Классный час "Живопись на асфальте" (Мадоннари).
классный час (11 класс) на тему

Шабанова Галина Сергеевна

Данный материал содержит презентацию и текст классного часа. Этот классный час можно проводить в 9-11 класах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon klassnyy_chas_zhivopis_na_asfalte.zip1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Мадоннари -

искусство уличных художников

 

Уличная живопись известна в Европе уже пятьсот лет. Зародилось это искусство в Италии вместе с карнавалами и религиозными праздничными шествиями. Улицы надо было украшать, а электрические гирлянды ещё не изобрели ,и поэтому художники расписывали улицы подобающими мероприятию сюжетами.  Появилась профессия - уличные художники, которые переходили из города в город  и расписывали площади и улицы.

Чаще всего рисовали христианские сюжеты из Библии и Мадонну - матерь Божью. Поэтому и искусство уличной росписи и сегодня называется "мадоннари", в переводе с итальянского языка - "художник, рисующий Мадонну".

Традиционно уличные художественные картины создавались цветным песком с использованием веток и цветов.

Пятьдесят лет назад вдруг случился настоящий переворот в искусстве "мадоннари" - тысячи молодых художников и студентов художественных институтов во всем мире, прежде всего, в Америке и Италии - вышли на улицы с мелками.  Только теперь картины рисовались на асфальте не стандартными мелками для школьников, а специально произведенными мелками, у которых сотни оттенков.

 Картины на асфальте становятся всё сложнее, часто на один рисунок у художника уходит несколько дней и даже недель! Всё чаще проводятся международные фестивали художников-"мадоннари", на которые съезжаются тысячи зрителей из разных стран.

 

Совсем недавно стал особенно популярным необычный вид "мадоннари" - объёмная живопись на асфальте.

Идея не нова - давно известно, что если определённым образом исказить пропорции рисунка на асфальте и грамотно прорисовать тени, то с высоты человеческого роста рисунок станет необыкновенно объёмным - как бы "встанет" .

Сегодня художники, владеющие объёмной техникой "мадоннари" пользуются огромной популярностью. Их приглашают мэрии городов и порой разрешают разрисовывать целые улицы и даже центральные площади! И не легко смываемыми мелками, а вполне устойчивыми красками. Зачем? Да затем, чтобы туристам стало ещё интереснее! Ведь самое необыкновенное свойство объёмных рисунков на асфальте в том, что можно сделать фото, в котором человек, стоящий на определённом расстоянии от рисунка, становится частью композиции!

Мальчик слева - нарисован...    

И шланг нарисован! И вода! Мужчина просто держит руки "в замке", сидя над рисунком.

Художник, копирующий цветными мелками на тротуаре с лежащей рядом репродукции какой-то классический шедевр, а вокруг — толпа зевак. Такая картина стала привычной на площадях и оживленных улицах, пожалуй, любого мало-мальски туристического города Европы. Одни из прохожих задерживаются, чтобы оценить мастерство копииста, другие — чтобы понаблюдать за процессом.


   Трудно поверить в то, что street painting, или уличная живопись, существует без малого четыреста лет. Возникла она в Италии в XVI веке. В те времена целая армия бродячих художников-самоучек кочевала по всей стране из города в город, с одного праздника на другой, развлекая народ за небольшую плату изображениями разных религиозных сюжетов прямо на вымощенных булыжниками средневековых площадях. Поскольку центральным объектом творчества уличных художников была Мадонна, их и прозвали итальянским словом madonnari. Так их называют и сейчас. Правда, в старину они пользовались, в отличие от современных мадоннари, не цветными мелками, а деревянной стружкой, разноцветным песком и лепестками цветов. Эта техника до сих пор сохранилась в католических странах — той же Италии, Испании, Центральной и Южной Америке. Произведения тех первых художников до нас, конечно, не дошли, остались лишь свидетельства, что они пользовались большой популярностью в народе и что порой не гнушались заниматься этим «низким» жанром даже настоящие мастера. Например, известно, что таким способом зарабатывал себе на хлеб даже Эль Греко, путешествуя из Италии в Испанию.

  Постепенно мадоннари стали исчезать с улиц итальянских городов, и казалось, что их красочное, но эфемерное искусство навсегда кануло в прошлое. Но неожиданно оно вернулось в наши дни, приобретая с каждым годом все большую популярность. Фестивалей, конкурсов, посвященных уличной живописи, местных и международных, сегодня не счесть. Началась новая мода опять же с Италии. В 1972 году в небольшом городке Грацие-ди-Куртаноне прошел первый в мире фестиваль уличной живописи, имевший такой большой успех у публики, что с тех пор он там проводится каждый год и считается самым престижным. Кроме Италии фестивали устроили в Германии (в этой стране street painting даже популярнее, чем на родине), Голландии, Франции, затем их стали проводить в США и Канаде, и даже в Австралии и Новой Зеландии. География уличной живописи продолжает расширяться и сейчас — с недавних пор конкурсы и фестивали проходят на Тайване, в Гонконге, Стамбуле. Осталась неохваченной этой уличной вакханалией мелковой живописи разве что Россия.

  Чем же так притягательна уличная живопись? Во-первых, демократизмом места: тротуары — не мастерская художника, не галерея и не музей. Во-вторых, она дает уникальную возможность далекому от искусства человеку непосредственно наблюдать за процессом создания произведения, а в-третьих, она недолговечна. Ведь столько времени и сил тратится на увеличенную копию с какой-нибудь картины Леонардо или Караваджо, а завтра она исчезнет навсегда.

  Творения современных мадоннари, конечно, сильно отличаются от образцов эпохи Возрождения. Мадонн и классическую живопись уличные художники охотно копируют и сегодня, но теперь появилось и множество других сюжетов. Пейзажи и портреты известных людей, популярные герои диснеевских мультфильмов вроде Микки Мауса и Белоснежки с гномами, герои комиксов (Человек-паук и Бэтмен), копии работ Энди Уорхола, других попартистов и фотографов — ограничений в выборе тем никаких. Можно работать в технике старых мастеров, как, например, американец Курт Веннер, прославившийся своими работами под барочную декоративную живопись с ее иллюзией прорыва пространства. Мадоннари могут писать свободными, «перистыми» цветовыми мазками, если хотят, чтобы их «произведение» напоминало живопись импрессионистов. Или работать в натуралистической эстетике гиперреализма. Кому что больше нравится. Тем более что качество современных материалов — мелков всевозможных цветов и оттенков, а также все более популярных пастелей — позволяет достигнуть интересных эффектов и в колорите, и в тонкостях светотеневых переходов.
 
  Последняя мода в уличной живописи — трехмерные картинки-обманки, выполненные в компьютерной 3D-стилистике. На оживленных центральных улицах Лондона, Парижа, Кёльна, Амстердама и Барселоны такие обманки — уже не редкость. То огромные насекомые, то вырывающиеся из-под мостовой водопады и фонтаны, то мчащиеся на большой скорости машины, то гигантский ноутбук и даже целый виртуальный город. Последний (размером 15 на 25 метров) в самом центре Берлина на Потсдамерплатц два года назад изобразили два известнейших немецких художника-мадоннари Эдгар Мюллер и Манфред Штадер, причем за рекордно короткий срок — четыре дня. Идешь по тротуару — и вдруг оказываешься на крыше 22-этажного небоскреба и смотришь с его головокружительной высоты вниз, на фантастический мегаполис с кружащими в небе вертолетами и мчащимися по улице машинами. Успех таких обманок у зрителей столь велик, что привлек к себе даже внимание крупных компаний, которые решили использовать их в рекламных целях. Мюллер со Штадером и группой помощников воссоздали на улицах нескольких немецких городов логотип немецкого «Телекома» в виде вылезающего из асфальта куба. Есть и такие мадоннари, как англичанин Джулиан Бивер, которые предпочитают использовать в обманке те или иные политические сюжеты. Например, во время саммита «Восьмерки» на одной из центральных улиц Эдинбурга он изобразил земной шар с опоясывающей его антиглобалистской надписью Make Poverty History («Пусть бедность уйдет в историю»).
  Хоть в уличную живопись и пришли коммерция с политикой, суть ее осталась прежней: как и раньше, это аттракцион для прохожих. На многих фестивалях наряду с профессионалами могут создавать свои картинки все желающие, пройдя мастер-класс у профи. 
  Street painting — своего рода искусство на час. «Полотна» со временем исчезают или их просто стирают, а запечатленными они остаются лишь на фотографиях и видео. Можно ли как-то продлить их жизнь? Действительно некоторые художники поддались соблазну и стали писать свои картины на больших плотных листах бумаги, закрепляя их воском и специальным клеевым составом — заморосил дождь, можно быстро свернуть работу, чтобы продолжить ее, когда он прекратится, потом даже продать через галерею. Но это уже не уличная живопись. Настоящие мадоннари не хитрят. «Больше всего на свете я ненавижу поливальные машины», — как-то признался Эдгар Мюллер. А японец Томо считает по-другому: «По-моему, испорченная уличная живопись тоже красива». Вообще же самое важное в работе такого художника — процесс и, конечно, люди, собравшиеся вокруг и наблюдающие, как постепенно, словно гигантский паззл, на тротуаре возникает картина.
                                                                       
 Источник: Журнал Вокруг Света


 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...