Материалы для родительских собраний
материал по теме

Капчук Елена Викторовна

10 советов отцам и матерям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_sovetov_otcam_i_materyam.doc24 КБ
Microsoft Office document icon zakony_semi.doc24 КБ
Microsoft Office document icon deti_i_soc.seti_.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

10 советов отцам и матерям

1. Принимайте ребенка таким, каков он есть.

2. Никогда не приказывайте из прихоти. Не надо бесцельных приказаний. Не вмешиваться в жизнь ребенка столь же опасно, как и вмешиваться постоянно.

3. Никогда не принимайте решения в одиночку. Золотое правило семейной жизни – диархия. Когда отец и мать противоречат друг другу – для ребенка это занимательное зрелище.

4. Сохраняйте доверие к тому, кто будет вам противоречить.

5. По части подарков – никаких излишеств. Мы разучились отказывать детям. Отказ приносит больше пользы, ибо учит отличить необходимое от излишества.

6. Во всём действуйте собственным примером. Добиваться от ребенка можно только того, что делаешь сам.

7. Говорите обо всем без боязни. Речь – золото, а молчание – свинец.

8. Объединяйтесь со своими близкими. Семья – это частная республика. Всё должно делаться сообща: мытьё посуды, покупки, уборка, выбор развлечений, маршруты поездок.

9. Держите дверь открытой. Рано или поздно вы не удержите детей, подростков, молодежь в доме. Никогда не рано учиться свободе.

10. Устранитесь в положенное время! Эта заповедь неизменно навевает грусть. Рано или поздно родители останутся в одиночестве. Ничего не поделаешь, любая родительская карьера предполагает эту жертву



Предварительный просмотр:

Законы семьи =

1-й закон — единство требований отца и матери, предъявляемых ребенку.

2-й закон — закон значимости похвалы для ребенка.

3-й закон — закон трудового участия каждого члена семьи.

4-й закон — закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.



Предварительный просмотр:

«Дети и социальные сети»

Социологи, ученые и родители бьют тревогу - в результате развития социальных сетей дети все чаще и чаще в них "зависают", предпочитая виртуальное общение (и виртуальную жизнь) общению реальному. В результате смещается приоритет ценностей, падает грамотность и общее развитие, серьезно подрывается здоровье. Всему этому способствуют дешевый и общедоступный интернет и отсутствие родительского контроля.

 Российские эксперты провели масштабное исследование под названием "Дети онлайн", в ходе которого выявили некоторые интересные цифры и факты, которые я здесь и приведу. Вот статистика, показывающая, сколько времени (часов в неделю) проводят дети в социальных сетях и группах:

7-14 часов - 23%

14-12 часов - 57%

Более 21 часа - 20%

 Цифры, конечно, ужасающие. Сколько же времени теряется почти впустую. Каждый пятый тратит на соцсеть сутки из семи дней в неделе, а еще более чем половина приближается к этому показателю. Целый день практически вычеркнут из реальной жизни.

 Вот еще несколько цифр:

80% детей имеют аккаунты в социальных сетях.

20% родителей заставали своих детей за просмотром сайтов для взрослых.

30% родителей устанавлияают спецальные детские интернет-фильтры. Этого, конечно, мало. К примеру, в Великобритании детские фильтры устанавливаются в 54% случаях.

80% родителей заявили, что знают, чем занимаются их дети в интернете.

В свою очередь, 31% детей уверены, что родители об этом ничего не знают.

10 лет - это средний возраст, с которого начинается самостоятельное использование социальных сетей.

Только 32% детей соглашаются добавить в друзья своих родителей в социальных сетях.

По большому счёту, социальные сети расширяют возможности родителей получать информацию о своих детях, которая помогает вовремя откликнуться на тревожный сигнал. Если мы используем эту информацию грамотно, в меру необходимости и без фанатизма, то социальные сети могут быть отличными помощниками в воспитании детей, в формировании их личности и обеспечении  безопасности.

Вопрос, нужно ли родителям интересоваться чем живут их дети в социальных сетях, далеко не праздный. Ведь для нормальных родителей всегда (ещё и до наступления эпохи интернета) было важно знать, чем занимается ребенок в  школе, во дворе,  в компании сверстников и т.д. Социальные сети – это тот же двор, только виртуальный, в котором может присутствовать кто угодно, поэтому вопрос «Быть ли в курсе?» не обсуждается. Вопрос только в том, в каком возрасте и в каком количестве детям необходимо наше присутствие рядом с ними в социальных сетях. Вот с этим, пожалуй, стоит разобраться подробно.

Одним из важных факторов становления личности является социализация (формирование социальных контактов ребенка за пределами семейного пространства). В норме, этот процесс начинается с трёх лет, когда ребенок идет в детский сад. Там он начинает учиться строить взаимоотношения с окружающими, что является немаловажной частью подготовки его к школе. Дети, ограниченные до школы в социальных контактах, часто бывают эмоционально не готовы к социальной активности в период школьного обучения.

В дошкольном возрасте, с трёх до шести лет, родители всегда должны быть в курсе, что происходит с ребенком в социуме, потому, что в этот период ребенок усваивает социальные нормы (хорошо-плохо, можно-нельзя). И уж если дошкольник оказался в социальной сети, что само по себе вызывает недоумение, то родители должны быть всегда рядом. По мере роста и взросления ребенка, мы все больше даем ребенку самостоятельности и ответственности. Это не означает, что мы всё должны пустить на самотёк. Интересы детей от семи до двенадцати лет полезно вовремя направлять в нужную сторону, корректировать его понятия о нравственности, сексуальности, мужественности, женственности, которые только ещё начинают формироваться в этом возрасте. В этот период дети очень нуждаются в советах взрослых, часто сами просят помощи, задавая вопросы на разные темы, тем более, что в социальных сетях любая информация доступна детям в неограниченных количествах. Если в этом возрасте родители не участвуют в процессах формирования нравственности, то к подростковому возрасту бывает поздно объяснять ребенку, что прилично, а что не прилично.

До двенадцати-пятнадцати лет, следует активно обсуждать с ребенком все, что он комментирует, что выкладывает в сети, для чего он это делает, чего тем самым он хочет добиться. Это ключевые вопросы, которые помогают ребенку действовать осмысленно и целенаправленно. По этому поводу вспоминается недавний сюжет передачи «Пусть говорят», где два подростка сняли видео, на котором они убивают собаку, и выложили его в интернет. На самом деле они нашли труп собаки и решили сыграть роль убийц. На вопрос, для чего они это сделали, они давали странный ответ: «Просто так, ради шутки». Когда же они поняли, что им грозит реальный срок в колонии для несовершеннолетних, они начали возмущаться: «Мы ведь ничего не делали, собака уже была мёртвая».

В возрасте от тринадцати до восемнадцати лет, в формировании  личности подростка играет роль ещё один немаловажный фактор – границы личного пространства. На это стоит обратить особое внимание, поскольку границы личности чаще всего отсутствуют вовсе, либо размыты у людей, склонных к зависимому поведению. Формирование личных границ и личного пространства является профилактикой всех форм зависимости. На этом я хочу сделать особый акцент, потому что, наркотическая и алкогольная зависимости, с которой все так яростно борются, формируется именно в этот период и всё зависит от того, насколько независимой, а значит самостоятельной и ответственной становится личность. Родителям стоит помнить, что формирование личных границ ребенка может выглядеть как отказ следовать их советам по типу «я сам знаю», «не нужно мне указывать», «это моё личное дело», «спасибо, все свободны» и так далее. С этим стоит считаться, потому что без личных границ невозможно сформировать целостной личности, чёткого представления о себе (Я-образа). Подростковый период самый чувствительный к внешним воздействиям (учителей, родителей, сверстников) и тут нужно быть особенно гибкими, чтобы не нарушить, не сломать своим давлением, но и не упустить возможных деструктивных влияний (сект, маньяков, наркоманов, экстремистов). Вот здесь социальная сеть может оказать огромную помощь в получении информации о контактах пока ещё неокрепшей личности.  В этот период необходимо уметь держать подростка под контролем, и в то же время не вмешиваться, не давить, а просто быть в курсе  происходящего. Подросток должен знать, что родители являются для него поддержкой в любой ситуации, поэтому детям периодически нужно говорить: «Я всегда готов тебе помочь. В любой ситуации ты можешь на меня рассчитывать». Это придаёт подростку уверенности в себе и чувство защищённости. Запреты родителей пользоваться интернетом, попытки удалить нежелательные контакты или комментарии  могут только навредить, если это делается без объяснений и в категоричной форме. Дети чаще всего перестают быть доступными для взрослых, начинают скрывать от них всю информацию, которая вызывает у родителей бурю негодования. И это касается не только социальных сетей.

Что же касается совершеннолетних людей, от восемнадцати лет и старше (они уже не дети), и если родители считают, что их нужно контролировать, возможно, они сомневаются в их полноценности, либо, на бессознательном уровне, делают детей эмоционально зависимыми от своего мнения. А значит, не позволяют детям иметь личное пространство, взрослеть, быть личностью.

Баронесса Сьюзан Гринфилд, одна из  ведущих британских ученых в области физиологии мозга, рассказывает о влиянии социальных сетей на наших детей и чем отличается поколение читающих детей от поколения фэйсбука и вконтакте.

 Каждая личность уникальна, с самого детства мы абсолютно разные. И дело не во внешности. В современном мире почти каждый человеческий орган уже заменим, но мозг уникален и на всей планете не найдется такого же, как у вас. У каждого человека  за первые 2 года образуется абсолютно уникальный паттерн, за счет связей между клетками. Сознание формируется за счет этих связей на протяжении всей жизни. И среда в которой растет человек очень важна, это все то что будет отпечатываться, все то, что будет формировать сознание и картинку мира.

 Не будем повторяться, что видео с экрана, а точнее любая информация с экрана, среда оказывает огромное влияние на человеческий мозг, изменяет сознание. Ученые сейчас изучают все плюсы и минусы и, безусловно, негативных влияний множество.

 Совсем недавно был проведен эксперимент с пианино. Три группы испытуемых, первая группа просто смотрела на рояль, вторая — учила гаммы, третья группа представляла, что играет на рояле.

 Мозговая активность третьей группы были почти такие же, как у второй, т.е. у тех, кто непосредственно играл на пианино. Из чего следует вывод – даже просто воображаемое действие влияет на развитие и структуру мозга.

 

 Чем опасны социальные сети для детей? Одна из опасностей – снижение эмпатии, неумение сопереживать.

 Дети, выросшие в  социальных сетях, утрачивают навыки межличностного общения — они не умеют краснеть, прикасаться друг к другу, давать спонтанную реакцию, а главное, получать немедленный ответ от собеседника и вести диалог. Комментарии и общение он-лайн, это все имитация реального эмоционального диалога.

 Воспринимая другого человека, впечатление о нем складывается на 70% из невербальной информации, пока так работает человеческий мозг. Так что, общаясь в соцсетях, мы замыкаемся в двумерном пространстве.

 Препарат «Риталин», прописывается в Англии при расстройствах внимания — так вот, за последние десять лет его прописывают в три раза чаще, особенно молодым людям и детям. У ученых есть поводы утверждать, что это связано с компьютерами: дети, который сидят по 4 часа в день за компьютерной игрой, развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности, который потом мешает ему учиться в школе.

 Масштаб негативных воздействий социальных сетей, безусловно, зависит от конкретного человека, но дети практически беззащитны перед таким воздействием. Ребенку необходимо показывать положительный опыт в реальном мире и побуждать его использовать виртуальный мир разумно, отмечает Гринфилд. В противном случае, у детей будут развиваться синдромы дефицита внимания и гиперактивности.

 Интересно проследить, как развивалось общение людей в интернете. В 1999 году люди писали в Livejournal, что у них есть кот, в 2004-м — выкладывали фото и видео этого кота, в 2010-м они могут писать в твиттер раз в час о том, что их кот чихнул.

 Появилась возможность и люди начинали говорить друг другу о том, что никому  и не нужно знать. Пользователи соцсетей как маленькие дети. Они как будто говорят маме: «Посмотри, я уже умею одевать колготки». Более того, ждут обратной реакции, оценки, т.е. подтверждения собственного существования на Земле.

 

 Еще одна опасность соцсетей для детей в том, что человек не умеет  оценивать риски. Почти все виртуальные действия не имеют необратимых последствий.

  «Страницы в социальных сетях можно редактировать, комментарии — удалять и добавлять, умирая в компьютерной игре, ты в большинстве случаев можешь восстановить свой персонаж и продолжить. В жизни это не так, но воспитывая мозг в среде, где действия не влекут за собой последствия, мы получаем человека, просто не умеющего адекватно оценивать риск. Это связано с влиянием на область префронтальной коры головного мозга, отвечающую за логические связи — она, например, слабо развита у детей и шизофреников, которые с трудом концентрируются, легко реагируют на внешние раздражители и мыслят противоположно большинству взрослых людей — от когнитивного к чувственному.»

 Приведем в пример одного рабочего, который выжил после травмы в лобной части  повреждением префронтальной коры головного мозга. Человек выздоровел, вышел на работу , но было трудно не заметить изменения его личности. Он стал давать обещания, которых не мог выполнить, заключать рискованные пари и проявлять сверхъестественное безрассудство. И не смотря на то, что он был физически вполне здоров, он не мог вести нормальную жизнь.

 

 Одна из основных опасностей, таящаяся в социальных сетях – отсутствие структурного мышления.

 Возьмем, например, книгу. Она структурна,  последовательна, есть начало, продолжение, конец. Идея развивается поступательно, как и жизнь человека, последовательна.

 «Жизнь каждого из нас — тоже хронологическая последовательность, и, разумеется, на самом деле она очень сильно отличается от того, что мы выкладываем на свою страницу в facebook. То, что беспокоит меня в информационном потоке, — возможность потери навыка мыслить последовательно, структурно. Потому что если вы знаете много вещей, но не проделываете мыслительную работу для того, чтобы их друг с другом связать, они остаются разрозненным набором фактов. Теряется навык обрабатывать информацию и создавать из нее контекст.»

 Мне говорят, что можно научить трехлетнего ребенка пользоваться поиском гугла, для меня это — дикость. Зачем? Ведь сначала мы должны научить его задавать и формулировать вопросы.

 Все течет, все изменяется, с сумасшедшей скоростью. Конечно, я не буду говорить, что книги — это хорошо, а интернет — плохо.

 «Я предлагаю менять программное обеспечение — разрабатывать такой софт, который учитывал бы вышеперечисленные опасности. Чтобы он, допустим, как-то развивал тот тип «длинного» внимания, который традиционно развивали в человеке книги.

 В шестидесятые была популярная концепция ноосферы — и может быть, мир будущего действительно будет выглядеть, как такой единый кибернетический организм, в котором идеи не принадлежат конкретному индивидууму, а практически моментально распространяются и впитываются.

 Мы не можем ничего предсказать, и важно понимать, что мы должны решить сейчас, как именно мир станет развиваться. Возможно, найдется какой-то компромисс — ваша идея третьего места описывает одну из таких моделей. Люди сидят за своими компьютерами, но постоянно находятся в среде трехмерного, живого общения — это могло бы быть просто замечательно, если бы носило массовый характер. Мы сейчас в Оксфорде развиваем систему тьюторов, которая как раз построена на совместной работе, на личном контакте.»

 В заключении хочу сказать

 "Я боюсь многого в процессах, которые исследую, — боюсь и восхищаюсь. Это нормальная смесь чувств для исследователя — постоянное осознание того, что мир меняется на наших глазах, в наших руках. Мне часто возражают, что я уделяю слишком много внимания тому, что еще рано изучать — но ведь быстрота реакции и в науке важна, если не начать собирать этот материал сейчас, потом мы можем просто столкнуться с гораздо более серьезными проблемами."

 Мы так мало знаем о мозге — нам сложно точно описать, как именно он реагирует на самые базовые раздражители — но это, на мой взгляд, не причина закрывать глаза на актуальные исследования в узких областях.

 Баронесса Сьюзан Гринфилд - профессор колледжа Линкольна университета в Оксфорде, фармакологического факультета, ректор университета Херриот-Ватт в Эдинбурге и член Палаты лордов. В своих научных работах она специализируется на изучении физиологии работы головного мозга и влиянии современных технологий на человеческое сознание.

"Дети России онлайн"

Это исследование проводившееся под руководством Галины Солдатовой в прошлом году и охватившее 11 регионов РФ. Вот основные его результаты:

- 70% российских детей заходят в интернет каждый день. Профили открыты у трети. Каждый третий ребенок считает, что родители не знают о его поведении в интернете. В отличие от европейских детей, большинство из которых пользуется интернетом в школе, наши выходят в Сеть бесконтрольно: 45% с собственного мобильника, 57% с личного компьютера;

- менее 25% российских родителей пытаются вводить какие-либо ограничения на пользование интернетом. Способы технического контроля за поведением детей известны менее чем 18% родителей. В 48% случаев дети в той или иной степени игнорируют то, что говорят им родители об интернете. Учителя в России помогают детям справиться с проблемами в интернете только в 7% случаев;

- дети в России в три раза чаще сталкиваются с порнографией, чем в Европе. Каждый второй родитель в России не знает, что его ребенок столкнулся с сексуальным контентом. 28% детей в России за последний год получали или видели сообщения сексуального характера. Лишь половина детей до 12 лет знает, как пользоваться настройками безопасности;

- каждый четвертый ребенок сильно расстраивается из-за секс-сообщений (особенно в 9–11 лет, когда они впервые увидели половой акт). Те, кто постарше, уже привыкли, однако, по мнению Галины Солдатовой, порнография все равно наносит им урон: «Дети видят секс не в виде отношений любви, а в виде агрессии. Это обесценивает сексуальные отношения, потом они сложнее складываются»;

- 10% детей в России имеют выраженные признаки интернет-зависимости (пренебрегают семьей, друзьями, не спят и не едят из-за интернета). Каждый пятый ребенок склонен гулять по интернету бесцельно и переживать, если ему перекроют доступ. Каждый десятый ребенок сталкивался с пропагандой наркотиков в интернете и заходил на суицидальный сайт. А каждый четвертый (в основном девочки) заходил на сайт, пропагандирующий экстремальные способы похудения;

- исследование показало, что родители считают самыми опасными для ребенка вирусы и сексуальные картинки, но понятия не имеют о кибербуллинге и грумминге.

Плюсы виртуального общения

Безусловно, в перечисленных социальных сетях есть свои плюсы:

ребенок осваивает навыки работы на компьютере и в интернете;

переписываясь с другими детьми, постигает основы грамотности;

играя, участвуя в конкурсах, развивает память, внимание, логику;

читая размещенную на сайтах полезную информацию, повышает эрудированность;

имеет возможность общаться с детьми, находящимися в других странах;

заводя все больше виртуальных друзей, повышает рейтинг среди одноклассников.

Минусы общения в социальных сетях

Виртуальное общение таит в себе определенные опасности для ребенка. И самая серьезная, по мнению психолога Инны Каравановой, состоит в том, что взрослые приходят в мир интернета с уже зрелой психикой, со сформированным знанием о том, что хорошо, а что плохо. Нам это объяснили в детстве наши родители, мы это впитали с прочитанными нам сказками, в то время как дети, с их подвижной и некрепкой психикой, оказываются совершенно незащищенными перед огромным виртуальным миром, в котором создается иллюзия неограниченных возможностей.

В чем минусы времяпровождения в социальных сетях:

Отсутствие смысла. В нашем детстве взрослые проводили с нами время, читая сказки, объясняя нам, что хорошо и что плохо, создавая систему запретов и ограничений, давая нам знания о мире. Находясь в социальных сетях, играя в онлайн-игры, ребенок совершает лишь механические действия, ему неоткуда почерпнуть знания о добре и зле, о моральных законах социума, о границах поведения.

Отсутствие границ. Находясь в интернете, можно открыть любую страницу, сделать любое действие, послать сообщение любого содержания, и за это ничего не будет. У ребенка может сложиться ощущение безнаказанности.

Нет эмоционального развития. В нашем обществе наблюдается тенденция к интеллектуальному развитию, в то время как эмоциональному и духовному развитию ребенка внимания не уделяется. То же самое можно сказать про общение и игры в интернете. В играх отсутствует мораль, в общении с другими детьми посредством сообщений нет истинных чувств, которые проявляются только невербально (жестами, мимикой, энергетическими импульсами).

Отсутствие обратной связи. При реальном общении только 10% отводится словам, все остальное – невербальное общение. Общаясь с реальным человеком, можно сделать выводы о том, насколько человек открыт, насколько он добр и искренен. Другой человек может дать понять, что произнесенные слова его ранили или, напротив, обрадовали. Так ребенок учится взаимодействовать с социумом. «Смайлики» не способны научить этому взаимодействию.

Отсутствие контроля со стороны родителей. Казалось бы, ребенок, сидя в интернете, находится на виду. И действительно, физически он вне опасности: он не ходит по подворотням в сомнительной компании, не курит и не пробует пиво или наркотики. С другой стороны, его хрупкий, не сформированный еще внутренний мир, его эмоциональная сфера абсолютно бесконтрольно находятся под влиянием другой реальности, и что с его внутренним миром происходит в данный момент, вы не можете проконтролировать.

Искажение понятия дружбы. В социальных сетях можно легко добавлять или удалять друзей. Чем больше виртуальных друзей, тем больше рейтинг, тем больше ощущения популярности и значимости. В то же время реальных друзей нельзя просто так «добавить» или «удалить».

Стирается понятие интимности. В социальных сетях люди выкладывают свои личные фотографии, откровенно делятся своим эмоциональным состоянием в «статусах», дневниках и блогах. Таким образом, то, что раньше было чем-то сугубо личным, интимным, становится достоянием всех, кому доступна ваша страничка. Кроме того, такая демонстрация себя вместе со свободным добавлением в друзья «угодных» и удаления «неугодных» порождает самолюбование и нарциссизм. Сможет ли потом этот человек любить другого человека, способен ли будет проявлять истинные чувства и эмпатию?

Проблема самоидентификации кажется нормой. Очень многие подростки в социальных сетях вместо своих реальных фотографий на аватаре размещают картинки различного содержания. С точки зрения психологии, это означает, что ребенок отождествляет себя с картинкой на аватаре. И это также может означать, что он не принимает себя таким, какой он есть на самом деле. Только если в реальном мире, при реальном общении, проблемы с собственной самоидентификацией рано или поздно станут заметны родителям, учителям, одноклассникам, то в мире социальных сетей это уже становится нормой: ведь все так делают, а значит, проблемы нет.

Интернет так прочно вошел в нашу повседневную жизнь, что мы с трудом представляем себя вне социальных сетей. А наши дети, взрослеют в виртуальном пространстве, вопреки всем запретам и ограничениям. Глупо отрицать влияние интернета на воспитание детей. Тогда стоит подумать о том, как правильно использовать интернет в целях воспитания.

Мы не можем полностью оградить ребенка от интернета, да это было бы неправильным. К тому же все перечисленные опасности настигнут вашего ребенка лишь тогда, когда он будет в социальных сетях находиться больше, чем в реальном мире. Чтобы этого не произошло, продолжайте читать с детьми книги, смотреть вместе фильмы, ходить в музеи, играть в совместные игры, разговаривать и объяснять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к родительскому собранию "Питание и здоровье вашего ребенка"

Материалы к родительскому собранию на тему "Питание и здоровье вашего ребенка": анкета, текст доклада, презентация, буклет....

Материалы для родительских собраний

Копилка материалов для проведения родительских собраний....

материалы для родительского собрания.

некоторые высказывания великих педагогов, которые помогли мне готовиться к родительскому собранию, а также стихотворение, адресованное родителям....

Наши дети в социальных сетях. (Материалы к родительскому собранию)

От цивилизации никуда не денешься, да и нужно ли прятаться от современной жизни? Давайте просто попробуем защитить своих детей от ненужных факторов. Нельзя запрещать ребенку заводить страничку в социа...

Наши дети в социальных сетях. (Материалы к родительскому собранию)

От цивилизации никуда не денешься, да и нужно ли прятаться от современной жизни? Давайте просто попробуем защитить своих детей от ненужных факторов. Нельзя запрещать ребенку заводить страничку в социа...

Материалы для родительских собраний 1-4 классы

Здесь собраны материалы для родительских собраний в 1-4 классах....

Адаптация 5 класс. Меры родительской поддержки (материалы для родительского собрания)

Данная презентация - это, с одной стороны, информирование родителей о трудностях  адаптации   детей к обучению в 5 классе; а, с другой стороны, знакомство их с результатами диагн...