Классный час "Сталинград. Письма с фронта"
классный час (11 класс) по теме

Загуменнов Дмитрий Александрович

Классный час был разработан к 70-й годовщине Победы в Сталинградской битве. Классный час содержит материалы писем советских солдат, воевавших под Сталинградом, и девочки, погибшей в фашистском плену. Рекомендуется проводить данный классный час в 10-11-х класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stalingrad._pisma_s_fronta.doc53.5 КБ
Office presentation icon stalingrad.pisma_s_fronta.ppt1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Сталинград. Письма с фронта».

Цели классного часа:

  1. воспитание патриотизма на примере героического подвига героев Сталинградской битвы;
  2. привитие бережного отношения к историческому наследию народа;
  3. повышение интереса к изучению истории Сталинградской битвы и истории России в целом;
  4. повышение интереса к изучению истории родной семьи через пример писем героев-фронтовиков.

Оборудование для классного часа: компьютер с аудиоколонками, мультимедийный проектор, мультимедийный экран.

Краткие рекомендации: классный час рассчитан на обучающихся старших классов, так как содержит выдержки из писем с фронта, имеющие сильную эмоциональную составляющую. Одним из главных методов является воздействие на эмоциональную сторону личности подростка. Классный час проводится самим классным руководителем или обучающимися, способными ярко и эмоционально донести информацию и дух писем фронтовиков.

Ход классного часа

        Добрый день! Сегодня мы с вами собрались, чтобы окунуться в страшное время Сталинградской битвы, наполненной сколь героическими моментами, столь и ужасными и трагическим человеческими потерями. Но я вам предлагаю сегодня не просто послушать информацию или посмотреть фильм о Сталинградской битве, а выслушать самих участников битвы, понять их эмоции и нарисовать образ происходящего в те страшные месяцы. Именно поэтому наш классный час называется «Сталинград. Письма с фронта» [Слайд № 1].

22 июня 1941 года вероломно, без объявления войны, фашистская Германия напала на Советский Союз. В первые дни войны, принявшая на себя атаки немцев Белоруссия потеряла огромное количество людей, военной техники. И только в конце первого дня войны советские войска начали продвижение к сложившемуся фронту, когда стратегическая инициатива была полностью на стороне фашистов. Огромные человеческие потери, человеческие трагедии сопровождали продвижение гитлеровцев на восток. Каждый город, каждая деревня стали оплотом сопротивления. Каждая семья на себе почувствовала боль утраты близких. Каждый советский гражданин встал грудью на защиту Родины.

        К концу 1941 года немцы вышли к Москве. Ценой жесточайших и невосполнимых потерь советским солдатам удалось отбить атаки фашистов на столицу. И уже в декабре перейти в контрнаступления, отбросив врага на дальние подступы. Поражение под Москвой стало первым серьезным поражением фашистской армии. [включается произведение А. Александрова и В. Лебедева-Кумача «Священная война», которая может сопровождаться фотографиями военных лет].

        Гитлер, между тем, не отказался от цели захвата сердца Советского государства. Но, завязнув, в позиционных боях, решил идти на Москву в обход, пополнив запасы продовольствия и топлива на Кавказе. Главным форпостом на этом направлении стал Сталинград. Падение Сталинграда открывало бы дорогу на Кавказ.

        В этих условиях к Сталинграду стягивались все новые советские войска [Слайд № 2].

«Мои дорогие! Завтра выступаем в поход к фронту. Что бы ни случилось, помни, Таня, что наших детей ты должна воспитать в свирепой ненависти к фашизму, разрушившему тысячи семейств, в том числе и нашу, ограбившему тысячи людей, в том числе и нас, убивающему и калечащему тысячи людей, в том числе и их папу, издевающемуся над нашей Родиной и народом. Это мое непреклонное последнее желание и завещание – на тот случай, если я не вернусь. Но я хочу победить и вернуться…» (Письмо с фронта А.И.Шапошникова жене Татьяне)

        Многие солдатами становились сразу после окончания школы или до ее окончания. Многие оказались под Сталинградом, впервые надев военную форму [Слайд № 3].

«Дорогая Танюша и детки! Я служу в полковой артиллерии при стрелковом полку. Живется хорошо. Мы получаем 800 граммов хлеба, ежедневно сахар к чаю и часто селедку, которой я прямо объедаюсь, ведь с начала войны не приходилось ее покушать. Служба нетрудная, но требует большой внимательности. Я нахожусь в огневом расчете при орудии, подучиваюсь, чтобы в будущем стать наводчиком…
Читая газеты, интересуйся боевыми делами наших славных артиллеристов. У нас в батарее есть трое награжденных медалями За боевые заслуги и отвагу, а наш комиссар награжден орденом Красной Звезды. Начальство хорошее – все культурные и умные люди, помогающие мне втянуться в военное русло. А командир нашей батареи простой в общении, доступный каждому бойцу, но требовательный и строгий в делах службы и, говорят, отчаянный в бою. Я еще в бою не был, но под обстрелом уже был, и должен тебе сказать, мне нисколько не было страшно.
У меня накопилось столько злобы и ненависти к врагам, разрушившим наш край, дом и семью, заставившим потерять имущество и расстаться с родными, что во мне выросло могучее желание мстить врагам, мстить хладнокровно и обдуманно.
Мне не страшны раны, боль, труд и смерть, но я обдумываю, как побольше уничтожить врагов раньше, чем они меня выведут из строя. Я старательно изучаю артиллерийское дело – надо бить фрицев умело, овладевши военной квалификацией.
Видел я села, где зимовали фрицы, видел сожженные хаты, испорченные дома и сараи, изрытые окопами огороды, наслушался рассказов жителей о делах подлых фашистов, бывал в их блиндажах, видел танки, оружие и другое вооружение, отбитое как трофеи. Все, что пишут о фашистских зверствах – правда.
У вас в тылу, я знаю, часто считают газетными преувеличениями описания оккупации, но уверяю, жить при немцах нельзя. Старайтесь в колхозах побольше вырастить хлеба и других продуктов, помогайте крепить оборону, а мы на фронте не подведем.
Обнимаю и крепко целую вас, мои дорогие, передайте привет всем родным. Жду с нетерпением ваших писем. Твой Шура».
 (Письмо с фронта А.И.Шапошникова жене Татьяне) [Слайд № 4]

        17 июля 1942 года немецкие войска вторглись в пределы Сталинградской области. Начались бои на дальних подступах к городу. Они продолжались до 10 августа. За три недели наступления противник продвинулся на 60-70 км. Темп продвижения был 3-4 км в сутки. Советские 21-я и 63-я Армии перешли в контрнаступление, форсировали Дон и захватили плацдарм, но сил для развития успеха не хватило.

        В такой тяжелой ситуации советские солдаты не забывали о семье. Наверное, только это и согревало, заставляло идти в бой, отбивать все новые и новые атаки. Защитить родных – вот главная задача! [Слайд № 5]

«Дорогая моя Масенька! Милые детки Неля и Алик! Поздравляю вас с праздником 25-летия Октябрьской революции! Вспоминал, как мы проводили этот день в прошлом году на хуторе в эвакуации. Как нас заносил снег ночью при подъезде к этому хутору. Трудное было время, но мы были все вместе. Да, печальный год мы пережили, но я твердо убежден, что 26-ю годовщину мы будем встречать при иных, лучших обстоятельствах. Масенька моя славная, не убивайся и не горюй напрасно – я твердо знаю, что ты выдержишь все трудности и убережешь наших малышей для будущей счастливой жизни. Я надеюсь на тебя. Мое же дело – отомстить подлым негодяям за все злодейства… Я буду писать хоть коротенькие письма, чтобы ты знала, что я жив и здоров и помню о вас, мои дорогие…». (Письмо с фронта А.И.Шапошникова жене Татьяне). [видеоролик «Руины», рассказывающий о самой массированной бомбежке Сталинграда 23 августа 1942 года].

        В сентябре 1942 года фашисты прорвали оборону советских армий и ворвались в Сталинград. Начались длительные позиционные бои. Сражения шли за каждый дом и улицу. Напряжение сил защитников было нечеловеческим. Многие сталинградцы не успели эвакуироваться и сами стали защитниками города. Но и тем, кто эвакуировался, приходилось тяжело. Многих мирных жителей угнали в рабский плен. Но даже там, в плену, они не забывали о родных, о Родине, внутренне противостояли фашистской напасти. Вот письмо 15-летней девочки, попавшей в плен [Слайд № 6]:

«Дорогой, добрый папенька!
Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.
Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала, вот ее последние слова: «Вы, не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон». И офицер выстрелил маме в рот...
Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь - у меня отбили легкие.
А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: «Расти, доченька, на радость большой!» Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню.
А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало - платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет,- и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.
Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с «Розой» и «Кларой» - так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. «Русс была и будет свинья»,- сказал он. Я очень боюсь «Клары». Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.
Живу я в дровяном сарае: в комнату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.
Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.
Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.
Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..
Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать. Твоя дочь Катя Сусанина.
Мое сердце верит: письмо дойдет».

        Именно такие письма еще больше раздували в сердцах и душах праведный огонь борьбы и стремление избавить Родину от фашистского нашествия [Слайд № 7].

«Тяжелый камень лег на сердце и не могу плакать, а так хочется. Ужасно, когда теряешь в бою товарища, но неизмеримо, когда теряешь ребенка, за жизнь которого столько ты перемучилась. Я еще не могу освоиться с мыслью, что Олежонка нет. Вся наша эвакуация – и он в центре всех забот… Ты права, надо не убиваться и горевать, а ненавидеть и бороться. Они, проклятые, лишили нас крова и заставили покинуть родные места. Ты с двухнедельным малышом на руках пешком пошла из села. Незабываемо это и не прощаемо.
Мы не одни. Тысячи семей в это же самое время оплакивают близких, погибших от коричневой чумы. За все отплачу и отплачиваю уже, дорогая. Славно достается фрицам и их румынским прихвостням от нашей артиллерии. И приближается час расплаты. Ты не смотри на карту, что они много заняли, тем дольше им будет удирать, только навряд ли их много удерет.
Уже недалеко до разгрома врага. Уже переломный момент, кризис подошел. Дальше будет нелегко воевать, но более успешно. Сейчас армия не та, что была 3 месяца назад – и мы не те. У нас такая злость и ненависть, что это нас ведет на подвиги, а военное уменье помогает нам крепче держаться за оружие.
Сейчас у нас успех за успехом на нашем участке фронта. Но я это все опишу тебе в другой раз, сейчас у меня несвязно получится. Да к тому же немцы контратакуют, хотят отбить то, что мы у них заняли. Это значит, что отобьем их контратаки и еще продвинемся вперед – еще освободим кусок родной земли…
Целую деток. Пусть Неля напишет мне письмо. Твой Шура».
 (Письмо с фронта А.И.Шапошникова жене Татьяне).

        19 ноября 1942 года советские войска организовали контрнаступление по фронту. Советские войска начали выбивать фашистов из Сталинграда. Довершал начатое мороз, ставший союзником героев. Но главным, конечно, было бесконечное мужество и отвага советского воина.

        К январю 1943 года основные позиции немцев были окружены и разбиты. В Сталинграде был окружен фельдмаршал Паулюс, командующий немецкими войсками в Сталинграде. 02 февраля 1943 года героическая битва за Сталинград закончилась полной победой советских войск. Народ ликовал… Но сердце каждого было разбито. Разбито горечью потери родных и близких, детей и родителей.

        И именно эта память, пропитанная кровью и слезами должна жить вечно в наших сердцах и умах.

        Более 2 миллионов советских солдат погибло в битве за Сталинград. По своему размаху Сталинградская битва превзошла все сражения прошлого. Она продолжалась 200 дней. Каждые 11 секунд там погибал один солдат. Давайте помянем солдат, погибших в Сталинградской битве и Великой Отечественной войне минутой молчания [Слайд № 8].

Список источников:

  1. История страны, история семьи. Сталинградские письма моего деда.// http://www.prizyv.ru/archives/328751
  2. Письмо 15-летней девочки Сусаниной с фашистской каторги./ Говорят погибшие герои. Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков (1941 – 1945 гг.). – М., 1990.// http://www.bibliotekar.ru/encGeroi/82.htm


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по теме "Письма с фронта и на фронт" Урок-мастерская "Историческая и духовная ценность фронтовых писем"

Основой данного урока литературы является краеведческий материал, имеющий неоспоримую воспитательную ценность...

Урок письма для учащихся 9 класса. Тема: «Письма с фронта»

Цель урока: углубление и представление об эпистолярном жанре посредством  знакомства с письмами военных лет....

сценарий классного часа "Письма с фронта"

Солдатские письма… Пожелтевшие от времени треугольники со штемпелями полевой почты… Каким спасением были они во время войны, долетевшие весточкой до наших дней, словно привет из далекой военной поры. ...

Классный час "Сталинград. Письма с фронта"

Классный час посвященный 23 февраля...

Методическая разработка.Технологическая карта урока.Тема: Письма войны. Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта»

Технологическая карта урока.Тема: Письма войны. Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта».5 -7 класс...

Классный час «Письма с фронта»

Классный час «Письма с фронта»...