Методическая разработка "Рациональное питание: золотая середина"
методическая разработка (10 класс) по теме

Мероприятие проводится в форме практической конференции, где учащиеся представляют различные концепции здорового питания, в ходе практической части рарабытавается оптимальный пищевой рацион и тарелка здорового питания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon racionalnoe_pitanie.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»

 г. Каменка Пензенская обл.

Рациональное питание: золотая середина.

 (Практическая конференция: аналитический обзор современных теорий питания)

                                                                         

                                                                          Автор сценария: Маркеева О.А.,

                                                                           классный руководитель 10 «в» класса

I Вступление ведущего.

       Важнейшее значение для сохранения и укрепления здоровья наряду с физическими упражнениями имеет и правильно организованное, рациональное питание. До сих пор споры о том, как правильно питаться, будоражат умы ученых и практиков диетологии на всех континентах. Достаточно вспомнить столетнюю войну вегетарианцев и мясоедов, не завершенную до настоящего времени, или контраргументы специалистов-диетологов Института питания РАМН профессора А.А. Покровского и натуропатов Г. Шелтона, П. Брэгга, Г. Шаталовой. Да что там далеко ходить за примерами! Достаточно вспомнить, насколько разную пищу подавали на пирах знаменитого римского полководца и гурмана Лукулла и что ели блистательные и непобедимые воины греческой Спарты, чтобы понять, что споры о рациональном питании идут с незапамятных времен и всё еще далеки от завершения.

       В этом плане интересно высказывание знатного римского патриция: «Действительно, спартанцы – самые храбрые воины, но всякий предпочел бы тысячу раз умереть, чем есть такую (спартанскую) пищу» (известно, что у спартанцев был очень скромный пищевой рацион, в их меню входили постные лепешки, сыр, рыба).

       А вот две цитаты наших современников по поводу овсяной каши на воде без масла и соли. Рядовой обыватель: «Ни один нормальный человек не будет есть эту отраву». «Это райский напиток!», - утверждает любитель оздоровительного бега.

       Однако большинство древних мыслителей сходились во мнении, что главный принцип рационального питания – умеренность в еде. Древнегреческий философ Сократ писал: «Остерегайтесь всякой пищи и питья, которые побудили бы тебя съесть больше того, сколько требует твои голод и жажда. Мы живем не для того, чтобы есть, а едим, чтобы жить». Остается лишь удивляться и восхищаться глубиной философских воззрений наших далеких предков, которые как никогда актуальны и в наши дни.

       Гиппократ в книге «О диете» уже дает рекомендации о качестве и количестве принимаемой пищи в зависимости от возраста, пола, характера работы, местожительства. Однако наука о питании (диететика) продолжала развиваться, и за два тысячелетия накопился достаточно солидный багаж знаний в области физиологии, гигиены, биохимии и других разделах диетологии. Это и работы академика И.П. Павлова по физиологии пищеварения, и многолетние исследования сотрудников Института питания РАМН А.А. Покровского, и исследования зарубежных ученых.

II Влияние питания на здоровье.

(Выступление медицинских работников)

Нарушение режима питания оказывает отрицательное влияние на многие органы и системы организма.

Редкие приемы пищи:

  1. Возбуждают аппетит;
  2. Угнетают функцию щитовидной железы;
  3. Вызывают застой желчи.

Избыток насыщенного жира способствует:

  1. Развитию злокачественных новообразований;
  2. Повышению артериального давления;
  3. Развитию атеросклероза;
  4. Заболеваниям желчного пузыря.

Избыток поваренной соли:

  1. Разрушает сосуды и слизистую желудка;
  2. Ведет к развитию гипертонической болезни.

Недостаток в пище витаминов и микроэлементов приводит к нарушению обмена веществ.

III Современные теории питания. (Выступление учащихся с презентациями)

  1. Теория сбалансированного питания профессора А.А. Покровского.
  2. Адекватное питание по академику А.М. Уголеву.
  3. Натуральное питание. Вегетарианство.
  4. Сыроедение.
  5. Лечебное голодание.
  6. Теория раздельного питания.

IV Обсуждение, подведение итогов и формулирование выводов.

Принципы рационального питания:

  1. Энергетическое равновесие.
  2. Сбалансированное соотношение белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов.
  3. Режим питания.

Энергетическая ценность суточного рациона питания должна соответствовать энергозатратам организма.

Правила здорового питания:

  1. Потреблять разнообразные продукты. При приеме пищи есть хлеб, крупяные и макаронные изделия, рис и картофель.
  2. Несколько раз в день есть овощи и фрукты (500г в день). Предпочтение отдавать продуктам местного производства.
  3. Ежедневно потреблять молоко и молочные продукты с низким содержанием жира и соли: кефир, кислое молоко, сыр, йогурт.
  4. Можно заменять мясо и мясные продукты с высоким содержанием жира на бобовые, рыбу, птицу, яйца, нежирные сорта мяса.
  5. Ограничить потребление «видимого» жира в кашах и бутербродах, выбирать мясомолочные продукты с низким содержанием жира.
  6. Ограничить потребление сахаров: сладостей, кондитерских изделий, сладких напитков, десерта.
  7. Общее потребление поваренной соли – 1 чайная ложка в день.
  8. Дефицит йода восполняется йодированной солью.

Для сохранения идеальной массы тела необходимо соблюдение принципов рационального питания, следует поддерживать уровень физической активности.

Приготавливать продукты необходимо:

  1. На пару;
  2. Путем отваривания или запекания;
  3. В микроволновой печи, уменьшая добавление жиров и масел.

Знакомство с моделью здорового питания.

V Составление пищевого рациона и составление тарелки здорового питания                                                                                                                             (практическая часть занятия, выполняется в группах)

Тарелка оптимального соотношения продуктов (выражается в объемно-весовых порциях – условных единицах) включает:

  1. Жиры (2-3 ед.);
  2. Мясо, птица, рыба, яйца (2ед.);
  3. Хлеб, крупы (6-11 ед.);
  4. Молоко, йогурт, сыр (3 ед.);
  5. Овощи (3-5 ед.);
  6. Фрукты (2-4 ед.)

За одну условную единицу приняты:

  1. ½ стакана каши или картофеля;
  2. 1 стакан супа;
  3. ½ стакана фруктового, овощного сока, салата;
  4. 1 кусок хлеба;
  5. 1 столовая ложка жира.

Продукты можно разделить на 6 групп.

  1. Сахар, напитки, сладости – не содержат минеральных веществ и витаминов.
  2. Жиры, сливочное масло, кулинарные жиры, маргарин – следует употреблять ограниченно.
  3. Овощи и фрукты – содержат минеральные вещества и витамины.
  4. Хлеб, рис, злаки, картофель – содержат углеводы, витамины, белки.
  5. Мясо, птица, рыба, бобовые, яйца – содержат витамины группы В, минеральные вещества, белок.
  6. Молочные продукты, молоко, сыр, йогурт – содержат кальций, белок.

VI Обсуждение результатов работы групп, подведение итогов.

Ведущий:

Итак, мы познакомились с теорией сбалансированного питания, мнением натуропатов вегетарианцев и сыроедов. Но от теории до практики дистанция огромного размера. Какова техника и стратегия питания нашего современника, обремененного всевозможными проблемами, заботами о хлебе насущном при дефиците свободного времени и материальных ресурсов? Возьмём на себя смелость составить простой и в то же время достаточно эффективный пищевой рацион, способный обеспечить крепкое здоровье и хорошее самочувствие.

Для того чтобы у вас получился сбалансированный по основным питательным веществам рацион, рекомендуем составлять своё дневное меню из 5 различных видов продуктов.

  1. Продукты животного происхождения (молочные продукты, мясо, рыба, птица, яйца);
  2. Зерновые (крупы, хлеб, семена растений);
  3. Стручковые плоды (фасоль, горох, чечевица, арахис);
  4. Овощи (зелень, корнеплоды);
  5. Фрукты.

В идеале в суточный рацион следует включать не более одного блюда из первой группы (животного происхождения), причем в нем должно быть минимальное содержание жира. Утолять голод нужно в основном за счет продуктов остальных четырех групп, тогда будет обеспечено необходимое поступление в организм белка, витаминов и микроэлементов.

Постарайтесь также постепенно отказаться от продуктов, прошедших интенсивную промышленную обработку (копчености, рафинированные и консервированные продукты). Программу радикального изменения режима питания вполне можно осуществить в течение 1 года, проводя одну или две перемены в своих привычках в месяц. Использование описанного выше пищевого рациона позволит значительно улучшить состояние здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока "Золотая хохлома"

методическая разработка урока  "Золотая хохлома" содержит конспект урока и презентацию....

Методическая разработка по геометрии "Серединный перпендикуляр", 8 класс по учебнику Л.С. Атанасяна

Методическая разработка по геометрии "Серединный перпендикуляр" предназначена для учащихся 8 класса, состоит из конспекта урока и презентации....

Методическая разработка урока "Золотая колыбель Крыма - Артек"

Методическая разработка урока "Золотая колыбель Крыма - Артек"...

ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ WINDOWS И LINUX.

При внедрении операционной системы Linux, ответственный специалист может столкнуться с рядом бытовых и, в то же время, неразрешимых проблем. Так что это за проблемы и как мирно и комфортно сосуществов...

"Биотренажер - поиск золотой середины" (статья с практическим приложением)

Педагогика, ориентированная преимущественно на накопление знаний, дает очень мало простора самому учащемуся для проведения практической деятельности по их использованию. Нужен тип обучения, в котором ...

Методическая разработка занятия "Золотая осень"

Конспект занятия "Золотая осень"...

Методическая разработка "СЪЕМКА ЗОЛОТОЙ ОСЕНИ"

Задача данной методической разработки показать обучаемым, как увидеть те неповторимые моменты и постараться средствами выразительного языка передать все это в своих работах.*Съемка Золотой осени относ...