Роль классного руководителя в формировании учебной мотивации
статья на тему

Основные направления работы классного руководителя в формировании учебной мотивации школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_um.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя в формировании учебной мотивации

Важнейшая задача классного руководителя – формирование учебно-познавательных мотивов или их корректировка.

 Формирование этих мотивов основывается на трёх факторах:

1.Способности, задатки ребенка.
2. Субъект (воля и эмоции ребёнка, преодоление своих неспособностей).
3. Среда (которая подаёт пример, образец, заинтересовывает, мотивирует или вынуждает действовать).

   Все эти факторы взаимосвязаны и отсутствие одного влияет на общее развитие ребёнка. Коррекционная работа может вестись, основываясь на возрастные особенности. Каждому возрасту присуща своя направленность и свой мотивационный компонент.

   Подростки. Коррекционная работа направлена на изменение влияния социальной среды, от которой зависят желания, потребности и мотивы обучения. Успешность обучения основана на социальном статусе школьника, методах и форма организации учебного процесса. Снижение познавательной активности в этом возрасте зависит от отклоняющегося поведения. Компенсаторными механизмами в работе классного руководителя с подростками являются личностно-проблемные занятия, коллективные диспуты. В работе с ними лучше ориентироваться на лидера, формального или неформального, роль руководителя подростками не воспринимается. Усиливается роль и значение внеклассной работы.

  Но в работе с учащимися всех возрастов по формированию устойчивых положительных мотивов одну из важнейших значений имеет личность классного руководителя, который может формировать мотивацию у школьников своими способами и методами, отличными от других.

В формировании адекватной мотивации собственно учебной деятельности решающую роль играет подкрепление положительного отношения ребёнка к учению. 

      Чрезмерное внимание к внешней, формальной стороне учебных достижений приводит к искажению учебной мотивации, когда стремление получить высокую оценку и одобрение окружающих превращается в ведущий мотив.  При этом критерием оценки желательно избрать сравнение достижений учащегося не с успехами одноклассников, а с его собственными, более ранними.

Почему же мы в своей работе должны стремиться к тому, чтобы у ребенка сформировалась учебная мотивация, основанная именно на внутренних побуждениях, не исключая при этом внешних, но и не возводя их в ранг первостепенных?

    Существует целый ряд объяснений такого рода предпочтения.

1. Обучение, основанное на внутреннем интересе, будет значительно успешнее, так как при наличии такого интереса ребенок способен работать дольше без каких бы то ни было внешних подкреплений.

2. Школьники, которых привлекает, прежде всего, интерес к самому процессу учения, склонны выбирать более сложные задания, что позитивно отражается на развитии их познавательных процессов.

3. Отсутствие внутреннего стимула способствует росту напряженности, уменьшению спонтанности.

 Определив значение внешней и внутренней учебной мотивации учащихся, необходимо перейти к основным условиям формирования положительной мотивации учения.

Основными условиями формирования положительной мотивации учения являются:

· содержание воспитательной работы;

· организация воспитательной работы;

· коллективные формы внеклассной работы;

· оценка учебной деятельности;

· стиль педагогической деятельности классного руководителя.

 В связи с указанными проблемами возникает необходимость повысить заинтересованность учащихся в получении знаний.

    Зная, что в новом учебном году я буду классным руководителем 5 класса,

    1 -  разработала курс «Учись учиться».

 ЦЕЛЬ:  - оказание помощи воспитанникам в овладении знаниями;

               - создание в классе микроклимата  для качественной учебы;

               - развитие познавательных интересов и познавательной    

                 деятельности учащихся класса.

ЗАДАЧИ: - помочь учащимся рационально организовать свой учебный

                   труд, развить свои способности, ум и мышление;

                 - сделать работу ученика по получению знаний увлекательной

                     и эффективной.

Тематика занятий.

1. Классный час «Культура умственного труда в классе и дома»           -   октябрь

    (беседа)

2. Классный час «Познай самого себя»                                                       -   ноябрь

    (беседа с элементами психологического тренинга)                                                                                                                  

3.  Классный час  «Память – кладовая знаний»                                         -   январь                                                                                                

    (психологический тренинг)

4. Классный час «Твой помощник – внимание»                                          -  февраль

   (психологический тренинг)

5. Классный час «Что такое ум и как его развить»                                 -   март

    (круглый стол)

6. Классный час «Науки юноши питают…»                                              -   апрель      (интеллектуальная игра)

2 -   Свою работу в 5 классе я начала с диагностики учащихся, как писал К. Ушинский, «...чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях».Традиционное тестирование «Общечеловеческие ценности» показало, что образование ребята поставили на 6 место.

3 -  Было проведено анкетирование «Моё учение»

 ВЫВОД: отрадно отметить, что ребятам интересно учиться в школе, почти все предметы ими указаны как любимые; результаты анкетирования подтвердили необходимость в проведении курса «Учись учиться». Ребятам трудно сформулировать ответ на 6 вопрос (если бы я был учителем, то таким ученикам, как я, я бы помог в следующем…) Необходимо работать в этом направлении, чтобы учащиеся четко могли сформулировать свои трудности в учебе и необходимую помощь учителя.

    4 -  Было проведено родительское собрание:

    «Адаптация пятиклассников к новым условиям. Учебные трудности»

  При    подготовке к нему:

 изучена удовлетворенность учащихся   школьной жизнью;

    познавательные потребности  учащихся;

 изучена учебная мотивация и отношение к учебным предметам;

 интересы и досуг

5 -  Отношение подростка к школьным знаниям (анкетирование)

6 -  Учебный сектор – проверка дневников (конкурс);

 Выпуск информационного листка по результатам четверти.

7  - Классные часы, на которых проводятся мини-викторины, занимательные и ролевые игры,  

      разгадывание кроссвордов.

Я считаю, что всё перечисленное повышает мотивацию учащихся к учебной деятельности.   Практическое формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников.

«Мотив - сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект»

 (Е.П. Ильин).

    Классный руководитель может только способствовать этому процессу.   Изучение факторов, влияющих на формирование мировоззрения ребёнка, позволило выяснить, что в большей степени (на 80%) это зависит от родителей и школы. Далее идут: влияние атмосферы микрорайона, влияние сверстников. И, что интересно, самая мизерная доля приходится на учреждения культуры: театры, музеи, научные и общественные центры и так далее. Значит, очень многое находится в руках классного руководителя. И ему сполна даны силы, чтобы это многое обратить во благо и превратить школьную обыденность в яркую реальность, способную учить и воспитывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в формировании классного самоуправления

Данная статья содержит анализ моей воспитательной работы с классом, связанной с проблемами формирования ученического самоуправления. Мои пробы, успехи и непрерывная работа в поисках ответа на вопрос: ...

Роль классного руководителя в формировании и сплочении ученического коллектива

В работе представлен обмен обытом в сплочении и формировании ученического коллектива, а именно  пятиклассников,  в период адаптации. Названы некоторые формы и методы работы, применяемые мною...

Статья"Роль классного руководителя в формировании правовой культуры учащихся"

Данная статья содержит рекомендации в проведении классных часов посвященных правовому воспитанию. Имеются приложения разработки нескольких классных часов....

Доклад на тему: «РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ И СПЛОЧЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.»

Перспективы развития нашей страны во многом определяются тем, каким вырастет подрастающее поколение. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, в школе. Большую роль в социально...

Опыт работы классного руководителя по формированию положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом

На сегодняшний день проблема здоровья детей становится приоритетным направлением развития государства, а также развития образовательной системы современной школы. Поэтому детей, учащихся, мы должны пр...