Сценарий урока мужества "Неукротимый город"
методическая разработка (7 класс) по теме

Булатова Екатерина Дмитриевна

Это мероприятие посвящено блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Материал содержит  сценарий устного журнала и презентацию. Мероприятие рассчитано на широкую аудиторию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon neukrotimyy_gorod.ppt303.5 КБ
Microsoft Office document icon neukrotimyy_gorod_scenariy.doc69 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НЕУКРОТИМЫЙ ГОРОД МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ МОУ «СОШ С.ИРИНОВКА» БУЛАТОВА Е.Д. Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного снятию блокады Ленинграда

Слайд 2

ЛЕНИНГРАД Приезжай в мой город, приезжай! Он тебя, как маленькую, встретит, Выкатит расцвеченный трамвай, По Неве прокатит на рассвете. Он поднимет радужно мосты, И замрет, спокойный, величавый. Он преподнесет тебе цветы Где-нибудь за Нарвскою заставой. Ты по новым улицам пройдешь - Улицы широкие, прямые. Улицы шумны, как молодежь, Потому что тоже молодые. Ты посмотришь вечером в Неву, В этот час весеннего отлива, И Нева покажет наяву, Как ты удивительна красива...

Слайд 3

ВОЙНА! Пламя ударило в небо - Ты помнишь, Родина? Тихо сказала: «Вставайте на помощь...» - Родина. Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина. Просто был выбор у каждого: я или Родина.

Слайд 4

БЛОКАДА 2 сентября 1941 года было произведено первое снижение норм продажи хлеба. Чтобы растянуть очень небольшие запасы муки, решением Ленгорисполкома от 4 сентября было предложено примешивать к ней 12% соевой муки, 2,5% жмыха, 1,5% отрубей. А 8 сентября гитлеровские войска окружили город. Началась блокада… А петля блокады туже, туже, Беспощадней будничность ее. С моря нагнетаемая стужа Так и ломится в твое жилье. Холод, мрак, согбенные фигуры, А за толстой линией окна Минус 35 температура И все та же самая война.

Слайд 5

ХЛЕБ ЛЕНИНГРАДА В конце ноября 1941 года в Ленинграде хлеб выпекался из следующей смеси. Пищевой целлюлозы - 10%. Хлопкового жмыха - 12%. Обойной пыли - 2%. Кукурузной муки - 3%. Ржаной муки - 71%.

Слайд 6

ДОРОГА ЖИЗНИ 8 сентября 1941 замкнулось кольцо вокруг Ленинграда, город оказался отрезанным от Большой Земли, началась 900-дневная блокада. Связь с Ленинградом поддерживалась только воздушным путем и по Ладожскому озеру. С наступлением зимы 22 ноября была проложена ледовая трасса, которую назвали «Дорогой жизни». Исключительно важное значение эта дорога имела в первую блокадную зиму, по ней в Ленинград было доставлено 360 тысяч тонн грузов, одновременно из города было эвакуировано свыше 500 тысяч человек. Памятник полуторке в деревне Дусьево.

Слайд 7

ДОРОГА ЖИЗНИ Страшный путь! На тридцатой последней версте Ничего не сулит хорошего, Под моими ногами устало хрустеть Ледяное ломкое крошево. ...Страшный путь! Ты на пятой своей версте Потерял для меня конец, И ветер устал над тобою свистеть, И устал грохотать свинец. ... Самый страшный путь из моих путей! На двадцатой версте как я мог идти! Шли навстречу из города сотни детей... Сотни детей! Замерзали в пути... ...Мне в атаках не надобно слова «вперед», Под каким бы нам ни бывать огнем - У меня в зрачках черный ладожский лед. Ленинградские дети лежат на нем.

Слайд 8

ТАНЯ САВИЧЕВА Машинально Таня полистала Свой немногословный дневничок. Все семейство Савичевых встало Перед нею вновь наперечет. И она буквально по два слова Пишет, как на крайней полосе. ... «Савичевы умерли». И снова. ... «умерли». И добавляет. «Все». Вот так погибла большая ленинградская семья. Всех унесла блокада. Не выжила и сама Таня. Ее, правда, вывезли из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла. Там, в Горьковской области, в поселке Шатры, стоит памятник маленькой ленинградской школьнице.

Слайд 9

ПРОРЫВ БЛОКАДЫ Здесь нас бомбами глушили, Здесь нас голодом морили. Мы с тобой, любимый город, Были все же всех сильней. Нет, мы их не позабыли. Нет, мы их не позабыли - Девятьсот блокадных дней.

Слайд 10

ПОБЕДА!!! Над заставами ленинградскими Вновь бушует соловьиная весна Там, где были мы в дни солдатские Тишина кругом, как прежде тишина. Над Россиею небо синее Небо синее над Невой В целом мире нет, нет красивее Ленинграда моего.



Предварительный просмотр:

«Неукротимый город»

Сценарий литературно-музыкального вечера,

посвященного снятию блокады Ленинграда

Булатова Екатерина Дмитриевна
учитель математики Муниципального  образовательного  учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Ириновка Новобурасского района Саратовской области»

Презентация

Слайд 1

Звучит песня «Ленинград».

муз. В.Соловьева-Седого, сл. А.Чуркина

Город над вольной Невой

Город нашей славы трудовой

Слушай, Ленинград, я тебе спою

Задушевную песню свою.

Здесь проходила, друзья,

Юность комсомольская моя,

За родимый край с песней трудовой

Шли ровесники рядом со мной.

С этой поры трудовой,

Где бы мы не встретились с тобой

Старые друзья, в вас я узнаю

Беспокойную юность мою.

Песня летит над Невой,

Засыпает город мой родной.

В парках и садах листья шелестят,

Доброй ночи родной Ленинград!

Слайд 2

Выходят юноши и девушки, нарядные, с воздушными шарами, цветами. На заднем плане вид города Ленинграда: набережная Невы, Петропавловская крепость. Из группы гуляющих по сцене (по набережной) на передний план выходят юноша и девушка.

Юноша. (обращается к девушке).

        Приезжай в мой город, приезжай!

        Он тебя, как маленькую, встретит,

        Выкатит расцвеченный трамвай,

        По Неве прокатит на рассвете.

Девушка.

        Он поднимет радужно мосты,

        И замрет, спокойный, величавый.

Юноша.

        Он преподнесет тебе цветы

        Где-нибудь за Нарвскою заставой.

Девушка.

        Ты по новым улицам пройдешь -

        Улицы широкие, прямые.

        Улицы шумны, как молодежь,

        Потому что тоже молодые.

Юноша.

        Ты посмотришь вечером в Неву,

        В этот час весеннего отлива,

        И Нева покажет наяву,

        Как ты удивительна красива...

Девушка.

        Не дари мне писем, не дари.

        Приезжай - тебе покажет всякий,

        Как влюбленным светит до зари

        Мой светлоголовый Исаакий.

Юноша.

        Мне хвалили город парижан.

        Что кому, а мне - мой город дорог!

        Приезжай в мой город, приезжай,

        Потому что это добрый город.

Ведущий. Еще не кончилась короткая белая ночь. По набережным Невы гуляли вчерашние десятиклассники, когда над городом раздался гул самолетных моторов. Для тех, кто по традиции, прямо с выпускного школьного вечера ушел встречать новый день на Неву, это могло показаться добрым предзнаменованием: крылья над головой в начале счастливого дня!... Они еще не знали, эти переполненные счастьем юноши и девушки, что появившиеся так рано над городом истребители взлетели по тревоге.

Слайд 3

Звучит фонограмма фрагмента 7-й симфонии Д. Шостаковича. Сцену пересекают лучи прожектора.

Юноша. 

        Пламя ударило в небо -

        Ты помнишь,

        Родина?

        Тихо сказала:

        «Вставайте на помощь...» -

        Родина.

        Славы

        никто у тебя не выпрашивал,

        Родина.

        Просто был выбор у каждого:

        я

                или

                        Родина.

(Р. Рождественский «Реквием»)

1-й ведущий. 23 июня, понедельник. День этот рождался под завывание сирен. В 1 час 45 минут в уже выключившихся репродукторах раздалась скороговорка диктора: «Внимание! Внимание! Воздушная тревога!»

Звучит фонограмма песни «Вставай, страна огромная».

Юноша.

        Стоял народ и слушал сводку

        Советского Информбюро.

        Кружился рупор над слободкой,

        Роняя черное перо.

        Звенело - сталью или жестью...

        Но люди шли,

                                и шли,

                                   и шли….

        Как будто тут иные вести,

        Чем дома, услыхать могли,

        Как будто тут, при всем народе,

        Плечом к плечу, к спине спина -

        Любая весть терпимей вроде,

        Да и война не так страшна.

Слайд 4

2-й ведущий. А гитлеровцы упрямо стремились вперед, хотя это давалось им нелегко… 2 сентября 1941 года было произведено первое снижение норм продажи хлеба. Чтобы растянуть очень небольшие запасы муки, решением Ленгорисполкома от 4 сентября было предложено примешивать к ней 12% соевой муки, 2,5% жмыха, 1,5% отрубей. А 8 сентября гитлеровские войска окружили город. Началась блокада.

1-й ведущий. Но не забывала о Ленинграде наша страна. Уже в сентябре в «Ленинградской правде» было напечатано стихотворение народного певца Казахстана Джамбула.

Юноша (в национальном казахском костюме).

        Ленинградцы, дети мои!

        Ленинградцы, гордость моя!

        Виден отблеск невской струи

        Мне в струе степного ручья.

        К Ленинграду со всех концов

        Отправляются поезда.

        Провожают своих бойцов

        Наши села и города.

        Из глубин казахской земли

        Реки нефти к вам потекли,

        Наших лучших коней приплод,

        Груды яблок, сладких, как мед.

        Это все вам должно помочь,

        Душегубов откинуть прочь.

        Слышат пастбища Сыр-Дарьи

        Вой взбесившегося зверья.

        Ленинградцы, дети мои!

        Ленинградцы, гордость моя!

На сцену выходит группа юношей и девушек в военной форме, с санитарными сумками. Они свободно располагаются на сцене: сидят на скамейке, на крыльце полуразрушенного дома (декорация), кто-то распечатывает конверт-треугольник и читает друзьям письмо с фронта. Все тихо поют песню «Темная ночь».

Юноша. 19 октября пришла тревожная весть из столицы - о введении в Москве и прилегающих к ней районах осадного положения. И тут же радио города на Неве начало передачу на Москву. Все выступления ленинградцев, обращенные к защитникам столицы, были полны глубокой веры в победу, но больше всего запало в душу москвичей стихотворение Ольги Берггольц.

Девушка.

        Всем, что есть у тебя живого,

        Всею силой своей любви,

        Кровью, пламенем, сталью, словом -

        Задержи врага.

        Раздави!

Юноша. Снова, уже в четвертый раз, снижены нормы выдачи хлеба. По рабочей карточке с 13 ноября выдается 300 граммов хлеба в день, по карточкам остальных категорий населения - 150 граммов. «Тонкий ленинградский ломтик хлеба - он почти не весит на руке», - так писала Ольга Берггольц.

На сцену выходят ученики. Они передают бережно из рук в руки кусочек хлеба.

Слайд 5.

1-й ученик. В конце ноября 1941 года в Ленинграде хлеб выпекался из следующей смеси (передает хлеб).

2-й ученик. Пищевой целлюлозы - 10% (передает хлеб).

3-й ученик. Хлопкового жмыха - 12% (передает хлеб)

4-й ученик. Обойной пыли - 2% (передает хлеб)

5-й ученик. Кукурузной муки - 3% (передает хлеб)

6-й ученик. Ржаной муки - 71%.

1-й ведущий. Канун Нового года. 193-й день войны. И все-таки в городе ощущается приближение праздника.

2-й ведущий. Несмотря на нехватку горючего, автомобилисты привезли из леса 1000 елок. Из глубокого тыла для детских учреждений Ленинграда прибыли мандарины.

1-й ведущий. Водитель Максим Твердохлеб вез эти мандарины по льду Ладожского озера - Дороге жизни. Его машину атаковали два немецких истребителя. Пулеметные очереди вдребезги разбили ветровое стекло, откололи кусок баранки - руля.

2-й ведущий. Ухватившись окровавленными руками за то, что осталось от рулевого колеса, шофер продолжал вести машину.

1-й ведущий. А когда он вернулся - все удивились, как он такой машиной мог управлять: в ней было 49 пробоин!.. Дети, которым достались поврежденные мандарины, конечно, не догадались, что это следы вражеских пуль.

Звучит песня  «Товарищ песня» слова Р.Рождественского, музыка И.Шамо

Остался дом за дымкою степною,

Не скоро я к нему вернусь обратно.

Ты только будь, пожалуйста, со мною,

Товарищ Правда! Товарищ Правда!

Я всё смогу, я клятвы не нарушу,

Своим дыханьем землю обогрею…

Ты только прикажи – и я не струшу,

Товарищ Время! Товарищ Время!

Я снова поднимаюсь по тревоге,

И снова бой, такой, что пулям тесно…

Ты только не взорвись на полдороге,

Товарищ Сердце! Товарищ Сердце!

В большом дыму и полночи и полдни,

А я хочу от дыма их избавить…

Ты только всё, пожалуйста, запомни,

Товарищ Память! Товарищ Память!

Слайд 6

Слайд 7

Юноша.

        Страшный путь! На тридцатой последней версте

        Ничего не сулит хорошего,

        Под моими ногами устало хрустеть

        Ледяное ломкое крошево.

        ...Страшный путь! Ты на пятой своей версте

        Потерял для меня конец,

        И ветер устал над тобою свистеть,

        И устал грохотать свинец.

        ... Самый страшный путь из моих путей!

        На двадцатой версте как я мог идти!

        Шли навстречу из города сотни детей...

        Сотни детей! Замерзали в пути...

        ...Мне в атаках не надобно слова «вперед»,

        Под каким бы нам ни бывать огнем -

        У меня в зрачках черный ладожский лед.

        Ленинградские дети лежат на нем.

        (А. Межиров «Ладожский лед»)

Инсценировка отрывка из поэмы С. Смирнова «Сердце и дневник». Звук метронома. Комната, на стене черная тарелка репродуктора, окно с полосками бумаги крест-накрест. За столом, на котором горит свечка, сделанная из патронной гильзы, сидит девочка, закутанная в шаль, и огрызком карандаша что-то записывает в маленькую книжечку-блокнот.

Слайд 8

Ученик.

        А петля блокады туже, туже,

        Беспощадней будничность ее.

        С моря нагнетаемая стужа

        Так и ломится в твое жилье.

Ученица.

        Холод, мрак, согбенные фигуры,

        А за толстой линией окна

        Минус 35 температура

        И все та же самая война.

Ученик.

        Ничего от прежней Тани нету,

        Изменились все черты лица,

        Вот она - одиннадцатилетний

        Человек с глазами мудреца.

1-й ведущий. 28 декабря одиннадцатилетняя ленинградская школьница Таня Савичева сделала первую запись в своем дневнике, о котором впоследствии узнала вся страна.

Ученица.

        Раньше всех встает на кухне Женя

        И спешит из дома поутру.

        Таня с тайным чувством уважения

        Провожает старшую сестру.

        На завод за восемь километров

        Ходит Женя каждый божий день

        И уже пугающе заметно

        Тает, словно собственная тень.

Ученик.

        Женя, Женя! Ранняя сутулость,

        Изможденность ясного чела.

        ... На завод ушла и не вернулась -

        Прямо на работе умерла…

Ученица.

        А метель в горелом переулке

        Клок афиши трогает и гнет.

        Таня вынимает из шкатулки

        Маленькую книжечку - блокнот.

        Ищет букву «Ж» по алфавиту,

        Карандаш достала из стола,

        А затем не детски, деловито,

        Вписывает: «Женя умерла».

Девочка (Таня Савичева). Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года.

Ученик.

        Умерла наставница и няня,

        Вечный холод в грудь ее проник.

        Со священной бережностью Таня

        Держит свой теперешний дневник.

Таня Савичева.

        Где они теперь, мои салазки,

        Где мои «снегурочки»-коньки?

        Все трясет от орудийной встряски,

        Даже воду в прорубях реки.

        Все остатки радости сгорели.

        Все в разрывах - суша и гранит.

        И под говор мартовской капели

        Занемог брат Лека, Леонид.

2-й ведущий.

        И опять же вынула украдкой

        Свой блокнотик младшая сестра

        И вписала строго, крупно, кратко:

        «Лека умер в 5 часов утра».

Таня Савичева. Лека умер 17 марта 1942 года в 5 часов утра.

1-й ведущий.

        А зима все бедственней. И вскоре

        Смерть пошла косить из дома в дом.

        Умерла учительница в школе,

        Замертво свалился управдом.

        Гибнут люди, гибнут сплошь и рядом,

        Кто во тьме, а кто средь бела дня.

        И приметой скорбного обряда

        Стал служить не гроб, а простыня.

2-й ведущий.

        Стужа жгла, сугробы наметала,

        Даже хоронила задарма.

        И служила вроде санитара

        Долгая блокадная зима.

1-й ведущий.

        Машинально Таня полистала

        Свой немногословный дневничок.

        Все семейство Савичевых встало

        Перед нею вновь наперечет.

        И она буквально по два слова

        Пишет, как на крайней полосе.

Таня Савичева. ... «Савичевы умерли».

1-й ведущий. И снова.

Таня Савичева. ... «умерли».

1-й ведущий. И добавляет.

Таня Савичева. «Все».

1-й ведущий.

        За окном весеннее блистанье.

        А она сиротски занесла

            В свой дневник:

Таня Савичева. «Осталась одна Таня».

1-й ведущий. Даже не поставила числа.

2-й ведущий. Вот так погибла большая ленинградская семья. Всех унесла блокада. Не выжила и сама Таня. Ее, правда, вывезли из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла. Там, в Горьковской области, в поселке Шатры, стоит памятник маленькой ленинградской школьнице.

Звучит песня «Землянка». На фоне музыки - стихи.

Девушка.

        Пустой коптилки мутный свет,

        И под подушкой портрет...

        Гудит, гудит тяжелый гром.

        Бессонный долбит метроном.

Юноша.

        Так каждый день, так каждый день…

        Труднее каждая ступень.

        Но надо, надо, надо

        Стоять ночами на часах.

        Лежит блокада Ленинграда

        Сегодня на твоих плечах.

На сцену выходят ученики и читают отрывок из стихотворения Ольги Берггольц «Памяти защитников».

1-й ученик.

        …Когда прижимались солдаты, как тени,

        К земле и уже не могли оторваться, -

        Всегда находился в такое мгновенье

        Один безымянный, сумевший подняться.

2-й ученик.

        Не все имена поколенье запомнит.

        Но в тот исступленный, клокочущий полдень

        Безусый мальчишка, гвардеец и школьник,

        Поднялся - и цепи штурмующих поднял.

1-й ученик.

        Он полз и бежал, распрямлялся и гнулся,

        Он звал, и хрипел, и карабкался в гору,

        Он первым взлетел на нее, обернулся

        И ахнул, увидев открывшийся город!

2-й ученик.

        И может быть, самый счастливый на свете,

        Всей жизнью в тот миг торжествуя победу, -

        Он смерти мгновенной своей не заметил,

        Ни страха, ни боли ее не изведав.

1-й ученик.

        Он падал лицом к Ленинграду. Он падал,

        А город стремительно мчался навстречу…

2-й ученик.

        …Впервые за долгие годы снаряды

        На улицы к нам не ложились в тот вечер.

Звучит песня «Ленинградская застольная».

муз, И.Любана, сл. П. Шубина

Редко, друзья, нам встречаться приходится,

Но уж когда довелось, вспомним, что было,

Выпьем, как водится,

Так на Руси повелось.

Выпьем за тех, кто командовал ротами,

Кто замерзал на снегу,

Кто в Ленинград пробирался болотами,

Горло, ломая врагу.

И как горела земля ленинградская

Помнит каждый моряк.

Дрался под Тихвином, дрался под Ладогой

Не отступал ни на шаг.

Встанем и чокнемся кружками стоя

За друзей боевых

Выпьем за мужество павших героев

Выпьем за здравье живых.

Слайд 9

1-й ведущий.

        Здесь нас бомбами глушили,

        Здесь нас голодом морили.

        Мы с тобой, любимый город,

        Были все же всех сильней.

        Нет, мы их не позабыли.

        Нет, мы их не позабыли -

Все вместе. Девятьсот блокадных дней.

Слайд 10

Исполняется песня «Над заставами Ленинградскими».

муз. В.Соловьева-Седого, сл. А.Фатьянова

Над заставами ленинградскими

Вновь бушует соловьиная весна

Там, где были мы в дни солдатские

Тишина кругом, как прежде тишина.

Припев:

Над Россиею небо синее

Небо синее над Невой

В целом мире нет, нет красивее

Ленинграда моего.

Нам всё помнится в ночи зимние

Над Россией над родимой страной

Весь израненный, в снежном инее

Гордо высился печальный город мой.

Припев:

Над Россиею небо синее

Небо синее над Невой

В целом мире нет, нет красивее

Ленинграда моего.

Сценарий подготовила

Булатова Екатерина Дмитриевна
учитель математики Муниципального  образовательного  учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Ириновка Новобурасского района Саратовской области»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока-игры "Город секретарей"

Данный сценарий был разработан для городского конкурса "Лучший по профессии" по курсу дополнительного образования "Информационные технологии в делопроизводстве". Учебное заведение: МОУ Межшкольны...

сценарий урока по теме "ГОРОД" французский язык 5 класс

Урок для учеников 5 класса по теме "Город". Обобщение и закрепление лексики по теме....

Сценарий урока: "Старый немецкий город, что в нем?" (5 кл., ФГОС)

Старый немецкий город, что в нем? (5 кл, ФГОС)...

Сценарий метапредметного урока "Образ города"

Урок разработан тремя учителями: учителем литературы, музыки и ИЗО. Учитель литературы готовит с ребятами  литературно - музыкальную композицию о своем городе, учитель ИЗО  - о его  отр...

Сценарий фрагмента урока мужества "Города-герои"

Настоящий сценарий - составная часть большого (общешкольного) мероприятия, который приурочен к празднованию Дня Победы. Фрагмент посвящен одному из городов-героев -Туле....

Сценарий урока: "Движение в современном большом городе. Как здесь ориентироваться?"

Сценарий урока "Движение в современном большом городе. Как здесь ориентироваться?"...

Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».

Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения  и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о...