Классный час к Дню народного единства
классный час (5 класс) по теме

Гильмутдинова Людмила Александровна

 В очень далекое время люди жили разрозненными племенами – большими семьями. Но и большими семьями не всегда удавалось преодолевать всякие трудности, лишения, опасности. Это и заставило их объединяться. Род на род – получается народ.  Русский народ образовался из племен, которые называли себя славянами. Было это 2-3 тысячи лет тому назад. Славянских племен было очень много, от них пошли такие народы как чехи, поляки, словаки и, конечно, украинцы (малороссы), белорусы и русские. Землю, где жили эти племена называли Русью по названию реки Русы, притока Днепра, а людей, живших на этой земле стали называть руссами.

В данном материале вы найдёте много интересного для проведения классного часа к Дню народного единства - праздника нового, но очень нужного и полезного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc40.5 КБ
Office presentation icon kopiya_den_ed-kl.chas_.ppt2.34 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час  «День народного единства

Цель:

Дать представление о новом празднике, раскрыть значение и роль праздника как дня сохранения единства народа, начала государственности, завершение смуты на Руси.

Воспитание чувства любви к своей Родине, ее героическому прошлому, традициям и обычаям, культуре народа.

Оборудование:

Карта мира, презентация, ложки, камчатские сувениры, «дерево» + ленточки

1. Вступительная беседа классного руководителя

В настоящее время в мире насчитывается более 200 государств: НИДЕРЛАНДЫ и ТАНЗАНИЯ, САЛЬВАДОР и ТРИНИДАД, ШВЕЙЦАРИЯ и ФИДЖИ, РОССИЯ.

257 национальностей: ПАМПАНГАНЫ, МАКАССАРЫ, НОРВЕЖЦЫ И ЭСТОНЦЫ, ВИСАЙЯ и КОЛУМБИЙЦЫ, ну и, конечно, РОССИЯНЕ.

В России проживают 182 национальности: РУССКИЕ и ЧЕЧЕНЦЫ, КАРЕЛЫ И МОЛДОВАНЕ, ЛАКЦЫ И КАЗАКИ, БЕЛОРУСЫ и КАРАИМЫ и много-много других.

 В очень далекое время люди жили разрозненными племенами – большими семьями. Но и большими семьями не всегда удавалось преодолевать всякие трудности, лишения, опасности. Это и заставило их объединяться. Род на род – получается народ.  Русский народ образовался из племен, которые называли себя славянами. Было это 2-3 тысячи лет тому назад. Славянских племен было очень много, от них пошли такие народы как чехи, поляки, словаки и, конечно, украинцы (малороссы), белорусы и русские. Землю, где жили эти племена называли Русью по названию реки Русы, притока Днепра, а людей, живших на этой земле стали называть руссами.

        Это были хорошо развиты физически и красивые люди (русый по старославянски – красивый). У каждого народа складывались свои обычаи, традиции – неписаные правила поведения, отношения между людьми. Они складывались в течение длительного времени, в них отразились устойчивые привычки народа.

Рассказ о посиделках, вечерках, русском фольклоре: сказки, песни, танцы, игры. ИГРА НА ЛОЖКАХ+ Р.Н.ПЕСНЯ «Лапти»

Знание народных традиций, обычаев, фольклора (песен, танцев) – приобщение к тысячелетнему опыту народа. Надо беречь народную культуру, язык народа, не осквернять его бранными словами. У всех нас один дом – Родина, Россия. Она породила и взрастила нас, людей, живущих на этой земле. И каждый должен любить и гордиться своей Родиной, великой страной, ее красотами.

Вижу – русское приволье,

Вижу – степи и поля.

Это русское раздолье,

Это – русская земля.

Беседа

Как называется праздник 4 ноября?

Почему отмечается 4 ноября?

(ответы учащихся)

Русская земля, русские просторы всегда были предметом зависти других народов. Но русский народ всегда защищал и отстаивал свою Родину. Назовите примеры из истории о героическом прошлом Родины.

(ответы учащихся)

Рассказ учителя о борьбе с иноземными захватчиками, о страшной поре «лихолетья»

Когда значительная часть русской земли оказалась в руках поляков и шведов. По стране разъезжали отряды захватчиков, начисто обирали население, топтали посевы, резали скот, сжигали города и села, зверски убивали или угоняли в плен жителей, издевались над русскими обычаями.

Осенью 1611 года в Н.Новгороде земской староста (объяснить слова) Кузьма Минин начал формировать отряды народного ополчения для борьбы с врагами. Избрали военного предводителя народной рати известного своей храбростью и честностью Дмитрия Михайловича Пожарского. В июне 1612 года народная дружина Минина и Пожарского выступила на Москву, где в то время находился вражеский гарнизон. Не одна кровопролитная битва произошла в Москве и под Москвой. В октябре 1612 года вражеский гарнизон сдал Кремль. Ополчение Минина и Пожарского полностью освободило столицу от врагов.

В память о патриотических подвигах Минина и Пожарского  на Красной площади в Москве им установлен памятник . На нем выбита надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия» (показ репродукции).

В память об этом день 4 ноября учрежден как праздник – День народного единства, день сохранения единства народа, завершения смуты на Руси, установления государственности.

 «Путешествие на Камчатку»

Камчатка – это удивительный край  чистых озёр и грозных вулканов. Это суровый и снежный край, где метёт пурга, и дуют сильные и  колючие ветры. Это  родной край – для хантов и эскимосов, чукчей и коряков. Все вместе жители Камчатки называются КАМЧАДАЛЫ. Это прекрасный край северного сияния и гордых оленей.

Камчатка — земля контрастов, совсем непохожая на Центральную Россию. Это край вулканов и ледников, горячих источников и кипящих гейзеров, стремительных рек, озёр и водопадов. 

Территория Камчатского края охватывает Камчатский полуостров и прилегающую к нему северную материковую часть, а также Командорские и Карагинский острова. Полуостров омывается на западе Охотским морем, на северо-востоке — Беринговым морем и Тихим океаном на юго-востоке. Эти моря холодные, штормовые, лёд на них держится по 7-8 месяцев в году. 

4 ноября в центре города Петропавловска-Камчатского на этнической площадке "В гостях у Кутха" прошел традиционный корякский национальный обрядовый праздник нерпы — "Хололо".

На праздник "Хололо" собрались жители и гости полуострова Камчатка, интересующиеся самобытной культурой коренного народа Камчатки — коряков, чтобы посмотреть традиционные обряды, выступление национальных фольклорных ансамблей, отведать корякские национальные блюда, полюбоваться праздничной одеждой коренных жителей, купить камчатские сувениры, станцевать на этнодискотеке.

День нерпы ("Хололо") — это исполнение древних корякских обычаев, ритуальных танцев и песен.

Среди обрядов, проводимых на "Хололо", — обряд очищения; кормление духов; подношение морю и кормление нерпы; перетягивание ремня из шкуры нерпы; угощение всех ухой, толкушей и другими корякскими блюдами; бросание кедровых шишек на удачу, богатство и здоровье; украшение "дерева счастья" травой и лоскутками

Толку́ша — традиционная еда чукотско-камчатских народов на русском Дальнем Востоке, особенно на Камчатке. Изготовляется путем дробления в деревянной ступке смеси из юколы или рыбьей икры, ягод (черника, водяника), кедровые орехи, кипрея, местных луковичных — например «сараны» (Рябчик камчатский, Fritillaria camschatcensis(L.), до пастообразного состояния.

Итог

- Почему иноземные захватчики не смогли уничтожить Русь?

- Какая заслуга в этом Минина и Пожарского?

- Как называется праздник 4 ноября и в честь чего он установлен?

Заключение

                  Мой край родной

                  И нет тебя красивей

                  Тайга бескрайняя

                  И неба синева

                  С тебя Камчатка

                  Начинается Россия!

                  Здесь начинается

                  Любимая страна!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Крепкое единство приносит большое добро. Силован Рамишвили.

Слайд 3

русские и чеченцы

Слайд 4

лакцы и казаки

Слайд 5

Хочешь – вальс играй, а хочешь – суп хлебай.

Слайд 6

Русская народная песня «Лапти» Во деревне то было в Ольховке, Во деревне то было в Ольховке. Эх, лапти, да лапти, да лапти мои. Эх, лапти, да лапти, да лапти мои. Лапти новые, кленовые, решетчатые.

Слайд 8

Добро пожаловать на Камчатку

Слайд 10

ханты

Слайд 11

эскимосы

Слайд 12

чукчи

Слайд 13

коряки

Слайд 15

«Хололо» - праздник нерпы

Слайд 16

Толкуша – традиционная еда камчатских народов

Слайд 17

МЫ ВМЕСТЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа, посвящённого Дню народного единства

Сценарий классного часа, посвящённого Дню народного единства. целевая аудитория - 3-5 классы....

разработка классного часа о дне народного единства

разработка классного часа к 400-летию освобождения Москвы в 8 классе....

Классный час ко Дню народного единства "Путешествие по страницам истории России"

Только 1 из 100 жителей России знает,в честь каких событий учрежден День народного единства. Это говорит о том, что большая часть граждан оказались оторванными от русской духовной традиции, что являет...

Классный час ко Дню народного единства.

Классный час для учащихся 5 классов. История празднования праздника в России.Благодарность  Ждырёвой Л.А, за ее презентацию, на основе которой я сделала свою....

Классный час ко Дню народного единства "Я, ты, он, она - вместе целая страна"

Классный час для учащихся  6-7 класса ко Дню народного единства....

Классный час ко Дню народного единства.

Классный час ко Дню народного единства:Урок- толерантности  по теме «Мы вместе!» (на примере подвига Минина и Пожарского)....

Сценарий классного часа, посвящённого Дню народного единства

Данный материал является разработкой классного часа для учащихся 5-6 классов...