Диагностика лидерских способностей
методическая разработка по теме

Гайнуллина Гульнара Рашитовна

Материал для кураторов групп 1 курсов  для выявления лидеров 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_lid.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лидер ли Вы?

За каждый ответ "да" - 10 очков, "не знаю" - 5 очков, "нет" - 0 очков.

1. Еще в детстве необходимость подчиняться другим людям была для меня проблемой.

2. Думаю, что прогресс в науке и культуре немыслим без людей с развитыми потребностями властвовать над другими.

3. Думаю, что настоящий мужчина умеет подчинять своей воле женщин.

4. Честно говоря, не люблю, когда близкие опекают.

5. Согласен(на) с утверждением, что истинная натура женщины - покорность.

6. Не все, возможно, догадываются, что брать все на себя мне приходится из-за постоянных опасений за благополучие родных.

7. По-моему, большинство проблем возникает из-за недостатка лидеров с "железной рукой".

8. В трудных ситуациях, требующих быстрого решения, мне обычно не надо много времени, чтобы поступить правильно.

9. Знаю, что люблю и могу руководить другими людьми.

10. Не умею и не хочу открываться до конца не перед кем.

11. Мне приятны мечты о "тихой пристани".

12. Думаю, что подчиненному необходимо уметь выполнять любые приказы начальника.

13. Возможно, это странно, но в отношениях с близкими мне людьми испытываю внутреннее сопротивление, когда вынужден(на) просить о чем-то.

14. Часто бывают ситуации, когда кто-то ждет от меня объяснений, хотя, на мой взгляд, все и так ясно.

15. Мне кажется, что мой характер похож на характер отца (матери), который(ая) был(а) опорой в семье.

150-100 очков: Ваши ответы рисуют образ великого диктатора, который считает, что знает, как есть и как должно быть. И такому поведению Вы легко находите оправдание. Вы умеете убеждать и руководить другими, заставить выполнить работу в срок. Но иногда что-то в тоне, взгляде, жесте Ваших "подчиненных" говорит: дай передохнуть!

99-50 очков: Гармония и решительность, мудрость и расчет, умение дать мудрый совет - вот Ваши главные достоинства. Если необходимо - руководите, если нужно - уступаете, всегда принимая во внимание чужое мнение и желание. Но только Вам известно, всегда ли Вы добиваетесь цели достойными средствами.

49-0 очков: Ваши ответы характерны для "психологического ужа". Вы способны проглотить любой упрек, даже если это не обязательно, всем пожертвовать, хотя этого никто не требует. Часто, чувствуя собственное бессилие, Вы способны на... решительный поступок. Испытывая беспомощность, ищите в других недостающие Вам черты характера. И в этом находите смысл и надежду на лучшую для Вас жизнь.


Творческие способности.

Задача исследования. Оценка творческого воображения и скорости процессов мышления количественным показателем. Предлагаются любые три слова в сочетании, ранее не известном исследуемому.

Пример инструкции испытуемому. "После сигнала "Внимание!" я назову и напишу на доске три слова. Ваша задача - возможно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз так, чтобы в каждую из них входили все три слова. Например, если бы я написал "дождь", "поле", "земля", можно было бы объединить их в такую фразу: "Дождь в поле хорошо промочил землю".

Возможны и другие фразы. Каждую фразу надо писать с новой строки. Когда я буду говорить: "Черта", ставьте отчетливо заметную косую черту в том месте, в котором вас застанет сигнал. Пишите быстро, но обычным почерком, чтобы было нетрудно прочитать. Когда я дам команду "Стоп!", прекратите писать и переверните лист бумаги". Пустить секундомер, через 5 мин дать команду "Стоп!".

Учет и анализ результатов. Ведется наблюдение за мимикой и поведением исследуемого. Путем опроса надо уточнить, какие фразы писать легко, а когда было трудно что-либо придумать, что именно мешало.

Каждая фраза оценивается по пятибалльной системе: 5 - остроумная оригинальная комбинация; 4 - правильное, логичное сочетание слов; 3 - пожалуй, и так можно; 2-два слова связаны, а третье не логично, 1 - бессмысленное сочетание слов.

Эти показатели могут быть сведены к одному коэффициенту творческого воображения, который равен сумме проставленных баллов, поделенной на число фраз, написанных за 5 минут.


Тест «Умеете ли вы слушать?»


Каждый учащийся получает бланк с вопросами:


1. Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то разговариваешь?
2.Делаешь ли ты только вид, что слушаешь, а сам думаешь о другом?
3. Реагируешь ли ты эмоционально на слова рассказчика?
4.Ты часто перебиваешь собеседника?
5. Ты слушаешь или только делаешь вид, что слушаешь?
6
. Ты мечтаешь о чем-то своем, когда слушаешь других?
7. Возможно, ты обдумываешь, что сказать, когда слушаешь собеседника?

Теперь подсчитаем результаты: чем больше у вас ответов «да», тем хуже вы умеете слушать. Давайте подумаем над вопросом,  что мешает нам слушать других?


Методика на определение степени выраженности умения слушать другого человека


Инструкция. Перед вами 16 вопросов, ни каждый из которых вы должны ответить утверждением «да» или «нет». Следует помнить, что нет «правильных» или «неправильных» ответов, поскольку люди различны и каждый высказывает свое мнение. Главное, старайтесь отвечать честно, не пытайтесь произвести благоприятное впечатление, ответы должны соответствовать действительности. Свободно и искренно выражайте свое мнение. В этом случае вы сможете лучше узнать себя.
Заранее благодарим вас!

Анкета
1.Ждете ли вы терпеливо, пока другой закончит говорить и даст вам возможность высказаться?
2. Спешите пи вы принять
решение до того, как поймете сущность проблемы?
3. Слушаете ли вы лишь то, что вам нравится?
4.Мешают ли вам слушать собеседника ваши эмоции?
5. Отвлекаетесь ли вы, когда собеседник излагает свои мысли?
6. Запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?
7 Мешают ли вам слушать предубеждения?
8 Прекращаете ли вы слушать собеседники,
когда появляются трудности в его понимании?
9. Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему?
10. Всегда ли вы слушаете собеседника?
11 .Ставите ли вы себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его говорить именно так?
12.Принимаете ли вы во внимание тот факт, что вы с собеседником можете говорить о разных вещах?
!3. Допускаете ли, что у вас
и вашего собеседника может быть разное понимание смысла
употребляемых слов?
14. Пытаетесь ли вы выяснить, чем вызван спор: разными точками зрения, постановкой вопроса и т. п.?
15. Избегаете ли вы взглядов собеседника
в разговоре?
16. Возникает ли у вас непреодолимое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему, опередить его в выводах?
При обработке результатов подсчитывается количество ответов «да».

Интерпретация
— 6 баллов и ниже свидетельствуют о низкой степени выраженности умения слушать других, о направленности в ходе общения на себя (т.е. удовлетворение своих притязаний, вне зависимости от интересов партнера). Снижена чувствительность в оценке текущей ситуации,  когда молчать и слушать, а когда говорить. Требуется обучение навыкам эффективного слушания.
— От 7 до 10 баллов -  средняя степень выраженности умения слушать собеседника. Данное умение скорее проявляется ситуативно и зависит от личной значимости (заинтересованности) получаемой информации. Требуется совершенствование навыков и приемов активного слушания.
— 10 баллов и выше свидетельствуют о явно выраженном умении слушать других вне зависимости от личной значимости получаемой информации. Такой человек является эффективным работником (если в основе деятельности лежит общение с людьми).


Тест «30 пословиц» 

Тест на определение  способа поведения в конфликтных ситуациях.

Как показала практика, тест Томаса слишком трудоемок в обработке в условиях тренинга, поэтому  заменили его более легким и менее трудоемким тестом «30 пословиц».

Инструкция к тесту: 
«Представьте себе, что вы — экзаменатор, оценивающий предлагаемые ниже суждения так, что не удовлетворяющие из них лично вас оцениваются единицей или двойкой, а совпадающие с вашим личным мнением или близкие к нему —
4 или 5.
Оценка З не должна использоваться вовсе.
Оценивается каждое суждение без особенно долгих раздумий, чтобы не затягивать процедуру экзамена”. За советами обращаться к вам не рекомендуется по вашему положению экзаменатора — оценки ставятся по первому ясному впечатлению напротив номеров суждений в таблице, приведенной ниже».

Бланк теста «ЗО пословиц»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Тест «ЗО пословиц»
1. Худой мир лучше доброй ссоры.
2
. Если не можешь заставить другого думать, как ты хочешь, заставь его делать.
3. Мягко стелет, да жестко спать.
4. Рука руку моет.
5. Ум хорошо, а два лучше.
6. Из двоих спорящих умнее тот, кто замолчит.
7. Кто сильнее, тот и прав.
8. Не подмажешь - не поедешь.
9. С паршивой овцы хоть шерсти клок.
10. Правда то, что умный знает, а не то, о чем все бают.
11. Кто ударит и убежит, тот смелый драться хоть каждый день.
12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.
13. Убивай врагов своей добротой.
14. Честная сделка не вызывает ссоры.
15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
16. Дерись подольше да ума набирайся побольше.
17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
18. Добро слово победит.
19. Ты — мне, я — тебе.
20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, может извлечь пользу из истины, которой обладает другой.
21. Кто спорит — ни гроша не стоит.

22. Кто не отступает — тот обращает в бегство.
23. Ласковый теленок двух маток сосет.
24. Кто дарит — друзей наживает.
25. Вынеси заботы на свет и держи с другими совет.
26. Лучший способ решить конфликт — избежать его.
27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
28. Кротость торжествует над злом.
29. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
30. Чистосердечие, честь и доверие сдвинут горы.

Обработка

После того как участники оценят все пословицы, они могут подсчитать баллы по колонкам. Тренер, перед тем как зачитает интерпретацию, напоминает участникам, что если они не согласны с тем, что получилось в тесте, то лучше оставаться при своем мнении. Любой тест работает с определенной долей вероятности, и всегда находятся люди, чьи результаты ошибочны. Совпадает результат с действительностью или нет, решать самим участникам.

Интерпретация


1-й тип
«черепашка». У людей такого типа — большое желание спрятаться от проблем под «панцирь». Это представители позитивного консерватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной ситуации человек данного типа с вами во всех делах, но в сложной ситуации он может изменить вам.
2-й тип «акула». Для людей этого типа главное — их цель, их работа. Их не волнует отношения коллег («Ваша любовь мне ни к чему»). Умный руководитель уважает целенаправленность «акулы» — надо лишь ограничить ее притязания. Если коллектив состоит из «черепах», он может добиться, чтобы «акулы» не процветали. «Акулы» очень важны для коллектива, потому что, двигаясь к собственной цели, они могут вывести коллектив из сложной ситуации.
З-й тип «медвежонок». Люди этого типа стараются сглаживать острые углы, чтобы все в коллективе любили друг друга. Зная заботы и интересы каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы в день рождения, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них наиболее важным оказываются человеческие отношения.
4-й тип — «лиса». Люди этого типа всегда стремятся достигнуть компромисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся активными участниками любой деятельности. Но в отношениях с людьми «лиса» может отойти от главных заповедей (пользуются принципом «Не обманешь — не проживешь»). Люди этого типа часто не понимают, почему их не ценят окружающие.
5-й тип — «сова». Это честные и открытые люди. Представители этого типа никогда не будут изворачиваться, уходить от борьбы, они могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели. У них стратегия честной и открытой борьбы, честной и открытой цели.

Можно сопоставить результаты теста «30 пословиц» с пятью способами Томаса:
- «акулы» чаще используют соревнование;
- «черепашки» — уклонение;
-  «медвежата» — приспособление;
- «лисы» — компромисс;
- «совы — сотрудничество.


Нужна ли вам власть? (по О. Соломонову )

Если человек не знает, что ему делать, и обращается к вам за помощью, то вы обязательно ему что-нибудь посоветуете, даже если сами не будете знать, как найти выход из создавшегося положения?

Лидер должен выделяться из толпы не только внутренними качествами, но и внешностью, например, ярко и стильно одеваться, носить модную прическу, необычные аксессуары и прочее?

Лидер должен выполнять свои обещания даже тогда, когда обстоятельства меняются и ему становится трудно или невыгодно держать свое слово?

Каждый нормальный человек должен стремиться к лидерству, потому что лучше руководить людьми, держать в своих руках власть и пользоваться ею, чем кому-либо подчиняться, выполнять чужие приказы?

Лидер отвечает за тех людей, которыми руководит, и за ошибки и за промахи его подчиненных будет расплачиваться именно он, потому что это его
вина?

Для того, чтобы быть лидером, совсем не обязательно иметь официальную должность, главное, чтобы люди видели в тебе лидера, охотно подчинялись тебе, прислушивались к твоему мнению, брали с тебя пример?

Лидер не имеет права поступать так, как ему хочется, ему все время следует помнить о том, что на него смотрят люди, ему нельзя подавать им дурной пример?

Настоящий лидер всегда одинок, потому что два лидера вместе не уживутся, ни в семье, ни в на работе, они будут сражаться за власть и кто-нибудь непременно победит, а слабые люди лидеру не пара?

Лидер не обязан отчитываться перед своими подчиненными в своих поступках, мыслях и намерениях, это его личное дело, как действовать, лишь бы конечный результат был хорошим?

10. Человек должен родиться лидером, в ином случае он никогда им не станет, поскольку лидерские качества либо есть, либо их нет и развить их невозможно?

Обработка

За каждый положительный ответ — 1 балл, отрицательный — 0 баллов.

После того, как участники подсчитали баллы, ведущий зачитывает результат теста. Однако для интриги заранее подготовленные листки с результатами можно раздать участникам с тем, чтобы они прочитали их позже.

Результат теста

9—10 баллов — вы обладаете всеми задатками лидера. Как правило, вы добиваетесь своей цели, при этом действительно способны увлечь людей и повести их за собой. Однако в общении с людьми можете быть деспотичными и безжалостными, ставя свои интересы выше интересов окружающих. Если в какой-то момент им это надоест, они могут найти другого лидера.

6—8 баллов — вас привлекает не столько власть, сколько ее внешние атрибуты: уважение и восторг окружающих. Получив власть, вы смогли бы ее удержать, но дорогой ценой. Необходимость выполнения многочисленных неприятных и сложных обязанностей очень скоро может отнять у вас силы. Оказывается, власть — не только приятные права и возможности. Приходится еще и работать!

3—5 баллов — вы не стремитесь к власти, однако, если вам представится такая возможность, вы ее не упустите. Вы интуитивно чувствуете, что нужно сказать людям и о чем лучше промолчать, и это большой вам плюс. Вы не прирожденный лидер, но лидерские качества у вас есть, именно они помогают (и будут помогать!) вам преодолевать трудности.

1—2 балла — похоже, вам власть не нужна, так как вам и так прекрасно живется. Конечно, в экстремальной ситуации в вас могут открыться новые качества, о которых никто даже не подозревает. Вы могли бы стать более активным, выйти из тени. Действуйте, и у вас все получится!

О баллов — если вы ответили «нет» на все вопросы, то возможны два варианта. Первый — вас не интересует власть, вы не хотите управлять, командовать и нести ответственность ни за кого, кроме себя. Второй — вы бы хотели (и могли) стать лидером, но у вас особое понятие об этой роли. Если вы придете к власти, то из вас получиться нестандартный руководитель. Плохой или хороший — будет зависеть только от вас!


Ведущий и ведомый (по С. Степанову )

Способный руководитель — это лидер и администратор в одном лице. Однако можно стать успешным, ведя за собой, а можно — четко выполняя инструкции. Кто вы: ведущий или ведомый? Ответьте на предложенные вопросы «да», «нет» или «не знаю», «неуверен».

Если некое авторитетное лицо публично высказывает мнение, которое я считаю неверным, я постараюсь, чтобы присутствующие выслушали и мою точку зрения.

В детстве меня часто называли непослушным ребенком.

Убежден, что окружающий мир может быть улучшен.

Не люблю, когда друзья и родные пытаются меня опекать, досаждают советами.

В ситуациях, требующих серьезного решения, я не склонен к долгим колебаниям.

По-моему, большинство общественно-политических проблем возникает из-за недостаточной твердости ответственных руководителей.

Я не смущаюсь, если мне приходится кого-то упрекать.

Если с каким-то делом невозможно справиться одному, то для его выполнения мне нужны помощники, а не советчики.

В спорах всегда стараюсь оставить за собой последнее слово.

Считаю, что никакой прогресс немыслим без стремления одних людей к превосходству над другими.

Мне часто приходится брать на себя ответственность, потому что другие недостаточно решительны.

Не верю в абсолютное равноправие в семейных отношениях, в своей семье буду главой.

Когда в гостях никто не решается взять последний кусок торта, я спокойно могу это сделать.

Люблю быть в центре внимания.

15. Готов смириться с ролью подчиненного только как с временной.

Ключ.

 За каждый ответ «да» засчитывается по 10 очков, «не знаю» или «не уверен» — по 5 очков, «нет» — 0 очков.

Свыше 100 очков. Вам не занимать инициативы и уверенности в себе. Похоже, сама природа уготовила вам роль вожака, снабдив необходимыми для этого качествами — смелостью, целеустремленностью, твердой волей. Однако у этих достоинств бывает и оборотная сторона — завышенная самооценка, бесцеремонность, неумение считаться с чужими интересами. Вы сумеете добиться больших успехов, если будете помнить: люди охотно идут за лидерами, но недолюбливают диктаторов.

50—100 очков. Вы обладаете исключительно ценным качеством — умением принимать роль ведущего или ведомого в зависимости от обстоятельств. Уважение к авторитету не мешает вам иметь собственную точку зрения. Для вас найдется место в любом коллективе. Главное теперь — выбрать такое место, которое бы вас устраивало.

Менее 50 очков. По своей натуре вы более склонны принимать роль исполнителя и подчиненного. Вас тяготит личная ответственность, и вам легче следовать инструкциям. Но, может быть, вы способны на большее? Чаще вспоминайте мудрый афоризм: «Два copra людей никогда ничего не добьются: те, кто не умеет выполнять указания, и те, кто умеет только выполнять указания». Вместе с тем помните: надежный исполнитель — важнейшая опора каждого начальника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика коммуникативных способностей педагога

Реализация функций обучения и воспитания происходит через общение. Субъектами педагогического общения являются педагоги и обучающиеся. общение имеет огромное значение для профессионального и лич...

«Исследовательская деятельность школьника как основа формирования творческого потенциала, проявления лидерских способностей и коммуникативных связей»

Не существует сколько-нибудь достоверныхтестов на одаренность, кроме тех, которыепроявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковойисследовательской работе.А. Н.Колмог...

Диагностика специальных способностей ребенка, принимаемого в хореографический коллектив. Диагностика формирования знаний и умений учащихся по теме ПДД.

Правильный отбор детей для обучения танцу и успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей....

тест ДИАГНОСТИКА ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Экспериментальная апробация контрольно-измерительного материала в рамках реализации экспериментальной деятельности ...

Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой

Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и  диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой...

Профессиональное мастерство учителя и педагогические способности. Диагностика педагогических способностей.

Высшей ступенью педагогической культуры, ее проявление в реальной жизни является педагогическое мастерство, которое представляет собой «синтез развитого психолого-педагогического мышления, профе...

«Спорт как один из факторов формирования лидерских способностей подростков».

Подростковый возраст – период, когда происходит не только физический рост, но и социальное взросление. В основе социальной зрелости подростка лежит его способность самостоятельно определять свою...