Родительское собрание "Роль семьи в становлении конкурентоспособной личности"
методическая разработка (9 класс) по теме

Данная разработка предназначена для классных руководителей выпускных классов и призвана помочь в организации важной составляющей работы классных руководителей - профориентационной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konkurent_rod_sobr.zip11.7 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: учитель МОУ «СОШ № 2 р.п. Дергачи» Шабаева Татьяна Михайловна

Тема родительского собрания: «Роль родителей в становлении конкурентоспособной личности выпускника»

Цель собрания: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию конкурентоспособной личности ученика.

Задачи:

  1. Осуществить анализ диагностических материалов по изучению профессиональных предпочтений, нравственных представлений учащихся о своей будущей жизни;
  2. Выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по формированию волевых качеств, способствующих развитию конкурентоспособности;
  3. Осмыслить возможные варианты формирования конкурентоспособной личности в семье

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: компьютеры, проектор, слайды для собрания, результаты диагностики учащихся по профессиональному самоопределению, учебной мотивации, уровня самооценки, макеты индивидуальных образовательных маршрутов учащихся (по числу родителей).

Организация пространства:

1. Встреча проходит в кабинете информатики.
2. Столы расставлены полукругом и ориентированы на главный стол, за которым сидят психолог и классный руководитель. На каждом столе табличка с названием профессиональной области. Перед началом собрания классный руководитель просит родителей сесть за тот стол, на котором находится табличка с выбранной их ребенком профессиональной областью.
3. На столах для родителей макеты индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, листочки, ручки.
4. До начала собрания, пока родители собираются, тихо играет спокойная (релаксационная) музыка.

Подготовительная работа к собранию:

  1. Анкетирование учащихся по теме собрания.
  2. Анализ анкет учащихся т составление индивидуальных диагностических карт с указанием выбранной профессии.
  3. Подготовка слайдов для проведения собрания.
  4. Подготовка и рассылка приглашений на собрание для родителей.
  5. Расстановка мебели в кабинете информатики.

«Уважаемые взрослые! Каждый родитель желает вырастить своего ребёнка счастливым, здоровым, успешным, умным. Мы желаем ребенку, чтобы он выбрал правильную дорогу, смог получить хорошую профессию, создал счастливую семью и достойно воспитал своих детей. Об этом думают все родители, и каждый родитель для своего ребёнка желает лучшей доли.  Эти качества в последнее время называются конкурентоспособностью личности. Мы живем в эпоху рыночных отношений, и желаем мы того, или не желаем, приходится бороться за свое место под солнцем. Мы хотим,  чтобы ребенок,  выйдя из под родительской опеки, стал самостоятельным и нашел себя в жизни. Как сделать его конкурентоспособным, как научить его адаптироваться во взрослой жизни и при этом оставаться хорошим человеком?
Уважаемые родители! Если Вы хотите найти ответы на эти и другие вопросы, мы приглашаем Вас на родительское собрание, по теме: «Роль родителей в становлении конкурентоспособной личности выпускника».
Встреча состоится ____ в 16.00. в кабинете информатики».

Данный текст был передан родителям через детей за неделю до собрания. Непосредственно перед собранием классный руководитель позвонила родителям и напомнила им о собрании.

ХОД СОБРАНИЯ

Вводная часть

Классный руководитель:

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о конкурентоспособности наших детей во взрослой жизни. Встречу мы решили провести в форме круглого стола, так как такая форма более всего способствует неформальному общению и выработке практически значимого решения собрания. На собрании присутствует психолог школы, которая познакомит Вас с результатами диагностического обследования Ваших детей на протяжении нескольких лет (выбор председателя и секретаря собрания).

Представьте себе, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:

На первом этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества

На втором этаже – обычные товары средней цены и качества

На третьем этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.

На каком этаже вы бы хотели приобрести товар?  (Родители отвечают). Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал третьему этажу – был умный, добрый, посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного языка. Может быть, воплотил наши несбывшиеся мечты, стал артистом, политиком, бизнесменом, космонавтом или врачом. Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от первого, второго и третьего этажа. И ваш ребенок не исключение, вы знаете это. В нем есть то, что вам нравится, и то, что вы хотели бы в нем изменить.

Классный руководитель: Давайте разберемся, прежде всего, в том, что такое конкурентоспособность личности. По мнению многих педагогов, конкурентоспособность – это важное качество личности, которое подразумевает профессиональные и общекультурные навыки, креативное и рациональное мышление и поведение, способность объективно оценить требования работы и творчески подходить к решению проблем, способность проявлять лидерские качества.

Какое слово можно использовать в качестве синонима слова «успех»?  Ответ: слово «удача», оно  образуется от слова «удается»,  то есть удается  сделать что-то задуманное.

Что же необходимо для того, чтобы стать волевой конкурентоспособной личностью?

  1. Уметь сказать «нет», если что-то вредно для здоровья, учебы и т.д.;
  2. Разумно использовать свое время;
  3. Не поддаваться отрицательным соблазнам, которые мешают полезным делам;
  4. Проявлять настойчивость и терпение;
  5. Соблюдать правила поведения и дисциплины;
  6. Обдумывать, анализировать свои поступки, уметь сделать правильные выводы;
  7. Контролировать свое поведение;
  8. Учиться преодолевать трудности;
  9. Изживать недостатки, вредные привычки.

Уважаемые родители, я прошу желающих высказать свою точку зрения на данную тему.

(Родители высказываются).

Современное общество предъявляет к выпускникам средней школы повышенные требования: конкурс при поступлении в вузы, проблемы устройства на работу, сложности, часто возникающие при выполнении служебных обязанностей в связи с постоянным усложнением процесса производства. Все это можно назвать словом «конкуренция», поэтому становление конкурентоспособных качеств личности – важная задача, стоящая перед школой и перед родителями.

Постановка  проблемного вопроса

Вопрос: Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок стал успешным в жизни?

(ответы родителей)

Вопрос: Что значит быть успешным человеком?

(ответы родителей)

Вопрос: А что, по-вашему, нужно делать нашим детям уже сейчас, чтобы стать успешным в будущем?

(ответы родителей)

Значит, понятие «успешность» включает в себя не только целеустремленность и стартовые возможности. Что же еще? Психологи считают, что успех включает в себя компетентность в общении, гибкость, активную жизненную позицию и правильный выбор профессии. Как видите, выбор профессии стоит на последнем месте в числе слагаемых успеха, а главные позиции занимают человеческие качества, относящиеся к нравственной категории. То есть человек может быть классным специалистом в своей профессии, но если он не обладает общепринятыми нормами морали нравственности, он не может быть успешным и конкурентоспособным. Предлагаю обсудить на нашем собрании проблему «Как воспитать конкурентоспособную личность, не уничтожив человеческие качества в ребенке?»

Диагностика предпочтений учащихся.

Психолог школы познакомила родителей с результатами диагностики учащихся класса по  профессиональному самоопределению, уровню самооценки, учебной мотивации. Затем проанализировала результаты диагностики. Последнее анкетирование учащихся показало, что наиболее предпочтительными профессиональными областями являются «педагогика», «медицина», «предпринимательство», «техника», «сфера обслуживания». Но не всегда выбранная профессия соответствует интеллектуальным способностям ученика, самооценка часто завышена, дети не сопоставляют планируемые цели с реальными своими возможностями. Часто настораживает и мотивация учебы: многие честно заявляют, что хотел бы получить высокооплачиваемую, престижную работу, стать богатым и всесильным. Такая ситуация настораживает, ведь задача школы не только научить, но и воспитать, поэтому конкурентоспособность и нравственность должны стать неразделимыми качествами личности выпускника.

Психолог школы раздала родителям индивидуальные диагностические карты их детей для ознакомления и предложила родителям пройти онлайнтест «Конкурентоспособны ли вы?».

(адрес теста http://test.msk.ru/cgi-bin/express2.cgi?099 )

Родители протестировались, выяснилось, что многие родители получили низкие баллы за тест, что говорит об их неконкурентоспособности. Психолог школы  отметила, что подобный тест проводился и с детьми. Они показали довольно высокий результат. Конечно, данный тест не выявляет сформированность всех слагаемых конкурентоспособности, но можно сделать вывод, что современное рыночное общество само по себе формирует у наших детей конкурентоспособные качества.

Обсуждение проблемного вопроса «Как воспитать  конкурентоспособную личность, человеческие качества в ребенке?»

Классный руководитель предлагает посмотреть видеосюжет о подростках, попавших в плохую компанию (алкоголиках, наркоманах).

Вопрос: Как уберечь своего ребенка от такого будущего?

Ответы родителей: занять его полезным делом: учебой, работой.

Классный руководитель обращает  внимание родителей на эпиграф собрания: слова Сенеки «Если корабль не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

Вопрос: Как вы понимаете эти слова?

(ответы родителей).

Далее классный руководитель  предлагает родителям разделиться на группы по профессиональным предпочтениям своих детей: «педагоги», «медики», «предприниматели», «технические работники», «работники сферы обслуживания». Делова игра «Как воспитать конкурентоспособную личность, не уничтожив человеческие качества в ребенке» проводится с целью выработки механизмов сотрудничества родителей и  учителей в области формирования интеллектуального и нравственного потенциала ребенка.

Каждая группа получает маршрутные листы для работы, содержащие название профессиональной области, этапы профессионально-образовательного маршрута ребенка. В течение 10 минут родители заполняют листы, затем  представляют свои проекты.

Форма для заполнения:

Название профессиональной области:

Школьные экзамены:

Учебное заведение:

Запасной вариант:

Личные качества:

Особые умения:

Материальное

Резюме:

Классный руководитель:  Делаю вывод: для каждой работы необходимы какие-то свои качества личности, которые необходимо воспитать в детях уже сейчас. Отрадно, что родители трезво оценивают материальное вознаграждение, которое их дети в будущем будут получать за свой труд: начинать нужно с малого. Подобные карты личностного роста ребенка, по мнению психологов, очень помогают добиться желаемых результатов. Я советую вам всем разработать их  для своего ребенка. Она поможет Вам сформировать интеллектуальный и нравственный багаж для будущей жизни Вашего ребенка.

 Выводы:

Слово классного руководителя: Давайте посмотрим на проблему воспитания волевой конкурентоспособной личности с позиций новых знаний, которые вы сегодня получили. Как вы думаете, что нужно делать родителям, чтобы их ребенок стал успешным во взрослой жизни?

(Вырабатываем проект решения собрания)

 Рефлексия:

Классный руководитель читает родителям притчу о Руанском соборе: «В славном городе Руане на стройке работали три каменщика. Им задали один и тот же вопрос: «Что ты делаешь?» Один ответил: «Я кладу кирпичи». Другой сказал: «Я зарабатываю себе на хлеб». Третий произнес: «Я строю Руанский собор».

Вопрос: Что символизирует притча?

Ответы: притча символизирует отношение людей к своему труду и что в ответах каменщиков отражены три основных смысла человеческой деятельности:
– делать что-то, не задумываясь о том, зачем это нужно;
– делать что-то для себя и своей семьи;
– делать что-то хорошее для всех людей.

Я предлагаю Вам закончить предложение: «Сегодня на собрании я…»

На слайдах варианты ответа:

  1. Чувствовал себя уверенно, потому что много знал по данной теме;
  2. Узнал много хорошего о своем ребенке;
  3. Понял, что мне нужно менять стиль взаимоотношений с ребенком;
  4. Понял, что мой ребенок совсем не такой, каким я хочу его воспитать;
  5. С удовольствием слушал других родителей, а собой остался недоволен, потому что промолчал.

Проект решения собрания:

  1. Создать ребенку необходимые условия для формирования волевых и интеллектуальных качеств личности (личный пример, планирование режима дня совместно с ребенком, поощрение внеучебную деятельность ребенка).
  2. Родителям совместно с учителями-предметниками разработать индивидуальную программу личностного роста ученика по типу «Портфолио совершенствования» (исходя из зоны ближайшего развития).
  3. Организовать круглый стол для родителей и детей «Секрет успеха» (встречи с наиболее успешными в своей профессии людьми нашего поселка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в становлении личности

Нередки непонимания в семье между детьми и родителями. Данный материал во многом поможет разобраться....

Лекторий для родителей "Влияние семьи на становление личности"

Цель: развитие самосознания в зависимости от особенностей семейного воспитания....

влияние семьи на становления личности ребенка

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитан...

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

Методические рекомендации: «Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка. Советы психолога для гармонизации детско-родительских отношений»

Аннотация.В условиях радикальных изменений всех аспектов нашей жизни всё очевиднее становится значение семейного воспитания. Ребенок растет в семье, и усваивает нормы человеческих отношений, впитывая ...

Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние семьи на становление личности. Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»

Стили семейного воспитания, их плюсы и минусы. Педагогическое взаимодействие школы и семьи, главное условие. Направления работы педагога с родителями....