Классный час "Святые места Земли Владимирской"
классный час (5 класс) по теме

Серова Людмила Александровна

Классный час "Святые места Земли Владимирской"  с презентацией составлен в форме экскурсии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заочная экскурсия «По святым местам земли Владимирской»

        Цель: Воспитание чувства любви и гордости к своей Родине, развитие интереса к истории своей страны.

        Оборудование:  компьютер, проектор, слайдовая презентация «По святым местам земли Владимирской»»

Ход занятия

        Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по нашему родному краю. Путешествие будет очень необычным. Мы посетим удивительные места – святые места нашего края. А кто из вас может ответить на вопрос:  «Какие места называют святыми?»

        Святые места – это места,  связанные с деяниями богов и святых, различными событиями истории, являются объектами поклонения. Наша Суздальская земля  имеет древнюю историю, богата памятниками архитектуры. Огромное количество туристов ежегодно посещает эти сказочные места. Так давайте и мы с вами  прикоснёмся к истории своего края, постараемся узнать о нём что-то новое.

        Наше путешествие мы начнём с села Борисовское. Это старинное село находится у маленькой речки Икишка и впервые упоминается в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты в 1328 г., когда тот подарил его своему сыну Симеону Гордому. В XIX веке мужское население уходило большей частью на заработки в Москву в качестве каменщиков, плотников, маляров, штукатуров. В селе сохранился интересный памятник архитектуры — церковь Василия Великого с колокольней (1835 г.), построенная в формах классицизма (слайд 2, 3).

На нашем пути находится следующее село Порецкое, в котором мы живём – старинное село на правом берегу реки Нерль.  Первое упоминание о нём относится к XV веку. В центре села расположен памятник архитектуры – Преображенская церковь, построенная в 1795 – 1798 годах. Долгое время церковь была закрыта. Она, правда, избежала участи других церквей – в ней не было ни складов, ни гаражей. Но длительное время,  никому не нужная она разрушалась. И только в 90 – е годы XX века началось  восстановление церкви. В настоящее время здесь регулярно проходит служба, работает воскресная школа (слайд 4, 5).

        Следуя по дороге в Мордыш, мы проезжаем по улицам старинного села  Васильково. Здесь,  у дороги, на высоком берегу реки стоит Ильинская церковь. В 1868 г. прихожане на свои средства построили каменную церковь. В 1968 г. она была признана памятником архитектуры (слайд 6).

        Село Воскресенская слободка расположено на правом берегу реки Нерль и впервые упоминается в 1-й половине XVI века. В XIX веке среди жителей был распространён отхожий промысел каменщиков, кровельщиков, маляров. Поблизости от села находится памятники археологии: стоянки бронзового века "Старица-I" (I-II тыс. до н.э.), "Старица-II" (II тыс. до н.э.) и неолитическая стоянка "Старица-III" (IV-III тыс. до н.э.). Сохранился памятник архитектуры эпохи барокко – Воскресенская церковь с колокольней (1743 г.) (слайд 7).

        Село Заполицы, весьма древнего происхождения, находится у реки Нерль  и в первой половине XV столетия село было вотчиной Спасо-Евфимиева монастыря, но с разрешения Суздальского епископа Авраамия архимандрит Фома променял Заполицы Суздальскому князю Андрею Андреевичу на его село Коровники. В XVIII – XIX веках была деревянная церковь, а в начале XX веке построен каменный храм. Казанская каменная церковь существует и ныне (слайд 8).

        Село Мордыш в первой половине XV века принадлежало Суздальскому  Спасо-Евфимиеву монастырю. Существующая здесь Никольская церковь построена в начале XIX века на средства прихожан. С 1874 г. при храме существовала церковно-приходская школа (слайд 9).

        Село Павловское лежит по двум сторонам маленькой речки Чиндярёвки и впервые упоминается в 1328 г. (принадлежало Ивану Калите и досталось ему от отца Даниила Александровича, а ему от матери княгини Александры, жены Александра Невского). В XVII – XVIII веках в селе существовала деревянная церковь, в 1805 г. была построена на средства прихожан церковь в честь Иоанна Предтечи. Здание кирпичное, снаружи побелено по кирпичу, изнутри по штукатурке. Этот скромный сельский храм в духе суздальских посадских церквей, архитектура которого выдержана в формах классицизма, существует и в настоящее время (слайд 10).

        Также в селе Павловское есть Храм Георгия Победоносца, посвящённый павшим русским воинам и их небесному покровителю. Этот храм был построен на средства Владимиро-Суздальской епархии и пожертвования прихожан в 2004 г. по благословению Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия. Строителем храма стал протоиерей Анатолий Сегеда, настоятель храма Михаила Архангела на Студёной горе города Владимира. Храм отличается своей белокаменной стройностью и высотой стен и башен (слайд 11).

        Село Улово стоит на берегу реки Уловки. Здесь в 1796 г. была построена Ильинская церковь. В советское время в церкви размещалось зернохранилище. Здание ветшало и разрушалось. И лишь в 2010 г. жизнь Уловского храма стала оживать стараниями владимирского священника А. Воскобойникова (слайд 12).

        Посреди заливного луга, при впадении реки Нерли в Клязьму, красуется уникальный памятник – белокаменная церковь Покрова на Нерли в Боголюбове (1165 г.), построенная после победного похода в Волжскую Болгарию и в память погибшего от ран сына Андрея Юрьевича Боголюбского юного князя Изяслава Андреевича. Храм имеет кубическую форму и является одноглавым. Церковь считают самым красивым и совершенным храмом, изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесть камня, и её называют «белой лебедью» русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой. Церковь Покрова на Нерли включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (слайд 13).

        Наше путешествие мы продолжим в городе Суздале. Суздаль древнейший русский город. Издали он кажется большим городом. Но это только кажется. Суздаль называют городом-музеем. В нём сохранилось свыше 100 памятников истории и культуры. Древнейшая часть города – Кремль. Здесь в 1222 – 1225 гг. был выстроен Рождественский собор, который является теперь памятником зодчества. Древние стены собора сохранились только наполовину, но и в таком виде он представляет большой интерес (слайд 14).

        Церковь Лазаря Праведного Воскрешения или Лазаревская церковь — пятиглавая церковь в центральной части Суздаля, расположенная между Торговой площадью и Ризоположенским монастырём. Является самым ранним храмом городского посада и датируется 1667 г. Имеет парную зимнюю Антипиевскую церковь (1745 г.). Первая пятиглавая церковь Суздаля построена на месте одноимённой деревянной церкви XV века. В отличие от обычных храмов с таким устройством, угловые главы имеют окна, что связано с редкой конструкцией здания (слайд 15).

        В северной части Суздаля расположились два крупнейших архитектурных ансамбля: Спасо–Евфимиев и Покровский монастыри.

        Спасо-Евфимиев мужской монастырь расположен на левом берегу реки Каменка и основан в 1352 г. суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем, как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов. Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились, нынешний вид ансамбля сложился в XVI—XVII веках благодаря крупным пожертвованиям великого князя Василия III, царя Ивана Грозного, князей Пожарских и др. На территории монастыря находится могила выдающегося русского полководца князя Дмитрия Михайловича Пожарского, и территория монастыря окружена каменными крепостными стенами (были возведены в 1670—1680 гг. вместо более старых деревянных, их протяжённость составляет 1200 метров) с 12 мощными башнями, бойницами и амбразурами. Монастырь относился к числу богатейших на Руси, и в XVIII – XX  веках в монастыре была тюрьма. Архитектурный комплекс монастыря внесён в список всемирного наследия человечества ЮНЕСКО, и в настоящее время здесь развёрнуты музейные экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника (слайд 16).

         Покровский женский монастырь расположен на правом берегу реки Каменка и основан в 1364 г. при князе Дмитрии Константиновиче, но нынешний вид ансамбля сложился лишь в XVI веке, когда монастырь превратился в место ссылки опальных представительниц царских и боярских родов. В XVI—XVII столетиях монастырь был одним из крупнейших на Руси. В 1923 г. монастырь был закрыт и разорён. В 1950-1960-е гг. монастырские постройки реставрировались и в них открылись музейные экспозиции. В настоящее время действующий женский монастырь (слайд 17).

        Ризоположенский монастырь – важная часть ансамбля Суздаля – один из древнейших монастырей Руси, основанный Суздальским епископом Иоанном в 1207 г. и расположенный в северной части Суздаля недалеко от древнего кремля и реки Каменка. Первые каменные постройки появились в монастыре в XVI веке (более старые деревянные сооружения до наших дней не дошли), и самым древним сохранившимся сооружением является Ризоположенский собор XVI века. На территории монастыря в честь победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. в 1813—1819 гг. под руководством каменщика Кузьмина была построена 72-метровая Преподобенская колокольня, которая является самым высоким зданием в городе. В 1923 – 1998 гг. монастырь был закрыт, а в 1999 г. был передан русской православной церкви и возобновлён в качестве женского монастыря Владимиро-Суздальской епархии (слайд 18). 

        Александровский женский монастырь расположен на левом берегу реки Каменка в Суздале и по преданию был основан в 1240 г. Александром Невским. Древние памятники монастыря до наших дней не сохранились, и Церковь Вознесения Господня с колокольней построена в 1695 г. на средства царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I. В первой половине XVIII века вокруг монастыря была сооружена невысокая ограда, украшенная декоративными башенками со стилизацией под оборонительные башни. В 1764 г. Екатерина II упразднила монастырь с обращением собора в приходской храм города, но в 2006 г. возобновлён в качестве мужского монастыря Владимиро-Суздальской епархии (слайд 19).

        В течение веков основным строительным материалом на Руси было дерево, но в настоящее время, к сожалению, в Суздале мало сохранилось памятников деревянной архитектуры, и этот пробел в архитектурном облике города восполняет Музей деревянного зодчества. Владимиро-Суздальский музей-заповедник содержит в Суздале 19 памятников деревянного зодчества, из них 15 – на территории Музея. Создание музея началось в 1960-е гг., и из сёл и деревень, где погибали творения безвестных зодчих, на левый берег реки Каменки перевозили памятники культовой архитектуры, избы, хозяйственные сооружения. Здесь показана уходящая в историю строительная и бы товая культура жителей Влади мирской области, и музей представляет своеобразное село с улицей, домами, культовым центром, вынесенными за околицу хозяйственными постройками. Силуэты храмов, крестьянских изб, крылья ветряных мельниц создают выразительную панораму музея, который слился в единое целое с окружающей природой, гармонично вписался в городской пейзаж, и каждый год в музее проводятся различные праздники для многих зрителей (слайд 20).

        А теперь наш путь лежит в столицу нашей Владимирской земли город Владимир, один из самых древних в России. В центре города находится уникальный, редчайший памятник древнерусского военно-оборонительного зодчества – Золотые ворота. Здание построено из белого камня в 1158–1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским как главная высокая, мощная, боевая и проездная башня крепости. Боевая башня (при нападении врага они первыми принимали на себя его удар, являясь центральной, ключевой частью обороны города), триумфальная арка для торжественного въезда в княжескую столицу, церковь – всё сочетается в лаконичной, но яркой и выразительной архитектуре Золотых ворот, главных ворот новой столицы Северо-Восточной Руси, какой стал Владимир при Андрее Боголюбском. С двух сторон башню сжимала земляная насыпь (часть сохранилась и в настоящее время) городской крепости и в 1238 г. Золотые ворота выдержали натиск монголов и не посрамили себя: татары проникли в город не через ворота, а в пролом деревянной стены на валу. От XII века до наших дней сохранились белокаменные стены и арочная перемычка в проезде, и в настоящее время Золотые ворота входят в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника, внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (слайд 21). 

        Успенский собор – самый значительный памятник архитектуры Владимира и главный православный храм Владимиро-Суздальской Руси, был построен при великом князе Андрее Юрьевиче Боголюбском в 1158–1161 гг. Это один из памятников русского белокаменного зодчества XII века, послуживший образцом для Успенского собора в Московском Кремле. Храм выше Софийских соборов Киева и Новгорода, и в соборе сохранились фрески гениального Андрея Рублёва. Рядом с собором в 1810 г. была сооружена стройная колокольня. Успенский собор включён в список всемирного наследия человечества ЮНЕСКО и находится в настоящее время в совместном ведении Русской Православной Церкви (является главным собором Владимирской епархии) и Владимиро-Суздальского музея-заповедника (открыта музейная экспозиция) (слайд 22).

        Дмитриевский собор города Владимира – уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества домонгольского времени — придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо в 11941197 гг. на княжеском дворе в честь великомученика Дмитрия Солунского. Храм одноглавый, четырёхстолбный, невелик, не слишком вместителен, поражает благородством и гармонией, и сначала его окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации в XIX в.). Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресок XII в. и сейчас собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника (открыт как музейная экспозиция). В 1992 г. Дмитриевский собор вошел в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (слайд 23).

        Рождественский монастырь в городе Владимир основан в 1191 г. князем Всеволодом III, и до 1744 г. существовал как мужской монастырь, с середины XVIII века – как архиерейский дом. К сожалению, самые древние сооружения Рождественского монастыря не сохранились, а из существующих построек самая приметная Христорождественская церковь XVII в., перестроенная в 1866 г. К этой церкви примыкают Святые ворота начала XVII в., дошедшие до настоящего времени с изменениями, и далее расположены корпуса казённых келий (XVII век) и семинарии. На территории монастыря находятся двухэтажные архиерейские палаты с флигелями по сторонам, построенные в XVIII веке в формах раннего барокко. Под углом к архиерейскому дому в южной части монастыря расположено здание братских келий с больничным корпусом (слайд 24).

        Княгинин монастырь, действующий женский монастырь во Владимире, основан в начале XIII века великим Владимирским князем Всеволодом Большое Гнездо по настоянию его жены, великой княгини Марии Шварновны и в её честь получил название Княгинин. Монастырь впервые упоминается в 1200 г. и был задуман как родовая усыпальница княгинь и княжеских дочерей Владимирского княжеского дома. Центром ансамбля монастыря является Успенский собор XVI века с фресками 1648 г. В 1923 г. монастырь был закрыт, вновь стал действующим в 1992 г., его возрождение началось в 1993 г. В 1997 г. при монастыре открыта регентская школа и в нём проживает 28 сестёр (слайд 25).

        Троицкая церковь во Владимире, одна из последних церковных построек губернского Владимира начала XX века, строилась на средства старообрядческой общины (состояла по преимуществу из купцов) в 1913–1916 гг. по проекту архитектора-художника С.М. Жарова. Здание представляет краснокирпичное сооружение в так называемом «псевдовизантийском» стиле, состоящее из двух соединённых объёмов: собственно церкви (высокий силуэт с энергичным ступенчатым верхом венчает шлемовидная глава) и колокольни (несколько ниже). Цокольная часть, контуры окон выложены из белого камня, и храм украшают декоративные пояски и «поребрики», сама «крестовая» кладка кирпича. Богослужение в храме прекратилось в 1928 г. (здесь разместилось губернское архивное бюро), позднее здание использовалось для разных целей, пока в 1976 г. Троицкую церковь не заняла экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника (слайд 26).

        А теперь из Владимира мы перенесёмся в древний город Муром. Муром относится к древнейшим городам Руси, первые упоминания о городе есть в "Повести Временных Лет" в 862 г. Название города происходит от населявшего когда-то эти места финно-угорского племени мурома.

        Спасо-Преображенский мужской монастырь Владимиро-Суздальской епархии Русской Православной Церкви расположен в городе Муроме, на левом берегу реки Оки, и по местному преданию монастырь основал муромский князь Глеб Владимирович на рубеже X—XI веков (не позднее 1015 г.). В середине XVI века по приказу царя  Ивана IV Грозного был воздвигнут главный собор монастыря, и скромная орнаментация, строгие пропорции, монолитность здания придают ему облик суровой простоты, соответствующей торжественному монастырскому храму. С именем царя Ивана Грозного связано начало экономического расцвета монастыря, и в дальнейшем представители царствующего дома активно участвовали в жизни обители. В период церковных реформ Патриарха Никона в XVII веке монастырь долго являлся одним из оплотов старообрядчества, а в 1720-е гг. на  территории монастыря было открыто первое в городе учебное заведение — школа для обучения священнических детей. После революции 1917 г. монастырь закрыли, в 1929 – 1995 гг. монастырь занимали военные, и в 2000—2009 гг. монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счётной палаты Российской Федерации (слайд 27).

        Свято-Троицкий женский монастырь Владимиро-Суздальской епархии Русской Православной Церкви расположен в городе Муроме, на левом берегу реки Оки и основан во второй четверти XVII века (1642—1643 гг.) на средства богатого муромского купца Тарасия Цветнова. В 1643 г. его трудами, старанием на месте деревянного храма был возведён Свято-Троицкий каменный собор, главным украшением которого являются кованные золочёные кресты и поливные изразцы с разнообразными орнаментами. В 1648—1652 гг. в южной части монастыря на одном фундаменте были построены надвратная шатровая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери и прорезная многоярусная колокольня, а в XIX веке ансамбль монастыря полностью сформировался (были построены каменные келейные корпуса, каменная ограда и здание церковно-приходской школы). В 1923 г. монастырь был закрыт, а открытие Свято-Троицкого монастыря после передачи его Русской Православной Церкви состоялось в 1991 г. С 2001 г. при монастыре открыт пансионат «Надежда» для несовершеннолетних и престарелых, также под попечительством монастыря находятся несколько тюрем, колония для несовершеннолетних, воинская часть, муромское общество инвалидов-колясочников «Феникс», а главной святыней обители являются мощи святых Петра и Февронии – покровители семьи, любви и благополучия в браке (слайд 28).

        На территории Свято-Троицкого монастыря есть деревянная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, и этот храм выстроен в 1715 г. в селе Пьянгус (нынешний Меленковский район), а в 1783 г. перестроен. В связи с сооружением в 1910 г. новой каменной церкви продан в деревню Красное, откуда и был в 1975 г. перевезён на территорию Троицкого женского монастыря города Мурома. Конструкция церкви более характерна для каменных храмов, и здание с квадратной колокольней и интересной летней галереей, пристроенной с северной стороны. Купола этого храма покрыты лемехом из ольхи, которая на солнце отливает серебром. Храм работает и богослужения в нём совершаются только летом (слайд 29). 

        В 1999 г. в городском парке Мурома, на высоком берегу Оки был установлен памятник Илье Муромцу работы скульптора В.М.Клыкова. Былинный герой изображён здесь в облике богатыря-инока: в шлеме и кольчуге, из-под которой видна монашеская риза. Правой рукой он держит высоко поднятый над головой меч, а левой – прижатый к груди крест. Воинственный жест Ильи Муромца не случаен – здесь, на берегу Оки, проходила в древности граница русских земель (слайд 30).

Вот и  закончилось наше путешествие. Мы заглянули лишь в крошечный миг истории нашего края, а сколько ещё нового и интересного предстоит узнать. Историю своей страны, своего народа и своей родины должен знать любой уважающий себя человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Своя игра "Герои земли Владимирской" для 6-8 классов

Презентация с патриотическим оттенком поможет выяснить знания учащихся об истории родного края. Может  быть использована на внеклассном мероприятии посвященном  « Дню Отечества»...

Классный час "70-летию Владимирской области посвящается"

Данная разработка будет полезна при проведении классных часов или внеклассных мероприятий, посвящённых не только конкретной дате, но и в работе по краеведению....

Урок по истории на тему "Святыня земли Владимирской"

Интегрированный урок история плюс развитие речи для 8 класса....

Классный час "Заочная экскурсия по святым местам земли Владимирской"

Классный час "Заочная экскурсия по святым местам земли Владимирской", презентация....

Дидактические материалы для музейных занятий по программе краеведческого клуба «Родники». «История земли Владимирской»

Образцы  дидактического раздаточного материла для музейных занятий  по программе внеурочной деятельности краеведческого клуба «Родники» в модуле «История земли Владимирской...

Земля Владимирская

Материал о просторах ,красотах и достоинствах Владимирской земли...

Сценарий внеклассного мероприятия -игры по станциям "Часовые истории. Памятные места земли Кольской"

Игра «Часовые истории. Памятные места земли Кольской», проводится в форме путешествия по станциям «Творческая» «Историческая», «Символическая», «Г...