У тебя есть право на защиту
классный час по теме

конспект классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chaseu_tebya_est_pravo_na_zashchitu.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

классный часеУ тебя есть право на защиту

«Твое право на неприкосновенность».

Способствовать осознанию ребенком права на неприкосновенность его личности и личности окружающих, воспитанию эмоционально-ценностного отношения к людям и к себе.

Плакаты: «Твое право на неприкосновенность», «Всеобщая декларация прав человека», «Права человека», «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе», «Твои права заканчиваются там, где начинаются права другого»; костюмы и реквизит к инсценировкам; DVD-диск с мультфильмами «Гадкий утенок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Лиса и Заяц».

Исследовательские материалы многих психологов, работающих с детьми, говорят о том, что в современном обществе все чаще приходится видеть детей и подростков, не умеющих правильно вести себя в обществе.Одна из задач, стоящих перед начальной школой, – проводить профилактическую работу по предупреждению правонарушений среди учащихся. Предлагаемая методическая разработка призвана помочь в решении этой задачи.

Ход классного часа

Класс разделен на четыре группы, каждая группа сидит за своим столом.

I. объявление темы, целеполагание

Учитель. Сегодня на классном часе вы познакомитесь с вашими правами. Эта тема важна для каждого из вас, так как мы будем говорить о вашем праве – праве, которое имеет каждый из вас лично.

Работа в группах.

– Какие, по вашему мнению, права имеет каждый ребенок? Подумайте и

запишите эти права на карточках.

У каждой группы 3 карточки, на которых написаны слова: «Я имею право...». Задание: закончить все фразы. Затем учитель собирает работы, зачитывает их и подводит внимание детей к тем правам человека, которые записаны на экране:

– Цель нашего занятия – выяснить, что такое право человека на неприкосновенность, научиться защищать свое право и соблюдать право другого на неприкосновенность личности.

II. введение понятия «право на неприкосновенность»

У. Вы сами догадались и сформулировали некоторые права человека. Таких прав достаточно много, и все они записаны в документе, который называется Всеобщая декларация прав человека. Попробуем объяснить, почему этот документ имеет такое название.

Что значит слово всеобщая?

Что такое декларация?

Что такое права человека?

Выслушиваются ответы учеников.

– Слово декларация означает официальное заявление, документ.

Всеобщая декларация прав человека – это документ, в котором многие

государства пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и другие. Положения, о которых говорится в документе, касаются всех – мужчин и женщин, богатых и бедных, стариков и детей. Поэтому Декларация называется Всеобщей. Как вы думаете, для чего создан такой документ?

Дети. Для того чтобы люди знали свои права.

У. Я предоставляю право нашим

ученикам выступить со стихами, которые они выучили к сегодняшнему занятию.

Дети читают стихотворение З.Зоркиной «Не умею быть один»:

Не умею быть один!

Не желаю быть один!

Много есть на то причин:

Хором ты споешь один?

Строем ты пройдешь один?

Поглядим!

Очень грустно одному

Даже веселиться.

И невкусно одному

Есть две груши. Потому,

Потому что, потому –

Не с кем поделиться...

Легко бежать на горку,

Нести домой пятерку.

Не за себя я вовсе рад –

Порадуется мама,

Порадуется папа,

Порадуется брат...

Я от дождя укрыться мог,

Но, как и все друзья, промок.

Зато сушиться –

Вместе!

Зато смеяться –

Вместе!

Нам вместе –

Лет да двести!

А если друг на друга встать,

До неба можем мы достать!

А вместе крикнем в тишине –

То нас услышат на Луне!

У. Почему мальчик не желает быть один?

Д. Одному грустно, скучно.

У. Когда в коллективе, обществе всем жить хорошо?

Д. Когда все члены коллектива выполняют свои обязанности и не нарушают права.__ 

III. Беседа о нарушении прав

Учитель показывает отрывок из мультфильма «Гадкий утенок».

У. Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права? Почему обижали маленького утенка?

Дети отвечают.

– Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Показ фрагмента из мультфильма.

– Чьи права ущемляла старуха?

Дети смотрят отрывок из сказки «Лиса и Заяц».

– Почему горько плакал Зайчик?

Дети отвечают.

– Как вы думаете, возможно ли такое в нашем обществе?

Имеют ли право люди обижать других людей, которые чем-то от них отличаются, например внешностью, физическими данными, одеждой, достатком, другим мнением, умственными способностями  и т.д.?

Выслушиваются ответы учеников.

– Все, о чем мы с вами говорили, относится к понятию «неприкосновенность личности». Каждый из вас неприкосновенен, вас нельзя обижать, бить, обзывать. Поговорим об этом праве подробнее.

IV. Ролевая игра «Обидное слово»

У. У каждого человека при решении тех или иных вопросов есть свое мнение. Но не все и не всегда задумываются, как это мнение появляется и выражается, а также как оно воспринимается окружающими.

Например, об одном и том же человеке кто-то скажет, что он робкий и неуверенный, а кто-то назовет его трусом. Девочку можно назвать веселой, а кто-то и скажет про нее – «вертихвостка». Одно обидно, другое – нет.

Предлагаю вам следующее задание.

Работа в группах. Идет обсуждение ответов групп, выяснение, что именно обидно для человека и как быть дальше, чтобы исправить причиненное зло.

– Можно сделать вывод: разговаривая с людьми, мы должны думать о том, всегда ли можно и нужно говорить все, что думаешь, не выбирая выражений. Если ты обидишь человека словом – это уже нарушение его прав на неприкосновенность личности.

V. Инсценировка «Мы – друзья!»  Б. Заходер

Ученик 1.

С виду мы не очень схожи:

Петька толстый, я – худой.

Не похожи мы, а все же

Нас не разольешь водой!

Звучит первый куплет песни «Все мы дели пополам» (м. В. Шаинского,сл. М. Пляцковского).

Ученик 2.

Дело в том, что он и я –

Закадычные друзья!

Всё мы делаем вдвоем,

Даже вместе... отстаем.

Ученик 1.

Дружба дружбою, однако

И у нас случилась драка.

Был, конечно, важный повод.

Очень важный повод был!

Помнишь, Петя?

Ученик 2. Что-то, Вова, позабыл.

Ученик 1. И я забыл. Ну, неважно! Дрались честно, как положено друзьям!Я как стукну!

Ученик 2. Я как тресну!

Ученик 1. А я как дам!

Скоро в ход пошли портфели.

Словом, скромничать не буду –

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим – что за чудо?

С нас ручьем бежит вода!

Это Вовкина сестра

Облила нас из ведра.

Девочка изображает, что обливает мальчиков из ведра.

Ученик 2.

С нас вода ручьями льется,

А она еще смеется:

«Вы действительно друзья,

Вас водой разлить нельзя!»

Звучит песня «Если с другом вышел в путь».

У. Как это стихотворение связано с темой нашего занятия?

Д. Нарушено право на неприкосновенность личности.

У. Помните: ваши права кончаются там, где начинаются права другого!

Каждый из вас имеет право на неприкосновенность, но и любой другой ученик имеет точно такое же право.

Что случается, когда кто-то нарушает

право на неприкосновенность?

Д. Драки, ссоры.

VI. Конфликтные ситуации и пути выхода из конфликта

У. Драки, ссоры иначе называются конфликтами. Приходилось ли вам попадать в конфликтные ситуации?

С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Что чаще всего является

причиной конфликта?

Конфликтные ситуации возникают каждый день. Попробуйте их разрешить.

Работа в группах. У каждой группы карточка с описанием ситуации. Дети после обсуждения выбирают решение или предлагают свое.

Группа 1 В раздевалке кто-то толкнул тебя. Как ты поступишь?

• Заплачешь.

• Бросишься с кулаками на того, кто окажется поблизости.

• Пожалуешься учителю.

• Отойдешь молча в сторону.

• Другой ответ.

Группа 2 Приятель схватил твою ручку без разрешения. Как ты поступишь?

• Пожалуешься учителю.

• Будешь кричать.

• Попытаешься отобрать ее.

• Ударишь приятеля.

• Другой ответ.

Группа 3 Кто-то из одноклассников нарочно толкнул тебя и свалил с ног.

Как ты поступишь?

• Будешь плакать.

• Ударишь его.

• Сделаешь ему замечание.

• Не скажешь ничего.

• Пожалуешься учителю.

• Другой ответ.

Группа 4Один из одноклассников смеется над твоим другом. Как ты поступишь?

• Пожмешь плечами.

• Будешь смеяться вместе с ним.

• Будешь защищать товарища кулаками.

• Молча отойдешь в сторону.

• Другой ответ.

У. Старайтесь избегать неприятностей. Если это не удалось, ищите пути выхода из конфликта. Проблема конфликтов издавна  была актуальной. Многие пытались ее решить. Даже в произведениях устного народного творчества присутствуют сказки на эту тему. Послушайте сказку «Два козлика».

Можно ли назвать случай с козликами конфликтной ситуацией? Как бы вы посоветовали поступить козликам?

Вы предложили путь выхода из

конфликта – уступку. Согласие на основе взаимных уступок называют компромиссом.

Выступление групп с домашним заданием: инсценировки «Вредных советов» Г.Остера.

– Почему вам было смешно при

выступлении ребят? Произведение написано с юмором. Юмор – это тоже путь выхода из конфликта. Разрешить конфликт – дело трудное. Важно правильно, без нарушения прав на  неприкосновенность найти пути примирения.

Выберите из списка возможные пути выхода из конфликта. Какие пути мы отвергнем? Почему?

На экране:

улыбка                 компромисс         юмор           драка

уступка                сотрудничество                 грубость

 унижение         уход от проблемы         извинение

угрозы                 разрыв отношений    затаивание обид        – Как вы примиряетесь, приходите к согласию с друзьями, родственниками?

Дети делятся личным опытом.

VII. Советы по защите своего права на неприкосновенность

У. Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе не было конфликтов. А вам?

Давайте подумаем и вместе создадим памятку, как должен себя вести ученик с учеником.

Работа в группах.

– Я тоже хочу предложить свой путь разрешения конфликтов. Давайте выделим в нашем классе специальный стол и назовем его «стол переговоров». Как вы думаете, для чего мы будем его использовать?

Д. Чтобы вести переговоры.

У. Я хочу рассказать вам о том, как появилось слово защита.

В давние времена жили на Земле

богатыри, которые охраняли нашу землю от врагов.

У врагов были копья и стрелы, топоры и мечи, опасное оружие, которое могло навредить даже самому сильном богатырю. Придумали тогда богатыри щит, под которым можно было укрыться от ударов. Надежно укрыл щит богатырей, оказались они за щитом. Отсюда и произошло слово за-щи-та, то есть за щитом. С тех пор защитой стало называться то, что оберегает, охраняет нас от опасности. Иметь защиту в случае опасности важно для каждого. Пользоваться защитой надо в сложных случаях, когда не справляешься сам. У кого в школе можно просить защиты, если у вас конфликт, кто-то нарушил твое право на неприкосновенность или ты нарушил чужое право? Обращайтесь ко взрослым в особых случаях! Вам помогут!

VIII. Итоги классного часа

У. Какое право имеет каждый ребенок? Если это право нарушается, как следует себя вести?

Если кто-то грубо нарушает чужое право на неприкосновенность личности, то он совершает правонарушение. За правонарушение человек несет

ответственность. Какую ответственность – это тема разговора на другом классном часе.

Наша задача – не дать состояться

правонарушению, учиться уважать права другого человека и разумно защищать свои права на неприкосновенность. Старайтесь относиться к другим так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам. Тогда и ваше право на неприкосновенность никто не нарушит.

Литература

Классный руководитель: научно-методич. журнал.2006. № 2.

Остер Г. Вредные советы. Астрель, 2002.

Обруч: журнал. 2004. № 6.

Ты имеешь право: сб. Сер. «Праздник в школе».Минск: ИООО «Красико-принт». 2003.

Читаем, учимся, играем: журнал. 2002. № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока английского языка в 7 классеТема: “Do you have an example to follow? The first cosmonaut.” “У тебя есть пример для подражания? Первый космонавт.”

Урок посвящен году Космонавтики в России. Дети занкомятся с новыми лексическими единицами, работают  в парах, тренируются в использовании грамматического материала в речи, при этом урок тесно свя...

Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.

Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)  Класс(ы):  11 класс  Предмет(ы):  право: основы правовой культуры   ...

Конспект урока Когда у тебя есть свободное время 7 класс

Когда у тебя есть свободное время 7 класс...

"У тебя есть проблемы с друзьями" проверочная работа

Проверочная работа по английскому языку в 7 классе...

тема "Когда у тебя есть свободное время" 7 класс

тема "Когда у тебя есть свободное время" 7 класс...

Конспект урока: Подготовка к написанию изложения "Хорошо, когда у тебя есть друг"

Конспект урока: Подготовка к написанию изложения "Хорошо, когда у тебя есть друг" для специальных (коррекционных) школ...

У тебя есть друг?

Конспект урока английского языка в 10 классе по учебнику К.И.Кауфман...