Разработка классного часа по нравственно-духовному воспитанию
классный час (7 класс) на тему

Назарова Елена Вячеславовна

 

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,  не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.Духовно- нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_moya_semya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: Моя семья.

Цели:

Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.

Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

Задачи:

Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.

Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.

Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

Ход классного часа:

Отцы и дети. Эта проблема стара как мир. Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передать свой опыт следующим поколениям. Народы Кавказа, где эти традиции очень сильны, даже секрет своего долгожительства объясняют тем, что у них принято почитать и уважать старших. А живут там люди по сто и больше лет, сохраняя здравый ум и работоспособность. Традиция почитать родителей и старших была всегда сильна и в России. Каждый христианин знал древнюю библейскую легенду о сыновьях Ноя. Один из сыновей Ноя Хам посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нарицательным - так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других.

В Библии можно найти много заповедей о том, как воспитывать детей, как относиться к родителям. Главное правило - это заповедь: «Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земли». В ветхозаветные времена страшное наказание ожидало тех, кто поднимал руку на родителей: «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти». Такому же наказанию подвергался и человек, бранивший своих родителей.

Библейские заповеди нашли отражение в пословицах нашего народа:

Любовь да совет - так и нуждочки нет.

На что и клад, коли в семье лад.

Советно жить - время коротать.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Русский человек без родни не живет.

Где мир да лад, там и Божья благодать.

Советы и наставления родителей - драгоценнейшее наследство, которое могут получить от них дети. Но далеко не все почитают своих родителей, некоторые не слушают родителей, а повзрослев, не хотят ухаживать за престарелыми родителями, отправляют их в приюты. А потом плачут от собственных детей, обвиняя их в черствости и эгоизме. Вообще, как советовал один мудрец, к родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.

Каждый человек ищет пример для подражания, и первый такой пример он может найти в кругу своей семьи. Отцы, деды, прадеды... Кто прославился мастерством, кто - боевыми заслугами, кто - добротой, мудростью, справедливостью. Они-то и составляют стержень семьи, красу и гордость всего рода.

Расскажите о том, кто является стержнем вашей семьи, кто в семье является для вас авторитетом?

Дети поднимают руки, коротко рассказывают о своих родственниках, предках, показывают своё «Семейное дерево».

Все-таки немало есть ребят, у которых добрые и хорошие отношения с родителями. Как же удается им  избегать ссор и конфликтов? Сейчас мы попробуем испытать себя в нескольких ситуациях. Для начала создадим привычную семейную обстановку.

К доске выходит семья: папа с газетой, мама в фартуке, сестра (брат) с книжкой и бабушка со спицами. Они занимают свои места: папа садится на стул и разворачивает газету, бабушка садится на стул, мама, и сестра (брат) становятся рядом.

Итак, тихий вечер после рабочего дня. Папа расположился с газетой на диване, мама хлопочет на кухне, сестра (брат) делает домашнее задание. А ты играешь в новую компьютерную игру.

Вдруг мама заглядывает в вашу комнату и строгим голосом заявляет:- У нас закончился сахар. Ну-ка, бросай свою игру и  сходи в магазин!

А у тебя самый сложный уровень! Что ты ответишь? Предлагаю выбрать лучший и худший варианты ответа:

а)    «Сейчас закончится уровень и схожу»;

б)    «Пусть сестра (брат)  сходит»;

в)    «Можно без сахара обойтись. Я сахара не ем»;

г)    «Завтра схожу».

Какой вариант ответа кажется самым лучшим?- Дети предлагают варианты ответов.

Может быть, есть вариант самый бесконфликтный?- Прекратить игру и сходить в магазин.

Ещё одна ситуация. Сестра (брат) долго пыталась (пытался) отогнать тебя от компьютера, потом пожаловалась (пожаловался) бабушке.

Бабушка стала уговаривать:- Пожалуйста, уступи сестре (брату) компьютер, ты ведь уже три часа сидишь. А ей (ему) нужно срочно реферат по истории печатать. Предлагаются такие варианты ответа:

а)    «Ей (ему) нужен реферат, а мне нужно пройти этот уровень»;

б)    «Закончится уровень, и она (он) сядет»;

в)    «Может и от руки написать - подумаешь, реферат!»;

г)    «Компьютер мне подарили, я и буду им распоряжаться».

Что можно выбрать?- Дети предлагают варианты ответов.

Какие ещё варианты можно предложить?- Уступить компьютер сестре (брату) и найти себе другое занятие.

И, наконец, третья ситуация. Пока ты штурмовал свой ypoвень, позвонила классная руководительница и поговорила с папой.

После этого разговора у папы возник вопрос:- А почему ты в школе сегодня отсутствовал?

Вот варианты ответов:

а)      «Мне уже 14 лет, и я не обязан перед вами отчитываться»;

б)      «Захотел - и прогулял!»;

в)      «У нас зачёт был, а я не приготовился, вот и прогулял»;

г)      «Как вы меня все достали!»

Какой же вариант ответа покажет почтение к родителям?- Дети предлагают варианты ответов.

Какие еще будут варианты  самые достойные?- Сказать, что больше такого не повторится.

Ежедневно в семье возникают тысячи таких ситуаций. Реагируя на них, неплохо вспомнить древнюю восточную мудрость: «Вы можете однажды пожалеть о том, что смолчали, но о сказанном будете сожалеть долго».

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

Давайте, ребята, подведём итоги.

Составим правила общения в семье.

Например:

  1.  Люби свою семью.
  2. Старайся понять то, о чём говорят другие.
  3. Отстаивай своё мнение тактично.
  4. Стремись учитывать интересы других.
  5. Уважай всех членов семьи.

Каким должен быть человек, чтобы  наладить отношения с другими? Какими качествами нужно обладать?

Например:

 1. уважение мнения других;

2.доброжелательность;

3. желание что-либо делать вместе;

4. понимание и принятие;

5. чуткость;

6. снисходительность;

7. доверие;

8. гуманизм;

9. прощение;

10. терпение.

А в конце нашего классного часа давайте послушаем одну притчу.

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и

мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И всё?

- Да, - ответил   старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Любви, прощения и терпения вам и вашим семьям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...

Методическая разработка классного часа по гражданско правовому воспитанию в 10 классе

Школа – наш второй дом. И всем должно быть в ней уютно, комфортно, каждый обитатель этого большого дома должен чувствовать свою значимость, свою, хоть самую небольшую роль в установлении порядка, в ор...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа по экологическому воспитанию младших школьников: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа по экологическому воспитанию младших школьников: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»Методическая разработка экологической игры...

Разработка классного часа на тему: «О воспитании интернационализма, толерантности и терпимости»

Тема классного часа «Воспитание интернационализма, толерантности и терпимости». Студентам вместе с классным руководителем предстоит побеседовать об этих понятиях, выяснить, как каждый...

Методическая разработка Классного часа Нравственное воспитание: «Умеем ли мы общаться»

показать  роль  общения  в  жизни  каждого    человека    и  выяснить основные правила общения; помочь студентам развитию внимательност...

Разработка классного часа для учащихся 7 класса на тему духовно-нравственного воспитания. «Здравствуй, человек!»

Цели: а) способствовать становлению, развитию,  воспитанию нравственных качеств учащихся;           Б) помогать учащимся учиться жить среди людей;    ...