Классный час "Правомерности агрессивного поведения"
классный час (5 класс) по теме

Сидоркина Ольга Валентиновна

Причина появления агрессии, выявление склонности к агрессивному поведению по шкале Басса-Дарки, возможные способы преодоления агрессивности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravomernosti_agressivnogo_povedeniya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ООШ

Д. Старое Мелково

Классный час

на тему:

«ПРАВОМЕРНОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Классный руководитель: Сидоркина Ольга Валентиновна.

Правомерности агрессивного поведения.

(притча «Безвредная змея»).

Промедление может обернуться чем угодно,

 ибо время приносит с собой как зло, так и

добро, как добро , так и зло.

Николо Макиавелли

Цель: расширить представление о своих психологических особенностях; освоить безвредные способы разрядки гнева и агрессивности.

Форма проведения: беседа, обсуждение.

Вопросы для обсуждения: причина появления агрессии; выявление склонности к агрессивному поведению по шкале Басса – Дарки; возможные способы преодоления агрессивности.

Ход классного часа.

  1. Вступительное слово.

Чаще всего причиной агрессии является желание подражать поведению взрослых или кумиров. В настоящее время нам всем часто приходится сталкиваться с хамством и грубостью. Постоянные ссоры взрослых, физическое насилие, грубость ежедневного общения, унижение, ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой вы, дети, получаете уроки мастерства.

Практически в каждом классе есть задиристые и драчливые дети, которые постоянно нападают на одноклассников, оскорбляют и обманывают их. Это агрессивные ребята, но причина такого поведения кроется не только в них самих. Ведь агрессия – это отражение внутренних проблем ребенка.

Иногда с людьми происходят странные вещи. То, что очень нравилось перестает нравится, с кем дружил, с тем рассорился, кого очень любишь – обидел. Люди задают себе вопрос: «Почему я совершаю такие поступки и кто виноват в том, что я их совершаю?» Попробуем разобраться, ответив на этот вопрос.

  1. Притча «Безвредная змея».

Жила –была невероятно свирепая, ядовитая змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея решила жить простодушно, не нанося ущерба кому-либо. Но как только люди узнали про то, что Змея не опасна, они стали бросать в нее камнями, таскать ее за хвост и издеваться. Это были тяжелые времена для Змеи. Мудрец увидел, что происходит, и, выслушав жалобы Змеи, сказал: «Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их».

Вопрос для обсуждения

  1. В чем мораль этой притчи?

Комментарий учителя.

Нет ничего страшного в том, чтобы пошипеть иногда на нехорошего человека или врага, показывая, что вы можете постоять за себя и знаете, как противостоять злу. Только вы должны быть осторожны и не пускать яд в кровь обидчика. Можно научиться противостоять злу, не причиняя зла в ответ. А это очень важно, потому что зло никогда не приводит за собой добро. Другими словами, притча говорит о том, что каждая личность должна обладать определенной нормой  агрессивности. В этом случае агрессивность выполняет защитную функцию. Отсутствие агрессивность (кстати, в переводе с английского «агрессион» означает всего лишь «напористость») приводит к пассивности.

А что может случиться, если агрессия выйдет за пределы допустимой нормы? Как узнать эту норму?

3. Опросник Басса – Дарки.

С помощью опросника можно получить результаты индивидуального исследования. Опросник дает данные  о склонности к агрессивному поведению.

Тест опросника.

  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другому.
  2. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
  3. Я всегда говорю то, что думаю.
  4. Я не способен ударить человека.
  5. Я спокоен к недостаткам других.
  6. Я часто бываю не согласен с друзьями.
  7. Я не даю сдачи.
  8. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверью.
  9. Я очень раздражителен.
  10. Я всегда спорю если со мной не согласны.
  11. Я могу ударить того, кто скажет плохо обо мне или о моей семье.
  12. Меня охватывает ярость, когда надо мной смеются.
  13. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
  14. Я считаю, что если тебя обзовут следует ударить этого человека.
  15. Я очень спокоен к своим обидчикам.
  16. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
  17. Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам».
  18. Если я злой – могу ударить любого.
  19. Я часто ищу с кем мне поссориться.
  20. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
  21. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
  22. Иногда я готов первым начать драку.
  23. Я не способен на грубые шутки.
  24. Я ругаюсь только со злости.
  25. Если для своей безопасности надо применять силу, я применяю ее.
  26. Я по натуре грубый человек.
  27. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
  28. Я знаю людей кому я не нравлюсь.
  29. Я часто просто угрожаю, хотя не собираюсь применять угрозу в исполнение.
  30. Я не огорчаюсь из-за мелочей.
  31. В последнее время я стал занудой.
  32. В споре я часто повышаю голос.
  33. Я скрываю плохое отношение к людям.
  34. я лучше соглашусь, чем стану спорить.

     4. Обработка результатов.

     Начислите себе по 1 баллу за каждый ответ «да» в вопросах под номерами:

     1, 2, 3, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32.

    Начислите себе по 1 баллу за каждый ответ «нет» в вопросах под номерами:

    4, 5, 7, 15, 16, 16, 27, 29, 33, 34.

    Индекс агрессивности высчитывается сложением баллов: норма 17 – 25.

   Дорогие ребята! Вы посмотрели на свои результаты. Прошу не забывать о том, что все течет, все изменяется. Меняетесь и вы. До 20 лет идет активное формирование социально-психологических установок личности, поэтому показатели теста тоже будут изменяться.

5. Способы преодоления агрессивности.

  Каждому человеку приходится испытывать злость, гнев, раздражение. Иногда многие чувствуют, как душа переполняется отрицательной энергией. Как укротить эту энергию, чтобы она не натворила бед? Сейчас я вам приведу пример упражнений, с их помощью вы научитесь «безвредным» способом разрядки отрицательной энергии.

Вариант 1. Если вы чувствуете, что сейчас вспылите кому-нибудь сделайте следующее: сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните 3-4 раза, закройте глаза и медленно посчитайте до 10 и обратно.

Вариант 2.  Если вы разговариваете с человеком, который вам не приятен, или этот человек делает то, что вас злит, или на вас кричат сделайте следующее:  представьте, что в ход такого общения этот человек уменьшается в росте, голос его становится слабее и слабее, неувереннее. Постарайтесь уменьшить этого человека до тех пор, пока он не покажется вам менее значимым, и вы почувствуете, как изменится ваше состояние и вы почувствуете даже жалость к этому человеку.

6. Подведение итогов.

Обязательно проговаривается, что делали, какой опыт приобрели, как этот опыт будет помогать в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивное поведение подростков-актуальная проблема нашего времени (выступление на МО классных руководителей)

Актуальность темы.Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, ...

«Подростковая агрессивность: девиация или норма? Основные детерминанты агрессивного поведения подростков».

Статья будет интересна и психологам, и социальным педагогам, и учителям, а также родителям подростков....

Психологические особенности агрессивного поведения подростков.Исследование агрессивности подростков.

Проблема агрессивности подростков - одна из центральных социально-психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей. Важной состав...

Классный час по профилактике агрессивного поведения

Данная разработка является одним из этапов профилактики агрессивного поведения и воспитания толерантности среди детей и подростков....

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

Семинар-тренинг с педагогами: «Агрессивное поведение подростков. Мероприятия и рекомендации по построению работы с агрессивными подростками»

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокос...

Классный час в форме занятия-тренинга по профилактике агрессивного поведения у подростков

В современном мире нередко можно встретить агрессию и враждебность. Особенно отмечается всплеск распространения агрессивности среди школьников. Враждебные действия несовершеннолетних зачастую нацелены...