Классный час в 11 классе : Когда добро творит зло?
классный час (11 класс) по теме

Поткина Снежана Евгеньевна

 

Цели и задачи:

1.     Обсудить с учащимися понятия «добро» и «зло».

2.     Познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни.

3.     Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.

4.     Воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность.

5.     Привить основы нравственного поведения.

Форма проведения: дискуссия.

Оформление и оборудование:

1.     Эпиграф к классному часу.

2.     Запись песни «Твори добро» (Шура).

3.     Фрагмент мультфильма «Просто так».

4.     Компьютерная презентация «Когда добро творит зло».

Участники: учащиеся 10-11 класса.

Подготовительная работа:

1.     Проведена работа по обработке материала, опубликованного в газетах и журналах.

2.     Подбор пословиц, поговорок и притч, соответствующих теме классного часа.

3.     Создание презентации.

Подготовительная работа:

1.     Приветствие. Целеполагание.   

2.     Понятия «добро» и «зло».  

3.     Народная мудрость.

4.     Пословицы недаром молвятся…

5.     Заключение. Подведение итогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnekl_m.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час для 11 класса

«Когда добро творит зло?»

Цели и задачи:

  1. Обсудить с учащимися понятия «добро» и «зло».
  2. Познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни.
  3. Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.
  4. Воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность.
  5. Привить основы нравственного поведения.

Форма проведения: дискуссия.

Оформление и оборудование:

  1. Эпиграф к классному часу.
  2. Запись песни «Твори добро» (Шура).
  3. Фрагмент мультфильма «Просто так».
  4. Компьютерная презентация «Когда добро творит зло».

Участники: учащиеся 10-11 класса.

Подготовительная работа:

  1. Проведена работа по обработке материала, опубликованного в газетах и журналах.
  2. Подбор пословиц, поговорок и притч, соответствующих теме классного часа.
  3. Создание презентации.

Подготовительная работа:

  1. Приветствие. Целеполагание.    
  2. Понятия «добро» и «зло».  
  3. Народная мудрость.
  4. Пословицы недаром молвятся…
  5. Заключение. Подведение итогов.

Ход классного часа:

  1. Приветствие. Целеполагание.
  2. Учитель. Добрый день. Сегодня наш классный час пройдёт в форме диспута, а обсудим мы извечную тему «Добро и зло», поговорим о таких известных всем понятиях, как «добро» и «зло» о том, как они проявляются в личности человека и в окружающей жизни. И постараемся ответить на главный вопрос «Когда же добро творит зло?»

Эпиграфом к теме нашего классного часа я выбрала известное стихотворение:  

Не зли других и сам не злись,

Мы гости в этом мире бренном.

И если, что не так - сдержись!

Будь поумней и улыбнись,

Ведь в мире всё закономерно:

Зло излученное тобой,

К  тебе вернётся непременно!

  1. Понятия «добро» и «зло».  

Добро и зло – это два нравственных понятия сопровождающие человека на протяжении всей его жизни, это главные, основные понятия морали.

Кто может ответить на вопрос, что такое мораль и для чего она нужна?

Слово мораль пришло к нам из французского языка (morale – нравственность), а во Францию это слово пришло из Древнего Рима, но само понятие о морали, т.е. определенные правила поведения человека среди людей, существовало задолго до появления слова мораль.

У меня такой вопрос: Как Вы понимаете понятия: Добро и Зло? Где и как они проявляются? 

Добро – это:

  1. то, что служит сохранению и развитию жизни;
  2. все, что помогает человеку и природе, идет им на пользу.

А все, что вредит этому - называют зло.

Высшее проявление добра – мир и любовь (к Родине, к матери, другим близким и далеким людям, к живым и мертвым, к делу, природе и т.д.) Высшее проявление зла – война, убийство.

  1. Народная мудрость.

В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом – дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет.

О чем говорит это поверье? 

О том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его, то есть встать на позицию доброй морали. Правда, для этого ему необходимо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с доброй моралью, а это нелегко, но именно в такой работе над собой многие ученые и философы видят смысл человеческой жизни.

Учитель. Добру противостоит зло. 

Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому, что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души.  

Как вы понимаете слова: "Добро должно быть с кулаками"?

Послушайте стихотворение С. Куняева с таким же названием.

Добро должно быть с кулаками,
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро.
Добро – не жалость и не слабость,
Добром дробят замки оков.
Добро не слякоть и не святость,
Не отпущение грехов.
И смысл истории – в конечном,
В добротном действии одном:
Спокойно вышибать коленом
Не уступающих добром!

Изменилось ли ваше мнение о выражении «Добро должно быть с кулаками»?

Почему это необходимо? 

Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.

В народе бытует  мнение  «За добро платят злом».

В чем его смысл?  

Послушайте притчу «Как иногда за добро платят злом»

Однажды змея ползла через лес. Вдруг прямо на неё  упало дерево. Змея изворачивалась и крутилась, изворачивалась и крутилась, но как бы она не старалась, всё было бесполезно. Тем временем дровосек, который жил неподалёку, решил нарубить дров. Он взял свой топор и отправился в лес, где и увидел змею, придавленную деревом. Змея ему и говорит:
- Добрый человек, пожалуйста, освободи меня! Откати это дерево, которое придавило меня к земле!
Человек отвечает ей:

- Нет, я не сделаю этого, потому что тогда ты меня съешь!

Змея опять:
- Поверь мне, я не съем тебя!
А человек своё: - Я тебе не верю.
Но змея так долго упрашивала его, что человек пожалел её и откатил дерево прочь. Змея выползла и, так как весь день ничего не ела и была очень голодна, сказала человеку:
- Добрый человек, я умираю с голода и поэтому сейчас съем тебя!
- Что? Ты хочешь съесть меня, но я же освободил тебя?
- Да. Разве ты не знаешь, что за добро платят злом?
- Вот так дела! – сказал человек сердито.
А змея опять:
- Ты думаешь, я не права?
- Конечно, не права!
- Ну, хорошо, – сказала змея. – Тогда позови сюда каких-нибудь животных, и мы их спросим. Ты увидишь, что они ответят.
Человек пошёл искать животных  и привёл оленя, лошадь, пуму и волка. Змея стала спрашивать их одного за другим:
- Скажи-ка, пума, правда, что за добро платят злом?
- Да, – ответила пума.
- А ты, лошадь, не думаешь ли, что за добро платят злом?
- Да, – ответила лошадь.
- Братец олень, платят ли за добро злом?
- Да, – ответил олень.
Когда человек услышал, что сказали все эти животные, он и вправду испугался. Оставался только волк, и змея повернулась к нему:
- Братец волк, платят ли за добро злом?
И волк отвечает:
- Я не знаю, как  всё произошло и говоришь ли ты правду. А потому не могу сказать, должна ли ты съесть этого человека. Ложись туда, где ты была, и тогда увидим.
Все животные согласились с волком. Змея легла, а человек накатил поверх неё дерево. И волк сказал:
- А теперь, змея, оставайся там!
Человек поблагодарил волка и говорит:
- Теперь, братец волк, пойдём со мной домой, я отплачу тебе, дам пару цыплят.
- Нет, не пойду к тебе. Принеси цыплят мне завтра сюда, в лес.
Человек вернулся домой, рассказал всё жене, рассказал, что обещал волку цыплят. Но его жена сильно рассердилась и велела, чтобы он вместо цыплят положил в мешок собак, которые кусают за уши. И так как человек не хотел спорить с женой, он сделал так, как она сказала. На следующий день он положил в мешок собак и отправился в лес.
Волк уже ждал его.
- Братец волк, я принёс тебе цыплят!
- Спасибо! – ответил волк.
Тогда человек развязал мешок, и оттуда выпрыгнули собаки – те, что кусают за уши. Собаки вцепились в волка и отгрызли ему оба уха. Наконец, волку удалось вырваться. И он убежал в чащу леса, ворча:
- Змея была права: за добро надо платить злом.

Учитель.  Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились.

Так ли это? Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего национального характера.  Делать добро – это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей.

  1. Пословицы недаром молвятся…

Вот поэтому, сегодня вполне оправдано обращение к таким извечным нравственным категориям, как «добро», «доброта», «добродеяние».

«От добра – добра не ищут» или «Не делай добра – не получишь зла».

Ваши мнения  по – поводу этих  высказываний.

По этому поводу можно сказать следующее: делай добро так, чтоб твоя левая рука не знала, что делает правая. Хотя иногда очень хочется, чтоб твой добрый поступок по отношению к кому-нибудь заметили и оценили.

(музыкальный фрагмент в исполнении Шуры)

А что вы можете сказать по поводу следующего высказывания «Ни одно доброе дело не останется безнаказанным».

Нужно делать добро из-за того, что хочется его сделать, а не из-за ожидания ответного добра. Если не хочется, то и не надо делать. А если хочется и вы делаете, то тот, кому добро сделано ничего не должен, вы этого сами захотели.

Существует еще одно высказывание «Благими намерениями выстлана дорога в ад».

Такие разные трактовки выражают один общий смысл: «От добра – добра не ищут, от овса кони не рыщут».

В Индонезии, у жителей острова Бали, существует стародавний обычай: молодого мужчину подвергают торжественному посвящению – обряду. Старейший селения или племени подходит и слегка проводит по его зубам напильником, как бы сглаживая, притупляя их. По убеждению балийцев, это делается для того, чтобы душа и деяния его были добрыми. Пусть он будет мягок и сердечен с окружающими. И пусть, когда у него родятся дети, они также будут детьми человека, а не зверя, добрыми людьми.

Учитель.  И напоследок обсудим несколько примеров:

  1. Вспомним ещё одну древнюю притчу. Однажды Бог встретил Человека и сказал ему: «Проси у меня все что хочешь, только помни, что твоему соседу я дам вдвое больше». Человек надолго задумался, а потом сказал: «Господи, выколи мне один глаз».

Как вы оцениваете моральную позицию этого человека?

  1. У мудреца спросили: «Какая жизнь самая лучшая?» Он ответил: «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других».

Объясните это высказывание с точки зрения морали.

  1. Подведение итогов.

Помните:
Добро – это то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
Зло – это то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

А закончим мы наш классный час видеофрагментом из мультфильма «Просто так».

(видеофрагмент мультфильма «Просто так»)

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Помните, что желание делать добро и бескорыстно помогать  другим – отличительная черта русского человека.  До свидания, будьте добры друг к другу.

Будьте добры к окружающим, и они вам ответят тем же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа "Когда добро творит зло"

Открытый классный час в 10 классе  «Когда добро творит зло?» Цели и задачи:Обсудить с учащимися понятия «добро» и «зло».Познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в о...

Внеклассное мероприятие для 10-11 классов "Когда Добро творит Зло?"

Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежн...

Классный час по программе: «Нравственность, милосердие» - "Твори добро"

"Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели". (И.Грин).Цели:1.  Учить детей видеть и чувствовать мир, выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков;2....

«Когда добро творит зло?»

Открытый классный час в 10 классе  «Когда добро творит зло?»...

Классный час "Когда добро творит зло?"

Цели и задачи:Обсудить с учащимися понятия «добро» и «зло».Познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни.Показать учащимся необходимость целенаправленного воспи...

"Когда добро творит зло" классный час в 9 классе.

14 апреля в 9 классе прошел классный час "Когда добро творит зло".Ребята приняли все активное участие....

Классный час в 8 "В" классе на тему :"Твори добро".

Сценарий классного часа ,целью которого является оказание позитивного влияния на учащихся при выборе ими жизненных ценностей....