Проект по воспитательной работе "Я + ТЫ = МЫ" (этапы развития ученического коллектива)
методическая разработка (5 класс) по теме

Батршина Сания Фаритовна

       5 класс - чрезвычайно значимый период школьной жизни, так как формируется новый коллектив. Некоторые дети в этом возрасте не умеют общаться и сотрудничать. Они не могут знакомиться, не знают, как вежливо обратиться к другому ребенку, как вежливо отказать. Задачу развития у учеников навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками я считаю чрезвычайно важной. В центре внимания должно стоять воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения. Важным условием движения коллектива к заветной цели является создание в нем гуманистического микроклимата. Этот проект может помочь классному руководителю создать сплоченный классный коллектив.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по воспитательной работе:

«Я + ТЫ = МЫ»

(Этапы развития ученического коллектива)

 

Выполнила: Батршина Сания Фаритовна,

 классный руководитель

Кулле-Киминской общеобразовательной школы имени Сибгата Хакима

Атнинского муниципального района РТ

Пояснительная записка.

    Без настоящего коллектива классному руководителю сложно решать педагогические задачи в своем классе. Детский коллектив важен как необходимое средство воспитания, благодаря которому можно научить ребенка взаимодействию с другими людьми.

Коллектив - это не просто система, это, прежде всего, динамическая система. Он постоянно меняется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Педагог должен менять тактику управления по мере развития коллектива. Не подавлять и командовать, а направлять и сотрудничать. Высокой эффективности педагог добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив педагогов, включает группу в общественную деятельность и сотрудничает с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей.

Ученический коллектив - группа учеников, объединенных общей целью, деятельностью, организацией этой деятельности.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).

Первая стадия - становление коллектива. Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что - ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога. Коллектив в это время выступает уже как целостная система.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий - основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

       Показателем сформированного коллектива А.С. Макаренко считал также внутриколлективные отношения, имеющие особые отличительные признаки:

1) мажор - постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию;

2) ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;

3) дружеское единение его членов;

4) ощущение защищенности каждого члена коллектива;

5) активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию;

6) привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.

             Большое внимание А.С. Макаренко уделял возникающим, крепнущим на всех стадиях развития коллектива традициям. Традиции - это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Он полагал, что они помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания и украшают жизнь.

Актуальность темы проекта.

       5 класс - чрезвычайно значимый период школьной жизни, так как формируется новый коллектив.

       Некоторые дети в этом возрасте не умеют общаться и сотрудничать. Они не могут знакомиться, не знают, как вежливо обратиться к другому ребенку, как вежливо отказать. Плохо ориентируясь в понятиях «мое»,  «твое», «общее» способны брать без разрешения чужие вещи. Не умеют отличать искреннее непонимание или шутку от агрессии.      

      К формированию у детей неадекватных навыков взаимодействия приводит увлечение телевизионными передачами и компьютерными играми. Поведение их героев часто не совпадает с нормами реальной жизни. Персонажи игр заменяют детям друзей и врагов, а со сверстниками они пытаются   общаться «телевизионными», порой жестокими методами.

      Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительно стабильного коллектива. Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка. Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия – вот главное условие успешного воспитания.  

         Задачу развития у учеников навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками я считаю чрезвычайно важной. В центре внимания должно стоять воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения. Важным условием движения коллектива к заветной цели является создание в нем гуманистического микроклимата, одним из признаков которого является защищенность учащихся. На практике это означает насколько комфортно и безопасно в коллективе сверстников чувствует себя каждый отдельно взятый ребенок. Как дети относятся друг к другу, нет ли в отношениях между ними агрессии, которая порой скрыта от глаз учителя. Не испытывают ли некоторые из них страха перед одноклассниками не только в смысле насилия или издевки, а даже боязни показаться не такими как все (ведь для подростков мнение сверстников зачастую бывает самым главным).

Цель проекта:

-  формирование и развитие коллектива класса;

- формирование у детей навыков общения, взаимодействия и сотрудничества;

- формирование доброжелательной атмосферы, гуманистического микроклимата в коллективе;

- развитие органов самоуправления в классе;

- решение возникающих в коллективе конфликтов;

- решение в процессе жизнедеятельности в классе разнообразных воспитательных задач.

Задачи проекта.

     1. Создание мотивации (побуждения, направленности) сотрудничества.

Дети должны  убедиться  в том, что:

- работать сообща приятно и интересно;

- коллективная работа часто более эффективна, чем индивидуальная, и позволяет сделать то, с чем невозможно или очень трудно  справиться самостоятельно;  

- в совместной работе возникают тёплые чувства к партнёрам и хорошие                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        отношения, которые сохраняются и по её окончании.

2. Формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами дугих.

 Опыт совместной работы со сверстниками должен позволить детям:

- принять тот факт, что хороший, вызывающий положительные эмоции результат работы может существенно отличаться от личных первоначальных замыслов;

- почувствовать, что вклад каждого обогащается лептой других участников.

3. Обучение правилам эффективной организации совместной работы:

   - до начала выполнения работы и по ходу её обсуждать и согласовывать планы;

  - знать и использовать правила эффективного обсуждения;

  - распределять обязанности, используя справедливые процедуры и объективные критерии.

4. Развитие эмоциональной сферы личности. Для этого необходимо научить детей:

  - распознавать эмоциональные состояния свои и партнёров, ориентируясь на вербальные проявления (жесты, мимику, позу, интонацию и др.);

 В деле сплочения ученического коллектива классный руководитель

может опираться на следующие виды деятельности:

Вид деятельности

Кто участвует

Время

1

Изучение особенностей возраста учащихся

классный руководитель

август

2

Работа с родителями.  

классный руководитель и родители.

август-май

3

Изучение типа характера учащихся.

классный руководитель и родители.

в начале учебного года

4

Планирование воспитательной работы с классом.

классный руководитель, родители и учащиеся.

в начале учебного года

5

Организация работы ученического самоуправления

классный  руководитель и учащиеся.

1 четверть

6

Воспитание толерантности.

классный руководитель, родители и учащиеся.

в течение года

7

Проведение классных часов.

классный руководитель.

в течение года

8

Связь с предыдущим выпускным классом.

классный руководитель и выпускники.

в течение года

1. Особенности характера детей 11-13 лет.

      Дети в этом возрасте начинают понимать, что их действия в настоящем могут иметь длительные последствия. Они также начинают понимать, что все ситуации можно оценивать с разных точек зрения, и что информацию можно трактовать по-разному.  По мере того, как дети начинают взрослеть, они ощущают потребность быть более независимыми от своих семей. Очень часто, при необходимости получить совет, друзья заменяют родителей. Очень часто, когда подростки дома, они могут хотеть проводить время в одиночестве, вместо того, чтоб проводить его в кругу семьи. Но в то же время, поддержка семьи все еще очень важна и помогает ребенку построить здоровую самооценку. Дети в этом возрасте могут быть неповоротливыми или неуклюжими. Их мозгу необходимо время, чтоб привыкнуть к более длинным конечностям и большему телу. Регулярные средние физические нагрузки могут улучшить координацию и помочь ребенку сформировать здоровые привычки.

        Обретение независимости – это полезный и необходимый шаг, хотя очень часто именно из-за этого возникает много недопониманий. У подростков могут быть периоды, когда они замкнуты и стараются уединиться, а родителей такое поведение обижает. Но это нормальное явление в таком возрасте. Когда подростки проводят время с родителями, то это напоминает им о том, что они все еще дети, даже если родители не относятся к ним так. Подростки хотят ощущать себя взрослыми. Очень часто, чем дольше родители пытаются относиться к своему чаду как к ребенку, тем больше независимости требует подросток.

Быть терпеливым с подростком может быть очень сложно. Даже если ребенок постоянно отталкивает вас от себя, вы все еще играете очень значительную роль в его жизни. Постарайтесь сохранять позитивный настрой и будьте открыты к общению. Очень хорошо разрешить ребенку самостоятельно принимать решение, Вы должны понимать, что подросткам необходимы строгие и справедливые ограничения.

Помогите ребенку сформировать привычку здорового питания, научите ребенку нормально воспринимать свое тело. Подавайте сбалансированную пищу, следите за тем, чтоб в доме было много фруктов, овощей и другой здоровой пищи. Показывайте своему ребенку пример здорового питания и пристрастия к спорту.

Поощряйте ребенка к ежедневным незначительным физическим нагрузкам.

Следите за тем, чтоб ребенок отдыхал достаточное количество времени. Установите ограничение на использование телефона, компьютера и телевизора после определенного времени.

Поощряйте более зрелое мышление. Вовлеките ребенка в формирование правил поведения дома. Поговорите о текущих вопросах вместе. Подумайте над различными способами решения проблем, обсудите возможные последствия.

2. Работа с родителями.  

        Залогом успешной учебно-воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками в процессе становления коллектива – это важная и ответственная задача педагога.

        Данную задачу я решаю, применяя в своей практике технологию педагогической поддержки родителей, которая включает в себя следующие направления деятельности классного руководителя:

- изучение семей учащихся;

- педагогическое просвещение родителей;

- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных творческих дел в классе;

- педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса;

- индивидуальная работа с родителями;

- информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

Направления деятельности классного руководителя

Формы и методы работы с родителями



1



Изучение семей учащихся

Позволяет лучше узнать детей и их родителей, понять стиль жизни семьи, ознакомиться  с домашними условиями развития личности ребенка:    -посещение семей; -анкетирование;

  1.   -сочинения «Моя семья», «Вечер в нашей семье» и т.п.;
  2.    -деловые игры с родителями;
  3.  - конкурсы семейных творческих работ;



2



Педагогическое просвещение родителей

Планируется в соответствии с возрастными особенностями детей, целями и задачами учебно-воспитательного процесса, конкретными проблемами, возникающими в ходе совместной деятельности учителя и родителей:

  1. - лекции по педагогике и психологии, праву, этике, физиологии и гигиене; - родительские собрания; -обмен опытом воспитания детей в семье; - вечер вопросов и ответов;

- день открытых дверей и т.п.



3


Обеспечение участие родителей в жизнедеятельности классного коллектива

  1. Совместное планирование воспитательной работы в классе;
  2. - коллективные творческие дела;
  3. - праздники, вечера, концерты;
  4. - посещение театров, выставок, музеев;

- прогулки, походы, поездки, экскурсии;



4



Индивидуальная работа с родителями

Позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося:

 - посещение семей;    - индивидуальные беседы с родителями;

- индивидуальная переписка в дневниках  учащихся.


5

Информирование родителей.

  1. - тематические и итоговые родительские собрания;
  1. - индивидуальные консультации;

После знакомства с семьями учащихся делаю выводы, которые позволят индивидуально правильно подойти к каждому ученику в процессе работы привлечения их в коллектив.

3. Важно определить тип характера учащихся.

В процессе формирования коллектива учащихся очень важно учителю знать типы характера учащихся. Темперамент дается человеку с рождения. Изменить его нельзя, но вот научиться понимать и считаться с ним нужно.

Холерик. Его основной принцип – «Хочу все и сразу!» Частая смена настроения и присущая эмоциональная нестабильность – вот основные признаки холерика.

Сангвиник. Его основной принцип – «Я тебе верю, а ты мне?» Ребенок-сангвиник дружелюбный, жизнерадостный, но при этом довольно покладистый и рассудительный.

Флегматик. Его основной принцип – «Я все сделаю, только чуть позже!» Детей-флегматиков отличает стабильность и упрямство. Переубедить его практически невозможно.

Меланхолик. Его основной принцип – «Мне не весело, потому что мне грустно!» Застенчивость, робость – основные свойства характера.

Наблюдения позволят сделать следующий вывод:

4. Планирование воспитательной работы с классом.

План воспитательной работы становится не формальным набором мероприятий в том случае, когда он создается в процессе тесного творческого, заинтересованного общения учителя со своими воспитанниками, родителями.

Варианты совместного с учащимися планирования могут быть самыми разнообразными. Вот некоторые из них:

«Подумаем вместе».

Класс разбивается на 4 группы (по количеству четвертей в году). В каждой группе выбирается координатор. В ходе жеребьевки координаторы групп определяют четверть, которую им предстоит спланировать. Таким образом, учащимся становится понятно, что одна группа готовит план работы на I четверть, вторая на II, третья на III, четвертая на IV четверть. Причем мероприятия в плане должны быть предоставлены по направлениям: учеба, спорт, досуг, общение и т.д. Учащиеся сами определяют, кто отвечает за проведение конкретного дела. По окончании работы группы представляют свои предложения и защищают их.

«Солнечный круг».

  На листе ватмана нарисовано солнышко с лучиками. К ним классный руководитель прикрепляет записки с заранее написанными формами внеклассных мероприятий (викторины, классные часы, классные собрания, диспуты, праздники…), причем прикрепляются они чистой стороной вверх, чтобы дети не видели, что на них написано. Ребята снимают записочки и объединяются в одноименные группы (например, диспуты, праздники, соревнования…).

В группе выбирается координатор. Дети должны придумать содержание данного мероприятия. Свои мини-проекты группы сдают в жюри «Важных дел», куда войдут по одному представителю от группы и классный руководитель (можно привлечь родителей). Жюри группы "анализирует мини-проекты и определяет, какие отвечают критериям: занимательность, полезность дела. Результаты работы жюри доводятся до сведения коллектива, лучшие проекты вносятся в план работы класса, а авторы получают возможность его реализовать.

Для определения большей результативности плана воспитательной работы в конце учебного года можно провести анкетирование учащихся и родителей класса с целью выяснения их отношения к классным делам.

Анкета «Наши общие дела».

  1. Какие мероприятия этого года в классе тебе понравились? Почему?
  2. Какие мероприятия, проведенные в классе в этом году, тебе не понравились?
  3. В каких мероприятиях ты принимал участие?
  4. В каких мероприятиях ты не принимал участие, но хотел бы участвовать?

Анкета «Воспитательная работа в классе глазами родителей».

  1. Какие мероприятия класса понравились вашему ребенку?
  2. Какие мероприятия класса понравились вам?
  3. В каких мероприятиях вы могли бы принять участие в будущем году?
  4. Какие мероприятия вы могли бы предложить в общеклассный план работы?

5. Ученическое самоуправление.

В сплочении класса в один коллектив весомую роль выполняет ученическое самоуправление, которое помогает сформировать у учащихся такие качества, как инициативность, самостоятельность в решении личных и общественных проблем, умение брать ответственность и отвечать за свои поступки, ставить цели и достигать их.

Научить детей самостоятельности — долгий и кропотливый труд. Чтобы самоуправление состоялось, педагогу необходимо создать такую атмосферу в классе, при которой у ребят появилось бы желание самим взяться за организацию своей жизни.

Хорошую помощь классному руководителю в этом окажет проверенная практикой методика И.П. Иванова:

- подготовка дел при помощи специально созданных для этого советов.

- работа инициативных групп (когда организацией дела занимаются те, по чьей инициативе оно возникло).

 - сменяемость лидеров.

6. Толерантность – важная черта членов коллектива.

Наверняка многие классные руководители сталкивались с
такими непростыми проблемами детского коллектива, когда какого-то ученика не принимают в игру, его игнорируют, над ним откровенно издеваются одноклассники, в общем, ребенок находится в положении отверженного. Безусловно, каждую ситуацию приходится всесторонне анализировать, чтобы понять, что происходит в классе. Отчужденность — очень болезненный опыт, для тех, кого изгоняют, но не менее опасный для тех детей, кто ее проявляет.

Зачастую трудно бывает понять, какие факторы повлияли на формирование интолерантного поведения подростков — общественные установки, окружающая среда, семейная атмосфера или что-то другое. К анализу причин педагогу необходимо подходить всесторонне. Но не менее важно уметь распознавать симптомы или признаки нетерпимости и предпринимать соответствующие меры.

Заметить проявления нетерпимости классному руководителю несложно. Присмотритесь повнимательнее, понаблюдайте, как общаются учащиеся, был ли, например, кто не принят в команду, используют ли дети негативные оценки в разговорах о стариках, инвалидах, национальных группах и т.д. Даже незначительным, на первый взгляд, проявлениям интолерантного поведения следует уделить внимание. Пренебрегать этим недопустимо. Искоренить нетерпимость гораздо сложнее, чем предупредить.

Проанализируйте ситуацию с точки зрения толерантности в классе с помощью следующей анкеты:

1. Допустимы ли в общении между детьми выражения, имеющие унизительный характер, клички и т.д.?

2. Используют ли учащиеся негативные обобщения в разговорах о национальных группах, об инвалидах, стариках, людях с низким или высоким материальным достатком или других людях, отличающихся по тем или иным признакам?

  1. Имеются ли в классе факты, когда учащиеся пытаются поставить своих одноклассников в неловкое положение?

- Есть ли в классе «изгои», т.е. дети, которых обвиняют в неудачах класса, с ними не дружат, не берут в команду, не хотят сидеть с ними за одной партой и т.д.

- Есть ли в классе факты, когда учащиеся пропускают школу, потому что боятся быть осмеянными одноклассниками, их унижают морально и физически?  

Памятка классному руководителю

А) Создайте в классе такую атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки, которая:

- помогает детям ощутить собственную значимость, ценность, уникальность;

     - позволяет им с максимально возможной степенью свободы;

     - способствует укреплению дружбы;

  - дает детям возможность понимать самих себя, делиться с другими своими                                                 идеями и чувствами, а также развивает способность понимания других;

Б) Организуйте специально такие виды деятельности, как посредничество при разрешении конфликтов между сверстниками, оказание взаимной помощи, и поддержки.

7. Классные часы.

Классный час — одна из основных форм внеклассной воспитательной работы. Каким ему быть — решают учитель и ученики. Тогда классный час превращается в час общения, доверительный разговор близких людей в коллективе.

    Классный час — это возможность учителя и детей поговорить откровенно. Дети должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Очень важно создать комфортный микроклимат в классе, такой психологический настрой, чтобы у учащихся было желание высказать свое мнение, они не боялись ошибиться или быть непонятыми.

    Классный руководитель может предложить ребятам выработать правила общения на классном часе: С уважением относимся друг к другу. Любое мнение заслуживает внимания. Признаем право каждого на любой вопрос. У каждого есть право быть выслушанным и понятым. Пока один говорит, все его слушают.

О своем желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.

Примерный тематический план классных часов,

способствующих успешному формированию классного коллектива.



Темы классных часов

1

Правила нашего коллектива.

2

Выбираем наш актив.

3

Дежурство – это серьезно.

4

Дружбой дорожить умейте.

5

Удивительный этикет.

6

Ура! Идем в поход!

Предлагаю планы-конспекты предложенных классных часов.

Классный час №1. Тема: «Правила нашего коллектива».

Цель: формирование коллектива, обсуждение и принятие правил жизнедеятельности класса.

Форма: классный час с элементами проектной деятельности.

Информация к размышлению:

Всякое существование — это сосуществование.

                                                                                                                   Древняя мудрость

Подготовительный этап. Предварительно изучите с учащимися общешкольные правила.

Оборудование. Учителю необходимо подготовить конверты с заданиями  для каждой группы, набор фломастеров (по количеству микрогрупп).

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф классного часа: «Как вы думаете, почему такой эпиграф выбран к классному часу?».

Подытоживая ответы детей, учитель скажет о том, что для того, чтобы класс стал настоящим сплоченным коллективом, предстоит всем вместе приложить немало сил. Это сделать нелегко, мы все такие разные, с разными привычками, взглядами и т.п. И все же будем учиться строить отношения, учиться договариваться между собой.

Людям легче решать возникающие проблемы, легче уживаться друг с другом, когда они вместе вырабатывают правила, и потом по этим правилам действуют.

Обсуждение проблемы

«Где вы встречались с правилами?»

В школе, в транспорте, в театре, в магазине и т.д.

«Бывали ли случаи в вашей жизни, когда вы нарушали правила? Какие последствия это имело?»

Давайте поиграем в игру «Почемучка».

Почему не получилась игра?

Возможные ответы учащихся: «Мы не знали правил».

Что такое правила?

Правило - положение,  устанавливающее порядок, норма поведения.

Мы запишем в общеклассных правилах все, что постараемся выполнить и то, чего постараемся не делать.

Упражнение № 1: «Скажи мне ласковое слово»

Учащиеся садятся в круг, передают друг другу мячик по кругу, произнося ласковое слово.

Упражнение № 2: «Мы — одна команда»

Учитель делит учащихся на микрогруппы. Для распределения по группам можно использовать карточки разных цветов. У каждой команды на столе конверт с заданиями.

Задание № 1

Придумать название команды, эмблему (после выполнения задания -  представление команд)

Задание № 2

Придумайте по 3 правила, которые необходимы нашему коллективу.

Учитель объясняет учащимся, что правила должны быть понятными, выполнимыми и краткими. Команды предлагают свои правила. Учитель фиксирует их на доске. Каждое правило обсуждается. Важно, чтобы правила коснулись различных сторон жизнедеятельности коллектива: взаимоотношений между учащимися, между учащимися и учителями, безопасности в классе и в школе, поведения на перемене, посещаемости школы, совместного проведения досуга и т.д.

Необходимо предусмотреть последствия нарушения правил учащимися (например, если нарушил какое-то правило, обязательно выяснить причину, если ребенок нарушил правило по неуважительной причине, это влечет за собой напоминание, порицание, извинение, возмещение ущерба, обсуждение поступка с классом, встречу с директором, родителями)

Если возникнет необходимость, обсудите вопросы:

Можно ли нарушать правила по уважительной причине?

Подчиняться или нет правилу, если оно не нравится?

Мини-итоги

Правила после обсуждения и принятия должны быть наглядно оформлены в классе, доведены до сведения учителей, работающих в классе, родителей.

Ребята должны прийти к выводу, что они создали правила, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим, не принимать неправильных решений. Учащиеся должны понять, что, если им не нравится какое-то правило, можно обсудить его с товарищами, внести изменения, но если оно одобряется большинством учащихся, правило надо выполнять и стараться не нарушать даже по уважительной причине.

Примерные правила для учащихся:

Мы, учащиеся 5 класса, принимая правила нашего коллектива, будем стремиться:

  1. соблюдать устав школы и установленные в школе правила для учащихся;
  2. уважать права и считаться с интересами других людей, не подвергать опасности жизнь и здоровье свое и окружающих;
  3. заниматься в меру своих способностей;
  4. принимать активное участие в жизни коллектива;
  5. свободно выражать свое мнение по любому вопросу;
  6. стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не оскорблять других людей, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно слушать;
  7. соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного процесса и на переменах;
  8. соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах;
  9. не опаздывать на урок;
  10. перемена — личное время ученика;
  11. не пропускать школу без уважительной причины. В случае отсутствия в школе необходимо поставить в известность классного руководителя и предоставить документы, объясняющие твое отсутствие в школе;
  12. не покидать школьное здание, не получив на это разрешения классного руководителя.

Классный час №2. Тема: «Выбираем наш коллектив».

Цель: - выявление лидеров в классе.

          - определение организационной структуры коллектива.

Форма: коллективное творческое дело с элементами игры.

Информация к размышлению:

Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество — свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого.

                                                                Сенека.

Подготовительный этап. При подготовке к классному часу учителю необходимо проанализировать следующие вопросы.

  1. Каковы организационные особенности класса на данный момент?
  2. Есть ли в классе неформальные лидеры, каково их положение в классе?
  3. Как складывается система самоуправления класса?
  4. Насколько эффективна система поручений в классе? Нуждается ли она в корректировке?

Для наиболее полного анализа ситуации в классе можно использовать специальные методики, например социометрию. Учащимся потребуются листы ватмана и фломастеры.

Ход классного часа.

 Вступительное слово учителя. Распределить поручения, выбрать лидера класса предлагаю не совсем обычным способом, для этого мы проведем игру «Киностудия».

Игровая ситуация.  Представьте себе, что кинокомпания «Успех» сделала предложение нам снять фильм на тему школьной жизни. Режиссера мы должны определить сами. Это должен быть человек творческий, хороший организатор, пользующийся авторитетом.

Для выполнения заданий разделите класс на микрогруппы. (киностудии). В качестве жюри можно пригласить старшеклассников.

Конкурс № 1: «Ожившая пословица». Учащимся предлагается представить пословицу в пантомиме. Для выполнения задания дается 5 минут.

Конкурс № 2: «Рекламный ролик». Каждой киностудии в течение 10 минут предлагается подготовить «рекламный ролик» или сценку о своем классе. После выполнения заданий классный руководитель просит провести в каждой микрогруппе анализ и определить, кто оказался в ходе подготовки лидером (режиссером).

Конкурс № 3: «Помощник режиссера». Лидерам (режиссерам) предлагается подобрать себе помощников и обосновать свой выбор. Оценивается умение подобрать людей и правильно их охарактеризовать.

Конкурс № 4: «Моя программа». Каждому кандидату необходимо продолжить фразу: «Если меня выберут, то я...». Оцениваются новизна, конструктивность программы. Если у ребят возникли вопросы к лидерам, они могут им их задать. После выполнения заданий проводится голосование. Ребятам раздаются листики бумаги, на которых они должны вписать имя одного кандидата. Жюри проводит подсчет голосов и объявляет лидера класса.

Далее учитель предлагает ребятам распределить поручения, связанные с самообслуживанием в классе. Поручения могут распределяться примерно так:

  1. пресс-служба класса;
  2. ответственный за дежурство по классу и школе;
  3. экологическая служба класса;
  4. ответственный за посещаемость;
  5. хозяйственная служба класса;
  6. служба помощи в учебе и т.д.

Продумайте системы отчета учащихся за порученное дело, поощрении и взысканий.

Ученического самоуправления класса формируется с учетом традиций класса и школы.

Классный час №3. Тема: «Дежурство – это серьезно!»

Цель:  формирование ответственного отношения учащихся к порученному делу.

Форма: деловая игра.

Подготовительный этап

  1. С целью выявления отношения учащихся к дежурству проведите экспресс-анкетирование по вопросу: «Считаешь ли ты, что дежурство в классе необходимо?»:

- да; - нет; - сомневаюсь.

  1. Предложите учащимся подготовить свои проекты положения о правах и обязанностях дежурного. Совет дела рассмотрит их и лучшие проекты предложит к обсуждению на классном часе.
  2. Подготовьте анкеты к заданию № 3.

Ход игры.

Вступительное слово учителя: Учитель обратит внимание учащихся на необходимость

обсуждения не очень интересной, но весьма важной темы для жизнедеятельности коллектива: «Проблемы дежурства».

Задание № 1: «Наше мнение о дежурстве» (работа проводится в микрогруппах).

Учащимся предлагается обсудить и высказать свое мнение, что удается в организации дежурства в классе, над чем необходимо работать. Предложения каждой группы учитель фиксирует на доске или на листе ватмана.

Задание № 2: «Разрабатываем проект». В течение 15 минут каждая группа должна подготовить свой проект «Положения» о дежурных по классу.

Если задание вызывает затруднение у детей, учитель может предложить свой вариант положения о дежурных по классу. Но в любом случае этот классный документ должен быть обсужден и принят учащимися.

Примерное положение о дежурных по классу:

  1. Дежурные по классу обязаны обеспечить четкий режим работы класса, добиваться выполнения учащимися устава школы.
  2. Дежурные обеспечивают санитарно-гигиеническое состояние кабинета до урока и после.
  3. Дежурные информируют учителя об отсутствующих, выясняют причину отсутствия.
  4. Дежурные предотвращают факты недисциплинированности учащихся во время перемен.
  5. Дежурные по классу могут выносить предложения перед органом коллективного самоуправления класса о вынесении поощрений или наказаний учащимся.
  6. Лучшие дежурные по классу поощряются за добросовестное отношение к дежурству.

Для подведения итогов дежурства, выявления отношения каждого ученика класса к дежурству можно использовать задание № 3.

Задание № 3 (работа проводится в микрогруппах). Учащимся необходимо заполнить анкету (которая подготовлена заранее).

Фамилия, имя

Я оцениваю свое отношение к дежурству

Оценка моего дежурства товарищами

1

2

3

Отношение к дежурству оценивается по пятибалльной системе. Вначале каждый участник группы заполняет графу 1 и 2 анкеты (впишет свои фамилию и имя, выставит себе оценку), затем входе коллективного обсуждения заполняется графа 3(оценка товарищами дежурства). После этого проводится анализ оценок в группах: у кого
самооценка
 и оценка группы совпали, у кого нет, почему.

После обсуждения представители каждой группы докладывают об итогах работы.

Классный час №4. Тема: «Дружбой дорожить умейте!»

Цель: формирование представлений о дружбе как важнейшей нравственной ценности.

Информация к размышлению:

                                                   Настоящая дружба правдива и отважна.

                                                               Ф. Шиллер

Подготовительный этап.

 Можно предложить учащимся написать сочинение  о дружбе. Будет уместно пригласить на классный час школьного библиотекаря, который расскажет ребятам о том, какие книги можно прочесть о дружбе.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Предложите учащимся продолжить фразу: «Дружба — это...» Подытоживая ответы детей, учитель поблагодарит их за высказанные мнения и продолжит разговор.

Учитель организует обсуждение темы по вопросам:

  1. Какие качества вы больше всего цените в друге?
  2. Может ли быть у человека много друзей?
  3. Дружба и приятельские отношения — это одно и то же?

Если мы хотим иметь друзей, мы должны твердо представлять себе и тонко чувствовать, что нужно другому человеку. Дружба — это готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу и радость. Друг — это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить, должен посмотреть в себя, в себе найти ответ на вопрос, готов ли он встретить друга.Многие не хотят понять, что друзей у них нет, потому что они сами не готовы стать настоящим другом, требуют от друга много, ничего не давая взамен.

Чтение и обсуждение стихотворения А. Барто «Требуется друг».

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

И характер  кроткий.

Я шепчу: — Дружи со мной...

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мы как две  голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу: — Но ты учти:

Ты во всем должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной; —

Ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной —

 Стану знаменита!

Все пятерки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: — Ты со мной

Подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать —

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!                           Говорят: —Молчала бы!

 Не вставать же на колени,

 Уговаривать подруг...

Напишу я объявленье:

Срочно требуется друг!

   

    Встречались ли вы с такими «друзьями» в жизни? Почему у девочки возникли проблемы с друзьями? Иногда дружбу понимают как снисходительность. Но это не одно и то же. Настоящий друг обязательно скажет тебе, если ты совершаешь ошибку. Если он позволяет вам делать то, что заведомо может принести вред вам или другим людям и не пытается остановить вас, то он не настоящий друг. Мы не можем заставить наших друзей измениться, но мы должны помогать друг другу жить по совести.

Учитель обращается к эпиграфам классного часа:

                             Настоящая дружба правдива и отважна.

                                          Ф. Шиллер

и организует обмен мнениями учащихся.

Ситуативный практикум

Предложите учащимся обсудить непростые ситуации:

  1. Если друг (подруга) предложит вам, человеку некурящему, закурить.
  2. Друг прогуливает школу и вам предлагает делать вместе с ним то же самое.
  3. Друг (подруга) пригласил вас в компанию подростков, где курят, выпивают. Предлагает вам «не ломаться», не быть «белой вороной», выпить немного вина, закурить. Обратите внимание детей на понимание истинной дружбы.

Настоящий друг не может быть равнодушным. «Недруг поддакивает, а друг спорит» (русская пословица). Предложите детям продолжить фразу: «Настоящий друг — это...»

Ученики Павлышской школы (на Украине), где работал директором выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, выработали такие «Законы дружбы», которые можно обсудить во время классного часа.

  1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе — значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди ему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту — значит нравственно готовить себя к предательству.
  2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба — это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.
  3. Дружба — это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.
  4. Дружба и эгоизм несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять о нем заботу.
  5. Умей жить так, чтобы тебя с другом связывало единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.

Предложите учащимся оценить свою готовность быть настоящим другом с помощью теста.

Для этого нужно выразить свое согласие или несогласие с 25 утверждениями, которые приведены ниже. В бланке для ответов нужно записать «да» (если вы полностью согласны с утверждением), «нет» (если вы не согласны) или «не знаю» (если вы не имеете четкого ответа на данное утверждение).

Настоящий друг

  1. Делится новостями о своих успехах.
  2. Оказывает эмоциональную поддержку.
  3. Добровольно помогает в случае нужды.
  4. Стремится, чтобы другу было приятно в его обществе.
  5. Не завидует другу.
  6. Защищает друга в его отсутствии.
  7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
  8. Хранит доверенные ему тайны.
  9. Не критикует друга публично.
  10. Не ревнует друга к остальным людям.
  11. Стремится не быть назойливым, не надоедает.
  12. Не поучает, как нужно жить.
  13. Уважает внутренний мир друга.
  14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
  15. Не стремится переделать друга по своему образцу.
  16. Не предает в трудную минуту.
  17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
  18. Понимает состояние и настроение друга.
  19. Уверен в своем друге.
  20. Искренен в общении.
  21. Первым прощает ошибки друга.
  22. Радуется успехам и достижениям друга.
  23. Не забывает поздравить друга (например, с днем рождения).
  24. Помнит о друге, когда того нет рядом.
  25. Может сказать другу то, что думает.

Бланк для ответов.

Фамилия, имя ___________________ Дата _______________

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Ответ

Баллы

Вопрос

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Ответ

Баллы

Общая сумма баллов        

Обработка результатов: За каждый ответ «да» поставьте себе по 2 балла, за ответ «не знаю» — по 1 баллу, а за ответ «нет» — 0 баллов. Суммируйте полученные очки и сравните их с интерпретацией результатов.

Интерпретация результатов

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо, вам до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас уже есть определенный опыт настоящей дружбы, но были и серьезные ошибки, в результате которых вы разочаровывались в друзьях. Хорошо, что вы по-прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

Классный час № 5. Тема: «Удивительный этикет».

Цель: сформировать представление учащихся об основных этических нормах и навыках культурного общения.

Форма: брейн-ринг.

Информация к размышлению:

Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.

                                                               Дж. Свифт

Подготовительный этап.

Для организации и проведения брейн-ринга необходимо разделить класс на команды.  Каждая команда выбирает название, капитана, готовится к классному часу в течение одной-двух недель.

Оборудование для игры:

- столы и стулья (по количеству участников);

- гонг;

- секундомер;

- таблички с названиями команд.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя.

Человек живет среди людей. Отношение к тебе других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям необходимо время, чтобы тебя узнать. Русская пословица гласит: «Встречают по одежке». Это означает, что многое зависит от того, какое впечатление производит человек. Внешний облик, манеры поведения определяют восприятие одного человека другим. А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внешним проявлением, является этикет.

Этикет — установленный порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.

Существуют различные виды этикета:

  1. служебный (деловой);
  2. дипломатический;
  3. военный;
  4. педагогический;
  5. врачебный;
  6. этикет в общественных местах.

С этикетом тесно связаны правила вежливости. ♦ Тебя будут считать человеком вежливым, если ты:  Научишься сохранять свободу своих действий и решений, не обижая при этом других. Научишься:

  1. не перебивать;
  2. не шуметь;
  3. не шмыгать носом;
  4. не зевать вслух;
  5. не вытирать ботинки о штанину брюк;
  6. признавать все то, что отличает цивилизованного человека от дикаря!

Учитель обращается к эпиграфу, написанному на доске, и объявляет правила игры:

1. Игра идет до шести очков. 2. Очередность команд в игре определяется жеребьевкой. 3. На обсуждение дается 1 минута. 4. Право ответа предоставляется команде, первой поднявшей свою табличку.

Примерные вопросы:

  1. Что такое этикет?

Ответ: Этикет — установленный порядок поведения людей в обществе.

  1. Что принято считать хорошими манерами?

Ответ: В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми.

  1. Кто первым здоровается при входе в помещение?

Ответ: Первым всегда здоровается входящий, независимо от пола и возраста.

  1. Кого кому представляют?

Ответ: Младшего—старшему, мужчине — женщину, менее известного — более известному.

  1. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?

Ответ: Проходящий.

  1. Какие существуют варианты ответных реплик по поводу состоявшегося знакомства?

Ответ: Очень приятно! Очень рад! Мне приятно, что мы с вами познакомились! и т.д.

  1. В магазине:
  1. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?

Ответ: Надо пропустить того, кто выходит из магазина.

  1. Как правильно спросить «Кто последний?» или «Кто крайний?»

Ответ:  «Кто последний?» (края у очереди нет).

  1. Можно ли входить в магазин с собакой?

      Ответ: Нет, даже если собака небольшая.

  1. На улице, в транспорте:
  1. С какой стороны обходят прохожих?

Ответ: Идущих впереди обходят слева, а идущих навстречу — справа.

  1. При входе или выходе из общественного транспорта кому отдается первенство?

Ответ: Первой заходит дама, затем мужчина, при выходе — наоборот.

3. Как поступить, если рядом с вами в транспорте стоит человек старше вас?

    Ответ: Надо встать и уступить место.

  1. В театре:
  1. Паре нужно в театре пройти до места. Кто идет первым?

Ответ: Идет и ведет до места мужчина, причем лицом к сидящим.

  1. Что нельзя делать во время спектакля?

Ответ: Разговаривать, шуршать бумажками или программой, ерзать, есть, делиться впечатлениями, вставать и уходить во время представления.

  1. Поведение за столом;
  1. Как надо есть хлеб, бутерброды?

Ответ: Хлеб берут руками, кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят отламывая маленькими кусочками.

  1. Как едят пирожные, торты, пироги?

Ответ: Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой, слоеные пирожные и пироги едят, держа их в руках.

  1. Как выйти из-за стола?

Ответ: Из-за стола уходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул.

Мини-итоги

По окончании брейн-ринга учитель подводит итоги игры.

Классный час № 5. Тема: «Ура! Идем в поход!»

      Одно из самых любимых детьми общеклассных дел — поход, экскурсия. Но для того, чтобы это мероприятие прошло ярко, запомнилось детям, оно должно быть хорошо продумано и организовано. Классный руководитель должен знать, что нормативным документом для организации похода, экскурсии является Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций. ИОТ-25-2003. Юридическим основанием проведения экскурсии, похода является приказ директора школы. К приказу прилагается список учащихся (участников экскурсии или туристического похода) с домашними адресами и контактными телефонами. Согласно Инструкции по организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) определяются обязанности руководителя группы.

Обязательно со всеми участниками похода проводится инструктаж с обязательной росписью участников похода в журнале инструктажа. Руководителю необходимо позаботиться об аптечке, проконсультировавшись с врачом о ее содержимом. Привлеките родителей к организации и проведению похода. Это поможет обеспечить безопасность похода и сплотить классный коллектив. Не жалейте времени на подготовку. Распределите поручения среди детей и взрослых, это поможет в организации и проведении похода.

Памятка участнику похода

1. Строго соблюдайте инструкции по технике безопасности в походе.

2. Будьте внимательны во время движения, соблюдайте правила дорожного движения.

3. Строго выполняйте все распоряжения руководителя группы.

4. Оденьтесь  соответственно для похода.

5. Возьмите только такие продукты, которые предназначены для длительного хранения.

6. В походе нельзя употреблять в пищу незнакомые плоды, грибы, травы, коренья, пить воду из рек, колодцев, водоемов без разрешения руководителя.

7. Нельзя уходить за территорию лагеря во время привала без разрешения руководителя.

8. Немедленно сообщайте руководителю о замеченной опасности, о малейших признаках заболевания, утомления, о незначительных на первый взгляд травмах.

9. Соблюдайте правила пожарной безопасности. Не оставляйте костры без присмотра.

10. Соблюдайте правила личной гигиены.

11. Помните во время похода о взаимопомощи, доброжелательном отношении друг к другу, умейте подчинять свои интересы интересам товарищей.

12. Бережно относитесь к окружающей природе.

Викторина по ориентированию

  1. Солнце восходит приблизительно на востоке и заходит на западе. Когда оно бывает на востоке, юго-востоке, юге, юго-западе и западе?

Ответ: Около 7 часов бывает на востоке; около 10 часов — на юго- востоке; около 13 часов — на юге; около 16 часов на юго- западе; около 19 часов — на западе.

  1. Одну из сторон какого-либо места мы называем северной, а противоположную— южной. Разделив нашу лесную поляну, назовите признаки северного и южного направления на ней.

Ответ: В первую половину лета на лесной поляне более высокая трава бывает с южной стороны отдельных стволов или высоких пней; во вторую половину лета трава со всех сторон ствола дерева одинакова; расположенная с южной стороны становится желтой быстрее, чем с северной.

  1. Распространено мнение, что север легко определить по развитию ветвей, кроне и годовым кольцам на пнях. Можно ли определить таким образом север в лесу?

Ответ: Нет. В чаще леса деревья закрывают друг друга от солнца, поэтому у значительного большинства деревьев, находящихся в глубине леса, сучья очень редко вытянуты в южном направлении. То же самое относится к увеличенным промежуткам между годовыми кольцами на пнях.

  1. Кора деревьев вокруг ствола деревьев неодинакова. С одной стороны, она грубее, с другой — эластичнее, глаже. Нет ли здесь связи со сторонами горизонта?

Ответ: Да, есть. Ствол сосны обычно покрывается вторичной коркой, которая на северной стороне ствола образуется раньше, и, следовательно, она выше, чем на южной стороне. На березах кора светлее и эластичнее с южной стороны ствола.

  1. Вам, конечно, приходилось видеть камни, поросшие мхом и лишайником. Как по таким камням узнать направление на север?

Ответ: Мох и лишайник обычно покрывают северную часть камней (валунов).

  1. Знаете ли вы, что растения могут служить «компасом»? Назовите растения, по которым можно определить северное направление?

Ответ: Цветы череды и подсолнечника в течение дня поворачиваются за солнцем и никогда не бывают обращены на север. Листья дикого салата («компасника») повернуты ребром к зениту, а плоскости листьев обращены на восток и запад.

Использованная литература.

1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. «Настольная книга классного руководителя. 5-8 классы». –

Ростов-на-Дону, 2004.

2. Бушелева Б.В. «Поговорим о воспитанности». — Москва, 988.

3. Давыдова А.В. «Классные часы». – Москва, 2008.

4. Дик Н.Ф. «Лучшие классные часы в 5-9 классах». - Ростов-на-Дону, 2007.

5. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. /И.П. Иванов - Москва, 1984.

6. Каменская Е.Н. «Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении». -

Москва, 2008.

7. Макаренко А.С. «Трудовое воспитание». - Москва, 1977.

8. Николаева Т.Н., Илларионов С.И. «Этикет и мы». Москва, 1993.

9. Прутченков А.С. «Наедине с собой». — Москва, 1996.  

10. Интернет ресурсы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КУЛЛЕ-КИМИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ СИБГАТА ХАКИМА АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПРОЕКТ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ: Я + ТЫ = МЫ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ УЧ ЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА Выполнила : классный руководитель 5 класса Батршина Сания Фаритовна

Слайд 2

Цель проекта: - формирование и развитие коллектива класса; - формирование у детей навыков общения, взаимодействия и сотрудничества; - формирование доброжелательной атмосферы, гуманисти­ческого микроклимата в коллективе; - развитие органов самоуправления в классе; - решение возникающих в коллективе конфликтов; - решение в процессе жизнедеятельности в классе разнооб­разных воспитательных задач.

Слайд 3

Задачи проекта: 1. Создание мотивации (побуждения, направленности) сотрудничества. Дети должны убедиться в том, что: - работать сообща приятно и интересно; - в совместной работе возникают тёплые чувства к партнёрам и хорошие отношения, которые сохраняются и по её окончании. 2. Формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других . Опыт совместной работы со сверстниками должен позволить детям: - принять тот факт, что хороший, вызывающий положительные эмоции результат работы может существенно отличаться от личных первоначальных замыслов; - почувствовать, что вклад каждого обогащается лептой других участников. 3. Обучение правилам эффективной организации совместной работы: - до начала выполнения работы и по ходу её обсуждать и согласовывать планы; - знать и использовать правила эффективного обсуждения; - распределять обязанности, используя объективные критерии. 4. Развитие эмоциональной сферы личности. Для этого необходимо научить детей: - распознавать эмоциональные состояния свои и партнёров, ориентируясь на вербальные проявления (жесты, мимику, позу, интонацию и др.);

Слайд 4

В деле сплочения ученического коллектива классный руководитель может опираться на следующие виды деятельности: № Вид деятельности Кто участвует Время 1 Изучение особенностей возраста учащихся классный руководитель август 2 Работа с родителями. классный руководитель и родители. август-май 3 Изучение типа характера учащихся. классный руководитель и родители. в начале учебного года 4 Планирование воспитательной работы с классом. классный руководитель, родители и учащиеся. в начале учебного года 5 Организация работы ученического самоуправления классный руководитель и учащиеся. 1 четверть 6 Воспитание толерантности. классный руководитель, родители и учащиеся. в течение года 7 Проведение классных часов. классный руководитель. в течение года 8 Связь с предыдущим выпускным классом. классный руководитель и выпускники. в течение года

Слайд 5

Особенности характера детей 11-13 лет.

Слайд 6

Работа с родителями № Направления деятельности классного руководителя Формы и методы работы с родителями 1 Изучение семей учащихся Позволяет лучше узнать детей и их родителей, понять стиль жизни семьи, ознакомиться с домашними условиями развития личности ребенка: -посещение семей; -анкетирование ; 2 Педагогическое просвещение родителей Планируется в соответствии с возрастными особенностями детей, целями и задачами учебно-воспитательного процесса, конкретными проблемами, возникающими в ходе совместной деятельности учителя и родителей : 3 Обеспечение участие родителей в жизнедеятельности классного коллектива Совместное планирование воспитательной работы в классе; коллективные творческие дела; - праздники, вечера, концерты; посещение театров, выставок, музеев; - прогулки, походы, поездки, экскурсии; 4 Индивидуальная работа с родителями Позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося: - посещение семей; - индивидуальные беседы с родителями; - индивидуальная переписка в дневниках учащихся.

Слайд 7

После знакомства с семьями учащихся делаю выводы, которые позволят индивидуально правильно подойти к каждому ученику в процессе работы привлечения их в коллектив

Слайд 8

Важно определить тип характера учащихся Флегматик Холерик Сангвиник Меланхолик

Слайд 9

Планирование воспитательной работы с классом План воспитательной работы становится не формальным набором мероприятий в том случае, когда он создается в про­цессе тесного творческого, заинтересованного общения учите­ля со своими воспитанниками, родителями. Варианты совместного с учащимися планирования могут быть самыми разнообразными .

Слайд 10

Подумаем вместе!

Слайд 11

Солнечный круг!

Слайд 12

Анкета « Наши общие дела». Анкета « Воспитательная работа в классе глазами родителей».

Слайд 13

Ученическое самоуправление Толерантность – важная черта членов коллектива

Слайд 14

Классные часы № Темы классных часов 1 Правила нашего коллектива. 2 Выбираем наш актив. 3 Дежурство – это серьезно. 4 Дружбой дорожить умейте. 5 Удивительный этикет. 6 Ура! Идем в поход! Примерный тематический план классных часов, способствующих успешному формированию классного коллектива.

Слайд 15

Использованная литература. 1 . Алоева М.А., Бейсова В.Е. «Настольная книга классного руководителя. 5-8 классы». – Ростов-на-Дону, 2004. 2. Бушелева Б.В. «Поговорим о воспитанности». — Москва, 988. 3. Давыдова А.В. «Классные часы». – Москва, 2008. 4. Дик Н.Ф. «Лучшие классные часы в 5-9 классах». - Ростов-на-Дону, 2007. 5. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. /И.П. Иванов - Москва, 1984. 6. Каменская Е.Н. «Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении». - Москва, 2008. 7. Макаренко А.С. «Трудовое воспитание». - Москва, 1977. 8. Николаева Т.Н., Илларионов С.И. «Этикет и мы». Москва, 1993. 9. Прутченков А.С. «На­едине с собой». — Москва, 1996. 10. Интернет ресурсы.