Воспитательная программа "Жизнь в согласии с собой и обществом"
методическая разработка по теме

Главные идеи:

  • формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как с окружающими;
  • передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений;
  • воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.

Целивоспитательной системы - формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины.

·        Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.

  • Воспитание и развитие свободной, творческой, физически здоровой личности, способной принимать решения в современных ситуациях, способной строить жизнь достойного человека, гражданина своего Отечества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Михайловская РВ (с) ОШ»

Воспитательная программа

«Жизнь в согласии с собой и обществом»

Составитель:

Классный руководитель

9 Б класса

Табакаева М.В.

Михайловка 2012г.


Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………

Содержательная часть……………………………………………………….

Приложение………………………………………………………………….


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях перехода России к правовому государству, к демократическому обществу, к рыночной экономике, специфические проблемы вызваны не только экономическими и политическими трудностями, а прежде всего сменой системы ценностей и социальных приоритетов.

Начало XXI отмечено усилением воспитательных мотивов на всех уровнях общества. В педагогический лексикон возвращаются понятия:

« нравственность», « духовность», « патриотизм», « гражданственность».

Развивающемуся обществу нужны современно - образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма.

Понимание важнейших приоритетов, целей и задач образования делает необходимым конкретизацию и детализацию на уровне повседневной педагогической деятельности

Необходимые экономические и социальные широкомасштабные реформы требуют главного – заинтересованной и сознательной человеческой поддержки, активного участия всего народа в построении экономически и нравственно состоятельного, свободного, демократического, гражданского общества и правового государства.

В условиях резкого расслоения и небывалой разнородности нашего общества социально значимые ценности отошли на задний план, стали преобладать сословные ценности, связанные с выживанием, личным успехом и благополучием.

Главные идеи:

  1. формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как с окружающими;
  2. передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений;
  3. воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.

Цели воспитательной системы - формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины.

  1. Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
  2. Воспитание и развитие свободной, творческой, физически здоровой личности, способной принимать решения в современных ситуациях, способной строить жизнь достойного человека, гражданина своего Отечества.

Динамическая характеристика целей связана с понятиями саморазвития и самореализации. Специфику целей определяют:  поэтапное создание условий для саморазвития в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Задачи воспитания:

  1. Создание благоприятного нравственно- психологического климата в классном коллективе.
  2. Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения, обретения каждым из них социального статуса в окружающей среде.
  3. Создание условий и оказание помощи в поисках ценностей и смысла жизни, мотивации обучения в школе и последующей деятельности.
  4. Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в коллективе как модели образа будущей достойной жизни; в ходе такой деятельности осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанников.
  5. Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать разумный выбор, приёмам саморегуляции и самовоспитания как важнейшие условия благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни.
  6. Формирование человека – высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, любящего своё Отечество гражданина, пробуждение национального самосознания и характера.
  7. формировать у учащихся на всех возрастных этапах культуру общения;
  8. знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;
  9. развивать способности учащихся в самых различных видах досуговой деятельности;
  10. использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся;
  11. учитывать индивидуальные особенности учащихся для развития умения общаться, проводить свободное время;
  12. воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;

Формы и методы воспитания:

При решении воспитательных задач используем различные формы работы: часы общения, беседы практические занятия, праздники, конкурсы, викторины, игры (КВН « Поле Чудес», «Звездный час», «Стань отличником», «Угадай мелодию»), КТД, игры-путешествия.

Формы внеклассной работы:

— праздничные мероприятия к памятным датам,

— концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;

 — чествования учащихся-победителей конкурсов, турниров, конференций;

  1. конкурсы состязания талантов;
  2. дни творчества школы;

Традиционные мероприятия для классных руководителей:

  1. анализ изучения потребностей учащихся в досуговой деятельности в стенах школы по классам;
  2. изучение идей и предложений учащихся, классных руководителей по различным направлениям воспитательной деятельности;
  3. планирование, разработка и анализ внеклассных мероприятий по данным направлениям;
  4. посещение внеклассных мероприятий в данном направлении и их  анализ;
  5. собеседование с классными руководителями по вопросу результативности организации работы с классом;
  6. совместное планирование деятельности классного руководителя в данном направлении.

Критериями эффективности воспитательной системы являются следующие:

- сформированность личности с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека;
- развитость креативных способностей учащихся;
- проявлений индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
- сформированность классного коллектива.

В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса, такие как:

  1. Выявление уровня воспитанности.
  2. Тест
  3. Занятия-практикумы
  4. Анкетирование
  5. Организационно-деятельная игра
  6. Опрос
  7. Сочинение – рассуждение

Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать ее при планировании организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.

Механизм реализации.

Воспитательная деятельность школы обеспечивает личностный рост обучающихся при следующих условиях:

  1. если она представляет собой воспитательную систему гуманистической ориентации, ее содержание определяется структурой педагогического сообщества и если педагогическая команда владеет технологиями внедрения отобранных идей в практику;
  2. если воспитательная деятельность школы строится в логике постепенного и постоянного усложнения процесса развития ученика: выстраивания воспитывающих ситуаций от простого к сложному, вплоть до  использования и специального создания экстремальных ситуаций как ситуаций проверки учащимися своих сил и возможностей;
  3. если в воспитательной деятельности школы учитываются как позитивные, так и негативные характеристики пространства и существуют способы использования позитива и блокирования, нейтрализации и компенсации негатива;
  4. если в школе создано гуманистическое воспитательное пространство, живя в котором ученик получает возможность освоения позитивных стандартов общения, проходит путь активного самопознания, самопроявления и саморазвития, приобретает опыт позитивного и успешного бытия;
  5. если отличительными особенностями деятельности педагогов является бескорыстие, конкретное и диалектическое видение ребенка, отказ, как от его идеализации, так и от неоправданного оптимизма, что школа сможет сделать из ребенка все, что захочет; постоянное и глубокое изучение ребенка; понимание и терпимость воспитателя во взаимодействии с воспитанниками;
  6. опора на положительное в человеке, постепенное ослабление отрицательных черт его характера путем осторожного внесения корректив и развитие положительных качеств;
  7. если воспитательная деятельность становится доминантой профессиональной педагогической деятельности.

Задача педагога - создавать условия для саморазвития учащихся. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.

     Таким образом, воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности:

- познавательную;                                            - коммуникативную;

- игровую;                                                           - досуговую;

- спортивную;                                                    - общественно- организаторскую;

- творческую;                                                     - профориентационную.

     Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс: учебные занятия, внеурочную жизнь, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, в социуме, влияние социальной, природной, предметно- эстетической среды, непосредственно расширяющее воспитательное пространство.

      В цели воспитательной системы класса отмечено поэтапное создание условий для развития личности. Это означает создание условий для решения каждой личностью на разных этапах четырех задач:

  1. самопознание.
  2. самоопределение.
  3. самореализация.
  4. самоутверждение.

Педагог должен помочь обучающемуся на каждом этапе решить все четыре задачи в пяти основных сферах жизнедеятельности:

  1. Познавательная деятельность (учёба, информация, знания).
  2. Практическая деятельность (трудовое воспитание, умения, навыки).
  3. Игровая деятельность (игровая активность, реализация творческих и природных возможностей и способностей).
  4. Физкультурно-оздоровительная деятельность (реализация физических возможностей).
  5. Культура личности (познание себя, людей, взаимодействие с ними).

     Таким образом, создание условий для развития личности человека- это процесс создания системы отношений, помогающей ему на каждом жизненном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.

     У обучающегося в достаточной мере будут развиты:

- личностные качества;

- нравственные нормы поведения;

- культура общения в коллективе;

- потребность в труде;

- способность к профессиональной деятельности;

- способность рационально организовывать деятельность;

- способность к сотрудничеству;

- сформированность познавательных навыков.

Ведущими качествами личности и знаниями являются:

  1. Осмысленность личной жизни, целеустремленность:                                - сформированное представление о смысле жизни, идеале, счастье;

- наличие жизненных планов;

- активная профессиональная подготовка;

- стремление к материальному благосостоянию и готовность  

  экономически самостоятельно себя обеспечить;

- желание создать крепкую, благополучную, счастливую семью;

- понимание жизненной целеустремленности.

  1. Мировоззрение:

- знание современной научной картины мира;

- понимание и принятие философии прав и свобод человека;

- патриотизм (чувство гордости за Отчизну и желание её  

                    процветания);

                  - правовая и политическая культура;

                  - жизненный социальный оптимизм;

                  - способность сделать правильный нравственный, социальный,  

                    политический выбор.

  1. Интеллектуальное развитие:

- информационный кругозор;

- потребность применять знания на практике;

- умение обобщать, анализировать, делать выводы;

- критичность (ничего не принимать на веру);

- гибкое мышление, свободное от догматизма;

- стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию;

- умение ориентироваться в справочной, художественной, научной  

  литературе;

- умение и желание организовать себя;

- умение заниматься самообразованием.

           4.  Отношение к труду, деятельности, обязанностям:

                  - добросовестность;

                  - старательность;

                  - настойчивость;

                  - предприимчивость, самостоятельность;

                  - творческий подход к работе.

            5.   Личностные качества (черты характера):

                   - сознательная дисциплинированность, обязательность;

                   - внутренняя свобода, независимость;

                   - стойкость, умение переносить трудности;

                   - решительность, смелость, умение преодолевать неуверенность,  

                     страх;

                   - порядочность;

                   - честность, правдивость;

                   - раскованность;

                   - развитое чувство достоинства (самоуважение);

                   - социально закалённый к негативным воздействиям окружающей  

                     среды;

                   - стремление к обретению свободы, к расширению границ своих  

                     возможностей, то есть к преодолению собственной  

                     ограниченности.

  1.        Отношение к окружающим:

        - гуманность, уважение прав, свобод и достоинств других людей;

        - бескорыстная забота о других;

        - интерес к людям, общительность;

        - доброжелательность, склонность к сотрудничеству, а не к  

          конфликтам;

        - терпимость, уступчивость;

        - умение постоять за себя.

        7.        Человек – творец самого себя:

                    - объективная самооценка, умение видеть свои недостатки;

                    - «любящий себя» - значит уважающий себя, верующий в себя и в  

                      свою уникальность, в своё предназначение;

                    - стремление к саморазвитию.

          8.       Культура поведения: 

                      - умение жить вместе с другими;

                      - умение контролировать себя;

                      - сдержанность, тактичность;

                      - чувство меры в общении;

                      - умение соблюдать дистанцию;

                      - умение приветствовать;

                      - культура речи.

              9.    Здоровый образ жизни:

                     - отношение к своему здоровью как к важной личной и  

                       общественной ценности;

                     - знание механизмов и способов поддержания здоровья;

                     - стремление к физическому совершенствованию;

                     - отсутствие вредных привычек;

                     - знание и владение приёмами и способами оздоровления своего  

                       организма.

              10.  Семья. Брак. Любовь:

                      - отношение к браку как важнейшему жизненному выбору;

                      - уважительное отношение к женщине, девушке.

              11.  Эстетическая культура:

                      - наличие эстетического кругозора и эстетического вкуса;

                      - умение отличать прекрасное в природе, искусстве, жизни,  

                        труде, общении, обучении;

                      - наличие развитого творческого начала;

                      - наличие чувства эстетической меры;

              12.  Отношение к природе:

                      - готовность охранять и защищать природу;

                      - бережное отношение к окружающей среде;

                      - воплощение в своей практической жизни идеи о возобновлении  

                        природы.

       Самоопределение и самореализация взаимосвязаны и диктуются новой социально- экономической и политической обстановкой, культурной средой, духовной жизнью общества.

Результативность воспитательной системы.

   Для оценки результативности воспитательной системы определены критерии и показатели её эффективности.

Первый критерий – самоактуализация личности учащихся. Получаемая в соответствии с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие личности человека, на формирование его индивидуальности ( проведение мониторингового и диагностического тестирования на каждом из этапов работы).

Второй критерий – удовлетворённость учеников и педагогов жизнедеятельностью в классе, школе.

Третий критерий – анализ результатов учебно- воспитательного процесса на основе изменений, происходящих в классе, сравнение их с достижениями других классов.

     Внутренняя структура каждого воспитательного направления представлена тремя блоками:

«Я познающий» - человек как субъект познания мира, общества и себя в этом мире (набор знаний умений и навыков, которые должен приобрести ученик).

«Я созидающий» - человек как субъект самосозидания и преобразования (возможные формы работы с учениками, мероприятия, которые позволят учащимся данной категории более эффективно усвоить программный материал).

«Я осознающий» - человек как субъект, выражающий своё отношение к миру, обществу и самому себе (изменения, которые должны произойти у учащегося на личностном уровне).


СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Направления воспитательной деятельности

Как обеспечить успешную социализацию школьников? Как прийти к тому, чтобы люди жили не рядом, а вместе? Как достичь того, чтобы учитель был не только учителем, но и наставником, другом?

Уровни социального пространства, которые осваивает человек, когда является учеником можно систематизировать следующим образом:

"Мир моего Я" (чувства и мысли человека по отношению к самому себе - самооценка, самоуважение, самосознание, способы самовыражения).

"Я и другие" (взаимоотношения с людьми: сверстниками, , учителями; способы и культура общения, ценностные ориентации в коммуникативной сфере).

"Я и школа" (традиции в школе и в классе, правила, нормы, социальная роль ученика, мера и способы участия в жизни класса).

"Я и мир" (изучение истории своей страны, приобщение к истории и традициям своего народа).

Образ выпускника складывается из шести потенциалов личности:

нравственный (ценностно-ориентировочный) потенциал: восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как “семья”, “природа”, “школа”, “учитель”, “Родина”, “дружба со сверстниками”, “уважение к старшим”, потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей и свои, правильно оценивать свои действия и поведение других, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила поведения в обществе знать символы и гимн нашего государства;

познавательный потенциал: наблюдательность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;

коммуникативный потенциал: (овладение простейшими коммуникативными навыками): умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе, сформированность навыков саморегуляции;

художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной среде и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;

физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, ловким и закаленным;

трудовой потенциал: соблюдение правил безопасности при любой работе, воспитывать уважение к чужому труду - быть полезным в обществе - знакомство с распространенными профессиями.

Содержание воспитательной работы:

  1. изучение интересов и запросов учащихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни;
  2. качественное проведение всех внеклассных мероприятий и тщательная их подготовка;
  3. учет индивидуальных возможностей учащихся
  4. возрастных особенностей в подготовке воспитательных мероприятий;
  5. поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремления к общению и совместному досугу;
  6. демонстрация достигнутых успехов учащихся в школе и социуме;
  7. соблюдение нравственных традиций и правовых норм в организации досуговой деятельности учащихся;
  8. соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий любого уровня.

Программа реализует следующие направления воспитательной деятельности и ставит определенные цели.

Направление

Воспитательная цель

«Я - гражданин»

Создание условий для формирования интереса к общественной работе; привитие любви и уважения к природе, жизни людей, к традициям своей Родины; формирование чувства коллективизма; формирование социальной направленности личности, чувства ответственности за свои дела и поступки, уважения к окружающим.

«Я - хозяин»

Воспитание ответственности за выполнение  порученного дела; рачительного отношения к себе, своему здоровью;

«Я - ученик»

Воспитание уверенности в своих силах и возможности, способности к самосовершенствованию, открытости для новых идей и знаний, ответственности за свою жизненную проекцию.

«Я - профессионал»

Воспитание уверенности в своих силах и возможностях, ответственности за выбор профессии, стремления к самореализации.

«Я – моя семья»

Воспитание ответственности за микроклимат в семье и коллективе; ответственности за подрастающее поколение; чувства причастности к успехам своей семьи.

«Я - творец»

Воспитание принадлежности к традициям и обрядам народностей, населяющих Россию, гордости за достигнутые успехи и стремления к достижению успехов в творческой деятельности.

Понятийный словарь

  Эмпатия, рефлексия, положительные и отрицательные эмоции и чувства, самоуправление, самовоспитание, терпимость, открытость, искренность, способности, творчество, культура коммуникации, речь и речевое общение, психогимнастика, пластика, умение слушать и сльциать человека, смотреть и видеть, внутренняя и внешняя культура.

Человек - абсолютная ценность; Мир человека – это взаимодействие людей; Семья - структурная начальная единица общества; Труд - основа человеческого бытия; Знания - результат творческого труда; Культура – богатство человечества, высшее проявление творческих сил и способностей человека; Отечество- единственная уникальная для каждого родина, данная ему судьбой, доставшаяся от предков; Земля – общий дом человечества; Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами – главное условие существование Земли, человеческой цивилизации, без этих ценностей нет, и не может быть ни порядочных людей, где бы то ни было, ни материальной культуры, ни нормальной экономики и потому не может быть нормального уровня жизни общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "В согласии с миром и самим собой"

Приоритетным направлением ФГОС второго поколения является развитие потенциала личности. Одна из очевидных задач школьного образования — помочь уче...

Воспитательная программа "Как вести за собой"

Воспитательная программа для 7-8 классов...

"В согласии с природой - в согласии с собой"

О ежегодной районной экологической акции "В согласии с сприродой - в согласии с собой"...

Жить в согласии с собой и другими

Прпезентация к педагогическому совету...

"В согласии с природой - в согласии с собой"

Об экологической акции, в которой приняли участие школьники Похвистневского района...

Тренинг для педагогов "В согласии с собой"

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания...

Программа психологических занятий с элементами тренинга "В согласии с собой"

Данная программа психологических занятий с элементами тренинга рассчитана на учащихся подросткового возраста и является частью общей программы по профилактике суицидального поведения. Программа состав...