Классный час "История герба России"
методическая разработка по теме

 

Цели:расширить знания учащихся о истории герба России; определить периоды изменения герба России; воспитывать чувство патриотизма.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_gerba_rossii.rar599.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Казинская средняя общеобразовательная школа»

Валуйского района  Белгородской области.

309966

с.Казинка, ул.Мира 3

8(47236) 9-55-11

«Методическая разработка»

Автор: старшая вожатая – Гунченко Яна Александровна

Казинка, 2011

Классный час, посвященный 1150-летию зарождения российской государственности.

8-9 класс.

Тема: «История герба России»        

Цели: расширить знания учащихся о истории герба России; определить периоды изменения герба России; воспитывать чувство патриотизма.  

Оборудование: изображение гербов России; карточки с тестовыми заданиями; картинки для проведения рефлексии.

Примечание: тест рекомендуется провести с использованием компьютера (приложение 4 на диске)

Ход занятия

  1. Организационный момент:

(Один из учащихся читает стих С. Васильева « РОССИЯ»)

Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,

Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

Здравствуйте ребята! Сегодня наш классный час посвящен 1150-летию зарождения Российской государственности. И поговорим мы о истории одного из главных символов нашей страны – гербе.

  1. Рефлексия:

Учащимся предлагается выбрать картинку, которая отражает его настроение на момент начала занятия. (Приложение 1)

  1. История герба России :

Слово «герб» - происходит от немецкого слова – «эрбе», что значит наследство. Герб - символическое изображение, которое показывает исторические традиции государства или города.

Герб России из века в век (Приложение 2)

Двуглавый орел в России впервые появился на государственной печати Великого князя Ивана III в 1497 году. Печать была двусторонняя: на лицевой стороне изображался всадник, поражающий копьем змея - символ великокняжеской власти, а на оборотной стороне - двуглавый орел. (рис.1)

Появился орел после заключения брака Иоана III с Софьей Палеолог, которая была внучкой последнего византийского императора Константина. Двуглавый орёл был их родовым гербом.

В те времена, когда Иоанн III (1462 - 1505) стал во главе Московского княжества, русские княжества враждовали между собой. Иоанн III захотел объединить все русские земли под началом Москвы в одно сильное государство. Целых пятьдесят лет собирал он российские княжества. И мирным путем, и военными действиями, и, наконец, добился своего. Стал он называть себя не Великим князем Московским, а Государем Всея Руси. При нем Русь окончательно освободилась от Золотой Орды. Государство было молодое и поэтому орел на его гербе, унаследованном от Византии, был похож на молодого орленка. (рис.2)

Его сын Василий III (1505-1533) продолжил отцовские традиции. Он продолжил присоединять земли. А на гербе у орла появились высунутые язычки. Орел будто сердится и хочет показать, что уже может за себя постоять. (рис.3)

Иван IV (1533-1584) унаследовал большое и сильное государство. Но он был жесток, властен и хотел захватить еще больше земель. За свои жестокие действия его прозвали Грозным. Он завоевал столько земель, что Россия стала самой большой страной. Были захвачены Казанское и Астраханское царство, присоединена Сибирь. Иоанн IV стал зваться царем. Все это отразилось и на гербе. Две короны Иоанн Грозный заменил на одну большую царскую корону. Он увенчал ее крестом, показывая, что выше него только Бог, а на земле правит только он - Царь. А еще решил на грудь орла поместить знак Московских князей: герой, побеждающий дракона. Как будто всадник - это сам Иоанн Грозный, а дракон - это все его враги. (рис.4)

После смерти Иоанн Грозный не оставил наследника, и началось для России тяжелое время, которое называется Смутным. Это время очень ослабило нашу страну. Избрание на царство Михаила Романова (1613-1645) в 1613 году положило конец Смутам. Герб снова изменился. Орел распустил крылья, как будто проснулся после тяжелого времени. Вместо одной короны появились три, что означало Святую Троицу. Обычно на иконах Георгий Победоносец всегда скакал слева направо навстречу врагам монголо-татарам. На гербе Михаила Романова направление изменилось в связи с появлением врага с другой (западной) стороны - со стороны Польши и Рима. Россия начала XVII века была уже прочным и большим государством. (рис.5)

Алексей Михайлович Романов (1645-1676) занимался укреплением страны внутри и повышением ее авторитета в Европе. Он положил конец конфликту с Польшей. Из Римской Империи по просьбе царе прислали герольдмейстера для правки герба. В лапах орла появились скипетр и держава, как знак абсолютной монархии. Скипетр - жезл, знак закона, а держава - символ власти и порядка. (рис.6)

Петр I (1682-1725) многое сделал для укрепления России. В результате победы в Северной войне (война за господство на Балтике) Россия показала Европе свою силу. Петр I занимался и реформами внутри страны: организовал школы, укреплял армию. Россия Петра I стала огромной и крепкой державой. Петр гордо назвал нашу страну Российской Империя, а сам стал Императором. В герб Петр I внес свои изменения. Короны стали императорские, их соединила синяя лента. На груди орла появилась цепь с ордена Андрея Первозванного. Этот орден был учинен Петром за высшие заслуги. Орел стал изображаться черным, а не золотым по примеру европейских государств. (рис.7)

Павел I (1796-1801) был еще и магистром Мальтийского ордена и в изображение двуглавого орла добавил мальтийский крест. (рис.8)

Александр I (1801-1825) отменил это. Но изменил герб по-другому. Александр I победил в войне Наполеона. В то же время, он был поклонником всего французского и завидовал славе Наполеона. Он изменил герб так, что он стал похож на герб Наполеона. Александр оставил одну корону, снял цепь ордена Андрея Первозванного с орла, а в лапы поместил молнию, как знак сильной армии, и лавровый венок в знак победы. (рис.9)

Николай I (1825-1855) не захотел, чтобы наш герб был похож на французский. Он отменил герб Александра I и вернул старый. В его царствование Россия стала такой огромной, какой не была раньше. Он гордо поместил на герб маленькие гербы самых важных Российских земель. (рис.10)

За основу современного герба взят герб Петра I. Но двуглавый орел золотого цвета, а не черного, и помещён он на красном геральдическом щите. Это сочетание цветов было утверждено президентом в 1993 году. (рис.11)

На протяжении истории нашего государства, каждый глава государства вносил свой вклад в развитие и формирование герба. При этом он старался, чтобы происходящие в этот момент исторические события и достижение, нашли отражения на гербе. Характер и политические взгляды тоже находили отражение в гербе.

Таким образом, создание герба неразрывно связано с историей ее правителей и с историей становления России, как сильного и могущественного государства.

  1. Тест: (Приложение 3)

Детям раздаются листы с тестовыми заданиями. (При наличии компьютеров, тест проводится за компьютером-  приложение 4 на диске)

Тест:

  1. Что такое герб? (Герб –это эмблема)
  2. Что такое гимн? (Гимн – торжественная песня)
  3. Что обозначают цвета флага России?

Белый (цвет – мир, чистота, правда, благородство)

Синий (символизирует небо, верность, веру)

Красный (смелость, доброта, честность, огонь, кровь)

  1. Какая птица изображена на гербе? (Орёл).
  2. Грудь орла на щите защищена щитом с изображение кого? (Святого Георгия Победоносца)
  1. Рефлексия:

Учащимся предлагаются те же картинки, что и в начале занятия для определения настроения.

  1. Итог занятия:

- Ребята, что вы нового узнали на занятии?

- Какие факты вам уже были известны?

Приложение 1.            

     

Приложение 2.

рис.1. Государственная печать Великого князя Ивана III.

рис.2. Государственный герб во время правления Великого князя Ивана III (1462 - 1505)

рис.3. Государственный герб во время правления Василия III (1505-1533)

рис.4. Государственный герб во время правления Ивана IV (1533-1584)

рис.5. Государственный герб во время правления Михаила Романова

 (1613-1645)

рис.6. Государственный герб во время правления Алексея Михайловича Романова (1645-1676)

рис.7. Государственный герб во время правления Петра I (1682-1725)

рис.8. Государственный герб во время правления Павла I (1796-1801)

рис.9. Государственный герб во время правления Александра I (1801-1825)

рис.10. Государственный герб во время правления Николай I (1825-1855)

рис.11. Действующий герб Российской Федерации, принятый в 1993 году

Приложение 3

Тест:

  1. Что такое герб? __________________________________________________
  2. Что такое гимн?__________________________________________________
  3. Что обозначают цвета флага России?

Белый_____________________________________________________________

Синий_____________________________________________________________

Красный___________________________________________________________

  1. Какая птица изображена на гербе?__________________________________
  2. Грудь орла на щите защищена щитом с изображение кого?_____________

_____________________________(Ф.И.уч-ся)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка воспитательного мероприятия на тему: "Государственный герб России"

Данное мероприятие разработано для воспитанников детского творческого объединения "Мир природы, возраст воспитанников 9-10 лет.Цель занятия:Познакомить воспитанников с историей становления государстве...

презентация к воспитательному мероприятию "Государственный герб России"

презентация для воспитанников детского творческого объединения "Мир природы"Цель:Познакомить воспитанников с историей становления государственного герба России.Ознакомитьучащихся с понятием «гер...

Герб России как отражение ее истории -материал для классного часа

Интересные исторические факты позволят расширить кругозор учащихся, станут отличным материалом для классных часов, посвященных патриотическому воспитанию. Свою историю должен знать каждый....

Разработка классного часа по истории герба России

Герб и государство - эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее уст...

Классный час "Символы России. Гербы"

С целью воспитания у детей чувства патриотизма и любви к Родине, формирования гражданского самосознания в 5 специализированном кадетском классе был проведен классный час по теме "Символы Рос...

Классный час " Герб России"

Классный час " Герб России"...