Классный час "Прав без обязанностей не бывает"
классный час (5 класс) по теме

Правовое воспитание учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кл. час на тему:

«Нет прав без обязанностей»,

                                                                  Кл. руководитель: Шумарина Н.А.

Цель: способствовать формированию убежденности в том, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности» (статья 29 Всеобщей Декларации прав человека)

Задачи:

  1. познакомить учащихся с конституционными обязанностями в Российской Федерации;
  2. воспитание ответственности за свое будущее;
  3. формирование навыков нравственного и законопослушного поведения

Подготовка к мероприятию: оформление слайдов и подготовка учащимися сообщений.

Оборудование: карточки с извлечениями из Конституции РФ для игры и перечнем прав и свобод.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Сообщение темы занятия.

     

  1. Основная часть.

Оформление доски:

Кл. рук.:   - Что означает  термин «конституция»?

(ответы учащихся)

Кл. рук.:  - Более точно можно узнать об этом из исторической справки, которую нам подготовил ___________

Учащийся. (Историческая справка)

  Термин «конституция» происходит от латинского слова «constitutio» (установление), которым в Древнем Риме обозначали важнейшие указы императоров. В эпоху буржуазных революций Конституции представляли собой единые правовые акты юридической силы. Первые из них: Конституция США 1787 года, Конституция Франции 1791 года и Конституция Польши 1793 года.

    В современном правоведении под Конституцией понимается Основной закон (или система законов) государства, обладающий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, закрепляющий основы общественного строя, правовой статус человека и гражданина, а также форму конкретного государства.

    Действующая Конституция Российской Федерациии была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.

    25 декабря 1993 года новая Конституция РФ была официально опубликована и начала действовать.

Кл. рук.: -Конституция РФ 1993 года состоит из Преамбулы и двух разделов.(знакомство группы с общим видом и содержанием Конституции)

   В Преамбуле характеризуются условия и цели принятия Конституции. Далее следуют разделы, которые делятся на главы. Главы состоят из статей.

   Сегодня вы познакомитесь более близко с главой 2. Она называется «Права и свободы человека и гражданина»

- Обратите внимание на экран(применение мультимидийного проектора)

Слайд 1.

Кл. рук.: -Принцип единства прав и обязанностей граждан является важнейшим. Если гражданин  уклоняется от выполнения обязанностей, то государство может применять по отношению к нему наказания (штраф, конфискация имущества, лишение свободы)

         Ведь у государства по отношению к гражданам тоже есть обязанности, а важнейшие из них определены в статье 2 Конституции РФ. Это охрана и защита прав граждан.

  Конституция РФ определяет 8 основных обязанностей.

Слайд 2.

Игра «Нет прав без обязанностей»(каждому учащемуся  раздаются «язычки» с извлечениями из Конституции или с названием одного из прав человека и гражданина)

Инструкция.

  1. Познакомьтесь с содержанием своего «язычка»
  2. Свободно перемещаясь по аудитории, найдите свою «пару», т.е. объединитесь в соответствии с принципом «единство прав и обязанностей»

Содержание «язычков»  для учащихся.

Основные права по Конституции РФ:

  1. Право на образование;
  2. Право на участие в культурной жизни;
  3. Право на свободу и личную неприкосновенность;
  4. Право на благоприятную окружающую среду;
  5. Право на труд;
  6. Право на отдых;
  7. Право на охрану здоровья;
  8. Право на социальное обеспечение;
  9. Право на жилище;
  10. Право на семью;
  11. Право на детство;
  12. Свобода литературного, жудожественного, научного, технического и других видов творчества;
  13. Право на получение квалифицированной юридической помощи и др.

8 основных обязанностей:

Конституция Российской Федерации

(Извлечение)

Статья 15.

2.«…» граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.


Статья 38.

2.Забота о детях и их воспитание – равные право и обязанность родителей.


Статья 38.

3.Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.


Статья 43.

4.Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.


Статья 44.

4.Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.


Статья 57.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.


Статья 58.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 59.

1.Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.


Кл. рук.:  - Трудно ли было найти свою пару? Что нового вы узнали для себя?

Слайд 3.

Кл. рук.: - Чтобы лучше понять связь прав и обязанностей человека послушайте притчу «Как горели деньги», которую расскажет __________________

Учащийся : Притча «Как горели деньги»

      Настало время сыну позаботиться о больных родителях, но он совершенно не был приучен ни к чему полезному. Отец сказал: «Будешь учиться кузнечному делу в моей кузнице» За сына вступилась мать «Сам больной, сына надо поберечь, найдем ему работу полегче»

     Тайком от отца она давала сыну каждый день немного денег. Вечером довольный, отдохнувший сын приходил домой и вручал деньги отцу. Отец брал их и тут же бросал в огонь. Сын спокойно вместе со всеми садился за стол ужинать. Так продолжалось до тех пор, пока у матери не закончился запас денег. Пришлось сыну по-настоящему начать работать.  В первый же день уставший, грязный, он протянул отцу заработанные деньги, и отец бросил их в огонь. Сын мгновенно выхватил из огня горящие деньги.

Кл. рук.:

- Почему изменилось поведение сына, когда отец бросил заработанные сыном деньги в огонь?

- Что не учитывала мать в воспитании сына?

- Какими правами пользовался сын, и какие обязанности он не выполнил?

Кл. рук.: - Любая совместная деятельность людей регулируется нормами права. Право четко обговаривает, что делать можно, а что нельзя, а что просто необходимо.

      Если люди ведут себя в соответствии с установившимися нормами и выполняют соглашения, используя данные им права, то жизнь в стране протекает организованно.

     В повседневной жизни мы встречаем поговорки и пословицы о единстве прав и обязанностей.

Слайд 4.

Кл. рук.: - Что в этих пословицах и поговорках является правом, а что обязанностью?

- Какие вы можете привести свои пословицы о единстве прав и обязанностей?

(примеры учащихся)

- Конституционная обязанность – это установленная Российским государством в интересах всех членов общества и закрепленная в Конституции необходимость, предписывающая гражданину определенный вид поведения и ответственность в случае его неисполнения.

    Кроме конституционных обязанностей, человек должен выполнять обязанности дома, в школе, в общественных местах и т.д.

Задание. Составьте список своих обязанностей в школе и дома.

Дома я обязан:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В школе я обязан:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обсуждение и составление общего списка обязанностей в школе и дома.

Игра «Необязательный человек»

Инструкция: образуйте группы по 3 человека и обсудите по 1 статье Конституции РФ об обязанностях. Ответьте на вопрос: к чему приводит невыполнение конкретной обязанности?

Попробуйте инсценировать известные вам ситуации, когда человек не выполнял обязанности, но получал или надеялся получить права и свободы.

Вывод: независимо от желания, каждый обязан выполнять обязанности.

Кл. рук.: - Послушайте притчу «Гвоздь воспитания», которую нам расскажет ______________

Учащийся: притча «Гвоздь воспитания»

      Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал, наконец, вот что: вкопал против дома столб, и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь.

      Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь от был утыкан гвоздями.

      Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый хороший поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

     - Что же ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.

      - Гвоздей нет, а дырки остались…

Вопросы для обсуждения:

- Что символизировали вбитые в столб гвозди?

- Почему мальчик заплакал?

Кл. рук.:

- Чаще всего на путь нарушения закона становиться тот, кто не привык выполнять обязанности. Такой человек привык ни в чем себе не отказывать. Проходя по жизни, как по тротуару, он расталкивает окружающих его людей, забывая, что нет прав  без обязанностей.

  1. Заключение.

Контрольные вопросы:

- Что значит в ответе за других? За кого ты в ответе?

- Кого называют безответственным человеком?

- Что такое обязанности?

- Почему человек должен нести обязанности?

- Приведите примеры, подтверждающие выражение: «Нет прав без обязанностей»

Слайд 5.

Литература:

1.Фалькович Т.А., Шупина Т.И. По законам добра: Изучаем Конституцию Российской Федерации.-М.: 5 за знания, 2007.

Запомни!

Уклонение граждан от невыполнения обязанностей дает право государству применять по отношению к ним различные, предусмотренные законом меры наказания, что, в частности, может привести к ограничению прав и свобод граждан.

  1. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
  2. «Как аукнется так и откликнется»
  3. «Под лежачий камень вода не течет»
  4. «Что посеешь, то и пожнешь»
  5. «По Тришке и кафтан»
  6. «Любишь кататься, люби и саночки возить»
  7. «Долг платежом красен»
  8. «Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться» и др.

Права и свободы человека и гражданина

возможны только при осуществлении каждым своих обязанностей

Обязанность –

это установленная обществом и государством необходимость вести себя определенным образом

Конституция Российской Федерации

(извлечение)

Статья 17.

«…»

2. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушатьправ и свобод других лиц.

Обязанности человека делятся на четыре рода:

                                                     1.обязанности перед самим собой;

                                                     2.перед семьей;

                                                     3. перед государством;

                                                     4. перед  другими людьми.

                                                                                                                     Гегель.

Конституция Российской Федерации – главная книга страны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нет прав без обязанностей

Слайд 2

Конституция Российской Федерации – главная книга страны Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года

Слайд 3

Содержание Раздел первый Глава 1. Основы конституционного строя Глава 2. Права и свободы человека и гражданина Глава 3. Федеративное устройство Глава 4. Президент Российской Федерации Глава 5. Федеральное собрание. Глава 6. Правительство Российской Федерации Глава 7. Судебная власть Глава 8. Местное самоуправление Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Слайд 4

Конституция Российской Федерации (извлечение) Статья 17. «…» 2. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц. Обязанности человека делятся на четыре рода: 1.обязанности перед самим собой; 2.перед семьей; 3. перед государством; 4. перед другими людьми. Гегель .

Слайд 5

Обязанность – это установленная обществом и государством необходимость вести себя определенным образом

Слайд 6

Права и свободы человека и гражданина возможны только при осуществлении каждым своих обязанностей

Слайд 7

« Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» «Как аукнется так и откликнется» «Под лежачий камень вода не течет» «Что посеешь, то и пожнешь» «По Тришке и кафтан» «Любишь кататься, люби и саночки возить» «Долг платежом красен» «Не плюй в колодец, пригодиться воды

Слайд 8

Запомни! Уклонение граждан от невыполнения обязанностей дает право государству применять по отношению к ним различные, предусмотренные законом меры наказания, что, в частности, может привести к ограничению прав и свобод граждан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Безвредного табака не бывает!"

Классный час посвящен искоренению вредных привычек, пропаганде здорового образа жизни в молодежной среде....

Классный час "Безвредного табака не бывает"

Разработка классного часа о вреде курения для 7-8 классов....

классный час "Безвредного табака не бывает"

Классный час по здоровому образу жизни...

классный час "Безвредного табака не бывает"

Классный час по здоровому образу жизни...

Классный час "Безвредного табака не бывает"

Классный час предназначен для учащихся 7 класса...

Классный час "Деньги: какие они бывают".

Классный час про деньги, что такое деньги с элементами игры....

Воспитательский час: «Без прав не бывает обязанностей, без обязанностей не бывает прав!»

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе ...