Роль классного руководителя в духовно - нравственном воспитании учащихся.
статья (8 класс) по теме

Кардаильская Людмила Михайловна

Доклад по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Титульный лист23 КБ
Microsoft Office document icon Доклад49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

« Основная общеобразовательная школа №11

имени Героя РФ А. Н. Мороховца».

Опыт работы по теме:

«Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании учащихся».

Учитель английского языка

                                                                      Общеобразовательного учреждения

                                                           МОУ ООШ№11 с. Прасковея

                                                                                      Кардаильская Л. М.

2013 год.



Предварительный просмотр:

                                                    "В воспитании человека важно добиваться,

                                                      чтобы нравственные и моральные истины были не просто

                                                      понятны,но и стали бы целью жизни каждого человека,

                                                      предметом собственных стремлений и личного счастья."                                                                                                                                                                                

                                                                                                                      И. Ф. Свадковский.    

          Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

          Хочу поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию школьников.

          Целью моей программы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

          В реализации этой цели я ставлю перед собой  следующие задачи:

  Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать  добро и зло, любить добро, творить добро.

  Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

  Развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.

   Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения,  обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.

   Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.

   Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

   Формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.

        В наше время перед любым учителем и классным руководителем

встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане.

        Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью нашего общества. Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления занимает школа и конкретно классный руководитель.

        Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста ребёнка. После начальной школы дети приходят с культурой, сформированной исключительно в семье и первым учителем. Окунаясь в общение во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение их расширяется, и задача классного руководителя контролировать и направлять этот опыт в русло духовно-нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей. Формы воспитания могут быть различны в зависимости от количества воспитанников, где охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики. Важно работать как со всем классом, так и с отдельными учащимися. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа классного руководителя и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.

        Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных. Учитель разъясняет школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы и др. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.

         Учитель осуществляет духовно-нравственное воспитание главным образом в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приёмы, способствующие осмыслению и усвоению морально-политических идей.

          Классный руководитель проводит эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступает как основной организатор духовно-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

            Я, как классный руководитель, постоянно и всесторонне изучаю учащихся, особенности их характера, поведения и моральной воспитанности в целом.

              Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, диспуты , на  которых я обычно провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др., которые приводят к определенному  решению возникающих проблем.  Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся. Кроме того, в моей воспитательной деятельности, как классного руководителя большое место занимают этические беседы. Есть цикл бесед на темы: « Святые заступники Земли», «Александр Невский» и др. И ещё, как правило, я приглашаю преподавателя из духовно – просветительского центра « Элеон», с которой мы сотрудничаем на протяжении нескольких лет. На которых ведутся такие беседы как: « О совести», « О Святых», « Сила слова» и др. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение к своему поведению и поведению других людей.

               Дети чутки и восприимчивы ко всему. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.

                Большую помощь в духовно-нравственном воспитании  у моих учащихся оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участвуя  в различных конкурсах, презентациях  мои дети чувствуют себя более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как чтеца, рассказчика и другие. Посещение  храмов, выставок, музеев так же обогащают нравственный мир школьников, развивают их эстетический вкус. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.

               Моя работа как классного руководителя в полной мере связана с направлением воспитательной работы всей школы. Реализация проектов, проведение мероприятий различного уровня и направленности помогают воспитывать гармонично развитую личность на всех уровнях духовно-нравственного воспитания.

              Наша школа сотрудничает с Православно духовным – просветительским центром « Элеон».При центре работают:

            - молодёжный дискуссионный видеоклуб « Сохрани себя!», где мы вместе просматриваем и обсуждаем художественные и документальные фильмы о Православии;

            -  приходская библиотека, где у моих учащихся большой интерес вызывают православные журналы: « Фома», « Славянка», « Покров», и  откуда они узнают о православных праздниках, как их празднуют,  о почитаемых нашим народом святых, интересующие их молитвы.

             -  бесплатные кружки « Радуга» ( бисероплетение), « Кириллица» ( церковно-славянский язык), « Свирель» ( духовное пение), где мои учащиеся получают огромное удовольствие и так же  принимают активное участие.

              С 2006 года в нашей школе ведётся факультатив « Основы православной культуры», на основании заявлений родителей и соглашение между школой и Храмом Вознесения Господня с. Прасковея и Отделом Образования Администрации Буденовского района.

              На базе нашей школы, совместно с преподавателями духовно-просветительского центра проводятся семинары, куда мы приглашаем гостей: родителей, детей, где обсуждаются проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся и их пути преодоления. Узнаём почему у наших предков были большие крепкие семьи и послушные дети. Так же по традиции духовно-просветительского центра организовываются поездки:

             - ежегодные летние  поездки с детьми на море, где организован летний лагерь « Бриз»;

            - паломнические поездки по святым местам;

            - рождественские и пасхальные спектакли, где мои учащиеся так же принимают активное участие.

              По мнению педагогов, «духовность — это интегральное свойство личности, проявляющееся в потребности жить, творчески созидать в соответствии с идеалами истины, добра, красоты, — выступает как показатель уровня человеческих отношений, чувств, нравственно-эстетической, гражданской позиции, способности к сопереживанию, состраданию и милосердию».

              На человека влияют окружающая среда, материальная деятельность, отношения людей, такие институты, как семья, род, племя, народ. Но сущность человека - это, прежде всего его духовные интересы. Обстоятельно рассматривая нравы и воспитание, искусство и религию, социолог показал, каким образом происходит формирование совокупного духовного опыта. Индивиды всегда взаимодействуют друг с другом в качественно определенном социальном пространстве и времени, совместно вырабатывают идеалы, ценностные ориентации, критерии, оценки общественного мнения.

             В научной практике имеются различные определения уровней развитости личности и духовности.

            А.В. Зосимовский предлагает свои критерии нравственной и духовной воспитанности: доброжелательность, наличие ценностных ориентации и мотивации поступка, терпимости и такта, чувства справедливости и гуманизма, способность искренне выражать свои чувства.

            Высокую духовность определяет любовь, доброта, сострадание, честность, справедливость, милосердие, терпимость. Чем выше духовный потенциал человека, тем мощнее естественная защита организма в целом. Люди с низким уровнем духовного развития не обладают защитным экраном.

           Иными словами, совершенствование человека возможно не столько на физическом, сколько на духовном уровне. Итак, духовность можно рассматривать как идеальную потребность человека в познании сущности своего предназначения, в стремлении преодолеть конечность своего бытия и строить свои отношения с окружающим миром на принципах любви, добра, красоты и творчества.

              Развитие человека и его восхождение к высшему уровню духовности обусловливается сформированностью и развитостью душевности, ценностных ориентации, духовных идеалов, интересов, потребностей и включенностью личности в творческую, духовно насыщенную жизнь и деятельность. Для развития духовности необходимы благоприятные условия, организация и осуществление соответствующего духовного воспитания и образования.  

             Обобщая изложенный материал, можно сделать вывод, что духовное воспитание - в узком смысле слова - воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова - эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру и т. д.

              Задача духовного воспитания - научить школьника избрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом. Для присвоения старшеклассником ценностных ориентаций должны быть созданы специальные условия. Ценностные ориентации можно определить как относительно устойчивые, социально-обусловленные, избирательные отношения человека к совокупности материальных и духовных общественных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели и средства для удовлетворения потребностей личности. В них отражается весь жизненный опыт, накопленный личностью в её индивидуальном развитии, поэтому правильнее будет рассматривать ценностные ориентации как  сформированные личностью ценности бытия.

           Таким образом, духовное воспитание представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности,  являющуюся системообразующей для её внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный и интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. В условиях общеобразовательной школы оно должно опираться на базовый компонент образования и реализовываться при определённых педагогических условиях, вырабатывающих ценностные ориентации личности. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приёмов, а также воздействия социальной среды, направленных на решение духовно-нравственных задач формирования личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива

Статья раскрывает роль классного  руководителя  в  духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива....

статья РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Не секрет, что одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Вопросы нравственного воспитания и совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сегодня, ...

Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании школьников.

Проблема воспитания подрастающего поколения является одной из самых острых в современной жизни. На что ориентировать школьников? Как помочь правильно выработать жизненную позицию? На каких нравственны...

«Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании школьников»

выступление на ШМО классных руководителе.й о духовно нравственном воспитании школьников...

Роль классного руководителя в духовно - нравственном воспитании обучающихся.

quot;В воспитании человека важно добиваться,чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личн...