ПДД. Ситуационная грамотность ( ПАМЯТКА )
классный час по теме

Важничин Сергей Владимирович
Ситуационная грамотность на дороге. Ситуации "ловушки". Памятка для учителей для профилактической работы с детьми по ПДД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon situacionnaya_gramotnost.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

ПДД.  СИТУАЦИОНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

                                                                     

                                                             (   ПАМЯТКА )

        Анализ дорожно-транспортных происшествий показал, что одна из главных причин детского травматизма на улицах – ситуационная неграмотность детей, родителей, водителей. 95% несчастных случаев с детьми на дорогах возникают примерно в 30 повторяющихся дорожных ситуациях-«ловушках». В этих обманчивых ситуациях на первый взгляд кажется, что опасности нет – можно переходить, а через секунду обнаруживается, что это опасно! Чаще всего ошибки связаны не с применением Правил дорожного движения, а с прогнозом развития ситуации на дороге.

        

Ситуации-«ловушки», связанные с привычками детей,

безобидными возле дома, но опасными на проезжей части

        

        Дети привыкли:

  1. Выбегать из-за кустов и других объектов, ограничивающих видимость 

На дороге кусты, деревья, заборы, дома, стоящие машины могут скрывать за собой движущийся автомобиль!

  1. Когда идут группой – разговаривать, поглядывая друг на друга

При подходе к дороге разговоры следует прекратить, потому что         они отвлекают от наблюдения.

  1. Двигаться бегом

Надо идти только шагом, потому что при беге смотришь прямо перед собой, не поворачиваешь голову – а перед переходом проезжей части надо смотреть, поворачивая голову вправо и влево.

  1. Идти наискосок

Переходить проезжую часть дороги так нельзя, потому что труднее наблюдать. Ведь тот, кто идет наискосок, поворачивается спиной к транспортным средствам и дольше находится на проезжей части, так как удлиняется путь.

  1. Делать шаг назад, не глядя, отступать, отскакивать, не поглядев, что за спиной

Если оказался на проезжей части дороги, не поглядев вначале, не делай ни одного шага ни вперед, ни назад.

  1. Бросаться за мячом, собакой, не глядя по сторонам

Сначала надо посмотреть по сторонам и убедиться в безопасности.

  1. Двигаться непрерывно, не останавливаясь

Перед выходом на проезжую часть всегда надо приостановиться и посмотреть по сторонам с поворотом головы

  1. При спешке забывать обо всем на свете

Перед выходом на проезжую часть надо остановиться на тротуаре. Тот, кто спешит, тот не наблюдает.

СИТУАЦИОНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Ситуации-«ловушки», связанные с закрытым обзором

        

        Это дорожные ситуации, когда опасность скрыта от пешехода за кустами, деревьями, стоящими или движущимися автомобилями, другими пешеходами.

  1. Чем опасен стоящий на улице автомобиль?

        Автомобиль, который стоит, мешает вовремя заметить движущийся за ним транспорт.

  1. Какое из стоящих транспортных средств опаснее других?

        То, которое выше и длиннее: автобус, грузовик-фургон, трактор, бульдозер, автомобильный кран – они больше всего мешают заметить движущийся транспорт.

  1. Чем могут быть опасны кусты, заборы, деревья возле дороги?

        За ними могут быть скрыты проезжающие транспортные средства!

  1. Чем опасен медленно приближающийся автомобиль?

        Пешеход может решить, что вполне успеет перейти – и начать перебегать дорогу. Но за ним или в соседнем ряду может быть скрыто другое транспортное средство! Оно может обгонять ту автомашину, которая движется медленно!

  1. Чем опасен только что проехавший автомобиль?

        В  первые секунды он может скрывать от пешехода встречный! Надо, пропустив машину, подождать, пока она отъедет подальше!

Ситуации-«ловушки», связанные с отвлечением внимания

        Это моменты в обстановке на дороге, когда пешеход не замечает опасность, потому что его взгляд прикован, направлен на интересующие его предметы: автобус на другой стороне дороги, приятелей, родных, мяч, собаку…

  1. В чем опасность для пешехода, который спешит через дорогу к автобусу?

        Пешеход видит только автобус и больше ничего вокруг и часто не замечает приближающийся сбоку автомобиль.

  1. В чем опасность для пешехода-школьника, который заметил на другой стороне улицы родных или приятелей, и они зовут его к себе?

        Дети видят только друг друга и плохо наблюдают по сторонам. Могут не заметить движущийся транспорт.

  1. В чем особенность детей, перебегающих через дорогу?

        Глаза детей при этом направлены на тех (на то), вслед за кем (чем) они бегут, и можно не заметить движущийся транспорт.

СИТУАЦИОНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Ситуации-«ловушки», связанные с понижением внимания

или ситуацией «пустынная улица»

        Это моменты, когда дети попадают на улицу, где низкая интенсивность движения, на улицу с большим количеством кустов и деревьев. На таких улицах дети, считая, что «машин нет», могут выходить или выбегать на проезжую часть, не осмотрев ее – выход не глядя.

  1. В чем опасность для детей, играющих рядом с проезжей частью пустынной улицы; или когда дети-пешеходы или велосипедисты идут, едут по обочине пустынной улицы?

        Считая, что «машин нет», дети могут выйти, выбежать, выехать (на велосипеде) на проезжую часть улицы, не осмотрев ее, и не заметить приближающийся автомобиль. Учитесь осматривать улицу всегда внимательно и с поворотом головы, прислушиваясь при этом. На пустынных улицах будьте не менее внимательны, чем на улицах с оживленным движением!

Ситуации-«ловушки»,

возникающие на середине проезжей части улицы

        Пешеход стоит на проезжей части дороги тогда, когда он переходит дорогу не за один раз, а по частям: сначала до середины (до разделительной полосы), потом, подождав и пропустив машины, от середины до другой стороны.

  1. Как надо наблюдать, стоя на середине проезжей части?

Обычно дети смотрят только вправо – какие машины надо пропустить. Этого мало! Надо посмотреть и влево – назад, чтобы знать, есть ли машины, проезжающие за спиной, Смотреть надо вправо и влево, Если этого не делать, дети могут, испугавшись машины, отступить, сделать шаг назад не глядя – прямо под колеса автомобиля.

  1. Что мешает видеть движущийся транспорт, когда стоишь на середине улицы?

Мешают стоящие рядом пешеходы. Отвлекает внимание и подъезжающий к остановке автобус на другой стороне улицы, особенно если это тот самый автобус, на который хотелось сесть.

  1. Как надо себя настроить, остановившись на середине улицы?

На предельную внимательность. Вы оказались между двумя потоками машин – движущимися справа и слева. Никаких разговоров с приятелями! Ни одного случайного движения, не осмотревшись, особенно назад! Наблюдать с поворотом головы. Быть внимательным!

СИТУАЦИОНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Ситуации-«ловушки»,

возникающие на остановках автобусов, трамваев

  1. Какое место опаснее для пешехода, переходящего через дорогу: перекресток или остановка?

Опасно и там, и там, но на остановке опаснее! Почему? На остановке самая большая помеха обзору – стоящий автобус.

  1. На каких улицах остановки опасны больше всего?

Улицы узкие, с неширокой проезжей частью. Здесь пешеход, видя, что до противоположного тротуара близко, «рукой подать», чаще выбегает из-за автобуса.

  1. Как надо переходить дорогу после выхода из автобуса, трамвая на остановке?

Дойди до ближайшего пешеходного перехода и переходи там. Если перехода нет, жди, пока автобус или другое транспортное средство отъедет на безопасное расстояние или переходи в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

Ситуации-«ловушки»,

возникающие на пешеходных переходах

  1. Какие ситуации-«ловушки» могут подстерегать пешехода на пешеходном переходе?

                                        Таких «ловушек» три:

  1. когда приближаются транспортные средства, пешеход, видя, что успевает перейти, может не заметить скрытое за ними транспортное средство, Часто эти скрытые машины или мотоциклы едут быстрее!
  2. когда автомобиль проехал через пешеходный переход, пешеход в спешке может сразу начать переходить дорогу и не заметить машину справа, которая в этот момент скрыта за проехавшей машиной;
  3. когда у пешеходного перехода остановилось транспортное средство (например, для разворота или просто сломалось) – оно мешает обзору.

  1. Какую ошибку чаще всего делает водитель при проезде пешеходного перехода?

Едет на повышенной скорости, не снижает скорость. Пешеходу нельзя просто так надеяться на то, что водитель не ошибается. Надо переходить через дорогу, продолжая внимательно наблюдать.

СИТУАЦИОНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Ситуации-«ловушки»

на переходе, оборудованном светофором.

1.  Какие «ловушки» могут подстерегать пешехода у светофора?

  1. когда пешеход заканчивает переход перед стоящими у светофора транспортными средствами уже при красном сигнале. Он уверен, что водители трогающихся автомобилей его пропустят и не понимает, что не все машины стояли, из-за стоящих и трогающихся может выехать другая!

  1. когда пешеход переходит на «зеленый», сразу же, как только он загорелся! Надо всегда наблюдать, все ли машины закончили движение;

  1. когда в одном ряду транспортные средства уже стоят, а в другом еще едут. Пешеход, видя, что автомобили стоят, может начать переход, не видя за стоящими машинами другие, проезжающие;

  1. нельзя забывать, что на дороге могут возникнуть самые неожиданные обстоятельства, например, автомобили могут делать поворот или на красный сигнал могут проехать спецмашины (скорая помощь, милиция, пожарная, аварийная газовая служба), но они подают при этом звуковой или световой спецсигнал.

  1. Как лучше действовать, если вы подошли к перекрестку или пешеходному переходу, оборудованным светофором, при мигающем зеленом сигнале?

Лучше всего не переходить дорогу, а подождать следующего зеленого сигнала, так как вы не знаете, как долго он будет еще гореть, успеете ли вы, не задерживаясь на середине, перейти дорогу.

  1. Как перейти через дорогу на перекрестке со светофором, имеющим дополнительную секцию со стрелкой?

Нельзя начинать движение, если загорелся зеленый сигнал со стрелкой на дополнительной секции светофора, так как это сигнал для движения транспорта, который поворачивает направо или налево, в зависимости от того, какое направление указывает стрелка. Пешеходы должны двигаться на зеленый сигнал, расположенный на пешеходном светофоре, а в случае его отсутствия – на основном светофоре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся "Как стать грамотным"

Данные памятки помогут учащимся овладеть секретами успешной учёбы....

Памятка для родителей "Как грамотно и эффективно готовить свое чадо к экзаменам…"

Полезные советы "Как грамотно и эффективно готовить свое чадо к экзаменам"....

Памятка "Правовая грамотность детей"

Памятка содержит материалы, посвященные дню правовой защиты детей....

Функциональная грамотность. Ситуационная задача по математике «Юный доктор»

Учитель: Подгайнова Наталия Александровна, учитель математикиПредмет: математикаКласс: 6 (материал может быть использован в 7-8 классе)Тема упражнения: Применение математический зн...

Решение ситуационных задач на уроках математики – один из методов формирования функциональной грамотности.

Одним из действенных средств повышения эффективности обучения математике является использование на уроках ситуаций, которые позволяют создать в классе условия, приближенные к тем, в которых люди оказы...

Разработка ситуационной задачи по естественно-научной функциональной грамотности для урока биологии по теме "Разнообразие птиц"

Решение практико-ориентированных заданий по формированию естественно-научной грамотности...

Ситуационные задания на уроках русского языка в 5 классе по формированию читательской грамотности

Цель данной разработки – показать эффективность применения ситуационных заданий на уроках русского языка в 5 классе, направленных на формирование читательской грамотности....