методическая разработка родительского собрания
методическая разработка (9 класс) по теме

Казаченко Виктория Валентиновна

Родительское собрание "В 21 век -  без наркотиков". Рекомендуется для классных руководителей старших классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Виноградненская средняя общеобразовательная школа»,

Городовиковский р-он,

республика Калмыкия

Методическая разработка

родительского собрания

«В 21 век без наркотиков»

                                                       Автор:  Казаченко Виктория Валентиновна  

                                                                   

                                                           

                                                     

                                                                      

с. Виноградное

Тема собрания:                                    В XXI ВЕК - БЕЗ НАРКОТИКОВ

Цель родительского собрания:        формирование мотивации здорового образа жизни

                                        учащихся

Правильное поведение от недостатков воли

страдает больше, чем от недостатка знаний.

Г. Спенсер

Задачи собрания:                        1. Оценить степень информированности родителей по

проблеме и помочь им получить достоверную

информацию.

2. Убедить родителей в необходимости обсуждения и

решения в семье данной проблемы.

3. Научить родителей развитию у своих детей умения

принимать решение и нести за него ответственность.

4. Научить родителей, как определить, употребляет ли

 ребенок наркотики.

Форма проведения собрания:        тренинг

Оформление и оборудование:        плакаты «Скажи НЕТ наркотику!», таблицы со статистическими данными, плакат «Приемы рекламы», видео- и аудиоаппаратура,

таблички с признаками, по которым можно определить наркомана, высказывания философов по проблеме, брошюры (которые будут раздаваться по окончании собрания, содержание которых напрямую связано с темой собрания), диск с видеороликом о наркомании, диск с рекламными роликами.

Вопросы собрания

  1. Анализ мероприятий, проведенных в классе или в школе по проблеме.
  2. Анализ и статистика по проблеме наркомании.
  3. «Мифология современности» - дебаты между родителями и врачом-наркологом по теме собрания.
  4. Игра «Галерея Ласковый убийца» (ласковый убийца - неофициальное название одного из наркотиков)
  5. Пути решения проблемы:

а)  тренинг защиты

б)  реклама - психологический бандитизм

в)  что удерживает детей от наркотиков

     6.    Правовой аспект проблемы.

     7.    Выступление агитбригады

Подготовительная работа к собранию

  1. Социологический и анкетный опрос среди учащихся и их родителей с целью выявления уровня их информированности по проблеме.
  2. Изучение тенденции к риску у старшеклассников.
  3. Подготовка брошюр для родителей (которые будут раздаваться по окончании собрания, содержание которых напрямую связано с темой собрания).
  4. Подбор видеоматериалов по теме собрания.
  5. Анализ проведенных мероприятий по проблеме.
  6. Подготовка учащимися плакатов по теме собрания.
  7. Пригласить врача-нарколога.
  8. Пригласить социального педагога.
  9. Подготовить видеоподборку рекламных роликов.
  10. Пригласить ребят, участвующих в агитбригаде.
  11. Подготовка рассказов-картин.
  12. Подготовка табличек с признаками, по которым можно определить наркомана.
  13. Разослать приглашения на родительское собрание с названием собрания «В XXI век – без наркотиков».

Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя

Собрание начинается с видеоролика о наркомании. На фоне видеоролика классный руководитель знакомит родителей с письмом 15-летней школьницы Лёли Мурсалиевой «Мы – ваше зеркало!».

Это откровение 15-летней школьницы побуждает нас задать себе невольно возникающие вопросы:

«Почему мы с сыном (с дочерью) чужие?»

«Что с ним (с ней) происходит?»

«Почему мы не понимаем друг друга?»

И самый мучительный вопрос: «Что делать?..»

 Поиск ответов требует мужества.

Вспомните, пожалуйста, сколько раз за последние две-три недели вы приходили  домой и искренне,

без какой-то      особой      воспитательной      задачи,      «в     трезвом     уме    и   здравой    памяти»

говорили   своему   ребёнку  о  том,  как   прекрасна   жизнь , какое  наслаждение  быть   живым  и

 здоровым,  любить, смеяться, плакать...

Среди всеобщего нытья о плохих людях, растущих ценах, не лучших жилищных условиях, плохой погоде,

об  ухудшении  экологической   обстановки,   о  «таких-сяких»   политиках  помогаем  ли  мы  своим

собственным   детям    верить    в    то,    что   жизнь,     несмотря  на  все  проблемы и трудности, —

великий и бесценный дар?..

Ведь если мы сами не считаем,  что  жизнь прекрасна  и  удивительна,  и не доказываем это детям на

своём   примере,  что  же  мы  можем  противопоставить наркокультуре,   утверждающей:  кроме

табака,  алкоголя,  наркотиков,  психоделического рока,  разврата  и  скотского  поведения, в этой

жизни   радоваться   совершенно   нечему,   да  и  жить-то  без  этого  практически  не имеет смысла.

Мы   не   имеем   права   забывать,  что   для   ребенка  самый  действенный  образец  жизнелюбия  или

смертной скуки - это его родители.

Так давайте, же, сегодня попытаемся ответить на этот мучительный вопрос: «Что делать?..»

Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться катастрофической. Но самым действенным способом является профилактика подростковой наркомании. Ведь результаты многочисленных исследований показывают снижение возраста приобщающейся к наркотикам молодежи: в 2001 году начали принимать наркотик в возрасте 11.3 года.

Классный руководитель готовит анализ проведенных мероприятий по проблеме, которые были организованы в классе и в школе.

Выступление социального педагога.

Анализ анкетирования и статистика по проблеме. (см. Приложение №1 «Анкета для родителей и для уч-ся)

К родительскому собранию социальный педагог готовит анализ предварительно проведенных анкет и классный руководитель дает творческое задание для родителей.

Возьмите листочки, которые лежат перед вами на парте. Это ответы ваших детей. Сделайте вывод о прочитанном.

Социальный педагог предварительно изучает тенденцию к риску у старшеклассников, знакомит родителей с результатами. (см. Приложение №2 «Тенденция к риску у старшеклассников»)

Также социальный педагог знакомит родителей с мотивами, побуждающими молодежь употреблять наркотики. И предлагает им самостоятельно соединить мотив и процентное соотношение:

       Мотивы, побуждающие молодежь принимать наркотики                         Цифровое значение

Демонстративный протест против старших

Замена недоступного алкоголя

Стимуляция творчества

Желание показать свою незаурядность

Любопытство, желание испытать неизведанно

Стремление забыться, отключиться от неприятностей

 Поиск новых развлечений

Желание пережить эмоционально приятное состояние

Не отстать от компании, быть как все в своей группе

19%,  31%,  1%,  6%,  7%,  10%, 12%,  2%,  3%

Ответ:  Предложенные варианты располагаются в следующем порядке:

1%,  2%,  3%,  6%,  7%,  10%, 12%,  19%,  31%

Далее социальный педагог знакомит родителей со списком причин, перечисленных ребятами данного класса, по которым человек может пристраститься к наркотикам. Родители изучают данные и делают выводы.

Беседа с врачем-наркологом:

  1. Знакомство родителей с некоторыми терминами
  2. Наркотики на дискотеке
  3. Факторы риска развития наркомании
  4. Как воспитать ненаркомана

Дебаты между врчем-наркологом и родителями.

Врач-нарколог задает вопрос (миф). После обсуждения родители сообщают опровергающие данное утверждение факты. Родители могут согласиться с мифом, но аргументировать ответ.

Миф 1: От очередного употребления наркотика всегда можно отказаться.

Факт: Отказаться можно только один раз - первый. Даже однократное потребление наркотика (особенно синтетического, а они, как правило, наиболее дешевые, а значит, наиболее доступны) приводит к зависимости.

Миф 2: Наркотики дают ни с чем не сравнимое ощущение удовольствия .

Факт: Ощущение кайфа не возникает после первой таблетки или инъекции. Напротив, как и при выкуривании первой сигареты, -тошнота, рвота, головокружение и т. д. Более того, эйфория третьей-четвертой дозы быстро исчезает и в дальнейшем наркотики принимают, чтобы снять мучительное, болезненное ощущение (ломку) и просто просуществовать еще один день.

Миф 3: Наркотики бывают «легкими» и «тяжелыми». Травка - «легкий» наркотик, не вызывающий привыкания.

Факт: Все наркотики вызывают привыкание. Любой наркотик убивает, это только вопрос времени.

Миф 4: Талантливые люди принимают наркотики, чтобы получить приток вдохновения.

Факт: Те, кто это делал, долго не жили. А история пока не припомнит бессмертных произведений искусства, созданных, под «кайфом».

Миф 5: Наркоманами становятся только слабые и безвольные.

 Факт: Зависимость от наркотиков - это заболевание и, как и любое заболевание, оно не имеет отношения к силе воли.

Миф 6: Если наркотики не вводить в вену, привыкания не будет.

Факт: Любой способ потребления наркотиков приводит к зависимости. Существует закон дозы: с меньших доз человек переходит на большие, с менее сильных веществ - на более сильные. Это закон без исключений.

Миф 7: Лучше бросать постепенно.

Факт: Проще отказаться от употребления наркотиков один раз, чем потом пытаться сделать это всю жизнь.

Подведение итогов.

Игра «Галерея Ласковый убийца».

Как узнать, употребляет ли ваш ребенок наркотики? На этот вопрос поможет ответить игра.

Классный руководитель приглашает родителей в виртуальное путешествие в галерею. На экране могут быть представлены разные группы людей, среди которых нужно узнать наркомана и указать, по какому признаку они определили этого человека.

Признаки записываются на доску.

Картинка 1

Среди группы людей неряшливого вида находится приличная девушка, у которой из сумочки виден шприц.

Картинка 2

Среди людей, изображенных на портретах, есть человек с неестественно широкими или узкими зрачками.

Картинка 3

Среди людей находится человек с татуировкой  в виде цветка мака или паутины и т.п.

Картинка 4

Среди людей находится человек, у которого очень длинные рукава свитера  и т.д.

II вариант

Путешествие в галерею родители могут осуществлять посредством воображения, прослушав заранее приготовленные классным руководителем тесты. Можно предложить родителям письменный вариант данных текстов. Список признаков также записывается на доске.

Вот примерный текст-картина:

1.                 По темной улице шла очень худенькая 1девушка. Я долго наблюдал за ней. Что делает здесь столь юная девушка в такое позднее время2Потертые джинсы, свитер не по размеру3

Мы шли с ней по улице. Погода была теплая,  приятно дул ветерок. Я долго рассказывал ей что-то смешное, но она не реагировала4. Затем она посмотрела на меня каким-то пустым взглядом5. И вдруг машина осветила ее лицо, и я смог рассмотреть его. Какие красивые бездонные глаза! Широкий зрачок6 не давал рассмотреть их цвет. Большие ресницы. В этих глазах можно было утонуть. Я взял ее за пухлые кисти рук7, которые глубоко утонули в рукавах8 ее свитера, и спустившийся рукав приоткрыл тату на ее руке. По-моему, это была паутина9. Руки ее дрожали.

«Как тебя зовут?»  - спросил я.

«Не найдешь какой-нибудь балды? Кумарит10», - нараспев11 спросила она.

«У меня нет», - ответил я.

«Тогда чё пристал?»

Она вырвала руки со злостью12 и шатающейся походкой13 поковыляла дальше.

Признаки:

1 заметное снижение веса ребенка

2 отсутствие по ночам без объяснения причин

3 неряшливый вид

4 неадекватное поведение

5 потеря энтузиазма, безразличие к делам, безынициативность

6 неестественно узкий или широкий зрачок

7 отекшие кисти рук

8 длинные рукава одежды всегда, независимо от погоды и обстановки.

9 появление на теле татуировок и рисунков, особенно с изображением паутины, черепов, фантастических монстров, холодного оружия и цветков мака.

10 изъясняется непонятными фразами

11 невнятная растянутая речь

12 неадекватное поведение: раздражительность в спокойной обстановке и, наоборот,  добродушие и вялость в скандале.

13 неуклюжие движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта.

Родители прослушивают рассказ, глядя в текст, и находят там признаки человека, занимающегося наркоманией, формулируют признак с помощью классного руководителя. Табличка с данным признаком вывешивается на доску.

По плакату родители пытаются показать места на теле человека, куда наркоманы могут делать себе инъекции. (ответ: в руки, в ноги, в живот, в промежность, в кожу на голове, шее и даже под язык. При вдыхании наркотиков через нос следов уколов не будет!)

Как родители могут защитить детей от наркотиков?

(на данном этапе собрания можно пригласить детей)

Семейный «Мозговой штурм»:

  1.  Родителям (родителям вместе с детьми) предлагается придумать как можно больше способов отказа от выпивки, сигареты и наркотиков.
  2. Важно, чтобы выбранные способы были не агрессивными и не провоцировали группу приятелей. Например, высказывание «курят только дураки, а я не буду» вызовет скорее агрессивную реакцию группы и желание наказать обидчика. Более удачной фразой может быть такая фраза: «Многие курят, и им даже нравится. Мне не нравится, и я не хочу».

«Приемы рекламы»

«Пепси, бери от жизни все» - «Не тормози, сникерсни!..» Продавец товара постоянного спроса стремится каждого сделать своим покупателем, а каждого покупателя – наркоманом своей  продукции.   Подсадить!   Что  уж  говорить  о  товарах, которые сами подсаживают – о сигаретах-всегда-с-тобой, о шоколаде-всегда-хочется?.. Идеальный   продукт   рекламы  - человек-наркоман, маньяк потребления. Засилье рекламы вносит в нашу наркоэпидемию по меньшей мере пятидесятипроцентную лепту. Такую же, если не больше, и в рост преступности.

Рекпама занимается психологическим бандитизмом: настраивает подсознание на наркотический лад – внушает, внедряет,  культ всепохотливости, идеологию кайфа-во-что-бы-то-ни-стало. («Подари себе даниссимо, и пусть весь мир подождёт»)

Дети, подростки - самый лакомый адресат. Нет, вовсе не обязательно дитя ваше после рекламной вставки о сникерсах побежит немедленно объедаться сникерсами. Но чем-нибудь объедаться станет: каждое «Не тормози, сникерсни!» закладывает ему в подкорку культ вожделения и автоматного подчинения сиюсекундному импульсу с его главной идеей – наешься здесь и сейчас…

Насколько это в ваших силах - не позволяйте своим детям (от года до 16) бездумно смотреть рекламные телеролики, слушать радиорекламу, рассматривать щиты... Выключайте экраны на время рекламных пауз. Возразите: куда ж от рекламы нынче деться? Вон и на соке она - «то, что ты хочешь», и на троллейбусах, и на памперсах, без которых и взрослому не прожить и дня...

Глупо приказывать не смотреть рекламу (запретный плод!..) — но можно от неё отвлекать, можно высмеивать, пародировать, можно вместе с детьми придумывать СВОЮ собственную рекламу - домашним вещам, животным, игрушкам, себе самим... Когда в доме пляшут искорки творчества, многих бесов можно уже не бояться.

Давайте попробуем сейчас этим заняться:

  1. Просмотрев рекламный ролик, родители (родители вместе с детьми) придумывают свой вариант рекламы сигарет, пива, или другого алкогольного напитка, или какого-нибудь наркотика; но теперь уже правдивый. Нужно рассказать, нарисовать или изобразить другим способом, что на самом деле человек получит, употребляя их. Например: «Не смотря на красивый цвет, у пива противный вкус», «Чем больше этих сигарет ты выкуришь, тем сильнее будет неприятный запах изо рта». Попробуйте сделать рекламу посмешнее, тогда веселее будет ее воспринимать (данное задание можно дать родителям и их детям  как домашнее).
  2. После просмотра своих «рекламных роликов» можно ознакомить родителей (родителей и уч-ся) с плакатом «Приемы рекламы» и соединить рекламный ролик и прием, который используют производители сигарет и алкоголя, чтобы их товар продавался лучше.

Примерный список формулировок приемов:

  1. Связь с общечеловеческими ценностями (свобода, радость, независимость)
  2. Связь с романтическими ситуациями
  3. Связь с приключениями
  4. Наделение товара фантастическими свойствами
  5. Реклама товара на популярных спортивных и универсальных мероприятиях
  6. Подчеркивание побочного достоинства товара (неглавного)
  7. Приписывание товару свойства «национальной гордости»

Что, же, удерживает детей от  наркотиков?

раннее развитие интересов и увлечений;

плотная загруженность трудными, но увлекательными занятиями - очень важно притом, чтобы

 детская самооценка не подвергалась риску: самолюбивые дети, «пропустившие гол» (переругали,

 недохвалили, кто-то оказался успешнее...) - часто пускаются по наклонной плоскости…

длительная,  развивающаяся дружба с родителями -

открытость, душевность плюс общее дело, предмет единения (спорт, походы, автомобиль,

 домашний театр, видеотека, музицирование, животные, совместная работа…);

все клубные,   политические, церковные и иные формы детско-подростково-молодёжной жизни,

не имеющие в обиходе наркотиков;

ранняя любовь, особенно со взаимностью, и ранние счастливые браки с рождением детей, если

 только браки эти не распадаются сразу, если юные сами строят свое гнездо, если супружество

 помогает взрослению;

раннее осиротение и нужда с необходимостью зарабатывать и утверждать себя в жизни,

 с ранней ответственностью за себя и других...

Правовой аспект проблемы

Статья 228. Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевоз-
ка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ.
Незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наказывается лишением свободы на срок до 3 лет. Те же действия с целью сбыта наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет. Передача наркотика от одного человека другому есть распространение наркотика (или сбыт).

Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека или повлёкшего за собой потерю зрения, слуха или какого-либо органа, либо утрату органом его функций, а также причинение вреда здоровью, повлёкшее за собой психическое заболевание наркоманией или токсикоманией, наказывается лишением свободы на срок от 2 до 8 лет.

Статья 229. Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ.

 1. Данные деяния наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет.

 2. Те же деяния, совершённые:

  а) группой лиц по предварительному сговору;

  б)неоднократно;

в) лицом с использованием своего служебного положения;

г)  с  применением насилия,  не  опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, -  наказываются лишением свободы на срок от 6 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

 а) организованной группой;

 б) в отношении наркотических средств или психотропных веществ в крупных размерах;

 в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

   г) лицом, два или более раза судимым  за хищения либо вымогательство, - наказываются лишением свободы на срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества.

Выступление агитбригады «Реаниматоры»

В конце собрания родителям (и учащимся) раздаются брошюры, которые будут раздаваться по окончании собрания, содержание которых напрямую связано с темой собрания.  (см. Приложение №3 «Брошюра для родителей»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания« Причины и последствия детской агрессии».

Родительское собрание в 7 классе " Причины и последствия детской агрессии"...

Методическая разработка родительского собрания "Адаптация учащихся 5 классов к новым условиям учебы"

Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников к новым условием учебы" представляет собой материал, в котором раскрываются особенности адаптции детей в школе в среднем звене с точки зрения пс...

Методическая разработка родительского собрания "Как помочь ребенку в учебе"

Цель: Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе; интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.Задачи: - проинформировать родителе...

Методическая разработка родительского собрания "Взаимопонимание в семье - важнейшее условие успеха в воспитании ребенка"

Методическая разработка родительского собрания "Взаимопонимание в семье - важнейшее условие успеха в воспитании ребенка". А так же рассматривается влияние авторитета родителей на ребенка и основные ош...

Методическая разработка родительского собрания

Материал к родительскому собранию...

Методическая разработка родительского собрания "Роль семьи и школы в выборе учащимися дальнейшего образования".

Цель данной методической разработки состоит в создании условий для осознанияродителями и школьниками важности проблемы профессионального выбора. Познакомить ...

Методическая разработка родительского собрания "Выбор профессии - дело ответственное"

Профориентационная работа с родителями и школьниками.Родительское собрание "Выбор профессии - дело ответственное",10 класс, форма проведения - форум, используются современные образовательные технологи...