Классный час "Азбука общения"
классный час (5 класс) по теме

Аристова Ольга Николаевна

Классный час для 5 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час № 2.

Азбука общения.

Цели: формировать у детей коммуникативные навыки, навыки позитивного общения, умения понимать других, ознакомиться с основными правилами общения. Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других, развивать умение слушать, понимать, сопереживать

Форма: групповая игра.

Оборудование:

А) альбомные листы «Путевые листы» для каждого экипажа

Б) квадраты из цветной бумаги( по числу экипажей) Разрезать их на 4 произвольные части( по кол-ву человек в экипаже). ( или в полоску ,горошек и т.д.)

Оформление класса:

Столы поставить по два, положить «Путевой листок» на каждый стол, листы с положительными качествами.

План классного часа:

1. Интерактивная беседа на тему « Общение»

2. Мини-лекция «Золотые правила общения»

3. Игра «Тайна третьей планеты»

   А) Экипаж. Формирование групп.

   Б) Планета « Содружество». Поиск общих признаков.

   В) Планета открытий. Поиск положительных качеств.

   Г) Планета « Бумеранг»

4. Подведение итогов ( рефлексия)

Ход классного часа:

Наш классный час сегодня посвящен общению. Можем ли мы прожить не общаясь с другими людьми?

Где люди общаются?

Даже если мы окажемся в кабине космического корабля, мы будем общаться с Землей по радио.

Вы правы. Человек не может прожить без общения с другими людьми. Но общаться можно по-разному. Ссора. Драка, ругань – это ведь тоже общение?

Как вы понимаете слова «деликатность» , « тактичность» ?

Хотели бы вы, чтобы с вами обращались деликатно и тактично? Тактичность и деликатность – это душевная тонкость, нежность. Вежливость…

Что значит по вашему « возлюби ближнего»?

Ответы: - принять его таким. Какой он есть

                - найти в нем что-то хорошее

                - простить ему какие-то недостатки

                - пожалеть его

                - сочувствовать ему

2. Мини-лекция «Золотые правила общения»

Тысячами нитей мы связаны с другими людьми. От этих людей зависят наши успехи в учебе, работе, наше здоровье и даже сама жизнь. Поэтому человеку обязательно нужно научиться общению.

Мы живем в России. Это страна тысячелетней христианской традиции… По каким правилам общались наши предки? Этих правил 2. И вытекают они из  Евангелия.

Правило первое: « Возлюби ближнего как самого себя»

Правило второе: « Всегда поступай с другими так. Как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой»

Легко ли выполнить эти правила? Это мы узнаем во время нашей игры « Тайна третьей планеты».

3. Игра « Тайна третьей планеты»

Цель: найти объединяющие признаки и выявить положительные качества у сверстников, научиться ставить себя на место другого человека…

                       « Экипаж» . Формирование групп.

Представьте себе, что вас включили в отряд космонавтов. Комплектуются экипажи из 400 человек. Вы должны выбрать себе экипаж. Для этого нужно вытянуть из коробки детали и найти детей, у кого есть части этой же картинки. Деталями не меняться.

Кого-то, возможно, вы не хотели бы видеть в своей команде, но ради дела придется находить общий язык со всеми.

Задание первое. Чтобы запустить двигатель нашего корабля, нужно собрать картинки…

             Планета « Содружество» . Поиск общих признаков.

Ну, вот, двигатели запущены и наши космические корабли несутся по просторам вселенной. Внимание. Вот и первая планета – планета « Содружество». Она ставит перед экипажами задание – найти что-то общее для всех 4 членов. На каждом столе лежит листок бумаги. Это путевой лист каждого экипажа. Напишите на нем не менее 5 признаков, которые вас объединяют(внешность. Характер, интересы. Способности. Вкусы). Если экипаж не смог найти объединяющих признаков, он не сможет продолжить полет. Ведь в космическом путешествии возможны встречи с разумной жизнью.  И если мы не можем договориться друг с другом. Мы не сможем установить контакт и с представителями других миров…

- граждане России

- жители одного города

- ученики одной школы

- ученики одного класса-

- всем по 11 лет-

- у всех есть домашние животные

- все играют в футбол-

- болеют за Зенит

- любят комп. Игры

Ну, что же , какой экипаж не смог найти 5 признаков, которые объединяют его членов? Нет таких?

А кто нашел больше 5 признаков?

Дети читают свои записи.

Чем больше общего нашли между собой члены экипажа, тем более успешной будет их работа. Им можно поручить сложные, ответственные задания.

Все экипажи из нашего класса прошли испытание, и наше путешествие продолжается…

           Планета открытий. Поиск положительных качеств.

А вот и вторая планета – Планета открытий. Чтобы ступить на эту планету, нужно сделать открытие. Нужно открыть что-то хорошее в других людях. Перед вами на столах лежат листки, на которых записаны качества, которые украшают человека. Может вы обнаружите какие-то из них в членах вашей команды? Или откроете что-то свое?

Итак. Начнем выполнять задания этой планеты.

Сделайте на своем путевом листке табличку из 4 столбиков. Вверху у каждого столбика напишите имя и фамилию членов вашего экипажа. Это будет его личная колонка. Ваша задача – найти у каждого члена своего экипажа его главное хорошее качество и записать это качество в столбик в столбик с именем.  Чтобы найти хорошие качества, нужно провести обсуждение, добиться согласия всех членов экипажа.

А теперь мы передадим свои листочки по кругу всем экипажам. Каждый экипаж, посовещавшись, найдет у своих товарищей еще что-то хорошее и допишет в каждую колонку еще по 1 положит. Качеству.

Когда путевой листок вернется к своему экипажу, каждый обнаружит в своей колонке столько прекрасных качеств, сколько экипажей.

Ну, вот, все листочки вернулись к экипажам, и все с удивлением обнаружили, какие прекрасные люди учатся в нашем классе!

А между тем мы неумолимо приближаемся к загадочной планете « Бумеранг»

Что такое бумеранг? Это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил. Но при чем здесь планета? Почему она носит такое название? Эту загадку нам предстоит разгадать…

Тут на этой планете, мы нашли дневник древнего ученика. Отдельные фразы в этом дневнике стерлись от времени. Нам нужно восстановить эти фразы, и, тогда мы разгадаем секрет этой планеты.

Прочитайте обрывки фраз и попробуйте угадать их окончания, которые поглотило неумолимое время.

Молодцы! Вам удалось угадать смысл этих стертых фраз. Мы слишком задержались на этой планете и нам пора возвращаться домой. Но для того чтобы вернуться, нужно разгадать тайну этой планеты. Итак, последнее задание – дать ответ. Почему эта планета называется « Бумеранг»? И какое золотое правило нарушил этот древний ученик?

Ответы: - на этой планете к человеку бумерангом возвращаются все его плохие поступки

- все, что ты сделал плохого, потом  возвращается к нему от других людей

- этот ученик нарушил главное правило общения: нужно всегда поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой…

Ну вот мы и разгадали тайну третьей планеты, и нам пора возвращаться на Землю. А чтобы мы никого здесь не оставили, нужно встать и всем взяться за руки…

Ну, вот мы и прибыли на Землю. Понравилось ли вам наше путешествие? Что вам запомнилось?

Ответы: - мне понравилось находить хорошее в людях

- мне понр находить общее у нас таких разных

- мне запомнилось как мы вспоминали свои плохие поступки, разгадывали стертые фразы

- мне кажется теперь я буду смотреть на людей другими глазами

- мне кажется мы стали немного добрее друг к другу



Предварительный просмотр:

Память – кладовая знаний

Цели: пробудить у детей интерес к самопознанию, самовоспитанию, формировать положительную оценку способствовать самоорганизации, самодисциплине детей.

Подготовительная работа: выбрать Мнемозину, прочитать с ней ее реплики.

Оборудование:

А) тетрадный лист каждому

Б) 7 полосок  - 6 правил запоминания и заголовок. Мнемозина их читает и прикрепляет к доске.

                              Правила запоминания

         1.Поставь перед собой цель - запомнить надолго

         2. Будь внимателен, не отвлекайся

         3. Учи осмысленно, не зубри механически

         4. Рисуй картинки, схемы,  ищи связи (ассоциации)

         5. Большой текст разбей на части, составь план

         6. Повторяй с перерывами

Оформление класса:

Три задания.

А) Мыло, стул, мяч, лодка, банан, ковер, книга, лес, река, пробка, рыба, парта, дом, ваза, кот, орден, море, школа, трава, зебра.

Результаты:

18-20 слов – великолепно

15-17 слов – хорошо

10-14 –средне

Меньше 10 – вы не умеете пользоваться своей памятью

Б) Для второго упр.

1. Ледовое побоище -1242

2. Куликовская битва – 1380

3. Полтавская битва – 1709

4. Первая морская победа над шведами – 1714

В) Для дом раб. Венера, земля. Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

План:

1. Интерактивная беседа

2. Мини-лекция «Что такое память»

3. Тест « Хорошая ли у вас память?»

4. Игра « Рецепты Мнемозины»

5. Составление памятки « Правила запоминания»

6. Домашнее задание.

7. Подведение итогов.

Ход классного часа

Здравствуйте, ребята! Сегодняшний кл. час посвящен развитию вашей памяти. Представляю вам гостью из Древней Греции – богиню памяти Мнемозину

Мнем. : Мое имя произошло от греческого слова «мнемо», что значит память.

А теперь я хочу задать вам несколько вопросов по греческой мифологии.

- Какие музы покровительствовали искусствам и наукам?

( 3-4 музы)

1. Эрато – лирической поэзии

2. Эвтерпа – лирической песни

3. Каллиопа – эпической поэзии и знания

4. Клио – истории

5. Мельпомена – истории

6. Полигимния – гимнической поэзии

7. Терпсихора – танца

8. Талия – комедии

9. Урания – астрономии

Мнемозина: Мало кто знает, что матерью всех муз  была Мнемозина. Как вы думаете, почему именно богиня памяти была матерью всех муз?

( нельзя научиться ни танцам, ни музыке, ни литературе, ни истории, если не будет памяти.

Мнем.: Как вы считаете, для чего сейчас нам нужна память?

- чтобы учиться

- чтобы знать свой дом, своих близких

- чтобы знать язык и уметь общаться

- чтобы знать, что можно есть и пить, а что нельзя

- чтобы научиться делать машины, лечить людей, строить дома

Мнем.: Как вы думаете, почему приемы запоминания назвали мнемотехникой.

( Мнемо – память, значит «мнемотехника»  - это техника памяти.

Мнем.: Есть ли у вас какие-нибудь приемы запоминания.?

Какие правила школьной программы вы запомнили с помощью таких приемов?

«Степка хочешь щец – фи» все глухие согл.

« Каждый охотник  желает знать, где сидит фазан» - 7 цветов радуги.

« Цыган встал на цыпочки и сказал цыпленку цыц» - правописание ы-и после ц.

Мнем.: Поднимите руки, кто доволен своей памятью?

А кто хочет улучшить свою память?

Сегодня вы узнаете, как можно улучшить свою память. Я вам в этом помогу. Но сначала вам нужно послушать лекцию о том, что такое память.

                Мини-лекция «Что такое память?»

- Память, ее значение в жизни человека.

- Виды памяти: двигательная, зрительная, слуховая и словесная, кратковременная и долговременная

- Запоминание: механическое и осмысленное

Итак, каждый день мы узнаем что-то новое. Все, что узнает человек, хранится в памяти. « Память есть кладовая ума» - говорил Суворов.

Память – это психическое свойство человека, способность накапливать, хранить и использовать информацию. Без памяти люди не могли бы передавать накопленный опыт от поколения к поколению и человечество не могло бы развиваться.

Память бывает двигательная, зрительная, слуховая и словесная.

Представьте себе: идет урок и учитель объясняет новую тему. Мы слышим голос учителя – работает слуховая память, записываем слова в тетрадь – работает двигательная , зрительная и словесная.

Когда работают все виды памяти, мы запомним 16 слов из 20, когда мы только слушаем – запомним лишь 5 слов. Теперь вам понятно, почему учитель требует слушать и записывать его объяснение. Так запоминается в 3 раза больше информации.

Запоминание может быть осмысленным и механическим. Когда понимаешь правило, его легко учить – это осмысленное запоминание. А когда не понимаешь, приходится запоминать механически. Все знают, как это долго и тяжело…

Таблицу  умножения мы запоминаем надолго – это долговременная память, а вот вчерашний сериал уже сегодня  можно забыть – это кратковременная память.

Когда мы что-то запоминаем, мы это связываем с тем, что уже есть в нашей памяти. Поэтому чем больше человек знает, тем больше связей может установить. Тем легче ему запомнить что-то новое. Становится понятным, почему учителя советуют нам больше читать.

Человек может хранить в кладовых памяти огромное количество информации. По расчетам ученых каждый из нас способен запомнить миллионы книг. Но мы – из-за лени или по незнанию – используем лишь маленькую частичку своего мозга.

Некоторые исторические личности обладали удивительной памятью. Например. Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а их было  свыше 30 тыс. у каждого. Такими же способностями обладал и Наполеон.

Все эти великие люди упорно работали над своей памятью, развивали ее и достигли невероятных успехов. Помогли им в этом приемы запоминания, которые были известны с глубокой древности. Значит, память, как и мышцы, нужно тренировать, иначе «мозг заржавеет», как говорят психологи.

Тест « Хорошая ли у вас память?»

Сейчас вы проверите, хорошая ли у вас память. Результаты проверки вы можете никому не показывать. Они вам понадобятся, чтобы оценить свои силы.

На доске написаны 20 слов.  Я читаю вам эти слова, и вы можете изучать этот список в течение 1,5 мин. Теперь я закрываю список и даю вам минуту, чтобы записать на листке слова, которые вам удалось запомнить. Сколько слов удалось вам запомнить? Оцените свои результаты. ( на доске)

Игра « Рецепты Мнемозины»

Итак, мы хотим улучшить свою память. Какие рецепты нам пропишет Мнемозина?

Мнемозина выходит к доске, в руках полоски с правилами…

М: Для улучшения памяти есть несколько рецептов. Первый – поставить цель запомнить надолго.

Кл.рук. : Понятно, для школьных знаний нужна долговременная память. Эти знания пригодятся нам на всю жизнь. Еще что посоветуете?

Мн.:  Рецепт второй. Чтобы улучшить память нужно внимание. Внимание и еще раз внимание.

К.р.:  Да, но не каждый умеет на уроке концентрироваться. Проверим, нужны ли нам таблетки внимания. Послушайте небольшой рассказ.

Восьмого апреля возле Казани произошла дорожная авария.  Товарный поезд, подходя вечером к станции, сошел с рельсов. Поезд состоял из 27 вагонов: в 12 была солярка, а в 15 – вино. Две цистерны солярки по 40 тонн и 4 цистерны вина были повреждены, и смесь из вина и солярки вылилась на автостраду, из-за чего упал на бок 10-тонный грузовик, перевозивший подсолнечное масло и все масло вылилось на дорогу . К счастью, никто серьезно не пострадал, и только водитель грузовика получил легкие ушибы.

А теперь дайте ответы на вопросы:

1. В какое время года произошло событие? ( весной – 8 апреля)

2. Каких вагонов было больше – с вином или с соляркой? ( с вином)

3. Сколько цистерн с вином было повреждено? ( 4 )

4. Чего больше разлилось – вина, солярки или масла? ( вина)

5. Сколько было всего вагонов? ( 27)

6. В какое время суток произошло крушение? ( вечером)

Кл.рук.: Да. Мы увлеклись цифрами и не обратили внимания на обыкновенные вещи. Значит таблетки внимания нам надо принимать еще очень и очень долго. Как еще можно улучшить память?

Мнем.: Рецепт третий – самое сильное средство – ассоциации.

Кл.рук.: Ассоциации – это связи: между предметами, словами, понятиями.

Вы помните наше первое упражнение, когда мы пытались запомнить 20 слов и у нас это плохо получилось? (показать слова)

А теперь мы попробуем запомнить 20 слов с помощью ассоциаций. Я читаю эти слова, но в паре с каждым словом будет другое слово, которое вам  нужно запомнить. Но первое слово будет как бы подсказкой, ассоциацией для второго.

 Внимание, смотрим и слушаем.  Наша задача – запомнить второе слово из каждой пары.

( уч. Читает слова на доске, добавляя к ним пары)

Мыло – мочалка, стул – стол, мяч – футбол, лодка – весло, банан – гроздь, ковер – самолет, книга – учебник, лес – чаща,  река – разлив, пробка – бутылка. Рыба – килька. Парта – класс, дом – мама, ваза – букет, кот – собака, орден – герой, море – шторм, школа – дневник, трава – газон, зебра – полоска.

А теперь проверим, как вы запомнили пару каждого слова. Я читаю слово. А вы называете его пару. Если никто не запомнил. Я рисую на доске нолик. Максимальное количество слов, которые вы можете запомнить – 20.

( уч. Читает слова на доске. Дети называют пару)

Ну вот, сразу видно, что таблетка ассоциации очень эффективна.

Давайте используем ее для запоминания хронологической таблицы. На доске записаны даты 4 великих битв из нашего календаря воинской славы России.

Вот эта таблица.

Наша задача – быстро запомнить все даты с помощью ассоциаций. Я например легко запомню первую дату:

- сначала разобьем ее на два числа: 12 и 42

- для каждой половинки установлю связи – ассоциации

- 12 – Ледовое побоище – лед бывает зимой – зимняя сказка «12 месяцев» - это первое число

- 42 – это номер моей квартиры.

Значит Ледовое побоище у меня в памяти закрепилось как «12 месяцев» у меня дома

Примерно так я буду запоминать 3 даты, а четвертую запомнить легко – в 1709 году Петр Первый

Победил шведов под  Полтавой, на суше, а через 5 лет ( на пятерку) разгромил их на море, под Гангутом. Вообще, всегда легче запоминать несколько дат, чем одну.

А теперь   даю вам 5 минут, чтобы вы установили свои связи для этих дат. Только в классе должна быть абсолютная тишина. Потом вы поделитесь с нами своими находками, может быть кому-то помогут ваши ассоциации.

А теперь, уважаемая Мнемозина, вы можете проверить, хорошо ли пятиклассники запомнили эти 4 даты.

Мнем.:

1. В каком году была Куликовская битва? (1380)

2. Когда произошло Ледовое побоище? (1242)

3. В каком году была Полтавская битва? (1709)

4. В каком году русский флот впервые победил шведов на море?

Результат отличный! А теперь четвертый рецепт – учить осмысленно, не зубрить механически.

Кл.рук.: Отдельные слова и даты учить нетрудно, а как запомнить большой текст?

Мнем.:  Нужно разбить текст на части. В каждой части найти ключевые слова, составить план и пересказать по плану. Это мой пятый рецепт.

Кл.рук.: А читать и пересказывать лучше вслух. Говорят, так всегда делал Авраам Линкольн, наверное, потому и стал первым американским президентом.

Мнем.: И последний рецепт – повторение. Но это лекарство надо принимать с умом! Передозировка тут  ни к чему.

Кл. рук.: Да, как это ни странно, психологи заметили, что лучше повторить материал 2 раза с перерывом в 5-10 мин, чем повторять 6 раз подряд!

Мнем.: На прощанье раскрою еще один секрет. Для памяти нужно побольше кислорода и совершенно противопоказаны курение и алкоголь.

Кл. рук.: Спасибо, это очень важная информация.

Мнем.: Я раскрыла вам только частичку секретов памяти. Остальные секреты вы сможете открыть сами, если будете развивать свою память. А теперь меня ждут музы. Прощайте.

               Составление памятки « Правила запоминания»

Ну а результат нашего классного часа – на доске. ( 6 полосок) Как мы назовем этот результат? (прикрепляет к доске название «Правила запоминания»)

Давайте еще раз прочитаем эти правила: ( на доске полоски)

Дом. Задание:

На доске записаны названия планет Солнечной системы в порядке их приближения к солнцу. Представьте себе, что нам нужно запомнить их в той же последовательности. Для этого можно составить из них какой-то текст, пусть даже нелепый и смешной. ( на доске)

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон

У меня , например, получилось так: « Меркурий танцует с Венерой, Земля с Марсом, а Юпитер с Сатурном с криками «ура» бросились на Нептуна, но тот сказал, что они Плутоны».

Придумайте свой текст, для того чтобы быстро запомнить эти названия.

Подведение итогов

Кл. рук. : Сегодня вы познакомились с приемами развития памяти. Как вы чувствуете, помогут вам эти приемы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Общение - искусство"

Внеклассное групповое занятиедля учащихся 8 классов развивает коммуникативную компетентность учащихся, ребята учатся  не только эмоционально и грамотно говорить, но и отстаивать собственное мнени...

классный час общение

классный час общение для 10 класса....

Классный час "Общение в жизни человека"

Классный час с ипользованием активных форм работы....

Классное собрание "Общение родителей с ребёнком"

Общение родителей с ребенком - материал для родительского собрания...

Классный час."Общения. Правила общения"

для классных руководителей...

Классный час «Общение: Онлайн или…?»

Классный час «Общение: Онлайн или…?»...

Конкурсный классный час "Общение"

Конкурсный классный час "Общение"...