Классный час "О совести"
классный час (8 класс) по теме

Каримова Фания Рашидовна

Разработка классного часа "О совести"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_o_sovesti.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

 «Совесть – внутренний судья человека»

Цель: Помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия  «совесть»

Подготовительный этап: Подобрать поговорки, пословицы, высказывания про совесть.

Класс разбит на три группы.

Ход классного часа

  1. Выступление классного руководителя. О совести …

Наш разговор – о важнейшем нравственном понятии « совесть».

Понятие «Совесть» - ключевое в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.

  1. Учащиеся, обдумав высказывания, (В ком стыд, в том и совесть (русс. пословица);  Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце. (Л. Ландау); Совесть! Без тебя нет во мне ничего возвышающего меня над животными. (Ж.Ж. Руссо))

 по группам дают свою точку зрения о совести.

  1. Как вы думаете, почему издревле понятие «совесть» является важнейшим критерием в нравственной оценке человека?

Нравственный личностью человек становится тогда, когда в его душе навсегда поселятся совесть, стыд, ответственность и долг. Эти нравственные качества тесно связаны между собой.

Стыд и совесть почти синонимы, и не зря говорится в народе: есть стыд, есть совесть.

Чего, по-вашему, надо стыдиться в жизни? И почему?

  1. Бедности своих родителей?
  2. Неряшливого вида?
  3. Аккуратной, но не модной одежды?
  4. Пренебрежения к окружающим?
  5. Грубости по отношению к людям?
  6. Высокомерия?
  7. Чего то ещё?

У А.С. Макаренко есть слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнает об этом».

А что значит – поступать по совести?

Упражнение «Нравственная дилемма»

(работа в микрогруппах по 5-6 человек)

Учащимся предлагается проанализировать ситуации, аргументировать свою точку зрения:

  1. В школьном коридоре Вадим нашел кошелек, в котором, как оказалось, было 20 рублей. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?
  2. Накануне урока биологии Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствовавший на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ответил, что ничего не задали, хотя на самом деле сам не записал домашнее задание. На уроке Сережу спросили, а он не ответил. В итоге – «2». О своем звонке Володе Сережа ничего не сказал, а Сережа тоже промолчал. Оцените действия мальчиков.
  3. Вспомните о таком случае вашей жизни, когда вы обидели друга или близкого человека, и он вас простил?

Можно ли развивать свою совесть? Думайте, анализируйте, размышляйте о том, что вокруг и внутри вас. Продумывайте последствия своих поступков. Тренировка совести – это глубокая работа ума и сердца.

Закончить классный час можно строками Булата Акуджавы.

Совесть благо, благородство и достоинство –

Вот оно святое наше воинство,

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек.

Совесть, благородство и достоинство…

Подводя итоги классного часа, предложите учащимся высказать свою точку зрения о том, что нового они узнали, обсуждая эту тему, над чем задумались впервые, что им помог понять классный час?