Классный час по теме: "Ремесло казаков".
классный час (6 класс) по теме

Рекомендовано для классов казачьей направленности с целью познакомить учащихся с традиционными ремеслами казаков. Классный час рекомендовано провести в виде театрализованного представления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_2_.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Классный час по теме: «Ремесло казаков».

Цель:  познакомить учащихся с традиционными народными ремеслами, формирование умения воспроизводить и объяснять значение бытовых терминов и других понятий,

Задачи:

-   развивать навыки самостоятельной, творческой, практической работы и в  групповой форме;

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни;

  - воспитание уважительного отношения к традициям духовной жизни народа,  чувство гордости и патриотизма за свой край, за людей труда.

Оборудование:

-предметы быта и одежды;

- мультимедийная установка;

Эпиграф: «История и культура  жива пока мы интересуемся ею, пока мы бережно передаём её другим поколениям».

Тип урока:

виртуальное путешествие с использованием информационных технологий и традиционных приёмов изложения материала.

Ход урока:

1.Организационный момент.

               

Я спешу сказать вам - «Здравствуйте!»,

 Чтоб пожелать здоровья доброго.

 Я спешу сказать вам – « Благости!»,

 Чтоб пожелать вам счастья нового.

 Я спешу сказать вам – «Радости!»

 Успехов, удач и везенья!

2.Введение в тему урока.

Чтобы определить тему нашего урока предлагаю собрать из букв слово, которое будет являться ключевым на нашем сегодняшнем занятии.

Е  О  Е  М   Р   С  Л    -----------------   РЕМЕСЛО

На нашем занятии мы поговорим о ремеслах, узнаем чем занимались наши предки.

Кубанская земля славилась своими умельцами. Наши земляки были неутомимыми тружениками, многие казаки и казачки владели несколькими ремеслами одновременно.

Кто знает, что такое ремесло?

Ремесло - это ручное производство, рукоделие.

Как Вы видите, основной инструмент ремесла - руки мастера. Производство бытовых предметов, одежды, орудий труда, украшений, вообще того всего, что окружает человека, но только вручную.

Какие ремесла были наиболее распространенными в казачьих семьях?

Наиболее распространенными были такие ремесла:

 - Кузнечное дело;

 - Гончарное ремесло;

 - Лозоплетение;

 - Ткацкое ремесло;

 Учитель:

 Культура малой родины богата.

 Перед тобой жилище предков — хата,

 Турлучная, а крыша — камышом,

 Ее жильцам метели нипочем.

 В ней лавки, стол, комод и сундуки,

 Макитры, глечики, и ложки, рушники.

 Как правило, плетнем окружена,

 Запрятана в тени садов она.

 Красив язык казачий. Эту речь

 Завещано нам предками беречь.

 И на «пидворье» надо нам «робыть»,

 Чтобы в достатке «щиро», «гарно» жить.

 Костюм казачий из сукна, из ситца.

 Он мог десятилетиями носиться.

 Бешмет, черкеска, также башлыки,

 Красивы на Кубани мужики.

 У молодых — и то усы торчат,

 Чтобы привлечь внимание девчат.

 Казак на службе, у жены работа.

 На бабушке — о детушках забота.

 И молится хозяйка день и ночь,

 Старается родным своим помочь.

 По вечерам «кучкуются», бывает,

 «Балакают» и песни «заспивают».

 Из прошлого, от прадедов, отцов

 Дошло до нас, потомков, много слов.

 В кубанских песнях — боевое братство,

 Любовь к земле, душевные богатства.

 Казак кубанский — воин, хлебороб,

 В нем сильный дух столетьями живет.

3. Театрализованное представление. Ученица одета в казачий костюм, презентация к уроку, отражающая вопросы данной тематике.

Учитель: И вот сегодня мы с вами попадем в хату наших дальних-дальних родственников - предков, в хату, в которой живет старинная казачья семья. Но для этого нам надо надеть на голову казачью папаху, повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время, время - остановись! К нашим предкам повернись!»

В это время в «казачьей хате», убранной предметами старинного казачьего быта, сидит за прялкой пожилая казачка.

Учитель: Смотрите, дети! Вот мы и попали в старинную казачью хату. О, да в этой хате есть хозяйка! Здравствуйте!

Казачка: (встает) - Здравствуйте, хлопчики и девчата! (низко кланяется). Зовут меня Александровна. Я всегда очень рада гостям! Проходите в нашу хату, детки дорогие, чувствуйте себя как дома.

Учитель: Александровна! Мы с ребятами очень хотели побывать в настоящей кубанской хате, рассмотреть ее убранство, узнать как выживете, чем занимаетесь?

Казачка: С удовольствием расскажу вам обо всем, хлопчики и девчата. В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное - охраняет границу от врагов. Казак в нашей семье владеет кузнечным делом. У нас есть своя кузница. Он умеет делать серп и косы, части плуга, необходимые для работы в поле, а также предметы домашнего обихода: топора, подковы, рыболовные крючья, швейные иголки, замки…

Учитель:

Кузнечное дело - это умение из бесполезного куска железа сделать нечто более ценное. Главный материал для работы кузнеца — металлы: железо, чугун, сталь, а также бронза, медь, свинец, благородные металлы. Кузница — мастерская, в которой производится ручная обработка металла, как правило, ковкой. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Кузнецы были главными мастерами.

Как вы думаете, почему в кузнице было темно?

В кузнице всегда темно, потому что  в темном помещении можно уловить то мгновение, когда металл приобретает нужный цвет и готов для ковки.

Казачка: Его жена, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах.

Казачка: Молодцы и умницы! (Подводит детей к столу). Для приготовления еды мы используем глиняную посуду, ее мы делаем сами на гончарном круге. Молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глэчик- горшок с высоким широким горлом. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто я замешиваю в макитре - большом глиняном горшке.

 Учитель: Ребята, гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. Овальные горшки, наряду с котлами, были основной утварью для приготовления (жаренья или варки) пищи.

Форма горшков была хорошо приспособлена для варки еды в русской печи, в которой сосуды с пищей находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку.

      «Горшок, поставленный в печь, обкладывали вокруг нижней узкой части дровами или углями. Таким образом, он оказывался охваченным жаром со всех сторон»]. В русской избе было очень много разнообразных по форме и размерам горшков, предназначенных для самых различных целей – варения каш, похлебок, кипячения воды и т.д. А для того, чтобы горшок, только что взятый из печи, можно было сразу брать руками, его оплетали берестой.

      Горшки в семье берегли, обращались с ними очень аккуратно, а если горшок давал трещину, его оплетали берестой и использовали для хранения продуктов. Про такой горшок даже придумали загадку: «Был ребёнок – не знал пелёнок, стар стал – пеленаться стал».

     В основном из глины делали простую посуда, незатейливые игрушки для детей, сувениры. Глину так же использовали для изготовления кирпичей. Из глиняной посуды самым распространенным был «глечик» - горшок с высоким широким горлом.

     Терракота. Для производства архитектурных украшений из глины (капителей, кронштейнов, консолей и пр.) сперва изготовляется модель из дерева или чугуна. По ней отливают из гипса форму, которую хорошо изнутри пропитывают маслом и начинают набивку в неё глиняной массы. Сложные изделия делаются частями и уже потом примазываются одна к другой. По осторожной сушке изделия подлежат обжигу.

     Наряду с терракотовыми, были еще черно - лощеные горшки. Они имеют неповторимый черный металлический отблеск. Это свойство обжига. Он не намного сложнее обычного, но его часто "имитируют" - затирают глину чем-нибудь темным, или просто коптят.

Казачка: Очень любим мы, казачки, украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в моем доме украшены вышивкой?

Дети: Полотенца, занавески на окне, простынка малыша, подушечка.

Казачка: Правильно. А какие предметы украшены кружевом?

Дети: Скатерть, полотенце, салфетки, подзор на кровать.

Учитель: Искусство ткачества и вышивания всегда ценилось на Кубани. В каждой семье женщина должна была владеть различными видами рукоделия. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению, вышиванию. В каждой казачьей семье имелась прялка.

Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопати и шейки (ножки). Прялку, особенно лопатку, часто украшали и расписывали. У  казачек самым распространенным занятием было вязание, причем преобладало вязание крючком. Из различной шерсти пряли нити, из которых вязали одежду, а также изделия домашнего обихода: половички, скатерти, украшали кружевом занавески, полотенца. Выполненные работы носили не только практический характер, но и эстетическое значение. Также распространена была вышивка. Современное название «ришелье», у кубанских казаков называлась «выбивкой». Такой вид вышивки применяли для украшения нательного и постельного белья, пеленок для новорожденного.

Учитель: Давайте поблагодарим нашу хозяюшку, которая нам помогла погрузиться в атмосферу быта казаков, узнать больше об их занятиях.

— Какие предметы быта вы можете перечислить, после нашего виртуального путешествия?

Как мы с вами приобщались к народному творчеству?

Ответ учеников:

— Просматривали запасники местного музея, материалы частных коллекций, посещали школьные выставки народных мастеров, делали записи, зарисовки, поделки собственными руками, фотографии.

Подведение итогов:

     Утрата традиции любого народа может привести к исчезновению самого этноса. Вот почему так важно знать традиции культуры своего народа и народное декоративно – прикладное искусство, как его части.

Рефлексия:

Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме- «Кубанские казаки в годы Великой Отечественной войны"

Классный час по теме- «Кубанские казаки в годы Великой Отечественной войны". 8 класс...

Тема «Ремесло и торговля в средневековой Европе» в 6 классе по учебнику «История Средних веков», 6 класс, Ведюшкин В.А.

Тема «Ремесло и торговля в средневековой Европе» в 6 классе по учебнику «История Средних веков», 6 класс, Ведюшкин В.А. Задание 1.Предлагается изучить иллюстрации «Средневековые ремесленники...

Разработка урока по теме "Ремесло в средние века"

Разработка содержит текстовый план урока и презентацию к нему...

Презентация к уроку истории в 6 классе на тему "Ремесло и торговля в Средние века"

Данная презентация знакомит учащихся с особенностями развития ремесла и торговли в эпоху Средневековья....

Урок истории в 6 классе по теме: «Ремесло в средневековом городе»

Урок истории в 6 классе по теме: «Ремесло в средневековом городе»...

Конспект занятия на тему "Ремесло связавшее века и поколения. Гладь"

Дошедшие до нас старинные вышитые вещи, будь то ковер, рубаха, рушник или платок позволяют нам приобщиться к общечеловеческим ценностям, овладеть национальным культурным наследием. Знакомство с вышивк...

Классный час на тему «Донские казаки»

Цель классного часа - знакомить детей с жизнью донских казаков, их участием в войнах за Россию, воспитывать в учениках патриотизм....