Главные вкладки

    Статья по теме:
    Методы и формы воспитания учащихся

    Подрезова Ирина Ивановна

    В статье изложены основные составляющие воспитательной работы: контакты с родителями, проведение родительских собраний, учет детской возрастной психологии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metody_i_formy_vospitaniya_uchashchihsya.doc70.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Подрезова И.И., учитель русского языка и литературы

    МАОУ СОШ № 36 г. Томска

     

    Методы и формы воспитания учащихся

            Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: межнациональные конфликты, криминализация жизни, социальные проблемы. Воспитание в каждом ребёнке человечности, доброты, творческой активности, бережного отношения к окружающему - вот ключевые ценности, на которых должна строиться воспитательная система. Я хотела бы представить свою систему воспитательной работы в классе.

            Воспитательная работа  основывается на следующих принципах:

    1.Активное вовлечение в коллективную деятельность родителей; родители не должны оставаться за рамками процесса моделирования и функционирования воспитательной системы.

    2.Психолого-педагогическое изучение личности ребёнка с целью коррекции воспитательной работы.

    3.Развитие навыков поискового мышления, повышение роли ученического самоуправления в планировании, организации коллективной деятельности.

    4.Использование здоровьесберегающих технологий на уроке и внеклассных мероприятиях.

            Цель воспитательной системы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

                                                                Конфликты между семьей и школой

                                                                ложатся всей тяжестью на ребёнка.

                                                                                                   Я.Корчак

            Часто отношения классного руководителя с родителями учеников противоречивы и сложны. Из-за чего это происходит? В детском восприятии доминирует эмоциональная, субъективная сторона, многие вещи представлены детьми не так, как на самом деле. Как укрепить личные контакты с родителями и способность объективно оценивать ситуацию?

            Необходимо, работая с классом, постараться привлечь родителей ко всему, что происходит в жизни их детей: родители не только свидетели, но и участники классных праздников. Родители всегда соглашаются помочь, если делается акцент на их личное, успешное участие: «Только Вы поможете; только от Вас всё зависит; только благодаря Вам это удалось сделать». Можно привлечь внимание родителей и таким способом: снять интересное мероприятие на видеокамеру и затем показать его с последующим обсуждением на родительском собрании. Родители, видя, с каким упоеним участвует, готовится к этому долгожданному событию ребёнок, в дальнейшем не откажут ему в помощи, а потом и сами придут на праздник. Нужно стараться, чтобы участие родителей в делах класса было на равных (тащить всё на себе даже самым активным родителям быстро надоедает). Важна заинтересованность родителей в общем деле, не нужно отмахиваться от их предложений, даже если они кажутся несовременными, бесполезными. Например, родители подсказали интересную идею: все мероприятия делать тематическими, продумывать каждую мелочь. В 5-ом классе новогодний праздник совместными усилиями мы превратили в волшебный турнир в Хогвартсе (по мотивам сказочных романов Дж. К. Ролинг). Оформление класса, костюмы и даже подарки – всё соответствовало общей теме. В 6-ом классе провели «Фабрику звёзд». Начали с проведения кастинга, затем, разделив класс на группы, дали каждой из них особое задание: написать сценарий, продумать оформление студии (класса), разработать оригинальные костюмы, записать музыку. Родители, увидев итоговое выступление, затем признались, что даже не ожидали, насколько талантливы их дети.

    Отношение родителей к делам класса изменилось: они стали предлагать помощь, участвовать в проведении конкурсов.

            Хороший результат (доверительных отношений с родителями) даёт проведение родительских собраний не всем коллективом, а по микрогруппам (5-6 человек). Как формируются эти микрогруппы? Родителей могут связывать общие проблемы, задачи на данный период времени. На таких микрособраниях родители лучше идут на контакт, не боятся (как часто бывает: перед другими стыдно) говорить о своих проблемах. Важен двусторонний разговор: не только учитель рассказывает об ученике, даёт необходимые рекомендации, но и родители  - о своём ребёнке. Таким образом, вырабатывается общая тактика взаимоотношений классного руководителя и родителей. В конце учебного года я всегда провожу праздничный классный час, на котором награждёнными оказываются все, так как каждый принимал посильное участие в делах класса.

            На одном из родительских собраний я провела такой социологический опрос: нужно было расставить 10 качеств, необходимых в работе учителя, в порядке значимости. Самое удивительное, что на 1-ом месте оказалось не хорошее знание своего предмета, а справедливость и объективность. Поэтому очень важно, если точка зрения родителей и классного руководителя на определённую проблему совпадает, если ученики убеждены в искренности и объективности взрослых.

                                                          Пусть узнают дети про себя, как они

                                                          могут быть честны, искренни, просты,

                                                          благородны, добры, деятельны…

                                                          Пусть они запомнят хорошее движение

                                                          своей натуры и станут верить себе.

                                                          Это очень важно.

                                                                                            С.Т.Шацкий

            Отношения с детьми я стараюсь строить не только на основании годами накапливаемого опыта, но и на постоянном изучении детской возрастной психологии. На каждом возрастном этапе ребёнок требует особого подхода к себе, поэтому классному руководителю необходимо знать возрастные и индивидуальные закономерности формирования личности учащегося. Мне пришлось столкнуться с необходимостью обращения к психологу школы уже в 5-ом классе. Дети испытывали проблемы в общении от того, что в начальной школе основной метод воспитания был авторитарным. Ребята не хотели говорить о своих проблемах, боялись учителей. Помогли раскрепостить детей…открытки, которые я писала каждому на День рождения. Это были не просто поздравления. В открытках я описывала детей такими, какими хотела бы их видеть. Трусливым – о том, какие они храбрые, не бросят в беде друга; не способным в учении – веру в то, что они ещё реализуют себя; равнодушным к делам класса – то, что они поддержка и опора, талантливы во всём. У ребёнка появилась возможность хотя бы на мгновение стать таким, каким его хотят видеть. Постепенно дети менялись, становились открытее, охотнее шли на контакт.

            В 6-ом классе возникла ещё одна проблема: дети стали хуже учиться, был утрачен интерес к получению новых знаний. Совместно с психологом мы провели тренинг «Учись учиться». Ребята, решая эту проблему, пришли к выводу: для того чтобы стать успешным, необходимы следующие качества: целеустремлённость, ответственность, трудолюбие. Учащиеся работали в группах, но к этому выводу в итоге пришли все.

            В 7-ом классе появились трудности во взаимоотношениях с родителями. Психологом было предложено ответить на вопросы анкеты как родителям, так и ученикам. Оказалось, что родители и дети не знают многое друг о друге. Затем на общем родительском собрании с учениками психолог подвела итоги. Важность этого собрания была в том, что многие родители впервые увидели в своём ребёнке личность, требующую уважения к себе. Дети также увидели своих родителей с другой стороны: заботливыми, понимающими. В некоторых семьях требовательность почти граничила с жестокостью: отношения родителей и детей были на грани острого конфликта. Многие проблемы совместными усилиями удалось разрешить. Родители отметили необходимость и своевременность этого разговора. Таким образом, работа с психологом дала свои положительные результаты: мы должны быть искренне убеждены в том, что каждый ребёнок талантлив, а значит, интересен, он – Личность.

                                                  Ребёнок должен быть не только школьником,

                                                  но прежде всего человеком с многогранными

                                                  интересами, запросами, стремлениями.

                                                                                       В.А.Сухомлинский

            Планируя коллективную деятельность в классе, необходимо делать акцент на активное и заинтересованное участие в ней каждого ребёнка, проявление его индивидуальности, актуализации жизненного опыта. Необходимо включение учеников в такую систему деятельности, которая обогащает их положительный опыт, развивает творческие способности. Примером такой деятельности можно назвать работу с отрядом ЮИД. В 70-ые г. в Томске – одном из первых городов страны – зародилось движение юных помощников ГАИ, отрядов ЮИД. В 2007 году исполнится 30 лет со дня образования Томского городского штаба юных инспекторов движения.

            Именно через систему дополнительного образования можно осуществить целостное воздействие на детский коллектив и личность школьника. Система дополнительного образования создаёт прекрасные условия для реализации духовных, физических и интеллектуальных потребностей учащихся. Ребят объединяет общее коллективное дело, общая гуманистическая идея – спасение жизни людей.

             Деятельность отряда ЮИД предполагает различные интерактивные формы работы:

    -проведение массовых мероприятий в школе по пропаганде правил дорожного движения (игры, спектакли, викторины);

    -работу лекторской группы и проведение бесед по правилам дорожного движения в начальной школе и детских садах;

    -работу пресс-центра, выпуск информационных сообщений, оформление уголка по правилам дорожного движения;

    -участие отряда в массовых городских мероприятиях (смотрах, конкурсах, соревнованиях, слётах).

            Подобные формы работы являются личностно значимыми. Они включают материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности каждого ребёнка. Ребята очень любят «соревноваться». Интересные конкурсы, ролевые игры, спектакли – удобная, эффективная форма и обучения, и проверки знаний.

            Проведение массовых мероприятий в школе требует долгой и тщательной подготовки. План мероприятия обсуждается с группой наиболее активных ребят. Для решения вопросов создаются микрогруппы, каждая из которых решает свои задачи. Например: написание сценария, подготовка костюмов и реквизита, разработка текстов для грамот, подбор музыки и т.д. Таким образом, учащиеся являются полноправными организаторами мероприятия, в процессе подготовки реализуются их творческие, интеллектуальные потребности.

            Очень важно поддерживать в коллективе доброжелательную обстановку, чтобы предложения ребят были открытыми и отражали их интересы и убеждения. При такой «домашней» обстановке даже слабые и неуверенные в себе школьники будут чувствовать себя комфортно и смогут проявить себя.

            Особое значение приобретает использование игровых технологий, что способствует созданию положительного эмоционального фона. Так как спектакли, викторины готовятся в основном для начальной школы и детского сада, именно игровые приёмы стимулируют детей к познавательной деятельности, вносят в занятия праздничность и дух состязательности. Ребята придумывают сценарии, в которых участниками дорожных ситуаций становятся всем известные герои сказок: кот Матроскин, почтальон Печкин, Буратино, старуха Шапокляк. Использование игровых приёмов обеспечивает повышение работоспособности детей, создаёт ситуации, когда участники игры активизируют свой жизненный опыт, мобилизует интеллектуальные силы малыша.

            Умение выступать публично – одно из самых необходимых умений для ученика в школе. Работа лекторской группы в полной мере реализует потребность в общении, отрабатывает навыки правильной речи. Выступления ребят всегда интересны, познавательны, эмоциональны.

            Одной из эффективных форм предупреждения происшествий с детьми являются «минутки» безопасности движения. Лучше всего проводить «минутки» в конце последнего урока, перед тем, когда школьники пойдут домой. На таких «минутках» ребята рассматривают проблемные вопросы, на которые можно услышать разные мнения и выяснить мотивы поступков в различных ситуациях. Например: почему опасно переходить дорогу наискосок? Чем опасна дорога, на которой очень мало автомашин? Почему опасно переходить дорогу вдвоём под руку или держась за руки? Выступления строятся на реальных фактах, используются оперативные сводки управления ГИБДД Томской области, моделируются возможные дорожные ситуации. Например, такая: вы играли с другом. Потом он побежал от вас. Вы решили его догнать. Какая опасность может угрожать вашему другу и вам? Или такая: мальчик спешит в кино, опаздывает. К переходу приближается грузовик, но мальчик видит, что он вполне успеет перейти. В чём опасность такой ситуации? Подобная форма работы учит быстро и свободно ориентироваться в потоке движения. На улице раздумывать некогда, выполнять правила движения надо автоматически, а этого можно добиться, закрепляя и теоретически, и практически полезные навыки.

            Работа в пресс – центре также предоставляет большие возможности для реализации творческих способностей учащихся. Это всевозможные конкурсы рисунков («Мы по городу идём», «Ты и дорога»), публицистических писем («Взрослые, мы обращаемся к вам!»), оформление общешкольного уголка безопасности движения «Светофорчик». Общешкольный уголок по безопасности движения – один из простых и доступных способов приобщения школьников к навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах. Ребята составили карту-схему движения пешеходов и транспорта вокруг школы, стрелками показали опасные и безопасные пути к школе.  

     Публицистические письма «Взрослые, мы обращаемся к вам!» призваны обратить внимание взрослых на проблему дорожно-транспортных происшествий, связанных с детьми. Приведу пример одного из них.

    Письмо водителю

            Уважаемый товарищ водитель! Прошу Вас, будьте осторожнее на дорогах! Ведь миллионы несчастных детей, переходя через дорогу, страдают по вине неосторожных водителей.

            Дети – это цветы жизни! Их нужно беречь и лелеять, они очень хрупки и ранимы. Как сломанный цветок, на дороге лежит искалеченное маленькое тельце ребёнка, а безутешная мать проливает над ним слёзы. Вы готовы это увидеть?!

            Я член отряда ЮИД и часто провожу беседы о поведении на дорогах со школьниками 1-2 классов. Иногда ребята, к сожалению, не знают самого элементарного, не могу ответить на самые простые вопросы. Когда я спрашиваю их: «Почему вы так поступаете?», дети отвечают: «Я делаю так, как мама и папа».

            Уважаемые взрослые! Соблюдайте, пожалуйста, сами правила дорожного движения, не подавайте плохой пример детям! Ведь все ваши действия откладываются в памяти маленького ребёнка.

             Водители, будьте осмотрительнее на дорогах! Многие дети могут стать в будущем прекрасными водителями и это замечательно. Но многие малыши могут остаться инвалидами из-за вашей неосмотрительности.

            Я призываю: сохраните жизни невинным детям!

                                                                                            (Илюткина Н.)

            Возможно, подобные письма лишь малая часть того, что можно сделать. Но если эти письма спасут жизнь хотя бы одного ребёнка, работа отряда ЮИД будет не напрасна.

            Творческие умения учащихся, организационные и коммуникативные навыки, интеллектуальные способности реализуются в городских и областных конкурсно - игровых программах («Светофорное лото», «Конкурс регулировщиков», «Светофорный ринг», «Безопасное колесо» и др.). В процессе подготовки к конкурсу и участия в нем ребята приобретают навыки общения, учатся делить успех и ответственность с другими. Происходит не только формирование личности школьника, но и формирование, сплочение классного коллектива. Детей объединяют общие цели, общие заботы, отношения, построенные по принципу сотрудничества и сотворчества. Каждое проведённое мероприятие обсуждается на классном совете отряда ЮИД:

    -Что удалось? Что не удалось, почему?

    -Что можно было сделать по-другому?

    -Кого и за что нужно поблагодарить?

    -Что учесть на будущее?

     Такая работа способствует достижению положительных результатов. Каждый год, участвуя в городских и областных конкурсах, ребята занимают призовые места; пройдя областной тур конкурса «Безопасное колесо», получили возможность поехать на Всероссийский конкурс «Безопасное колесо» в город Казань. Многие ученики класса – активисты городского штаба ЮИД. В этом году Саша Берёзкин, член городского штаба ЮИД, был удостоен высокой награды – поездки на Всероссийский слёт активистов отрядов ЮИД в детский лагерь «Орлёнок».

    Родители вместе с детьми ездят на конкурсы, с удовольствием принимают участие в соревнованиях, составляют «фотографическую летопись» класса.

            

                                                               Здоровье – великое дело как для того,

                                                               кто им пользуется, так и для других.

                                                                                                     Т.Карлейль

            Здоровьесберегающие технологии – это система учебно-воспитательных и организационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и жизни детей. Данная система напрямую связана с деятельностью отряда ЮИД.

            Каждый год в дорожно-транспортных происшествиях погибают или становятся инвалидами дети. Чаще всего дети допускают ошибки из-за невнимательности, незнания правил дорожного движения. Правила дорожного движения – это жизнь, в которой у каждого – будь он юн или стар – есть свои права и обязанности. Исполнение правил дорожного движения – это определённый уровень самосознания, самообеспечения своей безопасности.

            Развитие внимания, памяти (зрительной, слуховой), упражнения на координацию движений, принятие быстрых решений – этому способствуют занятия в отряде ЮИД. Занятия с младшими школьниками связаны прежде всего с отработкой понятий «близко – далеко», «далеко – медленно». Такие игры, как «Будь внимателен», «Мы едем, едем, едем…», «Перейди улицу» учат детей хорошо ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке, правильно реагировать на неё. Новые понятия расширяются и углубляются, когда дети моделируют ситуацию на макете и пытаются её разрешить. Ребята из отряда ЮИД помогают проанализировать и прокомментировать дорожную ситуацию: чем опасна дорожная ситуация? Что сделать для собственной безопасности? Оказывается, спасти жизнь человеку может даже цвет одежды. В сумерках, во время сильного дождя тёмные тона одежды делают пешехода почти незаметным. Если приходится идти в плохо освещённых местах, лучше иметь при себе фонарики или значки со светоотражающим элементом.

            Часто участниками аварий становятся дети – велосипедисты, так как они не владеют необходимыми навыками вождения велосипеда и плохо знают правила дорожного движения. Многие ребята считают, что на велосипеде они катаются хорошо. Но если попросить ребят прокатиться медленно, то все изъяны вождения будут видны. Водить велосипед одной рукой, держать равновесие, ездить по узкой и извилистой дороге учат соревнования велосипедистов «Безопасное колесо». Это важно потому, что на поворотах велосипедист должен одной рукой подавать сигнал.

            Наконец, обратим внимание на ещё одно немаловажное обстоятельство – дети плохо видят, стесняются носить очки и из-за этого в последний момент замечают приближающийся к ним транспорт. В результате – авария, ранение или даже смерть ребёнка. Как помочь детям в такой ситуации?

            Можно освоить с ребятами своеобразную физкультуру для глаз. Этот комплекс разработали профессор-офтальмолог Э.С.Аветисов, кандидат медицинских наук Е.И.Ливадо, кандидат педагогических наук Ю.И.Курпан. Физкультура для глаз займёт всего 2-3 минуты, а пользы принесёт неизмеримо больше.

    1.Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз и улучшает их кровоснабжение.

    2.Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает кровоснабжение мышц глаз.

    3.Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение одной минуты. Упражнение расслабляет мышцы глаз, улучшает их кровоснабжение.

            Желательно проделывать этот комплекс по нескольку раз в день перед серьёзной зрительной работой и после неё.

            Ребята-юидовцы обладают навыками оказания первой медицинской помощи, не растеряются в сложной ситуации. Ведь только медицински грамотный человек способен быстро оценить внезапно возникшую ситуацию и принять единственно правильное решение, решение, которое поможет спасти жизнь.

            Таким образом, именно через систему дополнительного образования (отряды ЮИД) можно осуществить целостное воздействие на личность школьника и детский коллектив. Такая система воспитания оказывает огромное влияние на формирование нравственных качеств детей, обогащение их положительного опыта.            

            

            

            Использованная литература

    1. Мартынов С.М. Здоровье ребёнка в ваших руках: Советы практ. Врача - педиатра: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвешение, 1991.

    2. Ребёнок и дорога: Методическое пособие для педагогов детских дошкольных и образовательных учреждений/Под ред. А.Н.Коптяевой. – Томск: Изд-во НТЛ, 2006.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ.

    Проблема духовного и нравственного становления личности. Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять той современной среде, кот...

    Методы и формы работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

    В статье  рассмотрены методы и формы работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья....

    методы и формы работы с учащимися, имеющими высокий уровень интеллекта

    С учащимися, имеющими высокий уровень интеллекта, необходимо организовать работу так, чтобы их интерес к предмету, их желания и умения не только утвердились, но и продвинули их вперёд, к совершенствов...

    Методы и формы работы учителя математики,с учащимися, имеющими высокий уровень интеллекта.

    Целью обучения математики в школе является не только овладение конкретными математическими знаниями, но и интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математичес...

    Содержание, виды, методы и формы контроля. Универсальные учебные действия учащихся (УУД). Основные виды учебной деятельности учащихся (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока)

    Учитель химии Якимчик Е.Е.ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа)  Настоящая статья является продолжением ранее опубликованной статьи автора «Классификация методов и форм обучения, типы и структура ...

    Статья "Методы и формы акцентирования внимания учащихся на ценности здоровья на уроках русского языка и литературы в средней школе"

    В статье рассказывается о методах и формах, применяемых на уроках русского языка по здоровьюсбережению....