Нравственные ориентиры наших детей.
материал по теме

Ирина Валентиновна ПЫЖОВА

Выступление на городском  родительском собрании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

                Нравственные ориентиры наших детей.

                        Ребёнок. Семья. Школа.

   Мы живём в такое время, когда нравственные ценности, прежде чёткие и конкретные, стали размытыми и нечёткими. Нам, взрослым, подчас в них трудно разобраться. Ещё сложнее нашим детям.

   Но я твёрдо убеждена в том, что есть такие нравственные истины, которые являются вечными, непреходящими: доброта, любовь к родному дому, к родной школе, к родителям, к бабушке и дедушке, уважительное отношение ко взрослым, сострадание к ближнему…

   Нашим детям нужны живые, хорошие примеры.

   Даже мы, взрослые, заявляя о своей неповторимости и самостоятельности, перенимаем подчас друг у друга и мысли, и желания, и слова, и поступки. Мы копируем манеру поведения, покрой платья, причёску…

   Так и дети учатся всему, глядя на других, подражая нам, взрослым, и прежде всего – своим родителям. Недаром Я. А. Каменский сравнивал детей с… обезьянами, которые всему подражают – и плохому, и хорошему.

   Немецкая пословица гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому».

   Вот передо мной моя ученица. Всегда улыбчива, открыта. Глаза её всегда излучают добро и свет. Это не случайно: мама этой девочки такая же добрая и открытая.

   А вот другой мой ученик. Он резок в словах и поступках. Поведение его непредсказуемое. Без конца обижает своих одноклассников. И этому я скоро нашла я объяснение: отец и мать не найдут общего языка в воспитании ребёнка; отец пытается убедить его словом, а мать – побоями. И мальчик переносит свои обиды на слабых вне семьи.

   Трудно найти общий язык не только мальчику с родителями, но и учителям с ними. Вот и растёт мальчик «проблемным».

   Отец и мать, учитель – это наглядное пособие для изучения жизни, норм нравственного поведения в обществе себе подобных.

   За нами всегда следят внимательные глаза наших детей. Они ловят каждый наш взгляд, любое суждение, принимают за норму все наши слова, желания, поступки.

   И даже в тот момент, когда мы думаем, что ребёнок занят собой, он внимательно изучает нас, слушает, запоминает. Сказанное нами слово, невольный жест, совершённый поступок, раз видит их ребёнок, могут стать для него примером.

   Нам, взрослым, нужно понять: хотим мы того или не хотим, но всем своим поведением, всем образом своей жизни мы воспитываем своих детей, указывая им на нравственные ориентиры. Этот факт налагает на нас огромную ответственность. Ведь то, как будут жить наши дети, как будут они строить отношения с окружающими их людьми, к каким целям-маякам будут стремиться, какие нравственные принципы будут отстаивать, зависит только от нас, от взрослых.

   Конечно же, трудно поверить, что мать или отец убеждают своего ребёнка в том, что лучше зарабатывать своим телом или грабежом… Нет, в это не хочется верить! В это поверить просто невозможно. Но вина взрослых в сучившихся несчастьях детей очевидно. Подтверждает это и стихотворение 13 ученицы, стихотворение-обращение:

Снова тучами светлое небо затянуто,

Душат детское солнце руками умелыми.

Вы всё так же слепы, мы вами оставлены.

Посмотрите же, взрослые, что вы наделали!

Дети знают уже, что такое наркотики,

Что такое добро – не имеют понятия,

Не пускают игрушечные самолётики,

А читают о средствах против зачатия.

Ваши дети, захваченные сериалами,

Говорят о насилии, как об обыденном,

На разврат они смотрят глазами усталыми

И друг другу рассказывают об увиденном.

Вы же слепы, дети сами себе предоставлены.

Страх, преступность, наркотики, секс и колонии!

Слепоту вашу даже Чечня не исправила.

Хоть сегодня очнитесь, товарищи взрослые!

   Да, ритм жизни сейчас очень насыщен. Да, родителям постоянно приходится думать, где заработать деньги, чем накормить своих детей, во что их одеть.

Но почему мы забываем о том, что нашим детям ещё трудней, чем нам?

Почему, вернувшись домой после напряженного трудового дня, мы, взрослые, очень неосторожны в словах с детьми. И вместо того, чтобы в эти часы-секунды поговорить с ребёнком по душам, приласкать его, прижать, поцеловать, узнать о его успехах и поражениях, поддержать его добрым, ласковым словом, мы позволяем себе давать детям оценки, частенько браня

их : «Такой-сякой!!!»

   Захочет ли ребёнок в следующий раз рассказать свою тайну, поделиться горем или радостью? Захочет ли снова услышать, что он «такой-сякой»? И если родители вовремя не поймут свои ошибки, что через время их чадо действительно станет «таким-сяким».

   В современных условиях нашим детям особенно трудно. Им необходимо повышенное внимание, ласка, постоянное чувство защищённости, родительской любви.

   Что делать ребёнку, если он всё это не может получить в своей семье?

   Ему на помощь должна прийти школа. Любой опытный педагог вам скажет, что важнейшее условие успеха в воспитании детей – это полный контакт семьи и школы. Там, где нет согласия и понимания между школой и семьёй, ребёнок, не найдя любви и заботы ни дома, ни в школе, идёт искать всё это на улице, в рассаднике преступности, детской наркомании и алкоголизма.

   Случилась беда с ребёнком… Кто виноват: семья или школа? Трудно ответить на этот вопрос. Наверное, и те, и другие, ведь ни семья, ни школа не смогли найти общего языка с ребёнком, не согрели его своим теплом, «на любовь своё сердце» не настроили.

   А как бы хотелось бы, чтобы мы все, и взрослые, и дети, воспринимали смысл жизни и бытия так, как понимал его Булат Окуджава:

Виноградную косточку

В тёплую землю зарою,

И лозу поцелую,

И спелые гроздья сорву,

И друзей созову,

На любовь своё сердце настрою…

А иначе зачем на земле

Этой вечной живу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории, обществознания и внеклассной работе.

Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории, обществознания и внеклассной работе. ...

Урок по обществознанию в 10 классе "Нравственные ориентиры деятельности"

Методическая разработка урока по обществознаию для 10 класса....

Родительское собрание на тему «Духовно – нравственные ценности наших детей».

Цель проведенного собрания: дать рекомендации родителям, как воспитать духовно – нравственные ценности у детей....

Доклад на тему « Творческая мастерская – условие для формирования личностных качеств и нравственных ориентиров у учащихся на уроках русского языка и литературы»

Творческие мастерские - это технология, которая соответствует новой педагогической философии, прежде всего философии образовательных целей: создавать условия для самореализации; реализовать возможност...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»

С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления  духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...