума. Иоанн С. Эриугена Задачи собрания: 1. Познакомить родителей с методами воспитания детей в с...