Адаптация учащихся 5 класса к новым условиям учебы
материал (5 класс) по теме

Сорокопытова Ольга Геннадьевна

Выступление отражает психологический прогноз в свете реализации проблемы школы " Развитие интеллектуальной культуры учащихся".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon adaptaciya_uchashchihsya_5_klassa_novym_usloviyam_ucheby.zip6.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Психологический прогноз в свете реализации проблемы интеллектуального развития учащихся».

Педагогический совет от 24 марта 2008 года.

Адаптация учащихся 5 класса  новым условиям учебы.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы  в среднее звено – это сложный и ответственный период.

Под адаптацией принято понимать – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Пятиклассникам необходимо было приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).

Проблема адаптации пятиклассника также связана с его здоровьем,  проблемами младшего подросткового возраста, его воспитанием в семье.

Не будем забывать о том, что адаптация учащихся 5 класса была осложнена слиянием и разделением двух классов в один.

В ходе подготовки к родительскому собранию «Адаптация 5-ков к новым условиям учебы» была проведена определенная работа совместно с учителями начальных классов, учителями-предметниками, родителями, социально-психологической службой школы. Поднимались вопросы по воспитанию и развитию личностных качеств учащихся, коррекции  и сохранению результатов учебной деятельности  отдельных групп учащихся, учебным проблемам слабых учащихся, о традициях и  особенностях детского коллектива, сотрудничестве родителей со школой.

Многие педагоги могут подтвердить, что еще в начальной школе родители уделяют своему ребенку некоторое внимание, но, определив его в пятый класс, они считают, что отныне ребенок может отправляться в свободное и самостоятельное плавание. В общении с родителями нужно постоянно объяснять и доказывать, что результаты учения и развития ребенка, особенно в период адаптации на среднем этапе обучения, напрямую зависят от искренней заинтересованности родителей в его успехах.

Большое значение в работе классного руководителя по адаптации имеет общение с психологом школы, диагностика общего уровня тревожности личности учащихся, школьной мотивации. Так  2006-2007 учебном году  родителей, учителей-предметников волновала проблема снижения качества знаний учащихся пятого класса, падение интереса к учебной  деятельности. Проводимые диагностические исследования выявили причины и те ситуации, которые являются фактором, порождающим тревожность личности учащихся. Для определения уровня тревожности младших подростков использовался Филлипс-тест, протестированы были 15 человек из 23.

Высокая тревожность у учащихся 5 класса чаще всего проявляется в следующих ситуациях:

- проблемы и страхи в отношениях с учителями, публичной проверке знаний испытывают 78 % учащихся, т.е. 12 человек из 15 опрошенных;

- общую тревожность имеют 60% учащихся, т.е. 9 учеников;

- страх не соответствовать ожиданиям окружающих испытывают 71% учащихся;

- в ситуациях, требующих самовыражения, демонстрации своих возможностей, страх испытывают 48% учащихся;

- фрустрация потребности в достижении успеха -57%, т.е. уверенность, что он может достичь результата, но не достигает его.

7% учащихся (1 ученик) имеют низкую физиологическую сопротивляемость к стрессу, 57% учащихся (8 человек) имеют тревожность по поводу собственной неудовлетворенности в учебной деятельности и 34% (5 учеников) переживают из-за недостаточного контакта со сверстниками.

По результатам психодиагностического исследования на уровень школьной мотивации были получены следующие данные:

  1. Первый уровень (26 баллов) – высокий уровень школьной мотивации имеют 7% учащихся (1 ученик). У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают плохие оценки.
  2. Второй уровень (20-24 балла) – хороший уровень школьной мотивации имеют 33%, т.е. 5 учеников. Это уровень тех учащихся, которые имеют значительный интерес к учебной деятельности.
  3. Третий уровень (15-19 баллов) положительное отношение к школе имеют 33% учащихся, т.е.5 учеников. Однако учащиеся этой группы чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
  4. Четвертый уровень (10-14 баллов) – низкая школьная мотивация – 23 % учащихся, т.е.4 ученика. Эти дети посещают школу неохотно, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

 Результаты исследований позволяют определить некоторые причины болезненной адаптации пятиклассников, связанные с психическими  и физиологическими особенностями  ребенка. Необходимо искать такие  методы педагогического воздействия, которые должны способствовать позитивному отношению учащихся к учебному процессу и школе, опираться на лидеров в коллективе, а изолированным в учебной деятельности не создавать ситуации неуспеха, найти положительные качества и через них оказывать психологическую поддержку.

Классный руководитель Сорокопытова О.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания "Адаптация учащихся 5 классов к новым условиям учебы"

Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников к новым условием учебы" представляет собой материал, в котором раскрываются особенности адаптции детей в школе в среднем звене с точки зрения пс...

Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы

Презентация для первого собрания родителей, дети которых пришли в пятый класс. Собранный материал поможет обяснить родителям всю важность успешной и скорейшей адаптации детей в пятом классе....

Родительское собрание в 5 классе «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Родительское собрание в 5 классе «Адаптация пятиклассников к новым  условиям учебы»...

Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы"

Родительское собрание можно провести в период адаптации пятиклассников к средней школе....

родительское собрание в 5 классе «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Цели: 1) выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся; 2) выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем; 3...

Адаптация к новым условиям учебы в 5 «А» классе на начало 2015-2016 учебного года

Адаптация к новым условиям учебы в 5 «А» классе на начало  2015-2016 учебного года Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы ...

Родительское собрание в 5 «А» классе «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. На родительском собрании рассматриваются трудности у пятиклассников, это может вызывать и необходимость на...