Сирень 1945 года
методическая разработка (6,7,8,9,10 класс) по теме

Воленко Елена Николаевна

Классный  час для учащихся 6 класса. В память о трагических событиях в годы Великой отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon siren_1945.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Сирень  1945 года»

Цель: воспитание у школьников чувства патриотизма и гордости за великий подвиг Советского народа, проявленный в годы Великой Отечественной войны; осознание неразрывности связи между современным  поколением и поколением, прошедшем через ужасы войны.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока:

Русского солдата мало убить, его надо еще победить.

Наполеон

Слова учителя:

Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а закончилась только через четыре года, через четыре тяжелых года - девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года.

Это была самая величайшая война за всю историю человечества.

Чтец 1                                                                        
По дорогам войны
Мы шагали, голов не считая.
До заветной весны,
До победного, тёплого мая.

Каждый помнил приказ,
Да гудели уставшие ноги.
Отвернулись от нас,
Отреклись даже добрые боги.

          Чтец 2
А ведь были нужны,
А ведь мы их молили,
Но в горячке войны
ни сердец, ни души не щадили.

Нашу нежную плоть
Сокрушали снаряды и мины.
Пожалел ли Господь,
Что творил нас когда-то из глины?


         
Чтец 3
Накалялся металл,
Поражая нас снова и снова.
Словно дьявол искал
В нашем теле булатной основы.

Кто-то крылья имел,
Словно ангел, трепещет в полёте,
Кто бронёю горел
В танке тесном, лихом самолёте.


     
Чтец 4
И горела броня,
Как простая сухая фанера.
От такого огня
Уберечь нас могла только вера.

С ней мы шли по войне,
С ней мы мёрзли в окопах.
И теперь в каждом сне
Я стою на пылающих тропах.

Слова учителя:

В военно-стратегическом плане Великая Отечественная война делится на три периода, в каждом из которых было проведено две-три кампании, а в ходе кампаний несколько операций. По масштабам боевых действий операции подразделялись на стратегические, фронтовые и армейские, а по характеру боевых действий - на наступательные и оборонительные.
Первый период, продолжавшийся с 22 июня 1941 г. по 18 ноября 1942 г., включал три кампании: летне-осеннюю 1941 г., зимнюю 1941-1942 г.г. и летне-осеннюю 1942 г. В этом периоде проведено более тридцати крупных стратегических и фронтовых операций, в основном оборонительных. Главным содержанием периода является: стратегическая оборона Советских Вооруженных Сил, разгром войск противника под Москвой, провал попытки фашистской коалиции сокрушить СССР в молниеносной войне.
Второй период (19 ноября 1942 г. - 31 декабря 1943 г.) охватывал две кампании: зимнюю 1942-1943гг. и летне-осеннюю 1943г. В течение второго периода было проведено 26 крупных операций, из которых 23 наступательных. В этом периоде произошел коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Третий период (1 января 1944г. - 9 мая 1945г.) состоял из трех кампаний: зимне-весенней 1944г., летне-осенней 1944г. и кампании 1945г. В ходе кампаний третьего периода проведено 34 крупных наступательных операций. Главным содержанием периода является разгром фашистского блока, изгнание его войск за пределы СССР, освобождение от оккупации стран Европы, полный крах Германии и безоговорочная капитуляция.
Всего за годы войны Советские Вооруженные Силы в ходе 9 кампаний провели более 50 стратегических, около 250 фронтовых и свыше 1000 армейских операций.

За этими сухими строчками – жизнь целого поколения людей, которые  погибали на фронте, сутками работали в тылу, умирали на оккупированной территории.

На оккупированной советской земле немецко-фашистские захватчики установили так называемый "новый порядок". Его сущность определялась основными целями войны - ликвидация советского общественного и государственного строя, истребление большей части населения и превращение оставшихся в рабов, грабеж материальных ценностей, колонизация европейской части СССР.
Чтобы сломить волю к сопротивлению, фашисты применяли жестокость, силу пропаганды. В городах и селах царил полный произвол. Любой житель мог быть арестован по самому незначительному поводу, подвергнут пыткам, расстрелян или повешен. Постоянными были массовые расстрелы заложников, уничтожение мирных граждан, стариков, детей. Наиболее трудоспособную часть населения угнали на каторжные работы в Германию. Коммунисты и комсомольцы, работники советских учреждений и организаций подвергались особенно жестоким репрессиям.
Администрация оккупантов опиралась не только на охранные дивизии, предназначенные для усмирения граждан, но и на гестапо, контрразведку, полевую жандармерию, специальные отряды и команды по борьбе с партизанами, полицейские и националистические формирования. В уничтожении мирного населения, в грабежах и разрушениях городов и сел принимала участие и германская армия. В приказе командующего 6-й немецкой армией В.Рейхенау "О поведении войск на Востоке" говорилось:"Войска заинтересованы в ликвидации пожаров только тех зданий, которые должны быть использованы для расположения воинских частей. В остальном исчезновений символов бывшего некогда господства большевиков, в том числе и зданий, соответствует задачам войны на уничтожение. Никакие исторические или художественные ценности на востоке не имеют значения".
Политика геноцида на оккупированной советской земле исходила из идей Гитлера об уничтожении людей "низшей расы". Она была превращена в конкретные программы, планы, многочисленные инструкции. Таковым является так называемый "Генеральный план Ост". Он содержит ужасающие подробности физического уничтожения советских людей. "Для нас, немцев, важно ослабить русский народ в такой степени, чтобы он не был в состоянии помешать нам установить мировое господство в Европе" - так говорилось в одном из толкований плана "Ост". Заранее были отработаны методики массовых расстрелов, использования "душегубок", применения газа "циклон" и печей крематориев в
концентрационных лагерях смерти, налажена промышленная утилизация останков миллионов умерщвленных людей. Для исполнения преступных планов были подготовлены кадры профессиональных убийц. Злодейские правила поведения на оккупированной земле прививались каждому солдату верхмата. Например, в одном из пунктов "Памятки немецкого солдата" было записано:"у тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. Убивай, этим самым спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навек".
По плану гитлеровской колонизации "восточного пространства" подлежали уничтожению не только славянские народы, но и народы, жившие на территории СССР. Наиболее жестоким было отношение к евреям, которых немцы истребляли в первую очередь, наравне с коммунистами. Преступные намерения гитлеровцев распространялись также на молдован, литовце, латышей, эстонцев и др.

Огромное количество мирных жителей уничтожили так называемые "лагеря смерти". В них гитлеровцы убивали толпы людей. В лагерях были специальные приспособления для массовых убийств. Наиболее дееспособные могли надеятся на жизнь, но старики и дети уничтожались безжалостно и бесприкословно. В некоторых лагерях их убивали под предлогом принятия душа - люди раздевались и заходили под душ, а вместо воды на них выпускали ядовитые газы. Также их сжигали в крематориях, а пепел раскидывали по полям в качестве удобрений. Особенно много людей фашисты убили, когда конец войны был уже близок - они старались любыми способами уничтожить их как можно больше. Специальные машины-душегубки увозили людей сразу на кладбище (огромный котлован, куда скидывали все тела). Кузов был закрыт, а по трубе в него поступал угарный газ из двигателя. Таким образом, когда грузовик доезжал до котлована все были уже мертвы. Но некоторые люди все же спасались и в таких машинах - они мочили мочой тряпки и дышали через них. Так спаслось не мало заключенных.
Но были и другие лагеря, где также умирали люди - каторги. Огромное количество людей угнали захватники для работы на каторгах. Труд был ужасно тяжел и не каждый мог выдержать. Основными причинами высокой смертности среди "остарбайтеров"(так называли в Германии невольников - восточных рабочих) были каторжный труд, плохое питание и жестокие меры обращения лагерной администрации и хозяев.
Об условиях работы людей на немецкой каторге свидетельствуют многие документы. В частности, в секретной директиве хозяйственного штаба от 4 декабря 1941 г. говорилось: "При применении мер поддержания порядка решающим соображением является быстрота и строгость. должны применяться лишь следующие разновидности наказания, без промежуточных ступеней: лишение питания и смертная казнь..."

Особенно тяготы войны сказались на детях военного времени: голод, потеря родственников, жилища, тяжелый труд в тылу – эти и многие другие испытания выпали на долю детей.

Вот лишь некоторые из воспоминаний детей, переживших самую страшную войну в истории человечества:

«Если меня спросят, что такое война, я расскажу, что перечувствовала, когда мы вошли туда, где только что стояла деревня. На месте изб — черные прямоугольники с огненными языками; запах сгоревшего дерева, зерна, шерсти. Жар. Каждый встал около своего: только что было все, остался лишь запах уничтоженного. И стон... Жить как? Запах — память. Запах войны.»

11 Июня 2010, 09:00 Е. В. Ананьева (Ковалевская)

«На столе лежало несколько кусочков только что полученного хлеба напополам с какой-то трухой, студень, сваренный из клея, два кусочка сахара. На двух почти разломанных стульях - женщина и десятилетняя девочка. Они ждали, когда часы пробьют 12, чтобы приступить к нехитрой новогодней трапезе.»

1 Января 2010, 09:00 Серафима Ильинична Молочникова


        «
Жить становилось все труднее. Постоянно хотелось есть, и мы утоляли голод как могли. В рот шло все более или менее съедобное. Любимым лакомством был жмых, комбикорм. Осенью мы часто ходили в лес и собирали заячью капусту, орехи. Мы заметили, что когда во рту есть что-нибудь, голод переносится легче, поэтому мы собирали гудрон и держали его во рту. В это время к нам поселили летчиков с нашего аэродрома, и жить стало немного легче - они делились с нами своим пайком.»

20 Августа 2010, 09:00 Эдуард Дмитриевич Дериенко

Огромную цену заплатил народ за победу.
Великая Отечественная Война навеки останется в памяти потомков и продолжателей Великого народа Великой Страны. 30 миллионов наших соотечественников героически погибли за свободу нашей Родины. Порой врагу казалось,  что крах СССР неизбежен, немцы под Москвой и Ленинградом, прорываются около Сталинграда. Но фашисты просто забыли что на протяжении веков -Чингисхан, Батый, Мамай, Наполеон и прочие пытались позарится на нашу страну. Забыли и фашисты  итоги посягательств на нашу страну. Русский человек всегда готов был встать на защиту своей страны и драться до последнего. Не было предела патриотизма у наших солдат.
     Только Русский солдат спасал раненого товарища из под шквального огня вражеских пулемётов. Только Русский солдат беспощадно бил врагов, но щадил пленных. Единственное чего не умел делать наш солдат так - это сдаваться  без боя. Порой немецкие командиры приходили в ужас от ярости и упорства Русских.

Праздник День Победы – это самый великий праздник в нашей стране, самый почитаемый и любимый всеми поколениями. День Победы ассоциируется с весной, чистым и ясным небом и,  конечно же - цветущей сиренью. Именно букетами сирени весной 45 года встречали русских солдат – освободителей по всей Европе.  И сейчас в День победы ветеранам войны  дарят букеты сирени благодарные потомки.  Поэтому сирень – это символ победы.

 Чтец 5  
         
Чествуем погибших и живых,

Тех, кто пал, Отчизну защищая,

Имена навек запомним их,

Жизнь они свою за нас отдали.

С каждым годом все короче ряд

Очевидцев тех боев кровавых,

Пусть же взрывы больше не гремят,

Не тревожат застарелой раны.

Ваш геройский подвиг не забыть,

Пусть года бегут неумолимо,

Но сирени бархатная кисть

В вашу честь цветет неопалима!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сирень 1945 года"Цветы и порох"

. Цветы олицетворяют собой красоту и радость, доброту и нежность – саму жизнь. Казалось бы, меньше всего они должны напоминать о войне, принесенных ею слезах и скорби, страданиях и смерти. Но, отмечая...

Классный час «Сирень 1945 года»

Классный час "Сирень 1945 года"...

Сирень 1945 года

Презентация к класному часу, посвященная Дню Победы...

Сирень 1945 года

Разработка класссного часа, которую  можно  использовать   во  время  проведения  мероприятий, посвящённых  месячнику  военно-патриотической  направленност...

сирень 1945 года

разработка урока сирень 1945 года...

Внеклассное мероприятие "Сирень 1945 года"

Гражданско-патриотическое направление...

Митинг-2019 к 9 мая, посвященный Победе в ВОВ 1941-1945 годы «Слезы на сирени»

Данный сценарий митинга, посвящен  74-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне...