Классный час "Пищевые добавки и здоровье"
классный час (9 класс) по теме

 

Проблема питания очень актуальна для каждого человека. Второе место у учащихся среди приобретенных заболеваний после нарушений костно-мышечной системы занимает расстройство желудочно-кишечного тракта. Бурное развитие пищевой индустрии приводит к засилью нездоровой еды, которая оказывает негативное воздействие на здоровье человека. Неправильное питание, употребление химикатов, к которым относятся многие пищевые добавки, стали одной из причин ухудшения здоровья учащихся.Задачи данного классного - рассказать о вредных пищевых добавках, применяемых в производстве пищевых продуктов, определить их потенциальную опасность для здоровья человека, изучить и объективно оценить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень экологического риска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pishchevye_dobavki.rar2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час «ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ И ЗДОРОВЬЕ»

Проблема питания очень актуальна для каждого человека. Второе место у учащихся среди приобретенных заболеваний после нарушений костно-мышечной системы занимает расстройство желудочно-кишечного тракта. Бурное развитие пищевой индустрии приводит к засилью нездоровой еды, которая оказывает негативное воздействие на здоровье человека. Неправильное питание, употребление химикатов, к которым относятся многие пищевые добавки, стали одной из причин ухудшения здоровья учащихся.

Задачи: рассказать о вредных пищевых добавках, применяемых в производстве пищевых продуктов, определить их потенциальную опасность для здоровья человека, изучить и объективно оценить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень экологического риска.

Ход классного часа

Слайд 1

Учитель. Я хочу напомнить одну притчу: «Когда-то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Когда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недоуменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот, Насреддин ответил: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь».

Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой  вкус и запах. Что помогало человеку выделить среди многих веществ те, которые пригодны для еды? (Предполагаемый ответ: органы чувств.)

С помощью каких органов чувств люди находили нужные продукты, определяли свежесть и качество пиши? (Предполагаемый ответ: с помощью органов зрения, обоняния и вкусовых рецепторов.)

Как вы думаете, с помощью каких  типов веществ можно усилить воздействие на ваши органы чувств.  (работа с интерактивной доской).

Слайд 2

 Соотнесите органы чувств и вещества.

Учитель. Прежде всего, по вкусовым ощущениям человек определяет, съедобен продукт или его лучше не есть. Так было всегда, но сегодня мы живем в период, когда внедряются все новые и новые пищевые технологии, позволяющие любому продукту придать нужные консистенцию, вкус, запах, обеспечить тот или иной срок хранения.

Вспомните сказки о могущественных магах и волшебниках. Как они колдуют над котелком с варевом? (Предполагаемый ответ: несколько волшебных порошков, заклинание — и нужный продукт готов.)

Слайд 3

Учитель. Что положит в котел колдун для приготовления зелья? Что положат в продукты производители для улучшения срока хранения и вида продукта? (работа с интерактивной доской).

Учитель. Приблизительно по тому же принципу готовятся современные продукты питания. Только технологии усовершенствовались и волшебные слова заменяют длинные названия формул, а в качестве волшебных порошков используются пищевые добавки.

Кстати, знаете ли вы, что такое пищевые добавки? (Предполагаемый ответ: красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса и т.д. )

Учитель. Пищевые добавки — это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания для придания им свойств: вкуса, цвета, запаха, консистенции и внешнего вида, для сохранения пищевой и биологической ценности, улучшения условий обработки, хранения, транспортировки.

Когда вы заходите в супермаркет в поисках чего-нибудь вкусненького, каким продуктам вы обычно отдаете предпочтение? (Предпагагаемый ответ: красиво упакованным в банки или коробки.)

Слайд 4

Положите в корзину продукты, которые вы хотите купить. (работа с интерактивной доской). Почему вы взяли именно эти продукты? А обращаете ли вы внимание на то, какие вещества входят в состав данного продукта? {Предполагаемый ответ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.)

Слайд 5

Учитель. Зачастую рядом со всем понятными составляющими можно обнаружить сложные названия, загадочные для многих «Е». Что же это такое и можно ли это самое «Е» есть? Индекс «Е» означает систему кодификации, разработанную в Европе. Комбинации Е121, ЕЗЗО и т.д. говорят о типе пищевой добавки. Это могут быть консерванты, стабилизаторы, антиокислители, эмульгаторы и усилители вкуса. Именно благодаря пищевым добавкам продукт даже не очень высокого качества приобретает выигрышный вкус, те или иные цвет, запах, консистенцию. С каждым годом увеличивается количество пищевых добавок и продуктов питания, их содержащих. На сегодняшний день число пищевых добавок (ПД) составляет 500. Некоторые добавки разрешены с ограничениями в использовании. 

Слайд 6

Король пищевых добавок - ГЛЮТАМАТ   НАТРИЯ – Е621 -  усиливает вкусовое восприятия, воздействуя на центры удовольствия. негативно влияет на головной мозг, нарушает психику детей, ухудшает состояние больных бронхиальной астмой, приводит к разрушению сетчатки глаза и глаукоме. ГЛЮТАМАТ НАТРИЯ действует как НАРКОТИК ! ! !

Как вы думаете, почему? Неужели использование пищевых добавок небезопасно для здоровья? А если они вредны, то зачем же в пищевом производстве все-таки их применяют? Давайте рассмотрим самые распространенные виды пищевых добавок и разберемся, для чего они нужны.

Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Пищевые добавки» (см. приложение 1) и предлагает обсудить вопросы:

1. В чем плюсы и минусы применения консервантов?

2. Полки магазинов пестрят продуктами всех цветов радуги, привлекая людей радужными напитками и другой красочной едой. Чем же красят продукты питания и насколько это безопасно?

3.  С какой целью используют антиокислители? Могут ли они отрицательно воздействовать на организм человека?

4. Часто в составе содержимого на пакетике можно увидеть глютамат натрия — усилитель вкуса. чем он вреден?

Слайд 7        ФИЗМИНУТКА

Слайд 8

ПРАКТИКУМ

Ребята, работая в группах по 4—5 человек, проводят обследование этикеток продуктов питания, обращая внимание на графу «содержит».

Оборудование: майонез, кетчуп, плавленый сыр, йогурты, паштет, мороженое, чипсы, сухарики соленые, лапша и супы быстрого приготовления, различные приправы, жевательная резинка, шоколадные батончики («Пикник», «Сникерс»), газированные напитки (пепси-кола, фанта, кока-кола, тархун и т.д.), продукты детского питания: творожки, пюре (фруктовые и мясные).

.

Результаты исследования учащиеся отражают в таблице (приложение 2).

Проанализировав данные таблицы «Пищевые добавки» (приложение 1), учащиеся получают следующие результаты:

1.   Запрещенных, опасных пищевых добавок обнаружено не было.

2.   В отдельных видах кетчупа, майонеза, маргарина, майонеза, мороженого и чипсов были обнаружены пищевые добавки, систематическое употребление которых может отрицательно воздействовать на здоровье человека.

3.   Продукты детского питания, продукты с обозначением «натуральные» не содержат синтетических консервантов.

Слайд 9

Учитель (комментирует выводы учащихся). Пищевые добавки, поступающие в организм, как правило, не являются нейтральными. Они вступают во взаимодействие с веществами, входящими в состав организма. Их воздействие зависит от биологической активности, количества поступления, быстроты выведения, способности накапливаться, а также частоты поступления в организм. Иногда малые дозы вещества при частом их употреблении могут оказаться для организма более опасными, чем большие, но редко потребляемые. «Все есть яд, все есть лекарство, важна лишь доза», — сказал когда-то царь Соломон.

Международный комитет экспертов ФАО/ВООЗ по пищевым добавкам проводит дальнейшее исследование их влияния на здоровье человека, тщательно изучает комбинированное действие пищевых добавок, так как они могут взаимодействовать друг с другом, оказывая негативное воздействие на организм. Специалистами обнаружено, что сочетание нескольких пищевых добавок «Е» в газированных напитках приводит к образованию бензола.

Знаете ли вы, чем опасен бензол? (Предполагаемый ответ: бензол — опасный канцероген, способный вызвать рак, заболевание печени, почек, угнетающий процесс кровообращения.)

Слайд 10

Работа в группах. В заключение учащимся предлагается, работая в группах, обосновать реко мендации по употреблению продуктов питания (см. приложение 3).

Заключительное слово учителя. Рос сийскими специалистами и предста вителями Всемирной организации здравоохранения составлен перечень вредных для здоровья веществ. Поэто му важно знать, какие именно пище вые добавки содержатся в конкретных пищевых продуктах. Мы имеем право, зная о том, какие вещества употребля ем, самостоятельно делать свой выбор относительно того или иного продук та. Конечно, человечество не может объявить войну пищевым добавкам. Полностью отказаться от них все равно невозможно, поскольку это означает перейти на «подножный корм»: что смогли собрать, поймать — сразу при готовили и съели, как в доисторические времена.

Объединенный комитет экспертов ФАО/ВООЗ по пищевым добавкам счи тает, что они не должны использоваться в случаях, когда возможен отказ от них.

Рекомендации по употреблению продуктов питания:

1.  Внимательно читайте надписи на этикетке продукта.

2. Не покупайте продукты с неестест венно яркой окраской.

3. Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.

4. Пейте свежеприготовленные соки.

5. Избегайте подкрашенных газирован ных напитков.

6. Не перекусывайте чипсами, лучше замените их орехами.

7.  Не употребляйте супы и лапшу из пакетиков, готовьте сами.

8. Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов (колбаса, сосиски, тушенка).

IX. Заключение.

Учитель. На память об этом уроке я угощаю вас яблоками Как вы думаете, почему я выбрала такие подарки? (Предполагаемый ответ: фрукты не содержат в своем составе пищевых добавок, они необходимы для полноценного питания.)

Надеюсь, что мои старания не напрасны. Следите за своим питанием. Желаю, чтобы вы всегда были здоровы. Всем спасибо. Урок окончен. Можете быть свободны.

Содержание пищевых добавок в продуктах питания в продуктах питания

Отметьте знаком «+» или «-«  наличие пищевых добавок, укажите опасные для здоровья.

Продукт

Краси-тели

Е1**

Консер-ванты

Е2**

Антиокис-лители

Е3**

Загустители Е4**

Эмуль-гаторы

Е5**

Усилители вкуса

Е6**

___________________________________________________________________________________

Содержание пищевых добавок в продуктах питания в продуктах питания

Отметьте знаком «+» или «-«  наличие пищевых добавок, укажите опасные для здоровья.

Продукт

Краси-тели

Е1**

Консер-ванты

Е2**

Антиокис-лители

Е3**

Загустители Е4**

Эмуль-гаторы

Е5**

Усилители вкуса

Е6**

_____________________________________________________________________________________

 Содержание пищевых добавок в продуктах питания в продуктах питания

Отметьте знаком «+» или «-«  наличие пищевых добавок, укажите опасные для здоровья.

Продукт

Краси-тели

Е1**

Консер-ванты

Е2**

Антиокис-лители

Е3**

Загустители Е4**

Эмуль-гаторы

Е5**

Усилители вкуса

Е6**

_____________________________________________________________________________________

Содержание пищевых добавок в продуктах питания в продуктах питания

Отметьте знаком «+» или «-«  наличие пищевых добавок, укажите опасные для здоровья.

Продукт

Краси-тели

Е1**

Консер-ванты

Е2**

Антиокис-лители

Е3**

Загустители Е4**

Эмуль-гаторы

Е5**

Усилители вкуса

Е6**


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пищевые добавки и здоровье человека»

Задачи: раскрыть значение некоторых пищевых добавок, применяемых для                   производства пище...

Исследовательская работа «Пищевые добавки и здоровье»

«Здоровье – это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь».                                ...

«Что мы едим? Пищевые добавки и здоровье» (классный час)

Проблема питания очень актуальна для каждого человека. Второе место у учащихся среди приобретённых заболеваний  после нарушений костно-мышечной системы занимает расстройство желудочно-кишечного т...

Деловая игра «Круглый стол «Пищевые добавки и здоровый образ жизни»

Методическая разработка деловой игры "Круглый стол "Пищевые добавки и здоровый образ жизни" рассчитана на студентов 1-4 курса колледжей, техникумов и учащихся старших классов школ.  В ходе игры у...

Классный час на тему: «Здоровая семья – здоровые дети – здоровая Россия.»

Здоровье - это состояние полного физического, психического, духовного и социального благополучия....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИИ "Пищевые добавки и здоровье человека"

«Человек есть то, что он ест»Г.Гейне         В наши дни проблема правильного питания наиболее актуальна. Гамбургеры, жевательные резинки, чипсы, сухарики, газир...

Урок Питание. Пищевые добавки и здоровье. 8 класс. биология

Данная разработка включает конспект урока, домашнее задание и закрепление. Урок для 8 класса....