Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"
методическая разработка (9 класс) по теме

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху" реализуется в классах, где в основном обучаются дети из ближнего и дальнего зарубежья.  Основа воспитательно процесса- формирование толерантности. Целью данной программы является становление многосторонне развитого гражданина России в эстетическом, нравственном, культурном и физическом отношении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_vospit_r.odt44.17 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

Бойченко Нелли Васильевна,

классный руководитель 9 «Б» класса,

учитель 1-й категории.

образование - высшее (РГУ)

стаж работы -16 лет

      Я, Бойченко Нелли Васильевна, начала свою педагогическую деятельность в Кочетовской средней школе Семикаракорского района Ростовской области, одновременно обучаясь заочно в РГУ на факультете филологии и журналистики.  В МБОУ СОШ № 105   работаю с 2004 года учителем русского языка и литературы, являюсь председателем творческой группы «Учусь говорить по-русски», председателем ПЦО учителей русского языка и литературы. За период работы в школе была награждена грамотами за формирование предметных компетенций, творческое отношение к образовательному процессу; за развитие интеллектуальных и творческих способностей, воспитание гражданских качеств у школьника; за высокий уровень подготовки учащихся к районной краеведческой конференции «Отечество»в 2011-2012 учебном году. Мои ученики неоднократные призёры краеведческих конференций, конкурса «Живое слово», сочинений.

    Неоднократно отмечена благодарностью с занесением в трудовую книжку за подготовку внеклассных общешкольных мероприятий, проведение предметных недель.

      В своей педагогической деятельности я опираюсь на основы, принятые образовательной политики РФ, выстраиваю свою работу в соответствии с положением Национальной доктрины образования РФ, изучаю достижения педагогической науки и использую в практической деятельности современные педагогические технологии, ориентированные на развитие обучения и воспитания, в основе которых лежит формирование толерантности, развитие творческих и интеллектуальных способностей каждого ученика.

     Совершенствую свой профессиональный уровень через систему районных и городских семинаров, курсы повышения квалификации ИПК и ПРО.

    Как классный руководитель выпустила 2 класса. Авторская воспитательная программа «Толерантность – путь к успеху»  разработана с учетом национальных особенностей класса, в котором являюсь классным руководителем второй год.

                          Содержание программы

 

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи воспитательного процесса

3. Принципы организации воспитательного процесса

4. Содержание деятельности

  1.       4.1 Направления и формы работы, мероприятия по реализации программы

      4.2 Система мониторинга

5. Результаты реализации программы

 Приложения

       1. Пояснительная записка.

    МБОУ СОШ № 105 отличается от других школ своим многонациональным составом   (27  национальностей). Многие классы формируются по национальному составу, особенно это проявляется в среднем и старшем звене. В 2010-2011 учебном году я стала классным руководителем 8б класса, в составе  которого были дети из ближнего и дальнего зарубежья.

   Идея данной программы:   воспитывать у обучающихся толерантность, активную жизненную позицию, гражданские и интернациональные чувства.

  Актуальность данной воспитательной программы состоит в том, что 76% учащихся — киргизы, коренные жители — 2%, 22% - дети узбекской, афганской, азербайджанской национальностей.  По религиозной принадлежности: 8% - православные, 92% - мусульмане. Необходимо отметить возрастную неоднородность: 28% - 1997 г.р., 56% - 1996 г.р., 16% - 1995 г.р. В связи с этим, формирование толерантности в данном коллективе — основа жизнедеятельности класса и школы.  Родительский состав также неоднороден, но хочется отметить, что 25% родителей имеют высшее образование, 42% - среднее специальное, поэтому при формировании программы я опиралась на родительскую поддержку и ответственность. Многие  дети обучаются в школе не с первого класса (34%), мало что знают о традициях и культуре своей второй Родины, они впервые столкнулись с другим вероисповеданием, принципами воспитания и т. д., поэтому основой воспитательного процесса стало формирование толерантности.

     Отмечу, что толерантность - нравственное качество, определяющее активную нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми, отличающимися от нее социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Нравственная позиция в данном контексте приобретает понимание  выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения. Психологическая готовность понимается как доминантная направленность сознания на выполнение данных образцов.

Этапы реализации программы

1 этап – 8 класс – проектный:

- определение концепции программы приоритетного направления;

- ознакомление с основами толерантности

- прогнозирование  отдельных положительных результатов;

- апробация проектов и корректировка программы.

2 этап – 9 класс – практический:

- обеспечение условий  для реализации программы;

- поиск и корректировка инновационных технологий, форм и способов воспитания и обучения;

- организация социально-психологической поддержки личности учащихся в процессе воспитания;

- проведение мониторинга развития личности;

- активизация работы ученического самоуправления.

3 этап – 10/11 класс – обобщающий:

- обработка и обобщение данных развития классного коллектива за период работы;

- соотнесение результатов реализации программной  деятельности  с целью и задачами;

- обобщение и распространение опыта деятельности классного руководителя.

2. Цели и задачи воспитательного процесса

    Данная программа обращена прежде всего к ребенку, к его уму, душе, практическому действию и историческим традициям. Так как в моём классе в основном дети из ближнего и дальнего зарубежья, концепция воспитательной работы  основана на духовно-нравственных традициях нашего Отечества, которое для них является второй Родиной. Семьи большинства детей принадлежат к мусульманскому вероисповеданию, имеют свои традиции в воспитании, поэтому основной целью данной программы  является предоставление учащимся психологических средств, обеспечивающих их личностное саморазвитие, понимание самих себя и своего места в мире, а также закономерностей мира, в котором они живут; становление многосторонне развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях.

  1.  Исходя из основной цели, были поставлены следующие задачи:
  1. воспитание уважения, толерантности;
  2. знакомство с историей и культурой  Донского края;
  3. освоение культурных и духовных традиций русского народа;
  4. развитие творческих способностей детей;
  5. создание дружного и сплоченного коллектива;

     Воспитание- это создание условий для развития личности. Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать себя победителем.  Главная ценность человека заключается не в знаниях, которые он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает.

Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все – и родители, и школа, и властные структуры – сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные). Эти способности станут базой к самоопределению и к самореализации.

Классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности.

3. Принципы организации воспитательного процесса

              Принцип учета закономерностей и особенностей возрастного развития обучающихся, самосовершенствованию, самореализации.

Принцип культуросообразности - утверждает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях, строиться в соответствии с традициями и нормами национальной культуры и региональными особенностями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принцип целенаправленности включает ясность целевой установки на каждом этапе развития, точный учет коллективных потребностей, правильный выбор главных видов воспитательной деятельности.

Принцип гуманистической направленности предполагает выдвижение на первый план гуманистических идей и ориентиров, пронизанных уважением к каждой личности, заботой о развитии всех ее сущностных сил, признание ее свободы и социальных прав; отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях.

Принцип этничности - предусматривает формирование культурообразующей среды, способствующей расцвету общенациональной культуры на основе единения этнических культур, достижение гражданского согласия и гармонии, общественных отношений. Организация деятельности субъектов на сохранение этнокультурной идентичности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры, вовлечения в сферу духовной жизни, охватывающую традиции, язык, психический склад и этническое сознание.

Принцип системности и преемственности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования предполагает всестороннее развитие личности на всех этапах ее жизнедеятельности, профессионального и общекультурного роста.

Принцип демократизации  предполагает систему, основанную на взаимодействии, на педагогике содружества, сотрудничества и сотворчества воспитателя и воспитуемого. Он также предполагает взаимосвязь, взаимообусловленность входящих в структуру системы педагогического руководства, самоуправления, со управления и саморегуляции.

4. Содержание деятельности

  1. 4.1 Направления и формы работы,

мероприятия по реализации программы

Реализация поставленных задач ведется через работу классного руководителя со всеми участниками образовательного процесса по следующим направлениям:

 «Я – Человек». 

Данное направление  в воспитательной работе соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, организация работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей, проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности.

Тема

Форма проведения

Время проведения

1

Как научиться властвовать собой?

тренинг

3 четверть

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть

беседа

2 четверть

2

“Я имею право на…”

дискуссия

1 четверть

3

Я среди людей, люди вокруг меня

деловая игра

1 четверть

4

«Все профессии хороши, выбирай на вкус...»

Экскурсия на Ростсельмаш и др. заводы города

3 четверть

5

Моя будущая профессия. Какой я её вижу?

анкетирование

1, 2 четверть

6

Чувство взрослости. Что это такое?

беседа

2 четверть

7

Какие воспоминания оставлю я о себе в школе

классное собрание

1 четверть

8

Стресс в нашей жизни

тренинги

3 четверть

9

«Новый закон на защите детства»

урок-презентация

сентябрь

10

«Никого дороже нет…» (к Дню матери). .

Урок-презентация, фоторепортаж

2 четверть

11

Поговорим о нравственности…

беседа

4 четверть

12

«О милосердии"

беседа

1 четверть

13

Что значит быть счастливым?

дискуссия

3 четверть

14

"Человек и закон"

Деловая игра

4 четверть

 «Моя вторая Родина»

 Направление соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию. Предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, деятельности детских общественных организаций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.

Национально – патриотическое воспитание формирует в детях чувство любви к малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ. Гражданское воспитание – это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу.

Тема

Форма проведения

Время проведения

1

Каким я вижу свой любимый город? (Кл.час ко Дню города)

дискуссия

1 четверть

2

«Память о Холокосте – путь к толерантности» (с использованием ИКТ)

урок-презентация

январь

3

«О них мы будем помнить всегда».

Экскурсия по местам боевой славы ВОв

май

4

«Пусть будет ясным вечно небо...» (урок мужества, посвященный освобождению Ростова-на-Дону от немецко-фашистких захватчиков)

Встреча с интересными людьми

февраль

5

Классный час "Есть такое слово –«выстоять» посвященный Дню Победы.

Встреча с интересными людьми

май

6

«Афганистан болит в моей душе» выпуск школьной газеты;

беседа

февраль

7

Из истории символики России.

Брейн-ринг

2 четверть

8

Основной закон страны

(Кл.час посвященный Дню Конституции)

дискуссия

декабрь

9

Традиции казачества.

Экскурсия по области.

10

"Всеобщая декларация прав человека"

беседа

декабрь

«Формула здоровья»

 Данное направление соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся. Предполагает формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности. Проведение инструктажей по технике безопасности на каникулах, о профилактике ОРВИ и т. д.

Тема

Форма проведения

Время проведения

1

"Урок здоровья"

Ролевая игра

3 четверть

2

«Формула здоровья»

дискуссия

4 четверть

3

 «Здоровье – бесценное богатство»

анкетирование

2 четверть

4

«Не сломай судьбу свою»

беседа

4 четверть

5

«О вкусной и здоровой пище»

беседа

1 четверть

6

«Причины суицида среди подростков»

тренинг

3(4) четверть

7

«Безопасность на дорогах»

беседа

1 четверть

8

«Суд над сигаретой»

Ролевая игра

3 четверть

Направление «Мир прекрасного»

      Данное направление предполагает  формирование представления о прекрасном как общечеловеческой ценности, раскрытие сущности этого понятия. Цель данного направления: формировать художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов; способствовать эстетическому самообразованию и самовоспитанию ориентированных на самосовершенствование личности,воспитывать творческие потребности и способности

Тема

Форма проведения

Время проведения

1

Религии мира.

экскурсия

1 четверть

2

Юмор в жизни человека.

беседа

2 четверть

3

"Ты женщина - и этим ты права!"

дискуссия

3 четверть

4

«Немного о прекрасном…»

Музейный урок

4 четверть

6

"Слава рукам золотым!"

Брейн-ринг

1 четверть

7

"Красота и труд - вместе идут"

беседа

2 четверть

8

"Музыка и мы"

дискуссия

4 четверть

9

«Что такое духовное богатство человека»

дискуссия

3 четверт

   «Учебная деятельность. Самоуправление ».

     Данное направление включает участие в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления класса и школы в целом.

Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач:

  1. создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в конкретных делах;
  2. создание условий для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
  3. развивать креативность, стимулирование социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей;
  4. воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах не только своей личности, но и общества (класса, школы);
  5. создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
  6. формировать толерантность.

5. Результаты реализации программы

       Ожидаемые результаты как конечный результат, воспитание личности:

  1. мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;
  2. творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;
  3. духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
  4. гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
  5. любящей свою вторую Родину;
  6. знающей и хранящей традиции своей нации и России;
  7. ведущей здоровый образ жизни;
  8. свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы класса "Путь к успеху"

Данная программа расчитана на учащихся 5-9 классов....

Путь к успеху (программа воспитательной работы 10-11 класс)

Программа воспитательной работы 10-11 класс...

Программа воспитательной работы в 10-11 классах "Путь к успеху"

Социально-экономические условия жизни общества диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Мир стал более подвижным, а значит, более неустойчивым. Человек должен обладать гибк...

авторская программа вочпитательной работы класса "Путь к успеху"

Данная программа имеет дорожную карту ученика, которая является комплексным психолого- педагогическим сопровождением ученика....

Программа воспитательной работы класса "Путь к успеху"

Программа предназначена для работы с учащимися 8-9 классов, направлена на развитие их коммуникативной культуры, формирование адекватных межличностных взаимоотношений, формирование чувства собственного...

Программа воспитательной работы в 10-11 классах «Путь к успеху»

Социально-экономические условия жизни общества диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Мир стал более подвижным, а значит, более неустойчивым. Человек должен обладать гибк...

Программа воспитательной работы "Путь к успеху"

Данная программа разработана для воспитательной работы в 10 и 11 классе и является продолжением воспитательной программы "Я в мире....Мир во мне...."...