Алгоритм работы с семьями «группы риска»
статья по теме

Еремеева Елена Сергеевна

Каждый классный руководитель знает такие семьи в своем классе. Каждый год в сентябре составляется социальный паспорт класса, из которого видно количество каждой категории семей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedrekomendacii_gruppa_riska.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Обилие классификаций семей заставили нас определиться, какие семьи мы включаем в «группу риска».

I группа: это семьи, которые рискуют не справиться с задачей воспитания и делают это в данный момент с большим напряжением сил.
II группа: семьи, уже находящиеся в «зоне риска» (неблагополучные, асоциальные и т.д.), которые не справляются с возложенными на них функциями.

И если первым, иногда достаточно предложить своевременную помощь, то вторым, необходима длительная психолого-педагогическая поддержка, часто требующая межведомственного взаимодействия, и, к сожалению, не всегда приводящая к успеху.

Алгоритм работы с семьями «группы риска»

I. Выявление семей «группы риска»

Каждый классный руководитель знает такие семьи в своем классе. Каждый год в сентябре составляется социальный паспорт класса, из которого видно количество каждой категории семей.

II. Первичное консультирование, на котором происходит знакомство с членами семьи, составляется паспорт семьи (карата), определяется объект, которому нужна помощь, анализируются ресурсные возможности семьи.

Так как в проблему входят три категории: родители, дети, семья в целом, то и методики подбирались к каждой категории.

Дети:

неоконченные предложения, рисунок «Моя семья»;

методика Рене Жиля «Подростки о родителях»;

анкета «Я и моя семья».

Родители:

тест «Какой вы воспитатель»;

опросник «Ваш стиль воспитания»;

тест «Понимаете ли Вы и Ваш ребенок друг друга»;

тест «Роль родителей в воспитании ребенка»;

опросник интерперсонального диагноза (Г. Лири, Р.Л. Лафорже,     Р.Ф. Сучек);

опросник родительского отношения, разработанные А.Я. Варгой и В.В. Столиным);

самодиагностика родительского отношения к детям;

опросник выявления степени заботы родителей по отношению к своему ребенку.

Семья в целом:

самодиагностика типового семейного состояния

опросник взаимодействия родителя и ребенка

III. Психолого-педагогическая коррекция

Проясняются ожидания семьи, вырабатываются цели, задачи, отбираются формы и методы психолого-педагогической поддержки.

В нашей школе используются следующие формы и методы работы с родителями:

Открытые занятия и внеклассные мероприятия

Индивидуальные тематические консультации

Посещение семьи

Родительское собрание

Психологическое обеспечение поддержки включает в себя:

психолого-педагогическое просвещение родителей повышения психологической компетентности родителей в сфере детско-родительских отношений;

сотрудничество с родителями в вопросах, связанных с решением проблем и задач развития их детей.

Это решается через:

индивидуальное или групповое консультирование;

групповые психологические занятия с элементами тренинга, где решаются задачи и информативного плана и обучающего;

вовлечение родителей и детей в совместную деятельность.

Критерии эффективности работы с семьями «группы риска». 

сформированность положительного отношения к школе ребенка и родителей;

доверие к педагогическому коллективу (обращения за психолого-педагогической помощью, посещение родительских собраний);

участие родителей во внеклассных воспитательных мероприятиях;

понимание и принятие родителями положительных и отрицательных сторон ребенка;

выполнение функций семьи в отношении ребенка (воспитательная, эмоциональная, безопасности, коммуникативная, гедонистическая, социально-статусная, хозяйственно-бытовая, сфера первичного социального контроля, духовного общения);

отсутствие правонарушений со стороны ребенка (законопослушное поведение);

успешность ребенка в учебе (отсутствие второгодничества).

Педагогические рекомендации:

Установить контакт с ребенком.

Моделировать ситуации, в которых ребенок  будет чувствовать свою важность.

Давать ребенку посильные поручения, за которые он будет нести ответственность.

Вовлекать ребенка во внеклассные мероприятия, занятия в кружках

Посещение семьи на дому

Попытаться наладить диалог хотя бы с одним из родителей.

Привлекать родителей к внеклассным мероприятиям

Совместная работа со школьным психологом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Статья в помощь классому руководителю "Семьи "группы риска".Профилактика семейного неблагополучия".

Данная статья представляет собой описание особенностей семей "группы риска" и признаков семейного неблагополучия. Классный руководитель может использовать данные в статье рекомендации по работе с небл...

Семьи «группы риска». Коррекционная работа с ними.

В семьях "группы риска", как правило, формируется личность ребенка противоречивая,импульсивная, лишенная устойчивых ориентиров. Оградить ребенка от антипедагогическоговоздействия такой...

Доклад «Разнообразие форм и методов работы с учащимися «группы риска», «трудными» и неблагополучными семьями как одно из эффективных направлений профилактической работы»

Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос...

Статья «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска коррекционной школы VIII вида».

Доклад  «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска коррекционной школы VIII вида» на городском семинаре классных руководителей ....

Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»

Презентация  к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»...