Возможности семейного воспитания в формировании толерантности детей.
статья на тему

Лебедева Екатерина Борисовна

 

В статье"Возможности семейного воспитания в формировании толерантности детей"раскрывается взаимодействие семьи и школы в воспитании учеников 5-8 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Е.Б. Лебедева. БОУ г.Омска «Гимназия№12»

                               

Возможности семейного воспитания в формировании толерантности детей.

В современных условиях проблема толерантности стоит особенно остро. Это связано с тем, что дети уже в подростковом возрасте имеют негативный жизненный опыт. Неблагополучие семей, где, прежде всего, начинается воспитание ребенка, предопределяет уровень развития его толерантности. Круг общения и неустроенность быта приводит к нетерпимости детей ко всему. Учить терпимо относится к самобытности, мирному решению конфликтов, телеранстности- одна из первостепенных задач родителей. Ведь именно семья является тем специальным институтом, в котором формируется личность ребенка на огромном и важном возрастном отрезке жизни человека.

Для толерантности характерны: активное отношение к происходящему, отсутствие равнодушия, безразличия, пассивности; наличие компромисса, разумной уступчивости, готовы к диалогу, гибкость в подходах в решение проблем; равенство в спорах, отсутствие монополизма, стремление  сделать свою позицию господствующей. Обучение навыкам самостоятельной взрослой жизни невозможно без таких понятий, как терпимость, понимание, принятие чужой точки зрения. « Толерантность-это больше, чем терпимость. Это умение жить с другим…» Нужно все время пытаться понять другого человека, его установки, ценности, все то, что ему дорого. Это настроенность на понимание и диалог с другим человеком, взаимное изменение позиций в ходе такого диалога.  Воспитать толерантность мгновенно абсолютно не возможно. Толерантность влечет за собой иную жизненную философию, иные способы управления, иные установки, которые, по сути, приводят к действительной демократии. Иными словами толерантность связана с внутренними ощущениями человека собственной свободы, позволяющим ему самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере межличностных отношений.

В семье дети учатся излагать свои мысли и слушать собеседника, владеть навыками работы в группе и различными социальными ролями, знать способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, быть эмоционально устойчивым в общении и лояльными к различным точкам зрения. Важным вопросом является роль и позиция отца и матери в процессе такой совместной деятельности: необходимо выступать только с позиции соучастия и сотрудничества. Большое значение имеет готовность( и способность) родителя к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность своего ребенка. Собственные коммуникативные в организационные навыки отца и матери подвергаются значительной нагрузке и проверке. Поэтому личные качества родителей-гибкость мышления, эмпатия- играют определенную роль в создании положительного образа терпимого и понимающего человека. Чтобы создать благоприятную для развития толерантности атмосферу, взрослый должен понимать невербальный язык, влияющий на межличностные отношения: позитивное влияние похвалы, улыбки и негативное влияние хмурого взгяла. И самое главное- любить и уважать личность собственного ребенка.

Толерантные  дети лучше знают сами себя, при этом не только свои достоинства, но и недостатки поэтому их потенциал для саморазвития выше остальных. Они готовы к взаимодействию в социальных ситуациях для достижения поставленных целей и выстраиванию конструктивных отношений в обществе. У таких ребят развита способность нестандартно решать обычные проблемы быстро менять стратегию или тактику своего поведения в зависимости от обстоятельств, адекватно оценивать мотивы других людей. Поэтому необходимо в семье организовать толерантное пространство: моделировать встречи с представителями иных культур в привлекательной форме; искусственно создавать проблемы ситуации для выявления возможных противоречий в отношениях с людьми, чтобы преодолеть предупреждения и стереотипы; поддерживать атмосферу взаимопринятия, уважения; оказывать помощь детям в овладении ими умениями критически мыслить, вести диалог, анализировать свои и чужие точки зрения; проявлять в общении с ребенком доброжелательность, терпение, уважение; акцентировать внимание на ценности человеческого достоинства, правах и обязанностях человека в обществе.

Наиболее полно эти педагогически задачи решаются в процессе социально одобряемой и социально признаваемой деятельности. Психологический смысл этой деятельности состоит в том, что, участвуя в ней, ребенок фактически приобщается к делам общества, занимает в нем определенное место и утверждает место свою новую позицию среди сверстников и взрослых, осознает себя и признается окружающими как равноправный член социума. Социально признаваемая деятельность- трудовая, спортивная, художественная, организаторская, определенный порядок действий, четко выделенные образцы и постоянный контроль, постепенно перерастающий в самоконтроль. В практической деятельности необходимо учить детей руководствоваться  моральными нормами и реализовать в поступках принятые нравственные ценности. Кроме того, в воспитательной работе необходимо опираться на индивидуальные особенности ребенка. Процесс формирования толерантного сознания и поведения детей довольно длительный и результат можно добавиться лишь при условии понимания идей, установок толерантности со стороны всех членов семьи.

Определить эффективность воспитательной деятельности, можно по ее результату: по тем изменениям, которые происходят в личности ребенка. Узнать об этих изменениях помогают различные способы: наблюдение за поведение, эмоциональное состояние детей , а  так же беседы, анкетирование, тестирование. По полученным данным станет ясно актуализируется ли морально-нравственные потребности и мотивы, развиваются ли нравственные-волевые качества.

Главные результат такой воспитательной работы- появление у детей деятельности устремленности к нравственной цели, выработка этических суждений, понятий, убеждений, единство оценок и воззрений рождение нравственного общественного мнения.

Библиографический  список:

  1. Громова. О. Пирог моей страны: что стоит за словами «воспитание культуры межнациональных отношений» [Текст]/ О. Громова//Библиотека в школе.-2001.№17.- с. 24.
  2. Громова, О. Трудное слова «толерантность»: Оно обозначает еще более трудное понятие-терпимость[текст]/ О. Громова//Библиотека в школе.-2001.-№3-с.2.
  3. Место встречи- библиотека. Беседа в настоящем времени[Текст]// Первое сентебря.-2004.-№20.-с.8-11
  4. Соловейчик . А.С Простое- непростое слово [текст]/А.с.Соловейчик // Первое сентября. –с. 9-10
  5. Степанов. П.В. Феномен толерантности [текст]/П.В. Степанов// Классный руководитель.-2004-№3. С.5-14