Ваш костюм
классный час по теме

Черкесова Екатерина Владимировна

Ничто не подвержено такому быстрому изменению, как мода и костюм человека.  Слово «Мода» означает «мера, правило, способ». Нигде, как в одежде, так прочно и так наглядно не слились воедино два человеческих начала: духовное и материальное. Об этом говорит и бесчисленный ряд слов, связанных с понятием одежды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vash_kostyum.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Ваш костюм.

Форма проведения: рассказ с элементами интерактивной игры.

Цели и задачи:

  1. Познакомить детей с музейной коллекцией одежды;
  2. Дать представление о костюме деревенской девушки конца XIX – начала XX вв.
  3. Способствовать развитию у детей творческой активности.

Методы и приемы: погружение в прошлое.

Место проведения: стационарная экспозиция музея методического творческого центра.

Предметный ряд и оборудование: костюмы крестьянки конца XIX – начала ХХ вв., раздаточный материал, карточки с рисунками орнамента.

Ход занятия.

Здравствуйте, мы рады приветствовать Вас в нашем музее. Сегодня мы с вами поговорим о возникновении моды, познакомимся с костюмом, который носили наши бабушки и прабабушки, поговорим о «языке» костюма, с помощью которого можно узнать много интересного.

Ничто не подвержено такому быстрому изменению, как мода и костюм человека.  Слово «Мода» означает «мера, правило, способ». Нигде, как в одежде, так прочно и так наглядно не слились воедино два человеческих начала: духовное и материальное. Об этом говорит и бесчисленный ряд слов, связанных с понятием одежды.

Какие мы знаем пословицы и поговорки  связанные с одеждой, ношение костюма:

  1. По одежке встречают, провожают по уму.
  2.    Курицу не накормить, девицу не нарядить.

А ВСЕГДА ЛИ ЛЮДИ НОСИЛИ ОДЕЖДУ?

Одежда определяла социальное положение человека в обществе, степень развития ремесла и торговли. Например в древней Греции одежду белого цвета носили знатные люди, мудрецы, и ученые мужи, они прятали под складками одежды руки, чтобы показать, что они не занимаются физической работой. Сельские жители носили одежду серого, зеленого и коричневого цвета.

А как выглядела одежда древних людей?

Из шкуры, из меха, шили иголкой. Сделанной из кости какого-нибудь животного, позже из металла, а вместо ниток вдевали жилы животных. Несколько тысяч лет назад люди придумали приспособления для переплетения нитей – ткацкий станок – и научились прясть.

У нас в экспозиции нет ткацкого станка, но есть прялка и самопрялка.  Первым материалом из которого делали ткань был лен. Лен принадлежит к тем техническим растениям, следы использования восходят к неолиту. Широкое использование льна в древности в странах с различным климатом объясняется его большими адаптивными свойствами. Лен вырастает и созревает за 90-100 дней. Он растет на суглинках, супесях и других почвах при достаточном увлажнении. Льняные волокна отличаются большой длиной и крепостью. Они легко расщепляются на более мелкие волокна. Обработка льна состоит в удалении листьев и семян. Затем производится вымачивание, чтобы вызвать бродильное гниение стеблей и их разграбление. После просушки лен мнут и треплют для отделения волокон от хрупких частей стебля. Завершающий обработкой является расчесывание прядей льняных волокон. Давайте попробуем поработать с куделью! Сядь на донце прялки, в правую руку возьми веретено. В гребне прялки – кудель. Попытайся движениями рук показать, что ты прядешь (левой рукой нить тяни из кудели, а правой наматывай её на веретено).

        Пусть твои друзья садятся на лавку. Возьмут в руки прялки. А теперь представьте, что вы прядете. Началом текстильного производства принято считать прядение, т.е. скручивание волокон в нить на вересте. Слово «веретено» уходит в глубочайшую древность, означает «нечто вращающееся». Однако производство ниток, шнурков, веревок сучением и скручиваем без веретена предшествует не только такому производству, но и прядению с помощью веретена. Изготовление ниток и тканей восходит к глубокой древности. Первым шагом в изготовлении травяных и лубяных нитей и веревок было скручивание волокон с тем, чтобы упрочить их и уровнять напряжение при разрывных воздействиях. Кручение, кроме того, сохраняло волокнам эластичность. Плетение до сих пор во многих случаях осуществляется вручную, а ткачество очень рано производилось на станке. Однако существовал начальный этап, когда большого внешнего расхождения между плетением и ткачеством не было, хотя вручную изготовлялось только в узких лентах.

К работе этого рода приступали осенью, после окончания  уборки урожая, старались завершить её к весне. Чтобы спрясть 16 кг. Требовалось ни много ни мало 955 часов усердной работы. Давайте посчитаем, сколько это дней? (40 дней).

Прежде чем Мы с Вами пойдем дальше Нам необходимо разгадать загадки, которые спрятаны у нас в лукошки.

ВЕСЬ МИР ОДЕВАЕТ – САМА НАГИШОМ.

ТОПИЛИ, СУШИЛИ, КОЛОТИЛИ, РВАЛИ, КРУТИЛИ, ТКАЛИ, НА СТОЛ КЛАЛИ.

СКОЛЬКО РАЗ КРУТИТСЯ, НА СТОЛЬКО И ВЫРАСТАЕТ

ОДИН ВХОД. ТРИ ВЫХОДА.

ПЯТЬ ЧУЛАНОВ – ОДНА ДВЕРЬ.

ПУСТО – СТОИТ, ПОЛНОЕ – ХОДИТ.

СИЖУ ВЕРХОМ, НЕ ЗНАЮ НА КОМ. ЗНАКОМЦА ВСТРЕЧУ, СОСКОЧУ – ПРИВЕЧУ.

Девушка крестьянка должна была нравиться парням, для этого надо было хорошо одеваться. В праздники переодевалась по 3-4 раза в день, если шла на гулянья в соседнюю деревню, то несла с собой не менее двух костюмов, а если ехали к дальним родственникам, то забирали с собой всю одежду, чтобы не опозориться в чужом месте. Во многих деревнях существовал обычай, по которому в первую неделю Святок по домам ходили так называемые «наряженные». Это были группы девушек, одетых в лучшие костюмы, с наброшенными на плечи дорогими шалями, но с закрытыми тюлем лицами.

Девушки полагалось иметь 3 вида одежды: для будней, для праздников, и для свадьбы. Праздничный наряд, это было не одно платье, а целый отдельный гардероб: один для Пасхи, другой для Рождества и Святок, третий для гуляний в праздничные дни, четвертый для посиделок в будние дни, для выхода в церковь по воскресеньям. Праздничные костюмы шили из дорогой ткани.

Дорого было СОДЕРЖАТЬ ОДНУ ДЕВУШКУ?  Вот почему в крестьянских семьях, предпочитали, чтобы родился мальчик. На 1 дочь работала вся семья. Выращивали лен, пряли. Ткали, шили. Продавали овощи и изделия своего труда. Все вырученные деньги шли на наряды и приданное.

Красна девица идет,

Словно павушка плывет.

На ней платье голубое,

Лента алая в косе,

На головушке перо,

Хоть пятьсот рублей дано,

Хоть пятьсот рублей дано,

Стоит тысячу оно.

Костюмы девушек из разных областей, различались, однако при всем том многие особенности были общими. В Поволжье надевали рубаху и сарафан. Костюм всегда дополнялся головным убором. В праздники костюм дополнялся украшениями. Носили серьги, «Чусы», кольца. Браслеты очень редко.

Давайте с Вами примерим одежду крестьянских девушек.

Замазать одежду, потерять шапку или прожечь дыру у костра было настоящим несчастьем. Одежду не выбрасывали, а передавали по наследству, донашивая до полной ветхости.

        Интеллигенция. Городские жители, стремились, чтобы их костюм отличался от костюмов простолюдинов. Как же узнавали о новых фасонах модники? Ведь журналы мод появились не сразу. Сначала это были куклы Пандоры, которых нарядно одевали и возили из столицы в столицу, демонстрируя модную одежду. В этот момент прекращались все военные действия. Первый журнал мод появился в 18 в. в Англии. Лишь а начале ХХ в. в моду вошли блузы и юбки. Эту одежду было легче подобрать по фигуре. Такой костюм был предназначен для повседневной носки.  Понятие «костюм» включает в себя весь комплект одежды обувь, головные уборы, сумочки, веера, ювелирные украшения, формирующие внешний облик человека. Ни одна модница не могла обойтись без перчаток. Перед Вами лаковые перчатки очень тонкой выделки.

Сейчас мы заглянем в уголок нашего музея, перешагнув несколько веков вперед. И увидим перед глазами платье модницы 30 гг. ХХ в, которое носили наши бабушки. Заметьте, что длинные платья сменяют более короткие, стало модно носить платье чуть ниже колена. Это платье «птичьего» силуэта – узкие удлиненные пропорции, с неровным подолом, сшитые из дорогих материалов. Такое платье называется «чарльстон» от модного танца. Сходство с птицей усиливается благодаря короткой стрижки и шапочке.

Так одевались наши прабабушки и бабушки. У многих из них наверняка остались вышедшие из моды старые вещи, которым место в музее.

Основные законы моды:

  1. Всегда в моде та одежда, которая идет человеку.
  2. Лучше отставать от моды на полшага, чем идти впереди.
  3. Всегда стараться быть аккуратным и скромным.
  4. Нарядным платье можно сделать с помощью простых предметов – бус, брошек, воротников, ярких шарфиков.

Я надеюсь, что Вам понравилось наше занятие. Но прежде чем закрыть дверь нашего музея, необходимо обязательно оставить пожелание и закрепить его на нашем дереве – пожеланий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Костюм. Русскмй национальный костюм

Определение .Виды костюмов...

Создание эскиза костюма в Gimp ч.2 Создание оригинального эскиза костюма-образа

Презентация с материалом по практической работе в графическом редакторе Gimp. Занятие из серии «Образ в коллекции» - работа над эскизами по авторской программе "Дизайн-студия "Стиль игры"",...

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ "СТУДИЯ - МАСТЕРСКАЯ МИР КОСТЮМА"МИР КОСТЮМА

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ "СТУДИЯ - МАСТЕРСКАЯ МИР КОСТЮМА"...

Методическая разработка на тему «Костюм Византии. Национальный костюм Японии»

Анализ исторических изменения византийского и японского костюмов....

Практическое занятие по дисциплине История костюма по теме: Сравнительный анализ костюмов стран Древнего мира

Цель урока: Закрепить знания о составных частях костюмов Древнего мира, их характерных особенностях для стилизации современного костюма К уроку студенты должны знать: Характеристику материально-культ...


 

Комментарии

Некрасова Оксана Викторовна

Спасибо за классный час он очень интересный и в своей работе я буду обязательно его использовать.