Программа воспитания обучающихся 9-го класса
материал (9 класс) по теме

Александрова Зинаида Степановна

Структура программы, содержание программы. Работа с родителями. Работа с педагогами, работающими в классе. Индивидуальная работа с обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitaniya_obuchayushchihsya_9.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Программа воспитания обучающихся 9-го класса

«Семь вершин успеха»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Личность – это тот, кто приближается к разгадке своего бытия.

Р. Эмерсон

Воспитание культурного человека – это воспитание человека не только и не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества и использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, деятельностью.

Возраст обучающихся 14 – 16 лет. У детей этого возраста зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкрепленное научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. В социальном плане свойственны высокая самооценка (часто адекватная), стремление к самоутверждению (зачастую через негативные поступки) культ силы в дружбе, критическое отношение к взрослым. Это период формирования групп, большое значение приобретают взаимоотношения со сверстниками.

Проанализируем базовые потребности человека:

  1. Потребность в любви и в чувстве собственного достоинства.
  2. Потребность ощущения значимости собственного Я.

Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.

Для большинства детей существует только два места, где они могут научиться следовать этими путями,- это дом и школа.

Реальность:

  1. Ответственность вырабатывается только через самостоятельную оценку ситуации и выбор правильной линии поведения, которая, с точки зрения ребенка, способна принести пользу ему и окружающим;
  2. Ребенок обязательно сам должен реализовать свой выбор;
  3.         Человек должен уметь сдерживать данное самому себе слово. Но руководить им должно не чувство страха перед грядущим наказанием, а осознание правильности принятого решения.

 Данная программа рассчитана на детей обычной общеобразовательной школы. Актуальность программы состоит в том, что основными ценностными ориентирами стали: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура.

Воспитательная работа в классе строится на следующих принципах:

•        принцип открытости: обучающиеся участвуют в планировании жизни в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения воспитателя с учетом своих интересов, потребностей и желаний;

•        принцип деятельности:  обучающимся нужна активная, полезная и значимая деятельность, где они могли бы использовать знания, умения и навыки учебной деятельности, свои способности, таланты;

•        принцип свободы выбора:  обучающимся необходимо предоставлять возможность выбора задания или дела с учетом их возможностей, интересов, личных качеств;

•        принцип обратной связи: необходимо изучать мнение, настроение, степень участия воспитанников в классе, общешкольных мероприятиях;

•        принцип сотворчества: обучающиеся имеют право выбора партнера по выполняемому делу, а также возможность внесения коррективов в сценарий КТД, проявления инициативы и самостоятельности;

•        принцип успешности: каждому обучающемуся необходимо чувствовать собственную значимость и успешность.

Цель программы:

  1. Создать условия для жизнедеятельности школьного коллектива с едиными задачами и общими направлениями деятельности.
  2.         Личностное развитие воспитанников, обладающих нравственной культурой, интеллектуальным, творческим и физическим потенциалом.

Задачи:

  1. Способствовать успешному освоению образовательных программ.
  2. Способствовать формированию культуры здорового образа жизни.
  3. Через сотрудничество создать условия для саморазвития, самоактуализации внутренних движущих сил, способностей и таланта ребенка.
  4. Воспитывать патриотизм, терпимость и уважительного отношения к окружающим.
  5. Способствовать профессиональному определению воспитанников, выявляя склонности и способности для выбора профессии.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

1-блок. «Я и мои интересы»

Создание условий для формирования объективной самооценки обучающихся через их участие во внеклассной работе.

Организация активной, насыщенной интересными и полезными делами жизни детского коллектива через такие формы, как КТД, КВН, интеллектуальные игры, День науки, предметные недели, олимпиады.

Укрепление нравственного климата в коллективе обучающихся.

Создание условий для воспитания независимого, уверенного в себе, способного отстоять собственное мнение обучающегося.

2-блок. «Я - гражданин России»

Освоение народных обычаев, обрядов, праздников, изучение фольклора через посещение школьного музея, хора, танцевального кружка, вокальной группы.

Участие в патриотическом движении через тесное сотрудничество с Советом ветеранов, деятельность школьной детской организации «Радуга».

3-й блок. «Я и общество»

Познание самого себя, своего отношения к людям, к своему коллективу, близким, друзьям, окружающим, знакомство с историей и выдающимися людьми родного края.

Формирование доброго отношения к людям, к своему коллективу, близким, друзьям, окружающим через участие в акциях «Спешите делать добро», «Ветеран живет рядом».

Воспитание таких качеств, как доброта, милосердие, чувство долга и товарищества, забота о  ближнем.

4-й блок. «Я и творчество»

Выявление потребностей, интересов и склонностей обучающихся.

Создание широкого простора для творческой самореализации интересов обучающихся через кружки и спортивные секции.

5-й блок. «Я и природа»

Приобщение к миру природы. Включение обучающихся в экологическую заботу о мире природы. Участие в экологических акциях.

Формирование у обучающихся представлений о ценности мира, о единстве человека и природы, о человеке как части природы.

6-й блок. «Я и моя семья».

Организация совместного досуга родителей и детей через совместные дела, праздники, поездки и т.д.

Организация и осуществление связи поколений через уроки-встречи, тематические родительские собрания, совместные мероприятия.

Изучение прав и обязанностей в семье.

7-й блок. «Я – культурный человек»

Освоение  обучающимися  многообразия культурных ценностей через посещение культурных центров, музеев, театров.

Развитие способности обучающихся соотносить культурные, социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-блок. «Я и мои интересы»

Цель:

Создавать условия для развития познавательных, творческих интересов; способствовать формированию личности подростка.

Мероприятия:

Ярмарка кружков.

Предметные недели, олимпиады, экскурсии, творческие сборы.

КТД «Новый год в кругу друзей»

КТД  «Дамский салон»

Занятие-поиск «Дорога к доброте»

Разговор о любви.

Тренинг «Новые времена – новые профессии»

 Урок толерантности «Перед вами две дороги. Выбирайте…»

 Игра на развитие толерантности «Большой костер»

Знакомство «Радуга профессий»

Занятие – поиск  «Дорога к доброте»

КВН «Математика – царица всех наук»

Интеллектуальные игры:  «Своя игра», «Взломщик»,

Познавательные игры: «Брейн - ринг», «Миллионер»

Поле чудес «Ученые математики»

2-й блок. «Я – гражданин России»

Цель:

Приобщить   обучающихся  к духовно-патриотическим ценностям, к истории Родины, ее прошлому.

Мероприятия:

Открытый урок «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!»

Урок мужества «Во славу Отечества»

Акции: «Ветеран живет рядом», «Я – хозяин своего села» (субботник).

Фестиваль «А песни тоже воевали»

 Огонек «День настоящих мужчин»

Митинг, посвященный Победе.

3-й блок. «Я и общество»

Цель:

Способствовать формированию социально-активной, конкурентоспособной личности.

Мероприятия:

Выбор органов самоуправления.

Акции: «Забота» (ко дню пожилого человека и Дню матери), «Ветеран живет рядом».

Открытый урок «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!»

Правовая игра «Мой взгляд»

Занятие – поиск  «Дорога к доброте»

 Конференция «Внимание: туберкулез»

Час общения «Секреты успеха»,  «Ты и твоя будущая профессия. Профессия «Менеджер»

Тренинг «Этикет или правила хорошего тона»

Агитбригада «Беду отводи до удара, искру туши до пожара», «Мы выбираем жизнь»

КТД « День учителя»

Практикум «Дорожный марафон»

 Современный этикет «У вас зазвонил телефон»

Познавательная игра «Вода – источник жизни»

Общешкольная линейка «Глобальные экологические проблемы современности»

4-й блок. «Я и творчество»

Цель:

Способствовать развитию творческой активности подростков, вовлечению их в активную деятельность, развивающую личность.

Мероприятия:

КТД « День учителя»

Конкурс «Осеннее веселье».

Литературный вечер, посвященный творчеству Василия Федорова «Он был поэтом и разумом и сердцем»

Математический вечер, посвященный Н.И.Лобачевскому.

КТД «Новый год в кругу друзей»

Конкурс новогодних костюмов.

Научно-практическая конференция по математике.

Фестиваль «А песни тоже воевали»

5-й блок. «Я и природа»

Цель:

Способствовать формированию ответственного отношения  обучающихся  к окружающей среде.

Мероприятия:

Конкурс букетов.

Акция «Я – хозяин своего села» (субботник).

Конкурс «Осеннее веселье»

Агитбригада «Мы за здоровый образ жизни»

Познавательная игра «Вода – источник жизни»

Конференция «Внимание: туберкулез»

Мастерская «Экологическое ассорти»

Общешкольная линейка «Глобальные экологические проблемы современности»

Агитбригада «Беду отводи до удара, искру туши до пожара», «Мы выбираем жизнь»

 6-й блок. «Я и моя семья»

Цель:

Максимальное сближение  интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Мероприятия:

Конкурс букетов.

Конкурс «Осеннее веселье»

КТД « День учителя»

Занятие – поиск «Дорога к доброте»

Разговор о любви.

Конференция «Внимание: туберкулез»

Литературно – музыкальная композиция «Человек, на котором держится дом»

Познавательная игра «Секреты вашего здоровья»

КТД «Новый год в кругу друзей»

Конкурс новогодних костюмов.

КТД  «Дамский салон»

Разговор о любви.

Тренинг «Этикет или правила хорошего тона»

Познавательная игра «Секреты вашего здоровья»

Агитбригада «Мы за здоровый образ жизни»

Практикум «Быть внимательным – значит войти в положение другого человека»

Выпускной вечер

7-й блок. «Я – культурный человек»

Цель:

Способствовать формированию общей культуры человека (интеллекта, души и тела).

Мероприятия:

Конкурс «Осеннее веселье»

Агитбригада «Мы за здоровый образ жизни»

Практикум «Быть внимательным – значит войти в положение другого человека»

КТД «Новый год в кругу друзей»

Познавательная игра «Секреты вашего здоровья»

Разговор о любви.

Современный этикет «У вас зазвонил телефон»

Час общения «Секреты успеха»

Занятие – поиск «Дорога к доброте»

Тренинг «Этикет или правила хорошего тона»

Урок толерантности «Перед вами две дороги. Выбирайте…»

 Игра на развитие толерантности «Большой костер»

Литературный вечер, посвященный творчеству Василия Федорова «Он был поэтом и разумом и сердцем»

Практикум «Дорожный марафон»

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом

•        обращение к чувству родительской любви и уважение ее;

•        доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

•        позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Моя деятельность, как классного руководителя, с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:

  1. ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности семейного воспитания.

Беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ учащихся “Моя семья”, педагогические мастерские, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

  1. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ.

Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей – проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.

  1.  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.
  2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЬСКИМ КОМИТЕТОМ.

Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.

  1. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ.

Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.

  1. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О ХОДЕ И РЕЗУЛЬТАТАХ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения.
  2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ, ВХОДЯЩИМИ В ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ, РАБОТАЮЩИМИ В КЛАССЕ

•        изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;

•        изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;

•        выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;

•        развитие коммуникативных умений педагогов;

•        сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;

•        помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.

Формы:

•        проведение малых педсоветов;

•        индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем, привлечение учителей к участию в род. собраниях класса.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С  ОБУЧАЮЩИМИСЯ  КЛАССА

       

  1. Индивидуальная работа по коррекции поведения;
  2. Творческие мастерские общения и разрушения стереотипов;
  3. Оказание помощи в выполнении своих обязанностей;
  4. Индивидуальные собеседования по итогам успеваемости;
  5. Заполнить листок здоровья совместно  школы;
  6. Индивидуальные задания для участия в классных и школьных мероприятиях.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Будет наблюдаться положительная динамика воспитанности личности по принятым в школе критериям.

Будут значительно расширены возможности для удовлетворения разнообразных запросов детей во внеурочной деятельности; в практику работы войдут такие формы, как интеллектуальные игры, групповые, мастерские, творческие сборы.

Вырастет число школьников принимающих активное участие в мероприятиях школы, села, района, области, смотрах, конкурсах, выставках.

Усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения.

Адекватная оценка обучающихся своих возможностей.

Стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни.

НАДЕЮСЬ, ЧТО МОИ ВОСПИТАННИКИ ВЫРАСТУТ ЛЮДЬМИ, КОТОРЫМИ Я
БУДУ ГОРДИТЬСЯ.

Родительские собрания

1.

Диалог «Такой вот подростковый возраст»

Результаты  диагностики психофизиологического комфорта.

2.

Семинар-тренинг «Пути формирования бесконфликтных взаимоотношений  с детьми»

Результаты определения уровня беспокойства-тревоги.

3.

Конференция «Профессиональное самоопределение – зачем?»

Результаты диагностики самооценки у подростков.

4.

Круглый стол «Семья – главная ценность в жизни»

КТД, посвященное окончанию учебного года «Звездное лукошко»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка индивидуальных программ воспитания обучающихся 8 класса

Разработка индивидуальных программ воспитания обучающихся 8 класса  с учётом результатов диагностики индивидуального развития личности. Классный руководитель: Глушенко Марина Алексеевна. ...

Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся 7-9 классов

Срок реализации программы 2010 – 2015 Составители:    ЗУБКОВА Л.Н., КАЛМЫКОВА Е.Н....

Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся 7-9 классов

Срок реализации программы 2010 – 2015 Составители:    ЗУБКОВА Л.Н., КАЛМЫКОВА Е.Н....

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 1-9 классов

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в ранне...

Опыт работы учителя истории и обществознания Донсковой И.А. «Я – гражданин будущего». Программа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся 5-11 классов.

laquo;Я – гражданин будущего». Программа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся 5-11 классов (с возможностью корректировки по итогам 9 класса и дополнениями на каждый ...