Организация самоуправления
статья (10 класс) по теме

Шенцева Татьяна Александровна

статья содержит опыт работы по созданию самоуправления в классе, необходимые основные принципы работы, учет  возрастных особенностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yn_2-shenceva.docx484.97 КБ

Предварительный просмотр:

Организация ученического самоуправления

Современный социальный заказ общества определяет школу как воспитательную систему, ориентированную на формирование всесторонне развитой личности, готовую включиться в обновление общества. Исходя из этого, в школе возникает потребность в обучении детей самоуправлению. 

Самоуправление это пространство, на котором формируются гражданские компетенции учащихся.

           Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Развитие самостоятельности подразумевает поэтапную передачу детям прав и обязанностей по мере развития детского коллектива и формирования готовности лидеров-организаторов из числа детей к организации своих товарищей. Самоуправление тесно связано с таким явлением, как лидерство в детской среде. Ведь от того, кто оказывает влияние на группу детей, кто выступает в роли организации, зависит успешность решения организаторских задач. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров управляем и строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.  Ведь от того, насколько активны ребячьи «вожаки», зависит успешность реализации всех планов объединений детей. Очень важно на начальном этапе формирования самоуправления определиться с лидером классного коллектива, ведь от этого будет в дальнейшем зависеть успешность развития модели самоуправления, поэтому выборам должна предшествовать диагностическая работа по выявлению лидеров, психологического климата в классе, уровня сплоченности.

                 Работа по формированию самоуправления в классе строятся  на следующих принципах:

1.     Принцип взаимодоверия;

2.     Принцип взаимопомощи;

3.     Принцип сотрудничества;

4.     Принцип сменяемости актива;

5.     Принцип единого планирования.

 В  процессе самоуправления в классном коллективе реализуются следующие задачи: создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через представление различных видов деятельности; стимуляция детей к социальному творчеству, инициативе, формирование активной гражданской позиции; воспитание у школьников демократической культуры; формирование умения действовать в интересах  своей личности, так и общества, отечества; воспитание достойных творческих лидеров.

Мой опыт  показывает,  что работу  в этом направлении следует начинать с первых дней работы с классом, являясь классным руководителем на протяжении всей своей педагогической деятельности, я  придерживаюсь такой последовательности:

5-6 класс –  все дела коллектива готовятся  и проводятся вместе с классным руководителем, причем мероприятия в классе готовят сами дети (конкурсы, сюрпризы), общешкольные  мероприятия и участие в различных акциях –  с участием и руководством классного руководителя

7-9 класс – 75% мероприятий, проводимых в классе, организуется и проводится классным коллективом, классный руководитель является при этом консультантом, иногда выступает  инициатором походов в театр, кино и т.п., обучающиеся самостоятельно участвуют в школьных акциях, дежурстве, вахтах памяти; причем доля самостоятельности растет по мере взросления

10-11 класс - обучающиеся самостоятельно организуют, проводят и участвуют в различных мероприятиях, акциях, шествиях. Традиционным стал, организованный учениками 11-х классов,  День самоуправления в школе, где все должности в школе заменяются старшеклассниками, которые ответственно подходят и к проведению уроков и к организации другой деятельности в школе.  

                                 

Урок иностранного языка - Иванов Михаил                                      линейка -   Телицын Владимир

Организованы мероприятия:

                                   

                                                                     Новый год

 день юмора


Кроме того, высшим органом классного самоуправления является 
классное собрание, в котором участвуют все учащиеся класса и классный руководитель  (в случае рассмотрения особо важных вопросов - и родители обучающихся). 
Функциональные обязанности классного собрания:

- планирует работу, представляя предложения учащихся к плану работы на учебную четверть.

- подводит итоги работы за учебную четверть и за год;

- заслушивает отчеты актива класса о проделанной работе;

- обсуждает важнейшие вопросы жизни классного коллектива.

Классные собрания проводятся не реже 2 раз в учебную четверть, или чаще, если в этом есть необходимость. Решения классного собрания являются обязательными для всех обучающихся. Они позволяют решать важные вопросы жизни классного коллектива: конфликтные ситуации, участия в мероприятиях или не участия в них, выбора форм реализации проектов.

По-моему мнению, смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Быть автором и участником самоуправления  значит желать и уметь:

-  планировать различные виды деятельности во времени и   пространстве;

- вырабатывать общие правила, обеспечивающие совместную деятельность;

- организовывать и действовать на основе этих правил;

- обнаруживать ошибку, находить ее причину и способ устранения;

-    разрешать проблемные ситуации, возникающие в ходе совместной   деятельности, путем обсуждения и совместного поиска решения; 

- прогнозировать возможные варианты действий в ситуациях, которые могут возникнуть при решении поставленной задачи;

- экспортировать возможные варианты решений с точки зрения разумности, безвредности их результатов для природы, человечества, группы, самого себя и нести ответственность за принятое решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самоуправления в классе. Акция

материалы конкурса "Мудрая сова", план проведения акции против курения, задания классам...

Организация самоуправления в классе.

Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формиров...

Организация самоуправления в классе.

Презентация классного часа. Конкурсная работа: "Я- классный руководитель". Этот классный час - результат длительной подготовительной работы....

Организация самоуправления в классном коллективе

Организация самоуправления   Особенности системы определили своеобразие модели ученического самоуправления «НИИ "Росток"». В названии заложены желаемые качества классного коллектива и его ч...

Организация самоуправления в школе

Организация самоуправления в школе выступление на педагогическом совете....

Статья "Роль деятельности классного руководителя при организации самоуправления в классе"

Статья о проблемах  при организации самоуправления в классе...

Презентация организация самоуправления ДУО "Алые паруса"

Заседание секторов подведение итогов на экране....