Внеклассное мероприятие "Во имя жизни на Земле"
методическая разработка по теме

Шкаленко Наталья Ивановна

Мероприятие включает в себя три страницы: 1) "Героическое прошлое России", 2)"Фронтовые дороги войны" 3) исследовательские проекты учащихся "Великая Отечественная война в истории моей семьи". Способствует воспитанию чувства патриотизма, гордости за свою страну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vo_imya_zhizni_na_zemle.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Во имя жизни на Земле»

Цели:  воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну;

            расширять представления учащихся о героическом прошлом России;

            воспитывать  уважительное отношение  к старшему поколению.

Предварительная подготовка:  аудиторию можно оформить портретами прославленных русских полководцев, героев Великой Отечественной войны, батальными картинами. Для сцены с Александром Невским понадобится костюм  князя – кольчуга, меч и шлем. Учащиеся заранее готовят  материал «Великая Отечественная война в истории моей семьи»,  В ходе классного часа используются видеофрагменты основных сражений Великой Отечественной войны.

Музыкальное оформление: аудиозаписи песен С. Прокофьева «Вставайте, люди русские!», народная песня  «Бородино»,  А. Александров «Священная война», М. Ножкин «Последний бой», Р. Хозак « Красные маки»,  хор М. И. Глинки «Славься».

Учитель. Я приветствую всех сидящих в этом зале. Сегодня мы проводим классный час, посвящённый 65 годовщине победе  в Великой Отечественной войне.  Наша встреча вернёт нас к трудным , но героическим страницам истории, о которых мы знаем лишь по учебникам и рассказам старших. Но пусть наша память поможет вспомнить время, когда русский народ и его армия совершали невозможное: силой своего подвига они защищали и спасали человечество от порабощения. Так было  в период татаро-монгольского ига, так было и в 1812 году, когда армия Наполеона вторглась в Россию, так было и в середине XX века, когда Россия спасала мир от фашистских захватчиков. Именно поэтому   классный час  называется «Во имя жизни на Земле». Наше мероприятие включает в себя 3 страницы:  1) « Героческое прошлое России», 2) «Фронтовые дороги войны», 3) « Великая Отечественная война в истории моей семьи.». Итак, начинаем.

                               «Героическое прошлое России».

Ученик.  В справедливых битвах наш народ неизменно становился победителем потому, что был до конца предан своей Родине, проявлял доблесть, геройство, отвагу и мужество. В славных победах России велика роль полководцев, которые возглавляли русские армии. Наша встреча поможет ещё раз проявить чувство благодарности к тем, кто прошёл военные испытания, и понять, что подвиг- это великий труд, несгибаемость и огромная любовь к своей Родине.

Учитель.  Имя какого же полководца мы назовём первым?  (Учащиеся называют Александра Невского).

Рассматривается репродукция картины П. Корина  «Александр Невский».

  Александр был прирождённым полководцем. Две свои наиболее громкие победы он одержал, когда ему было 18 и 20 лет. Вспомните, какие это были победы. Итак, сцена -Александр Невский в Новгороде.

 Александр. На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу. Беда на Русь надвинулась, так неужто не сумеем по-русски отпор дать! Собирайте войско народное, поведу его. Вон там, у Вороньего камня, мы врагов  и встретим. Бей, колокол Новгородский, созывай народ. Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!  На том стояла и стоять будет земля русская.

      Звучит хор С Прокофьева «Вставайте , люди русские».

Ученица.  С 1240 года стонала земля русская под татаро-монгольским игом. И вот в 1380 году великий князь Дмитрий Иванович Донской принял решение дать бой на Куликовом поле. Войско под предводительством князя выступило из Москвы в поход. Соратниками Донского были воины-ополченцы из Владимира, Ярославля, Звенигорода, Ростова. 12 дней войско Дмитрия шло к Дону. 8 сентября на приречной донской луговине – Куликовом поле состоялось решающее сражение, которое окончилось победой русских.

 Репродукция картины А. Бубнова «Утро на Куликовом поле».

Ученик.  Пусть картина поможет представить нам это историческое событие. Видите, на картине русские воины внимательно всматриваются в стоящее перед ними вражеское войско. Они полны готовности свести счёты с теми, кто мучает и грабит русскую землю. На заднем плане картины сидит на коне сам полководец- Дмитрий Донской. А на первом плане во весь рост стоит простой воин, человек из народа, бывший крестьянин.  По его выправке видно, что он, может быть, совсем недавно надел боевую кольчугу. Родина в опасности, поэтому народ в едином порыве встаёт на её защиту.

  Теперь давайте совершим небольшой прыжок в истории, чтобы оказаться в  XVIII веке. В период правления Екатерины II яркой жемчужиной в перечне имён русских полководцев засверкало имя генералиссимуса   Александра Васильевича Суворова.

 Репродукция картины И .Сурикова «Переход Суворова через Альпы».

Ученица. В декабре 1790 года русская армия под предводительством Суворова проявила чудеса храбрости, военной хитрости при штурме турецкой крепости Измаил. Турция постоянно совершала набеги на южные рубежи России. Турки были, убеждены, что взять их город штурмом невозможно. Но Суворов приказал построить макет крепости  и проводил с солдатами учения по её штурму. Падение Измаила заставило Турцию подписать с Россией мирный договор.

 А спустя 9 лет Александр Васильевич Суворов со своей армией совершил зимой, в обледенелых Альпах, труднейший переход и вышел в тыл к неприятелю, засевшему в Северной Италии. Эта сцена перехода запечатлена здесь, на картине И. Сурикова. Суворов очень бережно относился к своим солдатам, считая их лучшими в мире. Видите, и на картине , Суворов делает подбадривающие жесты своим храбрецам, которых называет чудо – богатырями.

 Учитель. 1812 год. Отечественная война. Наполеон без объявления войны вторгся в пределы России.

Звучит народная песня «Бородино».

Русские люди, и стар , и млад, в едином порыве объединились, чтобы отразить  нашествие врага.

Репродукция картины В. Верещагина « Не замай, дай подойти».

Ученик. На картине изображён русский крестьянин в простом армяке, по-домашнему подпоясанном. Крестьянин возглавляет собранное им войско, в руке сжимает  остро заточенный топор. Это, судя по всему, крестьянская засада. Тихо, братцы, просит атаман, не шумите, не спугните француза - « дайте подойти». Народ России был исполнен благородного стремления очистить родную землю от захватчиков. Картина посвящена мужеству и нравственной силе русского народа.

Учитель. Ребята, ответьте, кто был назначен главнокомандующим русской армии? Каких  прославленных военачальников этой войны вы можете назвать. Какое сражение было дано на подступах к Москве?

 Вновь звучит песня «Бородино».

Ученица. Когда люди встечают Новый год, им хочется, чтобы каждый следующий год был успешнее, чем предыдущий.А уж когда они встречают новый век, то надеются на то, что с его приходом установится «мир без выстрелов на земле». Так, наверное, было и тогда, когда люди встречали XX век. Но,  к сожалению, этот век оказался самым ужасным по числу войн и по количеству пролитой в них крови.

Давайте перейдём ко второй нашей странице, посвящённой Великой Отечественной войне.

                              «Фронтовые дороги войны».

Изображение картины И. Тоидзе «Родина – мать зовёт».

Звучит песня  А. Александрова «Священная война».

Ученик.     Вот   страница: июнь 41.

                 Новый день начинала страна.

                 Словно молотом тяжким по нервам

                 Бьёт безжалостно слово «война»

Ученица.  От бескрайней равнины  Сибирской

                 До полесских лесов и болот

                 Поднимался народ богатырский

                 Наш великий советский народ.

                 Выходил он свободный и правый,

                 Отвечая войной на войну,

                 Постоять за родную державу,

                 За могучую нашу страну.

Учитель. 1418 дней и ночей наша страна боролось и трудилась, работала и сражалась во имя этого великого дня - Дня Победы, который мы отмечаем 9 мая.

Давайте вспомним великие этапы, которые необходимо было пройти нам, нашей стране, чтобы дойти до победы.

Ученик. Первым знаменательным событием стал разгром немцев под Москвой..

  Раздаются звуки военной сирены. В зале несколько раз мигает свет. Сцена освещается приглушённым красным светом.

  16 ноября 1941 года отряд стрелков дивизии под команодованием генерала Панфилова занял оборону возле разъезда Дубосеково.  Утром, после сильной бомбардировки с самолётов, на них двинулись цепи немецких автоматчиков, но герои- панфиловцы отбили атаку. Тогда враг бросил на них 20 танков. Но панфиловцы уничтожили 14 танков, остальные танки повернули назад. Не успели наши воины перевязать раны, как на их окопы двинулись ещё 30 танков. Тогда политрук Василий Клочков обратился к своим друзьям со словами, которые потом стали легендарными  «Велика Россия , а отступать некуда – позади Москва». Советские воины стояли насмерть. В один из узловых моментов боя раненый политрук бросился со связкою гранат под танк и взорвал его.

 Демонстрируются видеофрагменты: «Битва под Москвой»,  «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года».

 Ученица.   И я желаю для себя немного,

                   Лишь мужество, чтобы идти вперёд,

                   И чтоб дошёл по всем путям -дорогам

                   К далёким дням вот этот мой блокнот. 

На экране высвечивается мемориал на Мамаевом кургане.  

                            Над Родиной славной, над Волгой широкой,

                            Где грозно пронёсся войны ураган,

                            Стоит величаво и виден далёко

                            Овеянный славой Мамаев курган.       

Ученик. Коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны стала Сталинградская битва. Там, возле берегов знаменитой русской реки Волги, стояли насмерть гвардейцы генерала Родимцева. И на мемориале, который в память этой битвы установлен на Мамаевом кургане, высечены слова:

«Вновь и вновь начинали мы атаку, и паника охватывала врагов:люди ли шли в бой, смертны ли они?». Эта надпись говорит о несравненном мужестве защитников города на Волге, который тогда назывался Сталинград. Отстаивая Сталинград, бойцы давали себе клятву: «За Волгой для немцев земли нет».

Демонстрируется видеофрагмент  «Битва под Сталинградом».

  Ученица.   Был солдат на небывалой

                    Войне

                    На дорогах

                    Обожённой планеты.

                    Он сначала видел

                    Только во сне

                     День Победы.

                     Отступал он и в атаку ходил.

                     Превозмог он все раненья и беды

                     Был готов он жизнь отдать

                     За один День Победы.

                 

Ученик. После Сталинграда была битва под Курской Дугой, героическая переправа через Днепр, за которую почти 3 тысячи человек получили звание Героев Советского Союза.

Демонстрируются видеофрагменты военной кинохроники.

                    Слава вам, павшие! Слава, бессмертные!

                    Вечную память поёт вам народ.

                    Доблестно жившие и сокрушившие,

                    Слава о вас никогда не умрёт!

Ученица. Через потери и поражения наша страна неуклонно шла победной дорогой войны. И вот наступило одно из последних сражений Великой Отечественной войны – битва за Берлин.

 Звучит песня М. Ножкина «Последний бой».

Окончательно наша победа была утверждена, когда над Рейхстагом, главным зданием немецкого командования , было установлено Красное знамя – знамя Победы.

Ученик. Бойцы 1-го Белорусского фронта Егоров и Кантария подползли к Рейхстагу, и когда до него осталось около 100 метров, развернули Красное знамя. Воодушевлённые подвигом знаменосцев, воины наших подразделений стремительно атаковали противника и ворвались в Рейхстаг. Сражались за каждую лестницу, за каждый этаж, каждую комнату. Сначала Красное знамя было установлено бойцами Егоровым и Кантария на втором этаже, а когда наши бойцы освободили верхние этажи, то знамя было водруженона куполе Рейхстага.

Вновь звучит песня «Последний бой».

Учитель. О героизме воинов Великой Отечественной войны можно рассказывать бесконечно. Не было ни одной семьи, которую бы не затронула та страшная война. Давайте прейдём к нашей заключительной странице.

   

   «Великая Отечественная война в истории моей семьи».

Ученица.   Память...Говорят, она имеет своё начало, но она не имеет конца. Прошло почти  65 лет с того дня, как отгремели залпы орудий. Но во многих  российских семьях ещё хранятся военные фотографии, треугольники писем с фронта. Их перечитывают сыновьям, дочерям, внукам.

Ученик.             Дочь обратилась однажды ко мне:

                   -  Папа, скажи мне, кто был на войне?

                    - Прадед Алёша холодной зимой

                           Бился с врагами под самой Москвой,

                          Дедушка Лёня – военный пилот

                          В небе водил боевой самолёт.

                        Дедушка Женя десантником был,

                        Он вспоминать о войне не любил.

                        И отвечал на вопрсы мои:

                        - Слишком тяжёлые были бои.

                        Бабушка Соня трудилась врачом,

                        Жизни спасала бойцам под огнём.

                         Прадед Аркадий погиб на войне,

                         Родине все послужили вполне.

                         Много с войны не вернулось людей.

                         Легче ответить, кто не был на ней.

Учитель.  Расскажем о героях писем, фотографий, которые вы приготовили к сегодняшнему мероприятию.

Далее следуют выступления учащихся.( В качестве примера приведём несколько сообщений).

« Мою бабушку зовут Мария Матвеевна. Когда началась война, ей было 12 лет. Жила она вместе со своми родителями в деревне Бородино. Это было зимой 1941 года. Около деревни был сбит наш самолёт, и 2 лётчика на парашютах выпрыгнули над лесом. Один из них был ранен в ногу. как они попали именно в тот дом, где жила бабушка, никто не знает. Но бабушка помнит, как все заботились о них.

 Через несколько дней в деревню пришли немцы. Дом нашей семьи был красивый и большой, и немцы устроили в нём штаб. Лётчиков спрятали на чердаке. Бабушка потихоньку пробиралась туда, носила лётчикам еду. А когда раны затянулись, то лётчики незаметно ушли из деревни.  Бабушка и её родители  не думали, что совершают подвиг. Они просто спасали людей – значит, они помогали защитить свою Родину.».

«Мой дедушка Григорий Семёнович Горелов.

в первый день войны он отправился в военкомат. там уже собралась большая очередь из добровольцев. Но дедушку ожидало разочарование. Тракторный завод, на которм он работал, срочно должен был производить танки, и дедушку не взяли на фронт. На заводе работали днём т и ночью по 15 – 16 часов  в сутки, спали урывками. Так трудились люди в тылу, приближая День Победы.»

«Когда началась война, Невскому Серафиму Викторовичу, моему прадедушке, было 38 лет. Он работал тогда в Лесотехническом хозяйстве Калининской области. Вскоре военнообязанных мобилизовали в армию, а он был направлен на сооружение оборонительных линий. Вдоль Волги строили укрепления, доты и дзоты, копали противотанковые рвы.В октябре 1941 года прадедушку зачислили в запасной стрелковый полк. В полку прошёл боевую подготовку, принял военную присягу и его направили в действующую армию под Ржевом.

 Прадедушка рассказал мне один случай, когда его взвод на подступах к Суражу вёл «артиллерийский разговор»  через реку Западная Двина с немецкой миномётной батареей. « Мы вчетвером преправились на противоположный берег. Пройдя немнго вдоль берега, увидели немца, черпавшего из реки воду. Трогать его не стали – шум не в нашу пользу. Немец набрал воды и скрылся за оврагом, а мы за ним. Так он и привёл нас  к своим. Наше появление было неожиданным и покончили с фрицами мы довольно быстро.»

«В городе Усмань Липецкой области жил мой прадед Ясаков Василий Леонтьевич. Он изображён на фотографии вместе с моей пробабушкой. Прадед ушёл воевать на фронт в 1941 простым рядовым солдатом, оставив дома пятерых детей и жену. Он прошёл  всю войну, участвовал в боях под Сталинградом, Курском. Во время войны был контужен в голову, лежал в госпитале, частично потерял слух. После госпиталя он опять пошёл воевать на фронт. За годы войны  был награждён многими орденами и медалями. Прадед Василий вернулся после войны домой в родной город, а его брат Иван Леонтьевич вернулся только спустя два года, так как был в немецком плену. Они оба прошли войну и умерли уже от старости  в мирное время. А сколько солдат не  вернулось  домой к своим семьям? Война коснулась всех наших людей от мала до велика. Бойцы наши шли воевать не для того, чтобы завоёвывать чужие земли и колонии. Они воевали, чтобы очистиь от врага свою землю, чтобы спасти честь и независимость своего Отечества.»

                     

                           

.                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Во имя жизни на земле".

внеклассное занятие "Во имя жизни на земле"....

Условия жизни на Земле Среды жизни на Земле и экологические факторы 9 класс По УМК И.Н. Пономаревой.

Среда обитания  (окружающая среда)•это все то, что окружает живой организм (совокупность сил и явлений природы, ее вещество и пространство, а также деятельность человека) и прямо или косвенно вли...

Сценарий внеклассного мероприятия " Ради жизни на земле", посвященного 70-ю Победы ВОВ

МОБУ Лицей Тюкалинского Муниципального РайонаСценарий внеклассного мероприятия: «Ради жизни на земле»Авторы: Десятова Василина Александровна, Коновалова Татьяна МихайловнаНа фоне песни: «С чего начина...

Сценарий внеклассного мероприятия " Ради жизни на земле", посвященного 70-ю Победы ВОВ

МОБУ Лицей Тюкалинского Муниципального РайонаСценарий внеклассного мероприятия: «Ради жизни на земле»Авторы: Десятова Василина Александровна, Коновалова Татьяна МихайловнаНа фоне песни: «С чего начина...

Внеклассное мероприятие по биологии «Этот удивительный мир цветов» «Биоразнообразие – основа жизни на Земле»

Данное внеклассное мероприятие знакомит  учащихся с многообразием первоцветов и проблемой их сохранения,воспитывает бережное отношение к природе,развивает познавательный интерес, творческие спосо...

Возникновение жизни на Земле. Взгляды и теории о происхождении жизни на Земле

Цели и задачи урока: расширить знания учащихся по проблеме возникновения жизни на Земле; сформировать умение дискутировать; закрепить знания об этапах химической эволюции и её переходе в биологич...