Воспитательная система класса «На пути к гармонии…»
статья по теме

Скирда Марина Викторовна

В статье даётся краткое описание воспитательной системы класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skirda_na_puti_k_garmonii.docx589.23 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная система класса

«На пути к гармонии…»

Скирда М.В.,

учитель русского языка и литературы,

классный руководитель

Воспитательная работа в моем классе ведется на основе воспитательной системы, которую мы назвали «На пути к гармонии…», имея в виду все значения этого слова. «Гармония» (от греч.harmonia связь, созвучие, соразмерность) – это и выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на их взаимозависимости и последовательности (это слово понятно  близко моим ребятам: класс музыкальный); это и стройное, согласованное звучание, созвучие (как не хватает современному этого созвучия с ближним…); это и стройное сочетание, взаимное соответствие предметов, явлений, частей целого, свойств и т.п. (как часто в нашей жизни нет этого стройного сочетания разных ее проявлений).

        Итак, на пути к гармонии…

Мы встали на этот путь в 7 классе. Дети росли, появлялись все новые и новые проблемы. Музыкальный класс – это сообщество ярких, талантливых детей, каждый из которых очень рано сознает себя личностью, а совместное существование, взаимодействие таких индивидуальностей всегда сложная проблема, требующая тщательной, тонкой, умной, а главное продуманной и систематической работы с детьми.  А цель – гармония. В отношения с собой и с миром. Таким образом, возникла потребность в создании воспитательной системы класса, именно системы, продуманной, учитывающей все стороны жизни подростка. Системы, все составляющие которой должны быть направлены на управление процессом развития личности ребенка, его восхождения к культуре современно общества, на развитие в ребенке стремления сознательно стоить свою жизнь. Жизнь, достойную Человека.

А девизом, который ведет нас по этому тернистому пути, служат слова В. Сухомлинского: «Воспитание – самое тонкое прикосновение человека к человеку».

В основе воспитательной системы класса – воспитательная концепция «Системное построение процесса воспитания». Авторы: Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, В.А.Карановский («Воспитание? Воспитание…Воспитание!»). Кроме того, использованы элементы концепции Н.Е.Щурковой «Формирование образа жизни, достойной Человека» («Образ жизни, достойной Человека, и его формирования у школьника» – и др. работы). Выбор данной концепции обусловлен тем, что воспитательная цель – всесторонне, гармоничное развитие личности, а также воспитательная задачи наиболее полно, на мой взгляд, отражают те требования к личности, которые востребованы в современной жизни. Кроме того, они понятны и близки мне, как человеку, как педагогу, как матери.

Цель воспитания – не много ни мало - всестороннее гармоническое развитие личности. На пути к этой, идеальной, цели мы должны попытатся решить следующие воспитательные задачи:

- Формирование целостности и научно обоснованной картины мира.

- Формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.

- Приобщение к общечеловеческим ценностям.

- Развитие креативности как черты личности.

- Помощь в осознании собственного Я, в самореализации.

Все эти задачи, безусловно, взаимосвязаны и определяются основными принципами воспитания:

- Личностный подход;

- Гуманистический подход к построению отношений;

- Средовой подход;

- Дифференцированный подход;

- Природосообразность;

- Культуросообразность;

- Эстетизация среды жизнедеятельности;

- Творческое воспитание.

Принципы воспитания находят свое воплощение в содержании воспитания, в основе которого – общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.

Для реализации принципов воспитания была проделана работа по нескольким направлениям. Во-первых, продумана воспитательная система класса. Во-вторых, создана комплексная программа воспитания по нескольким направлениям, которые в свою очередь, нашли свое отражение в плане воспитательной работы. Воспитательная работа в классе организована по следующим направлениям: «Россия – мой дом»; «Школа и здоровье»; «Я и мой мир»; «Школа и семья»; «Дорога в большой мир»; «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Музыкальное образование (сотрудничество с учителями музыки)».

Кроме того, по мере развития, возникновения определенных проблем (в том числе, связанных с возрастными изменениями) появилась потребность в формировании отдельных целевых программ (например, в 8 классе возникла необходимость организовать работу по программе «Класс без агрессии», представляющий собой определенных взаимосвязанных мероприятий).

Механизм реализации программы воспитания включает в себя формы, методы и приемы воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся в соответствии с целями и задачами воспитания.

        Так, воспитательная система включает в себя систему воспитательных функций (или методов воспитательной деятельности):

- Диагностическая;

- Целевой ориентации;

- Планирование;

- Организаторская;

- Мобилизационно-победительная;

- Коммуникативная;

- Формирующая;

- Контрольно-аналитическая и оценочная;

- Совершенствование.

Механизм реализации содержания воспитания включает также:

- Формирование отношения к природе как к общему дому;

- Формирование норм и навыков культурной жизни;

- Формирование представлений о человеке как наивысшей ценности на Земле;

- Формирование образа жизни, достойной Человека;

- Формирование активной жизненной позиции.

Любая система работает только в том случае, если есть возможность отследить какие-то промежуточные результаты (воспитание в принципе не может иметь конечного результата, ибо продолжает столько, сколько живет человек). Таким образом, воспитательная система обязательно предусматривает критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса:

- Уровень воспитанности учащихся (мониторинг 2 раза в год);

- Общий психологический климат класса, стиль отношений, уровень комфортности;

- Ценностные предпочтения (возможно анкетирование);

- Упорядоченность жизни коллектива;

- Наличие вовлечения родителей в дела класса.

Анкетирование (самое разнообразное, с обязательным анализом, сопоставлением показателей разного возраста), социометрия, различные мониторинги, психологические обследования в этом классе проводятся регулярно. Анкеты составляются специалистами (например, психологами) или классным руководителем (с учетом определенной ситуации). На мой взгляд, важную роль в создании комфортности существования в классе играет упорядоченность жизни коллектива. Например, организация дежурства по классу. Староста строго следит за выполнением дежурными своих обязанностей, обязательно оценивает их работу, график с оценками – на всеобщем обозрении в классном уголке. Или, например, без проблем организуются участие в спортивных соревнованиях -  спортивные организаторы знают и выполняют без напоминания свои обязанности. То же – в творческой деятельности: выпуск газет, подготовка сценариев и выступлений и т.п. Такой порядок сам собой, конечно, не возникает. В основе всегда – кропотливая, регулярная, деятельность классного руководителя, а потом и его помощников – актива класса. Огромную роль всегда отвожу родителям. Они вовлекаются в классную жизнь еще в начальной школе, активно участвуют не только в хозяйственной и материальной помощи (хотя и это очень важно), но и в мероприятиях, проводимых в классе. Мы вместе проводим праздники, ездим на экскурсии, ходим в походы, родители организуют классные часы, как представители той или иной профессии, помогают в организации учебного процесса, в укреплении дисциплины. В классе надежный, творческий, неравнодушный, инициативный родительский комитет.

Воспитательный процесс не возможен без изучения класса в целом и личности каждого ученика. Методы изучения можно представить в виде системы (в зависимости от конкретных задач, возраста детей и т.д. используются разные методы).

  1. Общие методы изучения коллектива и личности:
  1. Информационно-констатирующие:
  1. Анкета
  2. Интервью
  3. Беседа
  4. Анкета-комментарий
  5. Ранжирование
  1. Оценочные (рейтинг):
  1. Компетентный судья
  2. Экспертные оценки
  3. Независимые, перекрестные характеристики
  4. Оценка
  5. Самооценка
  1. Продуктивные методы изучения личности:
  1. Изучение творчества учеников.
  2. Тесты личностные, тесты ситуации.
  1.  Действенно-поведенческие методы изучения личности.
  1. Наблюдение (непосредственное, опосредованное, включенное и др.)
  2. Дискуссия.
  3. Анализ взаимодействия.
  4. Ситуации естественные или искусственные.
  5. Социометрия.

Огромную роль в воспитании гармонично развитой личности играет занятость детей во внеурочное время.  Специфика музыкального класса – дополнительное музыкальное образование всех без исключение детей. Но дети занимаются не только музыкальной (тем более что к 9 классу многие уже закончили музыкальное образование).

Структура занятости детей во внеурочное время, разумеется,  меняется в зависимости от возраста, но основные направления выглядят следующим образом (9 класс):

-  спортивное направление;

- музыкальное направление (концертный хор, вокал);

- художественное направление;

- предметные факультативы.

Очень важную часть воспитательной системы класса (начиная с 1 класса) составляет музыкальное образование, направленное на воспитание гармоничной личности.

Девиз: «Музыкальное образование – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». В.А.Сухомлинский

Современные проблемы в области культуры отражают переживаемые обществом трудности в экономике и социальной сфере. К этим специфическим проблемам относятся:

- культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицаются;

- усиление разрыва между массовой школой и высокой культурой, приобретающей все более элитарный характер;

- второстепенная роль, которая отводится предметам художественно-эстетического цикла в общем образовании;

- поток квазиискусства, обрушивающийся на молодое поколение.

Поэтому необходимо противостоять бездуховному техницистскому характеру школьного образования. Именно искусство должно дополнять современное прагматичное воспитание.

Музыка – предмет и источник духовного общения. Определяющий фактор в музыкальном искусстве – его гуманистическая направленность, присвоение личностью извечных человеческих ценностей – любви, красоты, добра, достоинства и жизнелюбия.

Музыкальное образование и воспитание предполагает духовное становление личности ребенка.

Цель музыкального образования в музыкальных классах в нашей школе  - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников; развитие творческого потенциала детей.

Задача:

- воспитание интереса и любви к музыке, художественного вкуса;

- развитие активного восприятия музыкальной культуры;

- накопление на этой основе начальных знаний о музыке, опыта музыцирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыки.

Таким образом, музыкальное образование включает в себя:

Виды музыкальных занятий:

Музыкально-творческая деятельность:

- хоровое и сольное пение;

- ритмическая, мелодическая и интонационная импровизация;

- игра на детских музыкальных инструментах;

- музыкально-ритмическое движение.

Таким образом, воспитательная система класса – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания. И, конечно, она является подсистемой школьной воспитательной системы.

        Не могу похвастаться, что воспитательный процесс в моем классе отлажен, как часы. Жизнь постоянно вносим свои коррективы в самые продуманные планы и системы. Воспитание ребенка – наиболее сложный, наиболее неподдающийся никаким рамкам процесс, требующий постоянной, непрекращающееся ни на минуту творческой деятельности воспитателя и полной самоотдачи. На этом пути больше разочарования, чем успехов. Но они все-таки есть. Мы стараемся растить в себе Человека, учимся жить без агрессии и конфликтов, интересно не только для себя, но и для других. Мы часто бываем первыми в школьных делах, не опуская руки при неудачах. Мы – на пути к гармонии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)

система воспитательной работы в классе (5-11)...

Воспитательная система класса "Свой путь мы выбираем сами!"

В разработке отражены цели, задачи, методы, приоритетные направления воспитательной работы с классом....

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...

Воспитательная система класса, как составляющая воспитательной системы школы

Сегодня при характеристике современного образования уже невозможно обойти понятия социализация, которое означает вхождение ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру и предполагает выр...

Воспитательная система класса «Мы выбираем верный путь!» (на традициях казачества)

Материал с муниципального этапа областного конкурса педагогических новаций «Реализация основных позиций Стратегии развития воспитания в деятельности классного руководителя».В последние год...

Воспитательная система класса "Оптимизм - путь к успеху"

     Сегодня жизнь преподносит нам много сложных проблем. Поэтому  общеобразовательные учреждения ищут пути создания новой более совершенной системы для решения приоритетных...